Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано для изготовления прокладок для уплотнения стыка головка - блок цилиндров в двигателях внутреннего сгорания.
Известен прокладочный материал для уплотнения стыков головка - блок цилиндров двигателей внутреннего сгорания, содержащий металлический каркас, уплотняющий слой, содержащий волокна, минеральные наполнители и теплостойкое полимерное связующее, в качестве которого используют латексы, например дивинилпипериленовый или дивинилнитрильный карбоксил (Г.В. Порошин. Производство асбестовых листов. М.: Химия, 1984, с.7-9).
Недостатком данного технического решения является то, что прокладки из-за содержащихся в его уплотнительном слое вышеуказанных латексов не обладают достаточной стойкостью к действию нефтепродуктов, охлаждающей жидкости и имеют недостаточную теплостойкость.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение эксплуатационной надежности прокладочного материала за счет повышения стойкости полимерного связующего к действию агрессивных сред, в частности нефтепродуктов и охлаждающей жидкости, а также повышения теплостойкости.
Для решения поставленной задачи в известном прокладочном материале, выполненном в виде листов, содержащих металлический каркас, уплотняющий слой, состоящий из волокон, минеральных наполнителей и полимерного связующего, в качестве полимерного связующего используют водный раствор формальдегидных смол.
Количество формальдегидной смолы, вводимой в виде водного раствора в уплотняющий слой, составляет от 5 до 50% в пересчете на сухое вещество.
В качестве полимерного связующего можно использовать фенолформальдегидную (СФЖ, ГОСТ 20907-75), меламиноформальдегидную (МКФ-300), мочевиноформальдегидную (КС, ТУ 6-05-1375-80) смолы.
Использование в качестве полимерного связующего указанных смол позволит значительно повысить эксплуатационную надежность прокладочного материала, так как эти смолы благодаря своим свойствам обладают высокой стойкостью к воздействию агрессивных сред, а также более высокой теплостойкостью.
В уплотняющем слое в качестве волокна может быть использовано стекловолокно, углеродное волокно, базальтовое волокно, алюмосиликатное, арамидное волокно, лавсан, полиакрилонитрильное волокно, целлюлоза, асбест или их смеси.
В качестве минеральных наполнителей могут быть использованы баритовый концентрат, железный сурик, мел, тальк, каолин или их смеси.
Уплотняющий слой, состоящий из волокна и минеральных наполнителей, изготавливается в виде бумажного полотна на бумагоделательной машине по известной технологии (Н.П. Залесская, М.В. Соловьева. Производство асбестовых бумаг, картона, фильтрующих материалов. М.: Химия, 1989).
Уплотняющим слоем в виде бумажного полотна толщиной 0.5-1.0 мм обкладывают на каландре с обеих сторон ленту перфорированной жести по известной технологии (Г. В. Порошин. Производство асбестовых листов. М.: Химия, 1984, с. 38-41). Собранная на каландре лента разрезается механическими ножницами на листы шириной 150-400 мм, длиной 500-900 мм.
Листы укладываются в кассеты с зазором 5-10 мм, которые затем погружаются в ванну, заполненную водным раствором формальдегидной смолы при температуре 25-40oС, и пропитываются в течение 10-20 мин. После чего кассеты с листами подвергаются сушке при температуре не выше 100oС и термообработке при температуре не выше 170oС. Затем листы покрывают антипригарным покрытием по известной технологии, описанной в книге (Г.В. Порошин. Производство асбестовых листов. М.: Химия, 1984).
Наиболее оптимальной концентрацией водного раствора формальдегидной смолы является соотношение водного раствора в пределах 10-50%. Это обеспечит необходимую сжимаемость и восстанавливаемость прокладочному материалу, что в свою очередь обеспечивает также высокую эксплуатационную надежность.
Количественное соотношение составляющих при разных видах смол дано в таблице 1.
Предлагаемый прокладочный материал прошел опытные испытания, результаты которых занесены в протокол.
Испытания материала проводились в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97.
Испытания включали определение сжимаемости и восстанавливаемости, толщины и массы при воздействии жидкостей: Тосола А-40М; бензина Аи-92; масла 15W40; воды.
Сжимаемость и восстанавливаемость оценивалась по четырем образцам, а стойкость материала к воздействию агрессивных жидкостей - по восьми.
Испытания проводились по методикам, изложенным в ГОСТ 24038-90 и ГОСТ 24037-90.
Основные показатели испытаний приведены в таблице 2.
Из таблицы 2 следует, что изготовленный прокладочный материал предлагаемого состава обладает высокой стойкостью к агрессивным средам, в которых он эксплуатируется, по сравнению с материалом по прототипу. Кроме того, как показали испытания, предлагаемый материал обладает более высокой теплостойкостью относительно прототипа (15% против 32).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИСТОВОГО ПРОКЛАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 1994 |
|
RU2086583C1 |
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОКЛАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 1994 |
|
RU2082729C1 |
ПАРОНИТ | 2008 |
|
RU2407641C2 |
Уплотнительный прокладочный материал | 2018 |
|
RU2688738C1 |
ПАРОНИТ | 2008 |
|
RU2406611C2 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИСТОВОГО ПРОКЛАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 1991 |
|
RU2005744C1 |
СЛОИСТЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1997 |
|
RU2118335C1 |
Композиция для изготовления асбестового листового материала | 1987 |
|
SU1526180A1 |
Уплотнительный листовой материал для использования в жидкостных и топливно-масляных средах | 2020 |
|
RU2757294C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИСТОВОГО ПРОКЛАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2010722C1 |
Изобретение относится к области уплотнительной техники и используется для изготовления прокладок для уплотнения стыка головка - блок цилиндра в двигателях внутреннего сгорания. Прокладочный материал выполнен в виде листов, содержащих металлический каркас и уплотняющий слой, состоящий из волокон, минеральных наполнителей и водного раствора формальдегидной смолы. Материал обладает высокой эксплуатационной надежностью за счет повышенной стойкости полимерного связующего к действию агрессивных сред, в частности нефтепродуктов, охлаждающей жидкости, и повышенной теплостойкостью. 2 табл.
Прокладочный материал, выполненный в виде листов, содержащих металлический каркас, уплотняющий слой, состоящий из волокон, минеральных наполнителей и полимерного связующего, отличающийся тем, что в качестве полимерного связующего используют водный раствор формальдегидной смолы, количество которой составляет 5 - 50 мас.%.
ШАНИН Н.П | |||
и др | |||
Производство асбестовых технических изделий | |||
- Л.: Химия, с.209-212 | |||
СЛОИСТЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1997 |
|
RU2117686C1 |
СЛОИСТЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1997 |
|
RU2118335C1 |
СЛОИСТЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1997 |
|
RU2136505C1 |
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
Авторы
Даты
2003-12-27—Публикация
2002-06-19—Подача