КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА Российский патент 2003 года по МПК C25C3/16 

Описание патента на изобретение RU2220229C2

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизеров по производству алюминия.

Известно соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера через медную пластину крепежными элементами [Полезная модель 15732, 7 С 25 С 3/16, БИПМ, 31, 2000г.].

Известно соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера, при котором соединение выполняется через биметалл алюминий - медь [Полезная модель 15341, 7 С 25 С 3/16, БИПМ, 28, 2000г.].

Недостатком данных технических решений является невозможность достижения плотного электрического контакта из-за ограничения усилий сжатия ввиду малой прочности на смятие медной и алюминиевой пластин. Ограничение усилий сжатия в болтовом соединении в свою очередь приводит к ухудшению электрического контакта, нагреву в месте контакта и появлению зазоров в соединении, что требует дополнительной затяжки болтового соединения.

Наиболее близким техническим решением является контактное соединение узла токоподвода к катодной секции электролизера через наконечник, выполненный из медной и алюминиевой пластин, соединенных между собой внахлест сваркой взрывом и образующих переходный элемент [Патент РФ 2165483, 7 С 25 С 3/16, БИПМ, 11, 2000г.] (прототип).

Недостатком данного решения является ухудшение электрического контакта в месте соединения, а также повышенный расход меди на изготовление переходного элемента.

Одним из основных технико-экономических показателей, определяющих эффективность производства алюминия, является расход электрической энергии на тонну выпускаемого металла. Изобретение направлено на снижение расхода электрической энергии путем уменьшения падения напряжения в катодной секции электролизера.

Техническим результатом изобретения является снижение потерь электроэнергии в месте контакта, увеличение эксплутационной надежности узла, снижение материалоемкости на изготовление переходного элемента.

Указанный технический результат достигается тем, что в контактном соединении узла токоподвода к катодной секции электролизера, содержащем алюминиевую токоведущую шину, выполненную в виде набора гибких алюминиевых полос, соединенную с блюмсом катодной секции электролизера болтовым соединением через переходный элемент, новым является то, что переходный элемент выполнен из триметалла медь - сталь - алюминий, при этом медный слой переходного элемента контактирует с поверхностью блюмса катодной секции электролизера, к алюминиевому слою переходного элемента присоединен набор гибких алюминиевых полос токоведущей шины, а прижимные поверхности болтового соединения контактируют со стальным слоем переходного элемента. Переходный элемент изготавливается сваркой взрывом. Медный и алюминиевый слои переходного элемента расположены на противоположных сторонах стального слоя, причем алюминиевый слой занимает часть поверхности стального слоя. Или медный и алюминиевый слой могут быть расположены на взаимно перпендикулярных сторонах стального слоя.

На фиг.1 показан переходной элемент, выполненный из триметалла, где медный слой 1, алюминиевый слой 2 расположены на противоположных сторонах стального слоя 3, причем алюминиевый слой занимает часть поверхности стального слоя, и набор гибких алюминиевых полос токоведущей шины 4 присоединен к алюминиевому слою переходного элемента, а другой конец полос жестко соединен с катодной ошиновкой электролизера 5.

На фиг.2 показан переходной элемент, где медный слой 1, алюминиевый слой 2 расположены на взаимно перпендикулярных сторонах стального слоя 3.

Электрический ток от катодной ошиновки 5 через набор гибких полос 4 и через переходной элемент поступает на катодный стержень 6, при этом падение напряжения в плоскости контакта блюмс - переходный элемент уменьшается за счет увеличения усилий затяжки болтового соединения 7, прижимные поверхности которого контактируют со стальной поверхностью переходного элемента.

Использование данного контактного соединения позволяет снизить потери электроэнергии в узле токоподвода катодной секции электролизера и сократить расход меди и алюминия при изготовлении переходного элемента.

Похожие патенты RU2220229C2

название год авторы номер документа
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2002
  • Кузовников А.А.
  • Малышев В.В.
  • Трескин О.А.
  • Фомин С.И.
  • Богунов А.З.
  • Соболев В.В.
RU2220230C2
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 1999
  • Пеев А.П.
  • Лысак В.И.
  • Долгий Ю.Г.
  • Кузьмин С.В.
  • Чугунов Е.А.
  • Саломатин И.А.
  • Чувичилов В.А.
  • Воронков А.В.
  • Кононов М.П.
RU2165483C1
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 1993
  • Лысак В.И.
  • Кузьмин С.В.
  • Долгий Ю.Г.
  • Берсенев П.В.
  • Ихелис С.Я.
  • Чугунов Е.А.
  • Волков А.И.
  • Воронков А.В.
  • Паленко А.И.
RU2085624C1
ТОКОПОДВОД ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ АЛЮМИНИЯ 2003
  • Кузовников А.А.
  • Малышев В.В.
  • Трескин О.А.
  • Фомин С.И.
  • Богунов А.З.
  • Соболев В.В.
RU2245942C1
ГИБКИЙ ТОКОВЕДУЩИЙ ПЕРЕХОДНИК-КОМПЕНСАТОР 2010
  • Оголихин Виктор Михайлович
  • Шемелин Сергей Дмитриевич
RU2450089C2
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2005
  • Бурцев Алексей Геннадьевич
  • Гусев Александр Олегович
  • Платонов Виталий Владимирович
  • Богунов Александр Захарович
  • Кузовников Александр Алексеевич
  • Пак Михаил Александрович
RU2318926C2
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2003
  • Кузовников А.А.
  • Малышев В.В.
  • Трескин О.А.
  • Фомин С.И.
  • Богунов А.З.
  • Соболев В.В.
RU2240384C1
СОЕДИНЕНИЕ В КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1999
  • Чуева С.П.
  • Зейферт А.А.
  • Ковалев Н.А.
  • Кузнецов Е.А.
RU2175689C2
КАТОДНАЯ СЕКЦИЯ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Фадеев П.Я.
  • Фадеев В.Я.
  • Швецов Г.А.
  • Мали В.И.
  • Савинов В.Н.
  • Чемоданов В.А.
  • Жоров И.В.
RU2075551C1
КАТОДНОЕ УСТРОЙСТВО АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 2002
  • Леонов В.В.
  • Громов Б.С.
  • Пак Р.В.
  • Леонов Д.В.
RU2209856C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 220 229 C2

Реферат патента 2003 года КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизера по производству алюминия. Техническим результатом изобретения является снижение потерь электроэнергии в месте контакта, увеличение эксплуатационной надежности узла, снижение материалоемкости на изготовление переходного элемента. Указанный технический результат достигается тем, что в контактном соединении узла токоподвода к катодной секции электролизера, содержащем алюминиевую токоведущую шину, выполненную в виде набора гибких алюминиевых полос, соединенную с блюмсом катодной секции электролизера болтовым соединением через переходный элемент, новым является то, что переходный элемент выполнен из триметалла медь-сталь-алюминий, при этом медный слой переходного элемента контактирует с поверхностью блюмса катодной секции электролизера, к алюминиевому слою переходного элемента присоединен набор гибких алюминиевых полос токоведущей шины, а прижимные поверхности болтового соединения контактируют со стальным слоем переходного элемента. Переходный элемент изготовлен сваркой взрывом. Медный и алюминиевый слои переходного элемента расположены на противоположных сторонах стального слоя, причем алюминиевый слой занимает часть поверхности стального слоя. Или медный и алюминиевый слои расположены на взаимно перпендикулярных сторонах стального слоя. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 220 229 C2

1. Контактное соединение узла токоподвода к катодной секции электролизера, содержащее алюминиевую токоведущую шину, выполненную в виде набора гибких алюминиевых полос, соединенную с блюмсом катодной секции электролизера болтовым соединением через переходный элемент, отличающееся тем, что переходный элемент выполнен из триметалла медь-сталь-алюминий, при этом медный слой переходного элемента контактирует с поверхностью блюмса катодной секции электролизера, к алюминиевому слою переходного элемента присоединен набор гибких алюминиевых полос токоведущей шины, а прижимные поверхности болтового соединения контактируют со стальным слоем переходного элемента.2. Контактное соединение по п.1, отличающееся тем, что переходный элемент изготовлен сваркой взрывом.3. Контактное соединение по п.2, отличающееся тем, что медный и алюминиевый слои переходного элемента расположены на противоположных сторонах стального слоя, причем алюминиевый слой занимает часть поверхности стального слоя.4. Контактное соединение по п.2, отличающееся тем, что медный и алюминиевый слои расположены на взаимно перпендикулярных сторонах стального слоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2220229C2

КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА 1999
  • Пеев А.П.
  • Лысак В.И.
  • Долгий Ю.Г.
  • Кузьмин С.В.
  • Чугунов Е.А.
  • Саломатин И.А.
  • Чувичилов В.А.
  • Воронков А.В.
  • Кононов М.П.
RU2165483C1
Выпрямитель трехфазного тока 1928
  • Бондаренко А.Д.
SU15341A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ БЛЮМСОВ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛЮМИНИЯ С КАТОДНЫМИ СПУСКАМИ 1991
  • Книгель В.А.
  • Барсов А.Л.
  • Скалубо Г.Л.
RU2069709C1
US 3650941, 21.03.1972
Устройство управления коробкой передач транспортного средства 1985
  • Лепилов Владимир Валентинович
SU1271770A1

RU 2 220 229 C2

Авторы

Кузовников А.А.

Малышев В.В.

Трескин О.А.

Фомин С.И.

Богунов А.З.

Соболев В.В.

Даты

2003-12-27Публикация

2002-02-04Подача