КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА Российский патент 1999 года по МПК F16C21/00 F16C19/52 

Описание патента на изобретение RU2138705C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в условиях повышенных скоростей скольжения, больших радиальных нагрузок в безоткатных установках.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому техническому результату является комбинированная опора, содержащая последовательно расположенные по оси опоры по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки [1].

Недостатком прототипа является то, что момент сопротивления в узле не зависит от направления вращения вала, в то время как в ряде случаев требуется небольшой момент сопротивления при вращении вала в одну сторону и резкое возрастание момента сопротивления при вращении в обратную сторону.

Задачей изобретения является создание комбинированной опоры, обеспечивающей изменение величины момента сопротивления в зависимости от направления вращения вала.

Поставленная задача решается тем, что комбинированная опора содержит последовательно расположенные по оси опоры по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки.

Новым по сравнению с прототипом является то, что подшипник скольжения выполнен в виде плавающей втулки с по меньшей мере одним торцовым цилиндрическим выступом, имеющим отверстие для прохода смазки, а также с по меньшей мере одним отражателем смазки в виде радиального выступа, а подшипник качения установлен на цапфе вала с зазором, при этом торцовый выступ плавающей втулки размещен в этом зазоре, отражатель смазки - между торцевыми поверхностями корпуса и подшипника качения, а отверстие для прохода смазки в плавающей втулке расположено между ее опорной частью и отражателем смазки. Также опора имеет дополнительную втулку, жестко связанную с валом и заключенную в корпус, и вкладыш, прикрепленный к корпусу под дополнительной втулкой, причем на поверхность вкладыша прикреплен электрофлокированный нетканый материал, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности.

Введение вышеуказанные новых элементов по сравнению с прототипом обеспечивает создание зависимости величины момента сопротивления в узле сопряжения от направления вращения вала.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен продольный разрез комбинированной опоры.

Комбинированная опора состоит из подшипников 1 качения, смонтированных в корпусе 2, подшипников скольжения в виде плавающей втулки 3, и цапфы 4 вала. Подшипники качения 1 и скольжения 3 последовательно расположены по оси опоры.

Плавающая втулка 3 выполнена с торцовыми цилиндрическими выступами 5, в которых расположены отверстия 6 для прохода смазки. Кроме того, на них расположены отражатели 7 смазки в виде радиальных выступов.

Подшипники 1 качения установлены на цапфе 4 вала с зазором 8. Торцовый выступ 5 плавающей втулки 3 размещен в этом зазоре 8.

Отражатель 7 смазки размещен между торцовыми поверхностями 9 корпуса 2 и подшипником 1 качения, а отверстие 6 для прохода смазки расположено между отражателем 7 смазки и средней опорной частью плавающей втулки 3. Отверстия 10 для подачи смазки расположены в корпусе 2.

Дополнительная втулка 11 жестко связана с цапфой 4 вала. Вкладыш 12 прикреплен к корпусу 2 под втулкой 11. На поверхность вкладыша 12 прикреплен электрофлокированный нетканый материал 13, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности.

Комбинированная опора работает следующим образом. При неподвижной цапфе 4 вала нагрузка на нее передается через втулку 3 и подшипник 1 качения на корпус 2. В момент запуска устройства вращение цапфы 4 вала передается через плавающую втулку 3 с помощью фрикционной связи. Плавающая втулка 3 начинает вращаться на подшипниках 1 качения попутно относительно цапфы 4 вала.

При достижении определенной частоты вращения и подачи смазки в зазоры втулка 3 всплывает на смазочной пленке, возникающей в зазорах δ1 (внутренний смазочный слой) и δ2 наружный смазочный слой). Смазка подается через отверстия 10.

Нагрузка передается от внутреннего слоя наружному, подшипники 1 качения при этом разгружаются и останавливаются.

Нелинейная зависимость момента сопротивления в опоре от направления вращения цапфы 4 вала достигается тем, что ворс на электрофлокированный нетканый материал 13 нанесен под углом порядка 45o по направлению вращения. В случае, если направление вращения цапфы 4 вала совпадает с направлением укладки ворса, момент сопротивления, создаваемый этим ворсом, стремится к нулю. При встречном направлении вращения ворс оказывает сопротивление, которое не позволяет валу вращаться во встречном направлении. Таким образом, дополнительная втулка 11 и вкладыш 12 с электрофлокированным нетканым материалом 13 придают опоре свойство безоткатности.

Изобретение может быть использовано в безоткатных установках.

Источники информации, принятые при составлении заявки
1. Авторское свидетельство SU N 1802226 A1, кл. F 16 C 21/00 от 15.03.93. - Прототип.

Похожие патенты RU2138705C1

название год авторы номер документа
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ПРИВОД КОНВЕЙЕРНЫХ СИСТЕМ 1997
  • Куценко Б.Н.
  • Суслова О.В.
  • Титов Е.С.
  • Мякишев В.В.
  • Петров М.В.
  • Бушненко В.А.
RU2136570C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО МЕХАНИЗМА 1996
  • Суслова Ольга Владимировна
  • Куценко Борис Николаевич
  • Аленин Алексей Михайлович
  • Андреев Андрей Сергеевич
  • Беликов Сергей Александрович
  • Мазуров Валентин Анатольевич
RU2111159C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юриевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2346192C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С РОТОРОМ НА ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2485352C1
ДВИГАТЕЛЬ ДВУХВАЛЬНЫЙ ПОРШНЕВОЙ С ДВУХСТОРОННИМИ РАБОЧИМИ ХОДАМИ 2011
  • Сапаров Владимир Николаевич
  • Сапарова Юлия Владимировна
  • Сапаров Дмитрий Владимирович
  • Сапарова Ольга Николаевна
RU2478794C2
Гидродинамическая опора валковпРОКАТНыХ CTAHOB 1979
  • Розлер Григорий Менделевич
  • Богаев Василий Сергеевич
  • Гусев Виктор Акимович
  • Бекетов Рюрик Иванович
  • Васильев Владимир Александрович
SU801918A1
Дробилка для рудных и нерудных материалов 2023
  • Монаков Алексей Сергеевич
RU2818794C1
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СТОЙКИ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Филякин Александр Валериевич
  • Баканов Алексей Юрьевич
  • Лебедев Владислав Валериевич
  • Бояркин Максим Владимирович
  • Бояркин Владимир Федорович
RU2614162C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Стручков Александр Александрович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2332594C1

Реферат патента 1999 года КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в условиях повышенных скоростей скольжения, больших радиальных нагрузок в безоткатных установках. Технический результат - создание комбинированной опоры, обеспечивающей изменение величины момента сопротивления в зависимости от направления вращения вала. Сущность изобретения заключается в том, что комбинированная опора содержит последовательно расположенные по оси по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения в виде плавающей втулки, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки. При этом плавающая втулка выполнена по меньшей мере с одним торцовым цилиндрическим выступом, с отверстием для прохода смазки и одним отражателем смазки в виде радиального выступа. Подшипник качения установлен на цапфе вала с зазором. При этом торцовый выступ плавающей втулки размещен в этом зазоре, отражатель смазки - между торцовыми поверхностями корпуса и подшипника качения и отверстие для прохода смазки в плавающей втулке расположено между ее средней частью и отражателем смазки. Опора имеет дополнительную втулку, жестко связанную с валом и заключенную в корпус. Вкладыш прикреплен к корпусу под дополнительной втулкой. На поверхность вкладыша прикреплен электрофлокированный нетканый материал, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 138 705 C1

Комбинированная опора, содержащая последовательно расположенные по оси опоры по меньшей мере один подшипник качения, смонтированный в корпусе, и один подшипник скольжения, а также цапфу вала и каналы подвода и отвода смазки, отличающаяся тем, что подшипник скольжения выполнен в виде плавающей втулки с по меньшей мере одним торцевым цилиндрическим выступом, имеющим отверстие для прохода смазки, а также с по меньшей мере одним отражателем смазки в виде радиального выступа, а подшипник качения установлен на цапфе вала с зазором, при этом торцевой выступ плавающей втулки размещен в этом зазоре, отражатель смазки - между торцевыми поверхностями корпуса и подшипника качения, а отверстие для прохода смазки в плавающей втулке расположено между ее опорной частью и отражателем смазки, также опора имеет дополнительную втулку, жестко связанную с валом и заключенную в корпус, и вкладыш, прикрепленный к корпусу под дополнительной втулкой, причем на поверхность вкладыша прикреплен электрофлокированный нетканый материал, ворс которого расположен наклонно к рабочей поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2138705C1

Комбинированный подшипниковый узел 1990
  • Антонов Василий Васильевич
SU1802226A1
Комбинированная опора 1975
  • Смирнов Владимир Сергеевич
SU543786A1
US 3642331, 07.08.72.

RU 2 138 705 C1

Авторы

Суслова О.В.

Куценко Б.Н.

Аленин А.М.

Дулеев А.А.

Титов Е.С.

Мякишев В.В.

Даты

1999-09-27Публикация

1996-12-24Подача