СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА Российский патент 2003 года по МПК C25C3/16 

Описание патента на изобретение RU2220230C2

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизера по производству алюминия.

Известно соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера через медную пластину, которая одним концом жестко связана с гибким алюминиевым катодным спуском, а вторым - со стальным катодным стержнем крепежными элементами [Полезная модель 15732, С 25 С 3/16, БИПМ 31, 2000г.].

Известно контактное соединение узла токоподвода к катодной секции электролизера через наконечник, выполненный из медной и алюминиевой пластин, соединенных между собой внахлест сваркой взрывом [Патент РФ 2165483, С 25 С 3/16, БИПМ 11, 2000г.].

Недостатком данных технических решений является невозможность достижения плотного электрического контакта из-за ограничения усилий сжатия в болтовых крепежных элементах в виду малой прочности на смятие меди.

Известно соединение в катодной секции электролизера и способ его изготовления [Патент РФ 2175689, С 25 С 3/16, БИПМ 31, 2001г.], при котором соединение производят через биметаллический стале-алюминиевый переходник, алюминиевый слой которого соединяют аргонодуговой сваркой с первыми концами алюминиевых полос катодного спуска по 1-5 полос за один прием, с принудительным охлаждением сварных швов; при этом выдерживают температуру линии соединения стального слоя с алюминиевым слоем биметаллического переходника величиной меньше температуры рекристаллизации алюминия.

Недостатком данного решения является повышенное контактное электросопротивление на границе соединения катод-переходник, т.к. эта граница представляет контакт сталь-сталь, а также повышение электросопротивления из-за применения аргонодуговой сварки плавлением. Кроме того, применение аргонодуговой сварки усложняет технологический процесс изготовления соединения, т.к. при обычно применяемом количестве полос катодного спуска - 70 штук, количество переходов при сварке будет составлять 14-70.

Наиболее близким техническим решением является соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера через биметаллические пластины, одна из двух частей которых выполнена из алюминия и соединена с гибким катодным спуском [Полезная модель 15341, С 25 С 3/16, БИПМ 28, 2000г. (прототип)].

Недостатком данного соединения является ограничение усилий сжатия в болтовом соединении, что приводит к потере плотного электрического контакта.

Изобретение направлено на уменьшение энергоемкости процесса получения алюминия путем уменьшения падения напряжения в контактных узлах катодной секции электролизера.

Техническим результатом изобретения является снижение электрических потерь в месте контакта соединения переходника с катодным стержнем и в месте соединения катодного спуска с переходником.

Указанный технический результат достигается тем, что в соединении шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера, содержащем гибкий катодный спуск в виде полос, жестко связанный с шиной и жестко соединенный разъемным соединением в виде крепежных элементов через биметаллические пластины с концом катодного стержня, поверхности которого обработаны под электрический контакт, новым является то, что биметаллическая пластина выполнена из стальной и медной частей, полосы катодного спуска соединены между собой и сваркой взрывом со стальной частью пластины для образования единого переходника в соединении катодного спуска с биметаллической пластиной. На стальной части биметаллической пластины выполнен скос, и полосы катодного спуска соединены со стальной частью пластины по прямой поверхности и по поверхности скоса.

На фиг. 1 представлено соединение, в котором биметаллическая пластина выполнена из стальной 1 и медной 2 частей, а полосы катодного спуска 3 сваркой взрывом соединены между собой и со стальной частью пластины, образуя единый переходник. Имеется шина 4, катодный стержень 5 и болтовое соединение 6.

На фиг.2 представлено соединение, при котором на стальной части 1 биметаллического переходника выполнен скос, и полосы катодного спуска 3 соединены со стальной частью пластины по прямой поверхности и по поверхности скоса.

Электрический ток от катодной ошиновки 4 поступает на катодный стержень 5 через единый переходник, состоящий из биметаллической сталь-медной пластины, к стальной части которой присоединены полосы катодного спуска сваркой взрывом. Единый переходник связан с катодным стержнем болтовым соединением, при этом нажимные плоскости болтового соединения контактируют со стальной поверхностью биметаллической пластины, что позволяет увеличивать усилия сжатия и таким образом повышать проводимость контакта переходник - катодный стержень.

Похожие патенты RU2220230C2

название год авторы номер документа
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2002
  • Кузовников А.А.
  • Малышев В.В.
  • Трескин О.А.
  • Фомин С.И.
  • Богунов А.З.
  • Соболев В.В.
RU2220229C2
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2003
  • Кузовников А.А.
  • Малышев В.В.
  • Трескин О.А.
  • Фомин С.И.
  • Богунов А.З.
  • Соболев В.В.
RU2240384C1
СОЕДИНЕНИЕ В КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1999
  • Чуева С.П.
  • Зейферт А.А.
  • Ковалев Н.А.
  • Кузнецов Е.А.
RU2175689C2
ТОКОПОДВОД ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ АЛЮМИНИЯ 2003
  • Кузовников А.А.
  • Малышев В.В.
  • Трескин О.А.
  • Фомин С.И.
  • Богунов А.З.
  • Соболев В.В.
RU2245942C1
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2005
  • Бурцев Алексей Геннадьевич
  • Гусев Александр Олегович
  • Платонов Виталий Владимирович
  • Богунов Александр Захарович
  • Кузовников Александр Алексеевич
  • Пак Михаил Александрович
RU2318926C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНТАКТНЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛЮМИНИЯ И СПОСОБ МОНТАЖА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КОНТАКТНОГО УЗЛА 2007
  • Рагозин Леонид Викторович
  • Кононов Михаил Петрович
  • Богомолов Анатолий Николаевич
  • Маркунин Андрей Геннадьевич
  • Бабков Александр Дмитриевич
  • Колчев Владимир Геннадьевич
RU2387743C2
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 1993
  • Лысак В.И.
  • Кузьмин С.В.
  • Долгий Ю.Г.
  • Берсенев П.В.
  • Ихелис С.Я.
  • Чугунов Е.А.
  • Волков А.И.
  • Воронков А.В.
  • Паленко А.И.
RU2085624C1
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 1999
  • Пеев А.П.
  • Лысак В.И.
  • Долгий Ю.Г.
  • Кузьмин С.В.
  • Чугунов Е.А.
  • Саломатин И.А.
  • Чувичилов В.А.
  • Воронков А.В.
  • Кононов М.П.
RU2165483C1
КАТОДНОЕ УСТРОЙСТВО АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2006
  • Бурцев Алексей Геннадьевич
  • Гусев Александр Олегович
  • Деревянко Валерий Александрович
RU2321682C2
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2005
  • Спиридонов Анатолий Павлович
  • Колосов Юрий Николаевич
  • Гусев Александр Олегович
  • Бурцев Алексей Геннадьевич
  • Попов Александр Владимирович
RU2290458C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 220 230 C2

Реферат патента 2003 года СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизера по производству алюминия. Техническим результатом изобретения является снижение электрических потерь в месте контакта соединения с катодным стержнем и в месте соединения катодного спуска с переходником. Указанный технический результат достигается тем, что в соединении шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера, содержащем гибкий катодный спуск в виде полос, жестко связанный с шиной и жестко соединенный разъемным соединением в виде крепежных элементов через биметаллические пластины с концом катодного стержня, поверхности которого обработаны под электрический контакт, новым является то, что биметаллическая пластина выполнена из стальной и медной частей, полосы катодного спуска соединены между собой и сваркой взрывом со стальной частью пластины для образования единого переходника в соединении катодного спуска с биметаллической пластиной. На стальной части биметаллической пластины выполнен скос, и полосы катодного спуска соединены со стальной частью пластины по прямой поверхности и поверхности скоса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 220 230 C2

1. Соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера, содержащее гибкий катодный спуск в виде полос, жестко связанный с шиной и жестко соединенный разъемным соединением в виде крепежных элементов через биметаллические пластины с концом катодного стержня, поверхности которого обработаны под электрический контакт, отличающееся тем, что биметаллическая пластина выполнена из стальной и медной частей, полосы катодного спуска соединены между собой и сваркой взрывом со стальной частью пластины для образования единого переходника в соединении катодного спуска с биметаллической пластиной.2. Соединение по п.1, отличающееся тем, что на стальной части биметаллической пластины выполнен скос и полосы катодного спуска соединены со стальной частью пластины по прямой поверхности и поверхности скоса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2220230C2

Выпрямитель трехфазного тока 1928
  • Бондаренко А.Д.
SU15341A1
Рама для картин 1929
  • Стрельников М.Я.
SU15732A1
СОЕДИНЕНИЕ В КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1999
  • Чуева С.П.
  • Зейферт А.А.
  • Ковалев Н.А.
  • Кузнецов Е.А.
RU2175689C2
US 3650941, 21.03.1972.

RU 2 220 230 C2

Авторы

Кузовников А.А.

Малышев В.В.

Трескин О.А.

Фомин С.И.

Богунов А.З.

Соболев В.В.

Даты

2003-12-27Публикация

2002-02-27Подача