Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизеров по производству алюминия.
Известно соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера через медную пластину крепежными элементами [Полезная модель 15732, 7 С 25 С 3/16, БИПМ, 31, 2000г.].
Известно соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера, при котором соединение выполняется через биметалл алюминий - медь [Полезная модель 15341, 7 С 25 С 3/16, БИПМ, 28, 2000г.].
Недостатком данных технических решений является невозможность достижения плотного электрического контакта из-за ограничения усилий сжатия ввиду малой прочности на смятие медной и алюминиевой пластин. Ограничение усилий сжатия в болтовом соединении в свою очередь приводит к ухудшению электрического контакта, нагреву в месте контакта и появлению зазоров в соединении, что требует дополнительной затяжки болтового соединения.
Наиболее близким техническим решением является контактное соединение узла токоподвода к катодной секции электролизера через наконечник, выполненный из медной и алюминиевой пластин, соединенных между собой внахлест сваркой взрывом и образующих переходный элемент [Патент РФ 2165483, 7 С 25 С 3/16, БИПМ, 11, 2000г.] (прототип).
Недостатком данного решения является ухудшение электрического контакта в месте соединения, а также повышенный расход меди на изготовление переходного элемента.
Одним из основных технико-экономических показателей, определяющих эффективность производства алюминия, является расход электрической энергии на тонну выпускаемого металла. Изобретение направлено на снижение расхода электрической энергии путем уменьшения падения напряжения в катодной секции электролизера.
Техническим результатом изобретения является снижение потерь электроэнергии в месте контакта, увеличение эксплутационной надежности узла, снижение материалоемкости на изготовление переходного элемента.
Указанный технический результат достигается тем, что в контактном соединении узла токоподвода к катодной секции электролизера, содержащем алюминиевую токоведущую шину, выполненную в виде набора гибких алюминиевых полос, соединенную с блюмсом катодной секции электролизера болтовым соединением через переходный элемент, новым является то, что переходный элемент выполнен из триметалла медь - сталь - алюминий, при этом медный слой переходного элемента контактирует с поверхностью блюмса катодной секции электролизера, к алюминиевому слою переходного элемента присоединен набор гибких алюминиевых полос токоведущей шины, а прижимные поверхности болтового соединения контактируют со стальным слоем переходного элемента. Переходный элемент изготавливается сваркой взрывом. Медный и алюминиевый слои переходного элемента расположены на противоположных сторонах стального слоя, причем алюминиевый слой занимает часть поверхности стального слоя. Или медный и алюминиевый слой могут быть расположены на взаимно перпендикулярных сторонах стального слоя.
На фиг.1 показан переходной элемент, выполненный из триметалла, где медный слой 1, алюминиевый слой 2 расположены на противоположных сторонах стального слоя 3, причем алюминиевый слой занимает часть поверхности стального слоя, и набор гибких алюминиевых полос токоведущей шины 4 присоединен к алюминиевому слою переходного элемента, а другой конец полос жестко соединен с катодной ошиновкой электролизера 5.
На фиг.2 показан переходной элемент, где медный слой 1, алюминиевый слой 2 расположены на взаимно перпендикулярных сторонах стального слоя 3.
Электрический ток от катодной ошиновки 5 через набор гибких полос 4 и через переходной элемент поступает на катодный стержень 6, при этом падение напряжения в плоскости контакта блюмс - переходный элемент уменьшается за счет увеличения усилий затяжки болтового соединения 7, прижимные поверхности которого контактируют со стальной поверхностью переходного элемента.
Использование данного контактного соединения позволяет снизить потери электроэнергии в узле токоподвода катодной секции электролизера и сократить расход меди и алюминия при изготовлении переходного элемента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2220230C2 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 1999 |
|
RU2165483C1 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 1993 |
|
RU2085624C1 |
ТОКОПОДВОД ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ АЛЮМИНИЯ | 2003 |
|
RU2245942C1 |
ГИБКИЙ ТОКОВЕДУЩИЙ ПЕРЕХОДНИК-КОМПЕНСАТОР | 2010 |
|
RU2450089C2 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2005 |
|
RU2318926C2 |
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2003 |
|
RU2240384C1 |
СОЕДИНЕНИЕ В КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2175689C2 |
КАТОДНАЯ СЕКЦИЯ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА (ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2075551C1 |
КАТОДНОЕ УСТРОЙСТВО АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2209856C1 |
Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизера по производству алюминия. Техническим результатом изобретения является снижение потерь электроэнергии в месте контакта, увеличение эксплуатационной надежности узла, снижение материалоемкости на изготовление переходного элемента. Указанный технический результат достигается тем, что в контактном соединении узла токоподвода к катодной секции электролизера, содержащем алюминиевую токоведущую шину, выполненную в виде набора гибких алюминиевых полос, соединенную с блюмсом катодной секции электролизера болтовым соединением через переходный элемент, новым является то, что переходный элемент выполнен из триметалла медь-сталь-алюминий, при этом медный слой переходного элемента контактирует с поверхностью блюмса катодной секции электролизера, к алюминиевому слою переходного элемента присоединен набор гибких алюминиевых полос токоведущей шины, а прижимные поверхности болтового соединения контактируют со стальным слоем переходного элемента. Переходный элемент изготовлен сваркой взрывом. Медный и алюминиевый слои переходного элемента расположены на противоположных сторонах стального слоя, причем алюминиевый слой занимает часть поверхности стального слоя. Или медный и алюминиевый слои расположены на взаимно перпендикулярных сторонах стального слоя. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 1999 |
|
RU2165483C1 |
Выпрямитель трехфазного тока | 1928 |
|
SU15341A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ БЛЮМСОВ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛЮМИНИЯ С КАТОДНЫМИ СПУСКАМИ | 1991 |
|
RU2069709C1 |
US 3650941, 21.03.1972 | |||
Устройство управления коробкой передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1271770A1 |
Авторы
Даты
2003-12-27—Публикация
2002-02-04—Подача