СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ КОРПУСА ОДНОКОЛЕЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2003 года по МПК B62D37/06 

Описание патента на изобретение RU2217341C2

Предлагаемое изобретение относится к одноколейным транспортным средствам, а именно к монорельсовым железным дорогам, мотоциклам, мотороллерам, велосипедам, мотовелосипедам, в частности к одноколесным транспортным средствам.

Известны способы стабилизации корпуса одноколейного транспортного средства, заключающиеся в изменении положения гироскопа в пространстве с помощью поворота рамы дополнительным приводом [1], [2], [3], [4].

Недостатком известных способов является постоянная скорость вращения гироскопа и соответственно постоянный гироскопический эффект, что не позволяет осуществлять наклон корпуса при движении на повороте и сложность конструкции из-за дополнительных устройств для поворота или наклона рамы гироскопа и механизмов контроля вертикального положения корпуса.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является гироскопическое двухколесное транспортное средство, устойчиво стоящее даже в покое по патенту Японии 56060780 от 24.10.79 [4].

Недостатком известного способа является постоянная скорость вращения гироскопа и соответственно постоянный гироскопический эффект, что не позволяет осуществлять наклон корпуса при движении на повороте, и сложность конструкции из-за дополнительных устройств для поворота или наклона рамы гироскопа и механизмов контроля вертикального положения корпуса.

Все это в конечном итоге привело к тому, что одноколейные транспортные средства с гироскопом из-за сложности конструкции не получили дальнейшего развития, а одноколесные транспортные средства без гироскопа используются лишь в цирковом и эстрадном искусстве, где устойчивость конструкции обеспечивается за счет балансировки тела артиста.

Технический результат: предлагаемым изобретением решается задача стабилизации корпуса одноколейного транспортного средства, упрощение конструкции и повышение экономичности.

Для достижения указанного технического результата предлагается способ стабилизации одноколейного транспортного средства, заключающийся в том, что изменяют скорость вращения гироскопа и соответственно гироскопический момент, причем его осуществляют в обратной зависимости от скорости движения транспортного средства, при этом при увеличении скорости движения транспортного средства скорость вращения маховика и соответственно его гироскопический эффект уменьшают, при снижении скорости движения транспортного средства скорость вращения маховика и его гироскопический эффект увеличивают.

Для реализации указанного способа предлагается установить в транспортном средстве передачу с рекуперацией энергии и по меньшей мере один маховик (гироскоп), поскольку при вращении маховик обладает гироскопическим эффектом и может выполнять функции гироскопа.

Способ осуществляется следующим образом.

При увеличении скорости движения устройства кинетическую энергию маховика через передачу передают на колесо, что приводит к снижению скорости вращения маховика, уменьшению стабилизирующего гироскопического эффекта и позволяет осуществлять наклоны устройства при его движении на поворотах. Для осуществления наклона смещают цент тяжести транспортного средства влево или вправо относительно направления движения транспортного средства.

При торможении устройства кинетическую энергию от колеса через передачу возвращают и аккумулируют в маховике, что приводит к увеличению скорости вращения маховика, усилению гироскопического эффекта и повышению остойчивости устройства в целом. При этом смещение центра тяжести уже не приводит к существенному наклону транспортного средства.

Результаты предварительных расчетов и испытаний показали, что увеличение скорости движения устройства массой 100 кг с 0 до 175 км/час приводит к снижению скорости вращения маховика массой 9 кг в пределах от 15000 до 7400 об/мин, при этом гироскопический эффект уменьшается с 367 до 182 Н/м.

Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает получение технического результата: простоту конструкции, изменение устойчивости одноколейного транспортного средства, возможность наклона при движении в повороте и повышение экономичности за счет рекуперации энергии.

Источники информации
1. Патент 27091 от 30.05.1909. Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел.

2. Журнал "Изобретатель и рационализатор", 1994, 1, с.28-29. Статья Г. Черненко. Изобретатель "Гирокара".

3. Журнал "Автомобильная промышленность", 1996, 4, с.15-18. Статья к.т. н. В.Г.Некрасова. Устойчивость одноколейных автомобилей.

4. Патент Японии 56060780, кл. B 62 D 37/06 с приоритетом от 24.10.79, опубл. 25.05.81. Гироскопическое двухколесное транспортное средство, устойчиво стоящее даже в покое.

Похожие патенты RU2217341C2

название год авторы номер документа
ГИРОСТАБИЛИЗАТОР ДВУХКОЛЕСНОГО ОДНОКОЛЕЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Попов Григорий Геннадьевич
RU2546036C1
Способ поддержания равновесия двухколесного одноколейного транспортного средства путем управления положением центра тяжести с помощью скользящей оси 2016
  • Арбузин Андрей Владимирович
RU2613984C1
Гиростабилизатор двухколесного одноколейного транспортного средства 2016
  • Крылатов Алексей Валерьевич
RU2637713C1
Устройство принудительного наклона или предотвращения наклона двухколёсного транспортного средства с помощью маховиков 2016
  • Базуев Станислав Борисович
RU2629764C1
Двухколёсное транспортное средство со смещаемым центром масс без поворота руля (варианты) 2019
  • Базуев Станислав Борисович
RU2718512C1
Гиростабилизатор двухколесного одноколейного транспортного средства 2023
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Крылов Юрий Михайлович
RU2814308C1
Одноколейное транспортное средство с боковой коляской 1980
  • Жигалов Андрей Игоревич
SU921937A1
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА С РЕЛЬСОВЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2017
  • Семенов Дахир Курманбиевич
RU2666609C1
БОКОВОЙ ПРИЦЕП К ОДНОКОЛЕЙНОМУ ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 1998
  • Щеголевский М.А.
  • Екимовских В.М.
  • Щеголевский М.М.
  • Яковлев Е.Н.
RU2131818C1
ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1993
  • Бородастов Н.И.
  • Бородастов Р.Н.
RU2066651C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ КОРПУСА ОДНОКОЛЕЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к одноколейным транспортным средствам, а именно к монорельсовым железным дорогам, мотоциклам, мотороллерам, велосипедам и мотовелосипедам, в частности к одноколесным транспортным средствам. Способ управления одноколейным транспортным средством заключается в том, что скорость вращения маховика с помощью передачи с рекуперацией энергии изменяют в обратной зависимости от скорости движения транспортного средства. Техническим результатом является упрощение конструкции, повышение устойчивости одноколейного транспортного средства, возможность наклона при движении в повороте и повышение экономичности.

Формула изобретения RU 2 217 341 C2

Способ стабилизации одноколейного транспортного средства, отличающийся тем, что скорость вращения маховика с помощью передачи с рекуперацией энергии изменяют в обратной зависимости от скорости движения транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2217341C2

ПАВЛОВ В.А
Гироскопический эффект, его проявление и использование
- Л.: Судостроение, 1978, с
Ребристый каток 1922
  • Лубны-Герцык К.И.
SU121A1
КРАЙНЕВ А
Механика машин
- М.: Машиностроение, 2000, с
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1917
  • Кауфман А.К.
SU26A1
DE 4112447 А1, 22.10.1992
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Терентьев Г.В.
RU2061599C1
US 3756338 А, 04.09.1993
ПОЛИМЕРМИНЕРАЛЬНАЯ ОТДЕЛОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ПОЛИДЕКС" 1995
  • Суслов Александр Александрович
  • Репин Владимир Павлович
RU2101313C1

RU 2 217 341 C2

Авторы

Чернышов А.П.

Даты

2003-11-27Публикация

2001-02-15Подача