Изобретение относится к датчикам измерения ускорения движущегося объекта и может быть использовано в системах торможения различных транспортных средств.
Известен датчик ускорения, содержащий корпус, внутри которого на оси вращения с возможностью ограниченного поворота установлен груз. В корпусе также размещены электромагнитный переключатель и постоянный магнит. Электромагнитный переключатель установлен неподвижно относительно груза, а постоянный магнит размещен с возможностью перемещения в канале, заполненном вязкой жидкостью, выполненном в виде части окружности с центром, расположенным на оси вращения груза (патент РФ 2093384, 1997 г.).
Указанный датчик обеспечивает устранение ложного сигнала при движении автомобиля по дороге с участками спуска и подъема, однако недостатком данного устройства является сложность его изготовления, связанная с наличием криволинейного герметичного канала с жидкостью и необходимостью его точной установки относительно оси вращения груза. Кроме того, показания датчика нестабильны, поскольку зависят от вязкости жидкости, которая может меняться в зависимости от условий работы датчика.
Известен также датчик ускорения, содержащий корпус, магнит в виде плоской пластины, установленной на оси вращения со смещенной относительно центра пластины осью вращения, переключатель и ограничители колебаний маятника (патент РФ 2020632, 1994 г.).
Указанный датчик также обеспечивает устойчивую работу при резком изменении профиля дороги, однако его конструкция достаточно сложна. Кроме того, в устройстве присутствует постоянный магнит, установленный с возможностью перемещения. Таким образом, притяжение магнита к металлическим конструкциям транспортного средства создает погрешность в работе устройства.
Технической задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является упрощение конструкции и повышение надежности датчика.
Поставленная задача решается тем, что датчик ускорения, содержащий корпус, первую плоскую пластину, установленную на оси с возможностью углового перемещения относительно корпуса, со смещенным относительно оси центром тяжести, переключатель, ограничители перемещений пластины и демпфер колебаний первой пластины, дополнительно содержит вторую плоскую пластину и демпфер колебаний второй пластины, при этом вторая пластина установлена на оси первой пластины с возможностью углового перемещения относительно первой пластины и корпуса, со смещенным относительно оси центром тяжести, обе пластины выполнены из электропроводного материала, оба демпфера выполнены в виде постоянных магнитов, каждый из которых установлен на корпусе напротив периферийной части соответствующей пластины, причем степени демпфирования колебаний пластин различны, при этом переключатель выполнен в виде обращенных друг к другу источника излучения и фотоприемника, расположенных каждый на своем диске на одинаковых расстояниях от оси вращения с относительным смещением в плоскостях дисков, а для ограничения перемещений второй пластины введены дополнительные ограничители.
Как правило, плоские пластины выполнены в виде дисков со срезанными сегментами.
При этом различная степень демпфирования обусловлена различными намагниченностью магнитов, и/или их габаритами, и/или расстояниями до соответствующих дисков.
При этом относительное смещение в плоскостях дисков источника излучения и фотоприемника выбрано из условия необходимой реакции переключателя, а для его обеспечения на пластинах установлены грузы с возможностью перемещения в горизонтальном направлении перпендикулярно оси вращения пластин.
На чертеже изображена конструкция датчика ускорения.
Датчик состоит из корпуса 1, в котором закреплена ось 2, на которой установлены с возможностью независимого поворота плоские пластины, например, диски 3 и 4, на которых размещены источник излучения 5 и фотоприемник 6 и грузы 7, 8. На корпусе в зоне периферии дисков закреплены постоянные магниты 9 и 10, а также ограничители колебаний дисков 11 и 12.
Датчик располагается на транспортном средстве таким образом, чтобы диски находились в вертикальной плоскости параллельно вектору движения транспортного средства (стрелка Б). Диски 3 и 4 со смещенными относительно оси 2 центрами тяжести представляют собой маятники. При действии тормозного ускорения В диски 3 и 4 поворачиваются вокруг оси вращения по стрелке Г за счет имеющейся маятниковости. Из-за различной степени демпфирования, создаваемой магнитами 9, 10 во взаимодействии с токами, индуцируемыми в электропроводных дисках 3 и 4, поворот диска 4 осуществляется быстрее, чем диска 3. Степень демпфирования, обусловленная свойствами магнитов, их габаритами или расположением относительно дисков, а также расстояние между источником излучения 5 и фотоприемником 6 (либо угол между линиями, соединяющими соответственно источник излучения и ось вращения и фотоприемник и ось вращения) рассчитываются таким образом, чтобы совмещение источника излучения 5 и фотоприемника 6 по одной линии происходило при действии ускорения, возникающего при торможении транспортного средства, вызывающего реакцию переключателя, и, тем самым, появление напряжения на выходе фотоприемника и включение стоп-сигналов системы торможения транспортного средства. При этом при движении по неровной дороге, вызывающей раскачку обоих дисков - маятников, за счет демпфирования, а также за счет расстояния между источником излучения и фотоприемником, рассчитанного на необходимую реакцию переключателя, напряжение на выходе фотоприемника появляться не будет. Таким образом, датчик не выдает ложные сигналы при движении по неровной дороге, либо по дороге с уклоном.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ | 2005 |
|
RU2280876C1 |
ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ | 1992 |
|
RU2020632C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2012 |
|
RU2566174C1 |
УСТРОЙСТВО ВИЗУАЛЬНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2281865C2 |
АНТИШОКОВАЯ ПОДВЕСКА | 2018 |
|
RU2676843C1 |
Датчик наклона и вибрации | 2019 |
|
RU2707583C1 |
СПОСОБ ГРАВИМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И СТРУННЫЙ ГРАВИМЕТР | 2007 |
|
RU2342683C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДАРНЫХ НАГРУЗОК С ЛИНЕЙНЫМ ИНДИКАТОРОМ (ОНЛИ) | 2005 |
|
RU2300772C2 |
ЛИНЕЙНЫЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР С ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ | 2014 |
|
RU2564810C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2093384C1 |
Изобретение относится к датчикам измерения ускорения движущегося объекта и может быть использовано в системах торможения различных транспортных средств. Датчик ускорения содержит корпус, две плоские пластины из магнитопроводного материала, установленные на оси с возможностью углового перемещения относительно корпуса и друг друга, со смещенными относительно оси центрами тяжести, ограничители перемещений пластин, демпферы колебаний пластин в виде двух постоянных магнитов, каждый из которых установлен на корпусе напротив периферийной части соответствующей пластины, причем степени демпфирования колебаний пластин различны, и переключатель, выполненный в виде обращенных друг к другу источника излучения и фотоприемника, расположенных каждый на своем диске на одинаковых расстояниях от оси вращения с относительным смещением в плоскостях дисков. Изобретение позволяет упростить конструкцию и повысить надежность датчика. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.
ДАТЧИК УСКОРЕНИЯ | 1992 |
|
RU2020632C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2093384C1 |
WO 8302010 А1, 09.06.1983 | |||
DE 3347066 А1, 04.07.1985 | |||
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2029108C1 |
Полировальный станок для обработки наружных поверхностей полых изделий | 1959 |
|
SU125493A1 |
Авторы
Даты
2003-11-27—Публикация
2002-08-20—Подача