Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам, в которых использованы подшипники качения. Изобретение может быть использовано в машинах и механизмах, где подшипниковые узлы работают на высоких скоростях и испытывают значительные центробежные нагрузки, в частности в редукторах планетарного типа, планетарных коробках передач, планетарно центробежных мельницах (ПМЦ), где действуют мощные искусственные поля тяжести, превосходящие в десятки и сотни раз ускорение силы тяжести земли.
Известен подшипниковый узел, содержащий подшипник качения, сепаратор, имеющий удлиненную часть, выходящую за пределы подшипника, втулку с кольцевым выступом, охватывающим удлиненную часть сепаратора, полость для смазки подшипника (см. авт. свид. СССР 1328595, МПК: F 16 C 19/54 от 13.06.84 г.).
К недостаткам указанного узла можно отнести возможность перекоса сепаратора, что объясняется неодинаковостью сил трения, возникающих в разных точках контакта с другими элементами узла. С одной стороны это взаимодействие наружных поверхностей удлиненных частей сепаратора с внутренней поверхностью выступа втулки, где возникают поверхностные силы трения скольжения, с другой стороны сепаратор точечно контактирует непосредственно с телами качения, где действуют точечные силы трения скольжения. Это ведет к увеличению потерь на трение и связанного с ним тепловыделения. Потери многократно увеличиваются при больших центробежных перегрузках (при работе в ПМЦ), что ведет к перегреву и заклиниванию подшипника.
Другой недостаток этого узла - сложность в изготовлении сепаратора и узла смазки.
Наиболее близким решением к предлагаемому можно считать подшипник качения по авт. свид. СССР 176468, МПК: F 06 C от 20.03.63 г. Указанный подшипник качения содержит наружное и внутреннее кольца и зубчатый сепаратор в виде втулки с зубьями на одном торце. Однако и этот подшипник обладает перечисленными выше недостатками из-за свободной посадки другого торца втулки сепаратора на вал. Кроме того, эта конструкция не предусматривает подачу масла к подшипнику.
Таким образом, основной причиной недостатков известных подшипниковых узлов является несимметричность конструкции, что ведет к перекосам сепаратора.
Задача предлагаемого решения - повышение износостойкости подшипникового узла, срока службы и быстроходности.
Для решения поставленной задачи подшипниковый узел, содержащий установленный на валу подшипник качения с сепаратором и корпусом, дополнен двумя соосными втулками, одна из которых плотно посажена на вал, другая закреплена на корпусе, а сепаратор смонтирован в цилиндрической щели между втулками.
Кроме того, в предлагаемом подшипниковом узле вал, корпус и втулки снабжены сообщающимися каналами для подачи масла к сепаратору, а сепаратор выполнен с отверстиями.
Размещение сепаратора между втулками позволило устранить перекосы в конструкции и повысить срок службы узла, наличие каналов для подачи масла обеспечило повышение износостойкости деталей узла и его быстродействие, а выполнение сепаратора с отверстиями уменьшило массу, а следовательно, инерционность узла, что позволило повысить его быстроходность.
Предлагаемый подшипниковый узел представлен на чертеже, где показан продольный разрез узла.
Подшипниковый узел содержит установленные на валу 1 внутренние кольца 2, наружные кольца 3 и сепаратор 4, контактирующий непосредственно с телами качения 5.
Сепаратор 4 размещен в щели между втулками 6 и 7, при этом внутренняя втулка 6 плотно посажена на вал 1, а втулка 7 установлена в корпусе 8 относительно втулки 6 соосно.
Для подачи смазки узел снабжен каналами 9 и 10, которые выполнены во втулках 6 и 7, и карманами 11 и 12, которые выполнены в местах подвода каналов 9 и 10 к сепаратору 4.
Масло в эти каналы и карманы поступает через подводящие каналы 13 и 14, которые выполнены соответственно в валу 1 и в корпусе 8 подшипникового узла.
Для облегчения веса узла и более эффективного подвода масла к работающим деталям узла сепаратор 4 снабжен отверстиями 15.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
При вращении вала 1 внутренние кольца 2 передают вращение телам качения 5, которые воздействуют на сепаратор 4. При этом сепаратор 4 вращается с частотой, меньшей частоты вращения вала 1.
Введение в узел двух дополнительных втулок 6 и 7 и размещение сепаратора 4 между ними препятствуют контакту сепаратора с внутренними и наружными кольцами 2 и 3, что исключает возникновение вредных высокочастотных вибраций сепаратора и повышает надежность работы узла. Кроме того, размещение сепаратора между втулками 6 и 7 исключает возможность возникновения перекоса, что позволяет вдвое увеличить нагрузки, т.е увеличить рабочий ресурс подшипникового узла.
В процессе работы узла через каналы 13 и 14 в валу и корпусе под давлением подается масло, которое через каналы 9 и 10 во втулках попадает в карманы 11 и 12 втулок 6 и 7. В результате на внутренней и внешней поверхностях сепаратора возникают масляные пленки, которые за счет действия сил вязкости уменьшают силовое воздействие тел качения на сепаратор, тем самым снижая его износ. Благодаря смазке сепаратор как бы плывет в невесомости, опираясь на масляные пленки, что позволяет сепаратору выдерживать практически любые нагрузки.
Выполнение сепаратора с отверстиями уменьшает массу, а следовательно, инерционность, что повышает быстроходность узла.
Подача на внутреннюю и внешнюю поверхности сепаратора смазки через каналы в корпусе и втулках и размещение сепаратора между дополнительными втулками обеспечивают компенсацию сил, действующих как со стороны внешних искусственных полей тяжести, так и сил давления в связи с принудительной подачей маслосмазки. Это снижает обусловленные изгибными явлениями высокочастотные вибрации сепаратора и устраняет усталостные явления материалов деталей узла, что увеличивает срок службы и надежность работы узла.
Внутренняя втулка 6 вращается с частотой вращения вала, т.е. быстрее сепаратора, и, контактируя с ним через масляную пленку, компенсирует тормозящее действие внешней дополнительной втулки 7, подкручивая сепаратор по ходу вращения вала, что приводит к уменьшению силового воздействия тел качения на зубья сепаратора и повышает его износостойкость.
При охлаждении подаваемой смазки уменьшается тепловая напряженность узла.
Таким образом в предлагаемом подшипниковом узле устранены все перечисленные выше недостатки известных узлов аналогичного назначения.
Предлагаемое техническое решение может найти широкое применение в машинах и механизмах, где подшипниковые узлы работают на высоких скоростях и испытывают значительные центробежные нагрузки, в частности в редукторах планетарного типа, планетарных коробках передач, планетарно центробежных мельницах, где действуют мощные искусственные поля тяжести, превосходящие в десятки и сотни раз ускорение силы тяжести земли.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2401953C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2011 |
|
RU2472985C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МЕЛЬНИЦА | 1994 |
|
RU2085292C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МЕЛЬНИЦА | 2009 |
|
RU2415716C1 |
Подшипниковый узел | 1984 |
|
SU1328595A1 |
Подшипниковый узел | 1976 |
|
SU737676A1 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С РОТОРОМ НА ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2485352C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1985 |
|
RU2118723C1 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2350805C1 |
МЕЖВАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2004 |
|
RU2261378C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, в которых подшипники качения работают на высоких скоростях. Подшипниковый узел содержит установленный на валу подшипник качения с сепаратором и корпусом. Особенность узла согласно изобретению заключается в том, что он снабжен двумя соосными втулками, одна из которых плотно посажена на вал, другая закреплена на корпусе, а сепаратор смонтирован в цилиндрической щели между втулками. Вал, корпус и втулки могут быть снабжены сообщающимися каналами для подачи масла к сепаратору. Сепаратор может быть выполнен с отверстиями. Изобретение позволяет повысить износостойкость, срок службы и быстроходность подшипникового узла. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Подшипниковый узел | 1984 |
|
SU1328595A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 1996 |
|
RU2138705C1 |
Способ размножения копий рисунков, текста и т.п. | 1921 |
|
SU89A1 |
DE 4232433 A1, 31.03.1994 | |||
DE 2907342 A1, 04.09.1980 | |||
Катализатор | 2015 |
|
RU2679611C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВОРОЖНОГО ПРОДУКТА | 2002 |
|
RU2210242C1 |
Авторы
Даты
2003-11-20—Публикация
2001-10-19—Подача