АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА Российский патент 2005 года по МПК B60P9/00 B60P3/14 

Описание патента на изобретение RU2252161C1

Предлагаемое изобретение относится к аварийно-спасательным машинам (АСМ), используемым при проведении аварийно-спасательных работ (АСР), к транспортным средствам доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и может быть использовано в различных поисково-спасательных формированиях (ПСФ) для решения указанных задач.

Известны машины с дополнительными элементами фиксации и элементами крепления перевозимого оборудования и устройств оснащения (патенты 2006392 С1, В 60 R 7/00, 1994 г.; А.С. 625955, В 60 Р 7/12, 1978 г. и др.). Однако жесткость кузова этих машин и характер крепления оснащения внутри кузова не обеспечивают эффективную доставку необходимого оборудования в зону ЧС.

Аналогом предлагаемого изобретения является “Устройство для крепления штучных грузов на транспортном средстве”, патент 2173642, В 60 Р 7/12, D 45/00; 2001 г. Оно содержит предельные и поперечные балки, соединенные с помощью механизма фиксации, и другие элементы. Однако по уровню необходимой жесткости кузова и удобству пользования оно не отвечает условиям доставки груза в район проведения АСР. Прототипом предлагаемого изобретения является патент “Устройство для ликвидации чрезвычайных ситуаций”, 2205117, В 60 Р 9/00, А 62 С 27/00, 2003 г.

Целью предлагаемого изобретения “Аварийно-спасательная машина”, содержащая коробчатый замкнутый кузов-фургон; двигатель; трансмиссию; ходовую часть; системы управления, сигнализации, электроснабжения и безопасности, является обеспечение жесткости снаряженного кузова и оптимального размещения в нем максимального количества различных аварийно-спасательных средств.

Эта цель достигается за счет того, что кузов снабжен несколькими поперечными замкнутыми кольцевыми рамами, поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами, с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления на них с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств, а соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью изменения их габаритов и снабжены фиксаторами, жестко установленными на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, выполненные эквидистантно конфигурации размещаемых в них аварийно-спасательных средств, а на крыше кузова установлены кронштейн-опрокидыватель, являющийся держателем трехколенной лестницы, и грузовая площадка, жестко связанная с кольцевыми рамами, а также, за счет того, что в кузове установлены стеллажи с полками и отсеками, выполненными из крупной металлической сетки и связанные с силовыми опорами.

На фиг.1 дан вид на машину с левого борта, на фиг.2 - с правого; на фиг.3 показан вид спереди, на фиг.4 - вид сзади, на фиг.5 - вид сверху.

Базой для данной машины является серийный образец “УАЗ - 3909”, содержащий коробчатый замкнутый кузов-фургон; двигатель; трансмиссию; ходовую часть; системы управления, сигнализации, электроснабжения и безопасности, который существенно, коренным образом переработан в части оформления салона, грузовых отсеков, особенно - в части повышения жесткости кузова. Помимо семи посадочных мест спасателей машина снабжена и оборудована различными аварийно-спасательными средствами (АСС) шестидесяти наименований. Причем, почти каждое наименование АСС включает несколько типов или размеров образца данного типа.

Снаряжение АСМ характерно следующими особенностями: 1) огромное разнообразие АСС по размеру, конфигурации, массе, материалу и т.д.; 2) небольшое внутреннее пространство кузова должно быть очень плотно заполнено АСС, что создает огромную нагрузку на кузов по внутренней поверхности. Для разрешения этого противоречия и для обеспечения жесткости снаряженного кузова для размещения в нем максимального количества различных аварийно-спасательных средств, он снабжен несколькими поперечными замкнутыми кольцевыми рамами. Поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами, с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств, различных по конфигурации, массе и объему, с учетом частоты их применения и очередности использования, а соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью их габаритов, и снабжены фиксаторами, жестко устанавливающими заданные положения.

Значительная часть АСС размещается в поддонах, ящиках, на полках, при этом для исключения выпадения АСС из “штатного” места, для обеспечения жесткости компактности и для удобства установки АСС на свои транспортировочные гнезда, кузов снабжен поддонами, жестко устанавливаемыми на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, эквидистантно повторяющие конфигурацию размещаемых в них аварийно-спасательных средств.

Верхняя часть кузова (крыша) также усилена и выполнена как грузовая площадка.

Для размещения трехколенной лестницы, на крыше кузова установлены кронштейн-опрокидыватель, а грузовая площадка жестко связана с кольцевыми рамами.

Для уменьшения массы кузова при сохранении или при увеличении его жесткости и улучшения условий самоустанавливаемости грузов, в кузове установлены стеллажи с полками и отсеками, выполненные из крупной металлической сетки и связанные силовыми опорами, повышающие жесткость кузова.

Аварийно-спасательная машина содержит кузов 1, на внешней стороне которого установлены переднее ограждение 11 с лебедкой самовытаскивания 12, противотуманные фары 13, светоакустический блок 10 сигнальной громкоговорящей установки 34, врубная антенна 59 мобильной радиостанции, лестница раздвижная 2 с кронштейном, проблесковый фонарь 8, заднее тягово-сцепное устройство 33, цветографическая маркировка МЧС по бортам, на передней части и на задних дверях машины.

На полках стационарного стеллажа 9 технического отсека по левому и правому бортам машины закреплены укладка медицинская коллективная травматическая 7, мешки патологоанатомические 3, носилки медицинские мягкие 4, переносной реанимационный комплект 5, комплект высотного снаряжения “Венто” 6, лента оградительная 16 и конусы ограждения 51, средства защиты от поражения электрическим током - ножницы диэлектрические 15, коврик диэлектрический 19, боты 21 и перчатки диэлектрические 21, пневматический аварийно-спасательный инструмент, включающий: пневмодомкраты 14, пневмопластырь 26, воздушные баллоны 24, насос 18 и пульт управления 17; осветительное оборудование, включающее блок прожекторов 25 на штативе 20, катушку удлинитель 27 с прожектором, фонари специальные 38; механический и шанцевый инструмент - лебедка ручная 44 с тросом 41, топор 30, ножовка 29, лопата 50, кувалда 42.

В техническом отсеке под центральным стеллажом 9 на направляющих установлен выдвижной стеллаж 47 с ложементами 48 для гидравлического аварийно-спасательного инструмента, включающего: гидроцилиндр силовой 52, насос ручной гидравлический 32, ножницы комбинированные гидравлические 55, кусачки специальные гидравлические 55, рукава гидравлические, резак универсальный гидравлический 54, гидравлическая насосная станция с мотоприводом 45, катушку удлинитель 46, насос ручной гидравлический 32, набор приспособлений 49. В правой части выдвижного стеллажа размещается бензоэлектрический агрегат 40.

В кабине водителя на передней панели установлены блок управления 34 сигнальной громкоговорящей установки и мобильная радиостанция 35.

В отсеке для экипажа оборудованы семь мест для размещения и перевозки спасателей, откидной стол. В отсеке размещаются приборы химической разведки - набор-лаборатория “Пчелка-Р” 37, приборы радиационной разведки в пластиковых контейнерах 36, установленных под сиденьями, огнетушитель 39.

При ликвидации последствий ЧС расчет АСМ, состоящий из 6-7 человек, принимает участие в выполнении работы по разборке завалов, устранению неисправностей коммуникаций и др.

Технические характеристики и оборудование машины обеспечивают.

- ведение радиационной и химической разведки (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов, определение наличия взрывоопасных газов);

- оповещение населения о ЧС, передачу специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений в радиусе до 500 м;

- организацию радиосвязи в УКВ диапазоне с использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимых - до 3 км;

- эвакуацию пострадавших из очагов разрушения, в т.ч. с объектов высотой до 6 м;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим (до 50 человек, с использованием одной медицинской укладки);

- подъем железобетонных и стальных конструкций, техники, емкостей и др. грузов массой до 10000 кг с помощью пневматических домкратов на высоту до 260 мм;

- остановку течей в трубопроводах с помощью пневмопластырей;

- деформацию, перемещение и разрушение силовых элементов конструкций, перекусывание металлических стержней диаметром до 30 мм;

- резку стальных листов и металлоконструкций толщиной до 10 мм с использованием гидроинструмента;

- расширение узких проемов в завалах и конструкциях до 790 мм;

- ликвидацию локальных очагов возгорания.

Используется АСМ следующим образом. С получением сигнала (команды) аварийно-спасательная машина с расчетом спасателей убывает в район возникновения чрезвычайной ситуации (стихийные бедствия, промышленные, транспортные и коммунальные аварии природного или техногенного характера). Для обеспечения беспрепятственного и оперативного продвижения к местам возникновения чрезвычайных ситуаций проблесковыми фонарями и сигнальной громкоговорящей установкой подаются специальные световые и звуковые сигналы и, при необходимости, речевые команды и сообщения.

По прибытию в район ЧС с помощью соответствующих приборов производится инженерная, радиационная и химическая разведка (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов и определение наличия взрывоопасных газов), визуально определяется характер, очередность, объемы и условия выполнения аварийно-спасательных работ.

Определяется место установки и производится подготовка АСМ к работе. Подготовка АСМ к работе заключается в проведении мероприятий по обеспечению доступа к оборудованию в машине и создания оптимальных условий для выполнения аварийно-спасательных работ.

Открывают задние двери машины. С помощью оградительной ленты и конусов ограждаются опасные участки и места проведения работ.

В темное время суток места проведения работ освещают прожекторами осветительного комплекса. Напряжение на прожекторы осветительного комплекса подается от автономного бензоэлектрического агрегата или от промышленной сети. Для местной подсветки используются специальные фонари. Для тушения локальных очагов возгорания используются огнетушители.

В зависимости от характера ЧС расчет спасателей готовит соответствующее оборудование к работе.

При выполнении работ в условиях радиоактивного или химического заражения, а также задымленности, запыленности и т.п. расчет использует индивидуальные средства защиты.

Основная задача при любом виде ЧС - поиск, эвакуация и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Поиск людей под завалами ведется с помощью приборов поиска пострадавших.

При разборке завалов для доступа и освобождения пострадавших используется гидравлический, пневматический и механический аварийно-спасательный и шанцевый инструмент, с помощью которого производится разрезание, перекусывание или деформация стальных элементов, подъем и перемещение железобетонных и стальных конструкций, емкостей техники и т.п., мешающих эвакуации пострадавших.

Эвакуация пострадавших из очага поражения производится с помощью носилок, а с высоких объектов - с помощью раздвижной лестницы или комплекта высотного снаряжения. Для защиты органов дыхания пострадавших при эвакуации из зараженных, задымленных или загазованных объектов используются спасательные устройства из комплекта дыхательных аппаратов, противогазы или респираторы со специальными патронами (фильтрами).

Первая помощь пострадавшим оказывается, как правило, вне очага разрушения с использованием комплекта медицинских средств. В последующем пострадавшие передаются в медицинские подразделения.

Похожие патенты RU2252161C1

название год авторы номер документа
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2005
  • Виноградов Анатолий Юрьевич
  • Гарушев Ашот Христофорович
  • Баран Михаил Евстахиевич
  • Клементьев Николай Викторович
  • Одинцов Леонид Григорьевич
RU2299819C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2006
  • Виноградов Анатолий Юрьевич
  • Гарушев Ашот Христофорович
  • Клементьев Николай Викторович
  • Крутелев Виктор Геннадьевич
  • Баран Михаил Евстахиевич
RU2313462C1
ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВОЙ МОДУЛЬ 2008
  • Виноградов Анатолий Юрьевич
  • Гарушев Ашот Христофорович
  • Клементьев Николай Викторович
  • Азаров Константин Сергеевич
  • Баканов Сергей Владимирович
  • Одинцов Леонид Григорьевич
RU2376163C1
ПОДВИЖНОЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ 2006
  • Виноградов Анатолий Юрьевич
  • Гарушев Ащот Христофорович
  • Азанов Николай Евгеньевич
  • Баран Михаил Евстахиевич
RU2313463C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ 2018
  • Пацкин Георгий Александрович
  • Анфилов Сергей Николаевич
  • Тараканов Юрий Васильевич
RU2697003C1
АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2006
  • Полозков Сергей Петрович
  • Герасимов Николай Борисович
  • Хлызов Михаил Юрьевич
RU2304994C1
СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКОЙ К ЛЕТАТЕЛЬНОМУ АППАРАТУ 2014
  • Кузьмин Лев Николаевич
  • Береснев Сергей Анатольевич
  • Терехов Дмитрий Александрович
  • Ефимов Дмитрий Михайлович
  • Иванов Юрий Петрович
  • Суслов Антон Юрьевич
RU2563291C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 2021
  • Малый Игорь Александрович
  • Костяев Александр Алексеевич
  • Краснов Иван Александрович
  • Кичайкин Владимир Васильевич
  • Ниткин Андрей Николаевич
  • Чумаков Евгений Сергеевич
RU2775323C1
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА, РАМА ОПОРНОГО ОСНОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НЕЙ ЦИСТЕРНА, ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО, ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА И СИСТЕМА ЕЕ ВЫДВИГАНИЯ 2005
  • Черемахин Александр Владимирович
RU2292928C1
УСТАНОВКА САМОСВАЛЬНАЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРАНУЛИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Гайсин Роберт Филаридович
RU2685488C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 252 161 C1

Реферат патента 2005 года АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательная машина содержит коробчатый замкнутый кузов 1, снабженный поперечными замкнутыми кольцевыми рамами, поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами, с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления на них с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств. Соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью изменения их габаритов, и снабжены фиксаторами. Кузов снабжен поддонами, жестко устанавливаемыми на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, выполненные эквидистантно конфигурации размещаемых в них аварийно-спасательных средств. На крыше кузова установлен кронштейн-опрокидыватель для лестницы 2. В кузове установлены стеллажи 9 с полками и отсеками. Изобретение повышает жесткость кузова и обеспечивает размещение в нем максимального количества аварийно-спасательных средств. 1 з. п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 252 161 C1

1. Аварийно-спасательная машина, содержащая коробчатый замкнутый кузов-фургон, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления, сигнализации, электроснабжения и безопасности, отличающаяся тем, что кузов снабжен несколькими поперечными замкнутыми кольцевыми рамами, поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами и с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления на них с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств, а соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью изменения их габаритов, и снабжены фиксаторами, жестко устанавливающими заданные положения, при этом кузов снабжен поддонами, жестко установленными на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, выполненные эквидистантно конфигурации размещаемых в них аварийно-спасательных средств, а на крыше кузова установлены кронштейн-опрокидыватель, являющийся держателем трехколенной лестницы, и грузовая площадка, жестко связанная с кольцевыми рамами.2. Аварийно-спасательная машина по п. 1, отличающаяся тем, что в кузове установлены стеллажи с полками и отсеками, выполненные из крупной металлической сетки и связанные с силовыми опорами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2252161C1

Устройство для автоматического регулирования числа оборотов электрических двигателей 1931
  • Альфред Ульмер
SU36316A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ 2001
  • Богуславский Е.И.
  • Иванов В.Д.
RU2198705C2
НЕОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИСТ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ СТАЛИ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2019
  • Уэсака Масанори
  • Дзайдзэн
  • Окубо Томоюки
  • Накадзима Хироаки
  • Ода
RU2755916C1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ И ПРИЕМА ИЗВЕЩЕНИЙ В СИСТЕМАХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Грибок В.П.
  • Косарев С.А.
  • Райгородский Ю.В.
  • Сластин В.В.
  • Фалеев А.И.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2244959C1
Аналоговый оптимизатор числа запасных блоков 1978
  • Володось Илья Федорович
  • Милосердов Виктор Иванович
SU752386A1
DE 3822679 А1, 11.01.1990.

RU 2 252 161 C1

Авторы

Виноградов А.Ю.

Даты

2005-05-20Публикация

2004-07-21Подача