Изобретение относится к железнодорожной автоматике и служит для контроля положения остряков относительно рамы стрелочного перевода в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) [1].
В качестве аналога и прототипа принято "Устройство для контроля прилегания остряков к рамным рельсам стрелочного перевода" [2], отличающееся от известных тем, что электромагнитные датчики устройства установлены в шейках рамных рельсов стрелочного перевода и ориентированы чувствительными элементами к поверхности остряков в зону между головками крепления болтов рабочей тяги привода, а схемы возбуждения колебаний выполнены с возможностью возбуждения колебаний, длительность которых пропорциональна в интервале контролируемых величин расстоянию между прижатыми остряками и чувствительными элементами датчиков. Недостатком данного устройства является контроль только прижатых остряков. При этом не контролируется положение отведенных (отстающих по ПТЭ железных дорог) от рамных рельсов остряков, которое должно составлять не менее 125 мм. Т.е. не контролируется рассоединение рабочей тяги стрелочного привода, при котором один из остряков (после перевода стрелки, при определенных условиях) может остаться в среднем положении.
Сущность изобретения. Устройство для контроля положения остряков относительно рамных рельсов стрелочного перевода содержит схему контроля прилегания остряков из устройства [2] на элементах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 с дополнительными датчиками контроля положения отстающих остряков 11, расположенными на фундаментном угольнике, жестко связанном с рамными рельсами, под подошвами остряков, подключенными по аналогии с [2] через дополнительные схемы возбуждения затухающих гармонических колебаний 3', детекторы 7' и формирователи импульсов контроля 8' к схемам сравнения импульсов по длительности, ко вторым входам которых подключены одновибраторы 10'. Выходы схем сравнения импульсов по длительности от датчиков контроля прилегания 9 и датчиков контроля отставания 9' подключены к входам логических схем И 12, выходы которых подключены к входам логической схемы Исключающее ИЛИ 13. На выходе схемы Исключающее ИЛИ включено исполнительное реле 14.
Задача изобретения - повышение безопасности движения поездов и повышение достоверности информации о состоянии стрелочного перевода путем контроля фактического положения обоих остряков относительно рамных рельсов.
На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства, на фиг.2 - эскиз размещения датчиков контроля положения остряков на стрелочной гарнитуре.
Устройство для контроля положения остряков относительно рамных рельсов стрелочного перевода работает следующим образом.
На фиг. 1 изображена блок-схема устройства. Формирователь импульсов 2 вырабатывает короткие импульсы с частотой задающего генератора 1, которые подаются на схемы возбуждения затухающих гармонических колебаний 3 и 3', на входы регулируемых одновибраторов 10 и 10' для запуска опорных импульсов. В параллельных колебательных контурах, образованных катушками датчиков 4, 11 и конденсаторами схемы, возбуждаются затухающие гармонические колебания, причем длительность затухания зависит от расстояния между чувствительными элементами датчиков и ферромассами остряков. Затухающие колебания детектируются схемами 7 и 7' и через схемы формирователей импульсов контроля подаются на входы схем сравнения импульсов по длительности 9 и 9'. На вторые входы схем 9 подаются опорные импульсы от регулируемых одновибраторов 10, регулировка которых осуществляется при настройке схемы на срабатывание при отжиме прилегающего остряка от рамного рельса на 4 мм и более. На вторые входы схем 9' подаются опорные импульсы от регулируемых одновибраторов 10', регулировка которых осуществляется при настройке схемы на срабатывание при смещении отстающего остряка 6 от датчика 11 к рамному рельсу на расстояние менее 125 мм. Расстояние S2 определяется зоной чувствительности датчика, при которой S1>125 мм. Выходы схем сравнения импульсов по длительности 9 и 9' попарно подключены к логическим схемам И. Схемы И вырабатывают сигналы уровня логической "1" в случаях, когда расстояние S3 между прижатым остряком 5 и рамным рельсом менее 4 мм, a S1 между отжатым остряком 6 и рамным рельсом не менее 125 мм. Во всех остальных случаях на выходе схем И вырабатываются сигналы уровня логического "0". Выходы логических cхем И подключены к входам схемы Исключающее ИЛИ, на выходе которой включено исполнительное реле 14. Если контролируемые величины расстояний между прилегающим остряком и рамным рельсом (менее 4 мм) и отжатым остряком и рамным рельсом (не менее 125 мм) находятся в пределах норматива ПТЭ, реле 14 находится под током. Если произошел отжим прилегающего остряка на величину 4 мм и более или перемещение отстающего остряка к рамному рельсу на расстояние ближе 125 мм, реле 14 обесточивается и размыкает своими контактами контрольную цепь стрелки по аналогии с [2].
На фиг. 2 изображен эскиз размещения датчиков на стрелочной гарнитуре. Датчики контроля положения отстающих остряков устанавливаются на фундаментном угольнике таким образом, что наличие отстающего остряка фиксируется схемой при попадании нижней внутренней грани подошвы отстающего остряка в зону чувствительности датчика S2, определяемую регулировкой схемы. При этом за счет жесткой связи фундаментного угольника с датчиком и рамным рельсом расстояние S1 составит не менее 125 мм. Регулировка схемы выполняется при закладке шаблонов между прилегающим остряком и рамным рельсом для имитации состояния отжима и появления зазора S3. Причем, если S3<4 мм, то S1> или=125 мм, а если S3=4 мм или более, то S1<125 мм.
Источники информации
1. Правила технической эксплуатации железных дорог ЦРБ-162, М.: Транспорт, 1995 г.
2. Устройство для контроля прилегания остряков к рамным рельсам стрелочного перевода, патент РФ 2151706 от 27.06.2000 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРИЛЕГАНИЯ ОСТРЯКОВ К РАМНЫМ РЕЛЬСАМ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА | 1998 |
|
RU2151706C1 |
Устройство диагностики предотказного состояния стрелочного перевода | 2021 |
|
RU2801482C2 |
Устройство двухконтурного комбинированного замыкания и двойного контроля положения остряков стрелочных переводов для скоростных железных дорог | 2024 |
|
RU2826930C1 |
Устройство для контроля стрелочного перевода с пологой маркой крестовины 1/25 и более | 2018 |
|
RU2700248C1 |
Устройство двухконтурного замыкания и двойного контроля положения остряков стрелочных переводов для скоростных железных дорог | 2024 |
|
RU2826910C1 |
ГАРНИТУРА СТРЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА | 2011 |
|
RU2457132C1 |
ГАРНИТУРА СТРЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА | 2011 |
|
RU2456191C1 |
Устройство контроля отжима и плотности прилегания остряков к рамным рельсам | 2023 |
|
RU2815240C1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПЛОТНОСТИ ПРИЛЕГАНИЯ ОСТРЯКОВ К РАМНЫМ РЕЛЬСАМ | 2022 |
|
RU2778171C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА | 2004 |
|
RU2271295C2 |
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для использования при реализации контроля и управления стрелок. Устройство содержит дополнительные к датчикам контроля положения прилегающих остряков датчики контроля положения отстающих остряков, расположенные на фундаментном угольнике крепления стрелочного электропривода под подошвами остряков и подключенные аналогично датчикам контроля положения прилегающих остряков. При этом схемы сравнения контрольных импульсов с опорными по длительности попарно от датчиков положения прилегающих и отстающих остряков подключены к логическим схемам И и через схему Исключающее ИЛИ к исполнительному реле, управляющему размыканием контрольной цепи стрелки. Изобретение повышает достоверность информации о положении остряков относительно рамных рельсов. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРИЛЕГАНИЯ ОСТРЯКОВ К РАМНЫМ РЕЛЬСАМ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА | 1998 |
|
RU2151706C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕЛКИ | 1992 |
|
RU2047523C1 |
Устройство для контроля положения стрелки | 1990 |
|
SU1824338A1 |
Устройство для контроля положения железнодорожной стрелки | 1988 |
|
SU1611774A1 |
Авторы
Даты
2004-01-27—Публикация
2001-09-20—Подача