СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2004 года по МПК C10G69/00 C10G45/08 

Описание патента на изобретение RU2221838C1

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, конкретно к способу получения дизельного топлива.

Известен способ получения дизельного топлива путем гидроочистки дизельных дистиллятов в присутствии алюмо-никель-молибденового катализатора при температуре 340-370oС и давлении до 4 МПа. Гидроочистку с целью получения товарного топлива с содержанием остаточной серы на уровне не более 0,2 мас. % (по ГОСТ 305-82) или не более 0,05 мас.% (по ТУ 38.1011348-90) осуществляют путем облагораживания как широкой фракции дизельного топлива, содержащей легкокипящие и тяжелые фракции топлива, так и отдельного облагораживания тяжелых фракций топлива с последующим смешением их с легкокипящими фракциями. Последний вариант целесообразен в случае переработки относительно малосернистых нефтей. Смешение этих компонентов обеспечивает производство товарного дизельного топлива марки Л, содержащего до 0,2 мас.% серы.

Гидроочистку утяжеленного компонента дизельного топлива (фр. 190-400oС) проводят на двух катализаторах, загруженных по зонам: в верхней зоне - алюмо-никель-молибденовый катализатор, в нижней - алюмо-никель-молибденовый катализатор, содержащий цеолит (КС-11). В результате получают малосернистый (сера 0,1-0,12 мас.%) утяжеленный компонент дизельного топлива, вовлекаемый в состав товарного дизельного топлива марки Л. (Е.А.Демьяненко, А.К.Карибов и др. Гидроочистка утяжеленных компонентов дизельного топлива. - Нефтепереработка и нефтехимия, 1999, 1, с.11-14).

Недостатками данного способа являются:
- невозможность получения дизельного топлива, отвечающего современным экологическим требованиям по содержанию серы (не более 0,035 мас.%) и полициклических ароматических углеводородов (не более 11 мас.%);
- низкая объемная скорость подачи сырья (1,5-2,0 ч-1).

Известен также способ получения экологически чистого дизельного топлива путем гидроочистки нефтяного сырья на алюмо-никель-молибденовом или алюмо-кобальт-молибденовом катализаторе, например, катализаторе ГКД-300, при давлении 3,2-3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,9-4,1 ч-1 и температуре 335-345oС с получением дизельного дистиллята с содержанием серы не более 0,05 мас. %. (Р.Р.Алиев, В.А.Овсянников. Получение экологически чистого дизельного топлива: гидроочистка на катализаторах серии ГКД. - Химия и технология топлив и масел, 1997, 6, с.11-13).

Недостатком способа является недостаточная глубина сероочистки для обеспечения современных экологических требований к топливу (содержание серы не более 0,035 мас.%).

Наиболее близким к заявляемому является способ получения дизельного топлива путем перегонки сернистой нефти с получением фракции 130-240oС, фракции, 96% которой выкипает внутри интервала температур 140-310oС и фракции, 96% которой выкипает внутри интервала температур 210-350oС, с последующей гидроочисткой смеси последних двух фракций, взятых в массовом соотношении от 10: 90 до 35:65 соответственно, в присутствии катализатора ГО-70 при 370oС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1. Полученную фракцию гидроочищенного дизельного топлива компаундируют с исходной прямогонной фракцией летнего дизельного топлива, 96% которой выкипает внутри интервала температур 210-350oС, взятые в массовом соотношении от 10:90 до 90:10 соответственно. К полученной смеси дизельных фракций добавляют исходную прямогонную фракцию зимнего дизельного топлива, 96% которой выкипает внутри интервала температур 140-310oС в количестве 30-50 мас.%. В полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку в количестве 0,01-0,5 мас.%. (Патент РФ 2039080, кл. C 10 G 45/04, 09.07.95).

Однако данный способ также не позволяет выработать дизельное топливо, отвечающее современным экологическим требованиям к топливу (содержание серы вырабатываемого топлива 0,15-0,30 мас.%). Существенно осложняет технологию производства топлива введение депрессорной присадки для улучшения низкотемпературных свойств топлива.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения дизельного топлива, обеспечивающего снижение содержания серы в целевом продукте.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения дизельного топлива, включающий первичную перегонку нефти с выделением легкокипящей и высококипящей фракций, гидрогенизационную переработку, компаундирование фракций и выделение целевого продукта. Способ отличается тем, что высококипящую фракцию подвергают гидрированию, полученный гидрогенизат компаундируют с легкокипящей фракцией в соотношении от 90:10 мас.% до 40:60 мас.% с получением целевого продукта, или подвергают ректификации с выделением фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-360oС, и остатка, с последующим компаундированием фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-360oС, с легкокипящей фракцией в соотношении от 20:80 мас.% до 60:40 мас.%.

Причем:
- в качестве легкокипящей фракции выделяют фракцию, выкипающую внутри интервала температур 120-270oС, а в качестве высококипящей фракцию, выкипающую внутри интервала температур 150-420oС;
- остаток, полученный после ректификации гидрогенизата, полностью или частично возвращают на стадию гидрирования высококипящей фракции;
- гидрирование осуществляют при температуре 320-410oС, давлении 3-5 МПа в присутствии алюмо-никель-молибденового или алюмо-кобальт-молибденового катализатора, объемной скорости подачи сырья 1-7 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье, равном 250-1000 нм33.

Способ позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы в целевом продукте порядка 0,035 мас.% и менее.

Ниже приведены конкретные примеры заявляемого способа.

Пример 1
Из западносибирской нефти первичной перегонкой выделяют легкокипящую фракцию 120-240oС (содержание серы 0,026 мас. %, плотность при 15oС 800 кг/м3) и высококипящую фракцию 240-360oС (содержание серы 0,5 мас.%, плотность при 15oС 850 кг/м3). Высококипящую фракцию 240-360oС подвергают гидрированию на алюмо-кобальт-молибденовом катализаторе при давлении 3 МПа, температуре 350oС, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1 и соотношении водородсодержащего газа к сырью 250 нм33 до остаточного содержания серы 0,037 мас. % и полициклических ароматических углеводородов 10 мас.%. Готовое дизельное топливо получают смешением гидрогенизата с легкокипящей фракцией нефти 120-240oС в массовом соотношении 90:10%. В результате оно имеет плотность при 15oС 845 кг/м3, содержит 0,035 мас.% серы и 10 мас.% полициклических ароматических углеводородов и отвечает нормам, предъявляемым к дизельным топливам.

Пример 2
Из западносибирской нефти первичной перегонкой выделяют легкокипящую фракцию 120-240oС (содержание серы 0,026 мас. %, плотность при 15oС 800 кг/м3) и высококипящую фракцию 240-390oС (до 360oС выкипает 90 об.%, содержание серы 0,55 мас. %, плотность при 15oС 865 кг/м3). Высококипящую фракцию 240-390oС подвергают гидрированию на алюмо-никель-молибденовом катализаторе при давлении 5 МПа, температуре 385oС, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и соотношении водородсодержащего газа к сырью 1000 нм33 до остаточного содержания серы 0,045 мас.% и затем смешивают гидрогенизат с легкокипящей фракцией 120-240oС в массовом соотношении 40:60%. В результате получают дизельное топливо, 95 об.% которого перегоняется при 360oС, с содержанием серы 0,034 мас.% и полициклических ароматических углеводородов 8 мас.% и плотностью 820 кг/м3.

Пример 3
Из западносибирской нефти первичной перегонкой выделяют легкокипящую фракцию 120-270oС (содержание серы 0,05 мас.%, плотность при 15oС 815 кг/м3) и высококипящую фракцию 150-420oС (содержание серы 0,65 мас.%, плотность при 15oС 870 кг/м3, до 360oС выкипает 80 об.%). Высококипящую фракцию 150-420oС подвергают гидрированию на алюмо-никель-молибденовом катализаторе при давлении 4 МПа, температуре 365oС, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 500 нм33. Из полученного гидрогенизата ректификацией выделяют бензиновую фракцию Н.К.-130oС, дизельную фракцию 130-360oС (содержание серы 0,025 мас.%) и остаток (содержание серы 0,03 мас. %). Остаток, выкипающий выше 360oС, возвращают на стадию гидрирования. Выделенная фракция 130-360oС характеризуется повышенной плотностью при 15oС (862 кг/м3) и для доведения до нормы (в соответствии с нормами, предъявляемыми к дизельным топливам в пределах 820-845 кг/м3) ее разбавляют легкокипящей фракцией 120-270oС (массовое соотношение компонентов 60:40%). Полученное дизельное топливо имеет плотность при 15oС 840 кг/м3, содержит серы 0,035 мас.% и полициклических ароматических углеводородов 10 мас.%.

Пример 4
Из западносибирской нефти первичной перегонкой выделяют легкокипящую фракцию 120-260oС (содержание серы 0,04 мас.%, плотность при 15oС 810 кг/м3) и высококипящую фракцию 200-400oС (содержание серы 0,6 мас.%). Высококипящую фракцию 200-400oС подвергают гидрированию на алюмо-никель-молибденовом катализаторе при давлении 3,7 МПа, температуре 360oС, объемной скорости подачи сырья 1,8 ч-1, соотношении водородсодержащего газа к сырью 300 нм33. Из полученного гидрогенизата ректификацией выделяют бензиновую фракцию Н.К.-180oС, дизельную фракцию 180-330oС (содержание серы 0,013 мас.%, плотность при 15oС 860 кг/м3) и остаток, выкипающий выше 330oС. 50 об.% остатка возвращают на стадию гидрирования, а остальная часть выводится с установки и используется для технологических целей. Конечное дизельное топливо получают смешением фракции 180-330oС с легкокипящей фракцией 120-260oС, взятых в массовом соотношении 20:80%. В результате получают дизельное топливо, содержащее 0,034 мас.% серы и 9 мас.% полициклических ароматических углеводородов, с плотностью при 15oС 820 кг/м3.

Из представленных примеров следует, что предлагаемый способ позволяет получить дизельное топливо высокого качества с содержанием серы в целевом продукте порядка 0,035 мас.% и менее.

Похожие патенты RU2221838C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Демьяненко Е.А.
  • Санников А.Л.
  • Дружинин О.А.
  • Твердохлебов В.П.
  • Бирюков Ф.И.
  • Хандархаев С.В.
  • Каминский Э.Ф.
  • Мелик-Ахназаров Талят Хосров Оглы
  • Лощенкова И.Н.
  • Хавкин В.А.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
RU2205200C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2001
  • Луговской А.И.
  • Мусиенко Г.Г.
  • Митценко Н.Н.
  • Подшивалова Н.Ф.
  • Капустин В.М.
  • Рудяк К.Б.
RU2185419C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2008
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2378322C1
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ НЕФТЯНЫХ ДИСТИЛЛАТОВ 1994
  • Каминский Э.Ф.
  • Радченко Е.Д.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Егоров И.В.
  • Усманов Р.М.
  • Прокопюк С.Г.
  • Ганцев В.А.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Пуринг М.Н.
RU2072386C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2017
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Юсовский Алексей Вячеславович
RU2671640C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ ТЕРМОСТАБИЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФРАКЦИЙ 2012
  • Томин Виктор Петрович
  • Мамонкин Дмитрий Николаевич
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Микишев Владимир Анатольевич
  • Тютрина Наталья Владимировна
  • Апрелкова Ирина Ивановна
  • Томин Александр Викторович
RU2561918C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126437C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВАКУУМНЫХ ДИСТИЛЛАТОВ 2015
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Чернышева Елена Александровна
  • Зуйков Александр Владимирович
  • Махин Дмитрий Юрьевич
RU2605950C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО КЕРОСИНА 2008
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Бушуева Елизавета Михайловна
  • Бычкова Дина Моисеевна
  • Лощенкова Ирина Николаевна
  • Захариди Татьяна Николаевна
RU2352614C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Использование: нефтеперерабатывающая промышленность. Сущность: нефть подвергают первичной перегонке с выделением легкокипящей и высококипящей фракций. Высококипящую фракцию подвергают гидрированию, полученный гидрогенизат компаундируют с легкокипящей фракцией в соотношении от 90:10 мас.% до 40: 60 мас. % с получением целевого продукта, или подвергают ректификации с выделением фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-360oС, и остатка, с последующим компаундированием фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-360oС, с легкокипящей фракцией в соотношении от 20:80 мас.% до 60:40 мас.%. В качестве легкокипящей фракции выделяют фракцию, выкипающую внутри интервала температур 120-270oС, а в качестве высококипящей фракцию, выкипающую внутри интервала температур 150-420oС. Способ позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы в целевом продукте порядка 0,035 мас.% и менее. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 221 838 C1

1. Способ получения дизельного топлива, включающий первичную перегонку нефти с выделением легкокипящей и высококипящей фракций, гидрогенизационную переработку, компаундирование фракций и выделение целевого продукта, отличающийся тем, что в качестве легкокипящей фракции выделяют фракцию, выкипающую внутри интервала температур 120-270°С, а в качестве высококипящей - фракцию, выкипающую внутри интервала температур 150-420°С, высококипящую фракцию подвергают гидрированию, полученный гидрогенизат компаундируют с легкокипящей фракцией в соотношении от 90:10 мас.% до 40:60 мас.% с получением целевого продукта, или подвергают ректификации с выделением фракции, выкипающей внутри интервала температур 130-360°С, и остатка, с последующим компаундированием фракции, выкипающей в пределах 130-360°С, с легкокипящей фракцией в соотношении от 20:80 мас.% до 60:40 мас.%.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что остаток, полученный после ректификации гидрогенизата, полностью или частично возвращают на стадию гидрирования высококипящей фракции.3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что гидрирование осуществляют при температуре 320-410°С, давлении 3-5 МПа в присутствии алюмо-никель-молибденового или алюмо-кобальт-молибденового катализатора, объемной скорости подачи сырья 1-7 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье, равном 250-1000 нм33.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221838C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1993
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Николаева В.Б.
  • Новиков В.Б.
  • Соломахина Л.С.
  • Заяшников Е.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Овчинников В.Н.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Данилов А.М.
RU2039080C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА 1990
  • Демьяненко Е.А.
  • Гнатюк А.С.
  • Бирюков Ф.И.
  • Просфиров В.И.
  • Стуре Н.Н.
  • Карибов А.К.
  • Ильин В.В.
  • Хавкин В.А.
  • Зенченков А.Н.
  • Лазьян Н.Г.
  • Гуляева Л.А.
  • Курганов В.М.
SU1746702A1
US 6251263 А, 26.06.2001
US 6251262 А, 26.06.2001
US 6207041 А, 27.03.2001.

RU 2 221 838 C1

Авторы

Каминский Э.Ф.

Хавкин В.А.

Гуляева Л.А.

Бычкова Д.М.

Лощенкова И.Н.

Кастерин В.Н.

Санников А.Л.

Дружинин О.А.

Хандархаев С.В.

Пичугин В.М.

Габов М.В.

Твёрдохлебов В.П.

Даты

2004-01-20Публикация

2002-11-26Подача