ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ Российский патент 2003 года по МПК G01P15/08 H01H35/14 

Описание патента на изобретение RU2217766C1

Изобретение относится к датчикам измерения ускорения движущегося объекта и может быть использовано в системах торможения различных транспортных средств.

Известен датчик ускорения, содержащий корпус, внутри которого на оси вращения с возможностью ограниченного поворота установлен груз. В корпусе также размещены электромагнитный переключатель и постоянный магнит. Электромагнитный переключатель установлен неподвижно относительно груза, а постоянный магнит размещен с возможностью перемещения в канале, заполненном вязкой жидкостью, выполненном в виде части окружности с центром, расположенным на оси вращения груза (патент РФ 2093384, 1997 г.).

Указанный датчик обеспечивает устранение ложного сигнала при движении автомобиля по дороге с участками спуска и подъема, однако недостатком данного устройства является сложность его изготовления, связанная с наличием криволинейного герметичного канала с жидкостью и необходимостью его точной установки относительно оси вращения груза. Кроме того, показания датчика нестабильны, поскольку зависят от вязкости жидкости, которая может меняться в зависимости от условий работы датчика.

Известен также датчик ускорения, содержащий корпус, магнит в виде плоской пластины, установленной на оси вращения со смещенной относительно центра пластины осью вращения, переключатель и ограничители колебаний маятника (патент РФ 2020632, 1994 г.).

Указанный датчик также обеспечивает устойчивую работу при резком изменении профиля дороги, однако его конструкция достаточно сложна. Кроме того, в устройстве присутствует постоянный магнит, установленный с возможностью перемещения. Таким образом, притяжение магнита к металлическим конструкциям транспортного средства создает погрешность в работе устройства.

Технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является упрощение конструкции и повышение надежности датчика.

Поставленная задача решается тем, что датчик ускорения, содержащий корпус, первую плоскую пластину, установленную на оси с возможностью углового перемещения относительно корпуса, со смещенным относительно оси центром тяжести, переключатель, ограничители перемещений пластины и демпфер колебаний первой пластины, дополнительно содержит вторую плоскую пластину и демпфер колебаний второй пластины, при этом вторая пластина установлена на оси первой пластины с возможностью углового перемещения относительно первой пластины и корпуса, со смещенным относительно оси центром тяжести, обе пластины выполнены из электропроводного материала, оба демпфера выполнены в виде постоянных магнитов, каждый из которых установлен на корпусе напротив периферийной части соответствующей пластины, причем степени демпфирования колебаний пластин различны, при этом переключатель выполнен в виде обращенных друг к другу источника излучения и фотоприемника, расположенных каждый на своем диске на одинаковых расстояниях от оси вращения с относительным смещением в плоскостях дисков, а для ограничения перемещений второй пластины введены дополнительные ограничители.

Как правило, плоские пластины выполнены в виде дисков со срезанными сегментами.

При этом различная степень демпфирования обусловлена различными намагниченностью магнитов, и/или их габаритами, и/или расстояниями до соответствующих дисков.

При этом относительное смещение в плоскостях дисков источника излучения и фотоприемника выбрано из условия необходимой реакции переключателя, а для его обеспечения на пластинах установлены грузы с возможностью перемещения в горизонтальном направлении перпендикулярно оси вращения пластин.

На чертеже изображена конструкция датчика ускорения.

Датчик состоит из корпуса 1, в котором закреплена ось 2, на которой установлены с возможностью независимого поворота плоские пластины, например, диски 3 и 4, на которых размещены источник излучения 5 и фотоприемник 6 и грузы 7, 8. На корпусе в зоне периферии дисков закреплены постоянные магниты 9 и 10, а также ограничители колебаний дисков 11 и 12.

Датчик располагается на транспортном средстве таким образом, чтобы диски находились в вертикальной плоскости параллельно вектору движения транспортного средства (стрелка Б). Диски 3 и 4 со смещенными относительно оси 2 центрами тяжести представляют собой маятники. При действии тормозного ускорения В диски 3 и 4 поворачиваются вокруг оси вращения по стрелке Г за счет имеющейся маятниковости. Из-за различной степени демпфирования, создаваемой магнитами 9, 10 во взаимодействии с токами, индуцируемыми в электропроводных дисках 3 и 4, поворот диска 4 осуществляется быстрее, чем диска 3. Степень демпфирования, обусловленная свойствами магнитов, их габаритами или расположением относительно дисков, а также расстояние между источником излучения 5 и фотоприемником 6 (либо угол между линиями, соединяющими соответственно источник излучения и ось вращения и фотоприемник и ось вращения) рассчитываются таким образом, чтобы совмещение источника излучения 5 и фотоприемника 6 по одной линии происходило при действии ускорения, возникающего при торможении транспортного средства, вызывающего реакцию переключателя, и, тем самым, появление напряжения на выходе фотоприемника и включение стоп-сигналов системы торможения транспортного средства. При этом при движении по неровной дороге, вызывающей раскачку обоих дисков - маятников, за счет демпфирования, а также за счет расстояния между источником излучения и фотоприемником, рассчитанного на необходимую реакцию переключателя, напряжение на выходе фотоприемника появляться не будет. Таким образом, датчик не выдает ложные сигналы при движении по неровной дороге, либо по дороге с уклоном.

Похожие патенты RU2217766C1

название год авторы номер документа
ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ 2005
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Ивановский Евгений Александрович
  • Куртюков Виктор Александрович
  • Юрасов Владислав Владимирович
  • Юрлов Федор Александрович
RU2280876C1
ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ 1992
  • Земянкевич Ф.В.
  • Левантовский Л.Д.
RU2020632C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2012
  • Ябумото Хирокадзу
RU2566174C1
УСТРОЙСТВО ВИЗУАЛЬНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Бабаин Вадим Адольфович
  • Лебеденко Игорь Сергеевич
RU2281865C2
АНТИШОКОВАЯ ПОДВЕСКА 2018
  • Романов Владимир Викторович
  • Романова Софья Владимировна
  • Романова Елена Анатольевна
  • Лапина Валентина Викторовна
  • Базюк Сергей Викторович
RU2676843C1
Датчик наклона и вибрации 2019
  • Матвеев Вячеслав Петрович
RU2707583C1
СПОСОБ ГРАВИМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И СТРУННЫЙ ГРАВИМЕТР 2007
  • Фролов Евгений Николаевич
  • Быковский Александр Владимирович
RU2342683C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДАРНЫХ НАГРУЗОК С ЛИНЕЙНЫМ ИНДИКАТОРОМ (ОНЛИ) 2005
  • Винокуров Алексей Михайлович
RU2300772C2
ЛИНЕЙНЫЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР С ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ 2014
  • Кремерова Татьяна Александровна
  • Лисевская Алиса Владимировна
  • Тимошенков Алексей Сергеевич
  • Адамов Юрий Федорович
RU2564810C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Земянкевич Феликс Викторович
RU2093384C1

Реферат патента 2003 года ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ

Изобретение относится к датчикам измерения ускорения движущегося объекта и может быть использовано в системах торможения различных транспортных средств. Датчик ускорения содержит корпус, две плоские пластины из магнитопроводного материала, установленные на оси с возможностью углового перемещения относительно корпуса и друг друга, со смещенными относительно оси центрами тяжести, ограничители перемещений пластин, демпферы колебаний пластин в виде двух постоянных магнитов, каждый из которых установлен на корпусе напротив периферийной части соответствующей пластины, причем степени демпфирования колебаний пластин различны, и переключатель, выполненный в виде обращенных друг к другу источника излучения и фотоприемника, расположенных каждый на своем диске на одинаковых расстояниях от оси вращения с относительным смещением в плоскостях дисков. Изобретение позволяет упростить конструкцию и повысить надежность датчика. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 217 766 C1

1. Датчик ускорения, содержащий корпус, первую плоскую пластину, установленную на оси с возможностью углового перемещения относительно корпуса, со смещенным относительно оси центром тяжести, переключатель, ограничители перемещений пластины и демпфер колебаний первой пластины, отличающийся тем, что дополнительно содержит вторую плоскую пластину со смещенным относительно оси центром тяжести и демпфер колебаний второй пластины, при этом вторая пластина установлена на оси первой пластины с возможностью углового перемещения относительно первой пластины и корпуса, обе пластины выполнены из электропроводного материала, оба демпфера выполнены в виде постоянных магнитов, каждый из которых установлен на корпусе напротив периферийной части соответствующей пластины, причем степени демпфирования колебаний пластин различны, при этом переключатель выполнен в виде обращенных друг к другу источника излучения и фотоприемника, расположенных каждый на своей пластине на одинаковых расстояниях от оси вращения с относительным смещением в плоскостях пластин, а для ограничения перемещений второй пластины введены дополнительные ограничители.2. Датчик ускорения по п.1, отличающийся тем, что плоские пластины выполнены в виде дисков со срезанными сегментами.3. Датчик ускорения по п.1 или 2, отличающийся тем, что различная степень демпфирования обусловлена различными намагниченностью магнитов, и/или их габаритами, и/или расстояниями до соответствующих дисков.4. Датчик ускорения по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что относительное смещение в плоскостях дисков источника излучения и фотоприемника выбрано из условия необходимой реакции переключателя.5. Датчик ускорения по п.4, отличающийся тем, что он содержит грузы на первой и/или второй пластинах с возможностью перемещения в горизонтальном направлении перпендикулярно оси вращения пластин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2217766C1

ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ 1992
  • Земянкевич Ф.В.
  • Левантовский Л.Д.
RU2020632C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Земянкевич Феликс Викторович
RU2093384C1
WO 8302010 А1, 09.06.1983
DE 3347066 А1, 04.07.1985
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Брындин В.С.
  • Гудович А.П.
  • Дерягин В.Б.
  • Логинов А.Ю.
  • Нужин В.Н.
  • Сапелкин В.С.
  • Хлыстов А.И.
RU2029108C1
Полировальный станок для обработки наружных поверхностей полых изделий 1959
  • Соловьев И.А.
SU125493A1

RU 2 217 766 C1

Авторы

Воронков А.В.

Ивановский Е.А.

Куртюков В.А.

Юрасов В.В.

Даты

2003-11-27Публикация

2002-08-20Подача