Изобретение относится к области производства алюминия и может быть использовано для обеспечения работы электролизеров.
Известно соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера через медную пластину, жестко связанную с гибким алюминиевым катодным спуском, а со стальным катодным стержнем - крепежными элементами [полезная модель №15732, МПК С 25 С 3/16, Бюл. №31, 2001 г.].
Известно контактное соединение узла токоподвода к катодной секции электролизера через наконечник, выполненный из медной и алюминиевой пластин, соединенных между собой внахлест сваркой взрывом [патент №2165483, МПК С 25 С 3/16, Бюл. №11, 2000 г.].
Недостатком данных решений является ограничение усилий сжатия в разъемных соединениях из-за низкой прочности на сжатие меди, что приводит к повышенному электросопротивлению в месте контакта.
Известно соединение в катодной секции электролизера и способ его изготовления, где соединение производится через биметаллический сталь-алюминиевый переходник [патент №2175689, МПК С 25 С 3/16, Бюл. №31, 2001 г.].
Недостатком данных решений является ограничение усилий сжатия в разъемных соединениях из-за низкой прочности на смятие меди, что приводит к повышенному электросопротивлению в месте контакта.
Наиболее близким техническим решением является соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера, где гибкий алюминиевый катодный спуск связан с предварительно обработанным под электрический контакт поверхностями конца катодного стержня разъемным соединением в виде крепежных элементов и контактных биметаллических пластин, одна из двух частей которых выполнена из алюминия и соединена с гибким алюминиевым катодным спуском [полезная модель №15341, МПК С 25 С 3/16, Бюл. №28, 2002 г.].
Недостатком данного соединения является увеличенное контактное сопротивление из-за ограничения усилий сжатия болтового соединения.
Предлагаемое изобретение направлено на снижение затрат электрической энергии в производстве алюминия, увеличение межремонтного цикла электролизера.
Техническим результатом изобретения является улучшение электрического контакта в разъемном катодном соединении.
Технический результат достигается тем, что в соединении шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера, включающем гибкий алюминиевый катодный спуск, одним концом жестко соединенный с катодной шиной, а другим с катодным стальным стержнем через биметаллическую пластину алюминий-медь посредством болтового соединения, согласно изобретению в биметаллической пластине на участке размещения болтового соединения над слоем меди расположена стальная вставка, закрепленная сваркой взрывом, и при этом биметаллическая пластина соединена с катодным стержнем болтовым соединением через стальную втулку, нижняя сторона которой контактирует со стальной вставкой.
На чертеже представлено соединение, где гибкий алюминиевый спуск 1 одним концом жестко соединен с катодной шиной 2, а другим концом - с алюминиевой частью 3 биметаллической пластины. Биметаллическая пластина второй медной частью 4 контактирует с поверхностью катодного стержня и закреплена болтовым соединением 5 через стальную втулку 6 с катодным стержнем 7, при этом втулка 6 одной плоскостью контактирует со стальной вставкой 8, которая закреплена между частями биметаллической пластины сваркой взрывом.
Электрический ток от шины 2 через гибкий катодный спуск поступает на биметаллическую пластину и далее на катодный стержень. Болтовое соединение 5 соединяет биметаллическую пластину со стержнем через стальную втулку и стальную вставку.
Преимуществом данного технического решения является низкое электросопротивление конструкции за счет применения меди и алюминия при одновременном снижении сопротивления в месте контакта путем увеличения усилий сжатия в болтовом соединении через стальную вставку, что снижает энергозатраты на производство алюминия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2220230C2 |
ТОКОПОДВОД ДЛЯ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ АЛЮМИНИЯ | 2003 |
|
RU2245942C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНТАКТНЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛЮМИНИЯ И СПОСОБ МОНТАЖА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КОНТАКТНОГО УЗЛА | 2007 |
|
RU2387743C2 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2005 |
|
RU2318926C2 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 1993 |
|
RU2085624C1 |
СОЕДИНЕНИЕ В КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2175689C2 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2220229C2 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 1999 |
|
RU2165483C1 |
АНОДНОЕ УСТРОЙСТВО АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2232831C1 |
КАТОДНОЕ УСТРОЙСТВО АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2209856C1 |
Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы алюминиевых электролизеров. Соединение шины с катодным стержнем алюминиевого электролизера содержит гибкий алюминиевый катодный спуск, одним концом жестко соединенный с катодной шиной, а другим - с катодным стальным стержнем через биметаллическую пластину алюминий-медь посредством болтового соединения. В биметаллической пластине на участке размещения болтового соединения над слоем меди расположена стальная вставка, закрепленная сваркой взрывом. Биметаллическая пластина соединена с катодным стержнем болтовым соединением через стальную втулку, нижняя сторона которой контактирует со стальной вставкой. Изобретение улучшает электрический контакт в разъемном катодном соединении. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Выпрямитель трехфазного тока | 1928 |
|
SU15341A1 |
Рама для картин | 1929 |
|
SU15732A1 |
СОЕДИНЕНИЕ В КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2175689C2 |
US 3650941 A, 21.03.1972. |
Авторы
Даты
2004-11-20—Публикация
2003-08-21—Подача