Изобретение относится к сооружениям специального назначения, а именно к технике для оказания медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях, таких как промышленные аварии, техногенные катастрофы, природные бедствия и боевые действия.
Известны различные сооружения медицинского назначения, предназначенные для быстрого развертывания в районах бедствий. Получили распространение мобильные медицинские комплексы, перебрасываемые своим ходом или с помощью наземных, воздушных и(или) водных транспортных средств. Комплексы, как правило, имеют модульную структуру, причем медицинские модули образуются в кузовах-фургонах, кузовах-контейнерах, палаточных сооружениях и в различных комбинациях упомянутых видов мобильных средств развертывания.
Известен мобильный медицинский комплекс из множества крупногабаритных кузовов-контейнеров, образующих полную госпитальную систему. Система может дополняться палаточными сооружениями (заявка на европейский патент N 0940292 А2, МКИ В 60 Р 3/14, В 60 Р 3/025, 1999). Система обеспечивает разностороннюю и высококвалифицированную медицинскую помощь пострадавшим, однако требует много времени и значительную подготовленную территорию для развертывания.
По совокупности существенных признаков наиболее близок к изобретению компактный мобильный медицинский комплекс, содержащий оснащенные медицинскими приборами, аппаратами (оборудованием) и техническими средствами обеспечения обитаемости, взаимосвязанные между собой при развертывании на местности медицинские модули с образованием в модулях медицинских отделений (патент Российской Федерации N 2047499, МКИ Е 04 В 1/343, E 04 G 21/14, A 01 G 1/06, 1997). Каждый модуль известного комплекса образован на основе кузова-фургона, установленного на шасси автомобиля, и оснащен устройством стыковки с соседним модулем и устройством погрузки и выгрузки носилок с пострадавшим. Комплекс обладает высокой подвижностью и малым временем развертывания и свертывания, но не предусматривает таких важных элементов, как помещения для подготовки хирургов к операции и отдыха после нее, стерилизационное отделение. Пол кузова-фургона известного комплекса расположен высоко над уровнем грунта. Это обусловлено необходимостью, с одной стороны, обеспечить динамический ход колес шасси, а с другой - иметь пол рабочего помещения ровным и плоским без выступающих элементов типа коробов надколесных проемов, затрудняющих перемещение персонала и пострадавших. В свою очередь, высокое расположение пола снижает высоту рабочего помещения, поскольку общая высота кузова-фургона и шасси-носителя ограничена железнодорожным габаритом, и затрудняет погрузку и выгрузку носилок с пострадавшим. Следовательно, ухудшаются эргономические условия работы персонала. Проблема может быть решена применением опускающихся коробов надколесных проемов, однако известные технические решения (патент Российской Федерации N 2059474, МКИ B 60 J 9/02, B 62 D 25/20, 1996) не обеспечивают должной герметичности и надежности.
Задачей изобретения является улучшение эргономических условий работы персонала, в частности хирургов, мобильного медицинского комплекса.
Указанная задача решается тем, что мобильный медицинский комплекс, содержащий оснащенные медицинскими приборами, аппаратами (оборудованием) и техническими средствами обеспечения обитаемости, взаимосвязанные между собой при развертывании на местности медицинские модули с образованием в модулях медицинских отделений, причем каждый модуль образован на основе кузова-фургона, установленного на шасси автомобиля, и оснащен устройством стыковки с соседним модулем и устройством погрузки и выгрузки носилок с пострадавшим, дополнительно включает модуль в виде кузова-фургона на прицепе с отделением подготовки хирургов к операции и отдыха после нее и стерилизационным отделением, хотя бы один модуль содержит кузов-фургон, в полу которого выполнены надколесные проемы, закрытые коробами в форме открытых снизу прямоугольных параллелепипедов, причем короба выполнены подвижными и снабжены механизмами опускания и поднимания, передними и задними стопорами для фиксации в верхнем и нижнем положении и буртиками с уплотнительными прокладками для герметизации стыка с полом в обоих положениях. Стенка короба надколесного проема со стороны борта кузова-фургона выполнена увеличенной высоты и снабжена в средней части зубчатой, роликовой или иной вертикальной рейкой, а вдоль передней и задней кромок - планками усиления, при этом в борту кузова-фургона установлена на валике с рукояткой, с возможностью взаимодействия с вертикальной рейкой, шестерня или звездочка механизма опускания и поднимания короба, а с возможностью взаимодействия с планками стенки короба установлены направляющие ролики. Стопоры короба выполнены в виде подпружиненных стержней, установлены в полу кузова-фургона и снабжены приводами управления в виде горизонтальных валиков с кулачками, причем концы валиков выведены на внешнюю поверхность боковой стенки кузова-фургона и снабжены рукоятками.
Указанная задача решается также тем, что устройство стыковки с соседним кузовом-фургоном включает жесткий откидной пол, шарнирно установленный на заднем борту кузова-фургона, и гибкое тентовое покрытие.
Устройство погрузки и выгрузки санитарных носилок с пострадавшим может быть выполнено в виде пологой лестницы с перилами по обеим сторонам, причем перила установлены по ширине ножек носилок, имеют полый прямоугольный незамкнутый сверху профиль и снабжены каретками для установки ножек санитарных носилок или корытообразный профиль с покрытием из материала с малым коэффициентом трения. Лестница снабжена устройством быстроразъемного крепления, например типа "крюк-петля", к жесткому откидному полу устройства стыковки кузовов-фургонов.
В кузовах-фургонах с опускающимися коробами надколесных проемов могут быть установлены подвижные шторки, отделяющие операционную зону от устройств стыковки модулей.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 показан один из возможных вариантов развертывания мобильного медицинского комплекса на местности,
на фиг.2 представлена горизонтальная проекция комплекса, показанного на фиг.1,
на фиг.3 изображена задняя часть кузова-фургона с полом устройства стыковки в походном положении,
на фиг. 4 в аксонометрии изображен короб надколесного проема с механизмами подъема, опускания и фиксациии их приводами,
на фиг. 5 изображено устройство погрузки и выгрузки носилок с пострадавшим,
на фиг.6 показаны шторки, отделяющие операционную зону модуля от устройств стыковки модулей.
Типичный набор модулей мобильного медицинского комплекса включает реанимационно-предоперационный модуль 1 (фиг.1, 2), переходные устройства 2 и 3, операционный модуль 4, модуль 5 с отделением 6 подготовки хирургов к операции и отдыха после нее и стерилизационным отделением 7 и модуль 8 интенсивной терапии. Кроме того, в комплекс входит энергетический модуль с электростанцией и хозяйственным отделением в кузове-фургоне на прицепе и транспортные средства для перевозки палаточного сооружения, тентовых покрытий и устройств погрузки и выгрузки пострадавших (не показаны).
Модуль 5 представляет собой кузов-фургон на прицепе, разделенный на два отсека. В заднем отсеке 6 располагается место для подготовки хирургов к операции и отдыха после нее, в переднем отсеке 7 - оборудование для стерилизации инструментов и белья. На задней стенке кузова-фургона шарнирно закреплен откидной пол 9 устройства стыковки (фиг.3) такой же, как на кузовах-фургонах модулей 1 и 4 (фиг.1, 2). Вокруг задней двери кузова-фургона, как и вокруг задней и боковых дверей модулей 1 и 4, размещены обычные в таком случае обечайки и петли для крепления тентового покрытия перехода 2, образованного устройствами стыковки модулей 1 и 4.
Модуль 8 интенсивной терапии размещен в стандартном каркасном или пневмокаркасном сооружении с тамбуром для входа и устройством для стыковки с другими модулями комплекса.
Кузов-фургон модулей 1 и 4 имеет пол с надколесными проемами, закрытыми подвижными коробами 10 (фиг. 4). Короб 10 выполнен в форме прямоугольного параллелепипеда, открытого снизу. Короб имеет стенку 11 увеличенной высоты со стороны борта кузова-фургона и съемную крышку 12, которая при опущенном коробе служит частью пола кузова-фургона. Выступающие края крышки 12 и нижние отгибы передней, задней и внутренней вертикальных стенок короба образуют буртики, снабжены уплотнительными прокладками и обеспечивают герметизацию стыка короба с полом кузова-фургона в верхнем и нижнем положении.
Стенка 11 в средней части снабжена зубчатой, роликовой или иной вертикальной рейкой 13 механизма подъема и опускания короба 10. Передняя и задняя кромки стенки 11 усилены планками 14.
В верхней и нижней частях передней и задней стенок короба 10 выполнены отверстия под стержни 15 стопоров короба. Стержни 15 подпружинены и размещены в полу кузова-фургона. Так же размещены горизонтальные валики 16 привода управления стопорами. Валики имеют на одном конце кулачки для взаимодействия со стержнями 15 стопоров, а на другом - рукоятки. Концу валиков 16 с рукоятками выведены на внешнюю поверхность боковой стенки кузова-фургона.
Механизм подъема и опускания короба 10, кроме рейки 13, включает взаимодействующую с рейкой шестерню или звездочку 17. Шестерня или звездочка 17 закреплена на конце валика, установленного в подшипнике (не показан) в борту кузова-фургона. Другой конец валика выведен на внешнюю поверхность боковой стенки кузова-фургона и на нем установлена рукоятка. Рукоятка может быть съемной.
Для предотвращения перекосов короба 10 при его поднимании и опускании в борту кузова-фургона на осях установлены направляющие ролики 18, а на внутренней поверхности борта - направляющие ролики 19. Ролики взаимодействуют с кромками и планками 12 стенки 11 короба 10.
Устройство погрузки и выгрузки в модули 1 и 4 (фиг.1 и 2) носилок с пострадавшими выполнено в виде пологой лестницы 20 с перилами 21 (фиг.5). Перила 21 установлены по обеим сторонам лестницы 20 по ширине ножек санитарных носилок на нижних стойках 22 и верхних стойках 23. Перила 21 имеют полый прямоугольный незамкнутый сверху профиль. Нижние торцы перил 21 закрыты. В перилах с возможностью продольного перемещения располагаются ролики кареток 24 под ножки носилок. Нижние стойки 22 соединены с перилами 21 и лестницей 20 шарнирно. Верхние стойки 23 соединены с перилами 21 шарнирно и вставлены в направляющие лестницы 20 (не показаны) с возможностью фиксации на различной высоте. Механизм фиксации может быть любым и на фиг.5 не показан. Верхние концы лестницы 20 снабжены крюками, а жесткий откидной пол 9 (фиг.3) устройства стыковки кузовов-фургонов - ответными крюкам петлями (не показаны).
Для обеспечения стерильности рабочей зоны операционного модуля она отделена от устройств стыковки модулей шторками (фиг.6), которые состоят из жестких неподвижных частей 25, прикрепленных к бортам 27 кузова-фургона, и эластичной подвижной части 26, подвешенной к профилированной рейке на потолке кузова-фургона. Части 25, 26 выполнены из материалов, выдерживающих многократную обработку дезинфицирующими растворами и горячей водой.
Развертывание и работа мобильного медицинского комплекса происходят следующим образом.
На ровном участке местности выставляют встречно задними бортами реанимационно-предоперационный модуль 1 и операционный модуль 4 на расстоянии, обеспечивающем перекрытие откидных полов 9 устройств стыковки. Откидные полы 9 отстопоривают и переводят в рабочее положение. Монтируют тентовое покрытие образовавшегося перехода 2.
Против боковой двери операционного модуля 4 устанавливают модуль 5 с отделением 6 подготовки хирургов к операции и отдыха после нее и стерилизационным отделением 7, а против переходного устройства 2 между модулями 1 и 4 разворачивают палаточное сооружение модуля 8 интенсивной терапии. Откидывают в рабочее положение пол переходного устройства модуля 5, устанавливают тентовое покрытие перехода между модулями 5 и 4 и соединяют стыковочное устройство модуля 8 с тентовым покрытием устройства стыковки модулей 1 и 4, образуя переход 3.
В стыковочном устройстве модуля 8 устанавливают устройство погрузки и выгрузки носилок с пострадавшим, для чего крюки лестницы 20 вставляют в петли жесткого откидного пола 9 устройства стыковки кузовов-фургонов, вставляют в направляющие лестницы 20 и фиксируют на нужной высоте верхние стойки 23, откидывают и крепят осями шарниров нижние стойки 22 перил 21. Затем устанавливают на перила 21 каретки 24.
Переводят в рабочее положение короба 10 надколесных проемов полов кузовов-фургонов модулей 1 и 4, для чего поворотом рукояток валиков 16 выводят стержни 15 стопоров из отверстий стенок короба 10 и вращением валика шестерни 17 за рукоятку опускают короб до отказа вниз с образованием ровного пола. Обратным поворотом рукояток валиков 16 стопорят короб 10 в нижнем положении.
После расфикации и расстановки медицинского оборудования, подключения электропитания и стерилизации инструмента и помещений комплекс готов к работе.
Пострадавших, нуждающихся в хирургической операции, на санитарных носилках доставляют к лестнице 20 и по ней - в предоперационно-реанимационный модуль 1 или в операционный модуль 4. Для облегчения подъема носилок их ножками устанавливают на каретки 24 и вместе с каретками перемещают по перилам 21 вперед и вверх.
Свертывание комплекса проводят в порядке, обратном описанному выше.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОБИЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ГОСПИТАЛЬ И СПОСОБ ЕГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ | 1995 |
|
RU2097499C1 |
Передвижной модульный Центр радонотерапии | 2020 |
|
RU2745935C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
МОБИЛЬНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ | 2008 |
|
RU2365515C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2005 |
|
RU2299819C1 |
МОБИЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2135142C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2006 |
|
RU2313462C1 |
КАТАЛКА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И ПОГРУЗКИ (ВЫГРУЗКИ) В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОСТРАДАВШИХ | 2000 |
|
RU2181994C2 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2252161C1 |
Мобильный транспортабельный модуль для компьютерной томографии | 2020 |
|
RU2743614C1 |
Изобретение относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным. Мобильный медицинский комплекс содержит оснащенные медицинскими приборами, аппаратами и техническими средствами обеспечения обитаемости и взаимосвязанные между собой при развертывании на местности модули 1, 4 и 5 с медицинскими отделениями. Каждый модуль образован кузовом-фургоном, установленным на шасси автомобиля, и оснащен устройством стыковки с соседним модулем и устройством погрузки и выгрузки носилок с пострадавшим. Модуль 5 выполнен с отделением подготовки хирургов к операции и отдыха и стерилизационным отделением. По меньшей мере в одном кузове-фургоне в полу выполнены надколесные проемы, закрытые коробами в форме открытых снизу прямоугольных параллелепипедов, причем короба выполнены подвижными и снабжены механизмами опускания и подъема, передними и задними стопорами для фиксации в верхнем и нижнем положениях и буртиками с уплотнительными прокладками для герметизации стыка с полом в обоих положениях. Изобретение улучшает эргономические условия работы. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.
МОБИЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ГОСПИТАЛЬ И СПОСОБ ЕГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ | 1995 |
|
RU2097499C1 |
МОБИЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2135142C1 |
US 6179358 B1, 30.01.2001. |
Авторы
Даты
2003-12-27—Публикация
2002-08-28—Подача