Изобретение относится к легковым автомобилям, преимущественно с открытым кузовом типа родстер.
Известны автомобили со сдвижной дверью, у которых дверь с практически прямоугольной панелью движется по горизонтальным направляющим, закрепленным на кузове, посредством взаимодействующих с направляющими установочных элементов (см. патент на изобретение Российской Федерации 2049681, публ. 1995 г.).
Одной из задач, решаемых при конструировании автомобиля со сдвижной дверью, является выведение двери из плоскости кузова для последующего ее смещения по направляющим.
Известен автомобиль со сдвижной дверью по патенту Японии 7012789, публ. 1995 г. , у которого дверной проем частично переходит на крышу. Дверь наклоняют со стороны верхней кромки под определенным углом относительно ее нижней кромки в наружную сторону кузова. Дверь в наклонном положении перемещают в продольном направлении и отводят ее в наружную сторону от кузова. Перемещением двери в продольном направлении открывают дверной проем.
Известен также автомобиль со сдвижной дверью по заявке Германии 19824404, публ. 1999 г. Автомобиль содержит установленную в боковом проеме кузова дверь, сдвигаемую по горизонтальным направляющим в продольном направлении при взаимодействии с ними установочных элементов. Дверь снабжена несущей конструкцией, под давлением которой панель двери сначала выводится из плоскости кузова и затем сдвигается.
Недостатком известных конструкций является неудобство пользования из-за того, что дверь сначала выводят из плоскости кузова и только вторым движением осуществляют ее смещение по направляющим.
Помимо исключения указанных сложностей, задача, на решение которой направлено изобретение, состояла в повышении комфортности автомобиля и придании ему оригинальности, обеспечивающей повышенный спрос.
Поставленная задача решена следующим образом.
Предложен автомобиль со сдвижной дверью, преимущественно родстер, содержащий дверь, установленную в боковом проеме кузова с возможностью ее перемещения по установочным элементам кузова, взаимодействующим с направляющими двери,
в котором согласно изобретению дверь при перемещении в открытое положение установлена с возможностью выхода ее через отверстие, выполненное в задней стенке кузова и расположенное у боковой стенки кузова, противоположной боковой стенке, в которой установлена дверь;
панель двери выполнена в виде части цилиндрической поверхности, верхняя и нижняя кромки которой ограничены винтовыми линиями с углом подъема 25-40o;
направляющие выполнены в продольном направлении по форме кромки панели двери, а в поперечном направлении имеют U-образный профиль с загнутой вовнутрь наружной стенкой;
установочные элементы выполнены в виде роликовой опоры, содержащей пару роликов, один из которых взаимодействует с загнутой вовнутрь стенкой направляющей, а второй ролик взаимодействует с ее внешней стороной.
Такое конструктивное выполнение автомобиля обеспечивает выход пассажиров обоих рядов кресел одним воздействием на панель двери, которая затем скользит в обратном направлении по винтовой линии вовнутрь кузова. Непривычный зрительный эффект способствует повышению интереса к автомобилю.
Предложенный автомобиль показан на чертежах, где:
фиг.1 - вид автомобиля сбоку при закрытом положении двери;
фиг.2 - общий вид автомобиля сзади при открытом положении двери;
фиг.3 - панель двери в разрезе по А-А;
фиг.4 - развертка, показывающая формообразование дверной панели;
фиг.5 - развертка, показывающая смещение формообразующих цилиндров.
Изобретение показано на примере автомобиля с открытым кузовом типа родстер.
В боковом проеме кузова 1 установлена панель 2 сдвижной двери. Панель 2 имеет форму, показанную на фиг.3 (в разрезе) и на фиг.4. (развертка). Она представляет собой часть 3 цилиндрической поверхности 4, верхняя 5 и нижняя 6 кромки которой ограничены винтовыми линиями с углом подъема 25-40o. Для свободного скольжения панелей оси формообразующих цилиндров (фиг.5) смещены относительно друг друга на величину большую, чем толщина двери, чтобы исключить взаимное касание дверных панелей. Направляющие верхняя 7 и нижняя 8 закреплены соответственно на верхней 5 и нижней 6 кромках панели 2 (фиг.3). Каждая направляющая 7 или 8 в поперечном сечении имеет U-образный профиль, а в продольном направлении совпадает по форме с кромкой дверной панели 2.
Стенкой 9 направляющая 7 или 8 крепится к кромке панели 2, а стенкой 10 с загнутым вовнутрь концом направляющая взаимодействует с установочными элементами. Установочные элементы закреплены на кузове и выполнены в виде роликовой опоры 11, содержащей пару роликов 12, 13. Один из роликов 12 со скошенными наружу поверхностями взаимодействует с загнутым вовнутрь концом стенки 10, а другой ролик 13 прижат к внешней стороне стенки 10. Этот ролик может использоваться для подключения электропривода (не показан).
В кузове автомобиля по винтовой траектории движения двери в два ряда равномерно расположено 10-12 роликовых опор 11 (фиг.1). В задней стенке автомобиля в промежутках между крыльями задних колес и открыто закрепленным запасным колесом имеются отверстия 14 справа для выхода левой двери и слева для выхода правой двери при открытых боковых проемах автомобиля (фиг.2).
Автомобиль снабжен ограничителями 15 крайнего положения каждой двери. В качестве ограничителя хода может быть использован выступ на стенке кузова, взаимодействующий с пазом 16 на дверной панели. Для сдвига двери автомобиль имеет ручной или электропривод (не показан).
Работает дверь автомобиля следующим образом.
Для входа в автомобиль под воздействием ручного или электропривода водитель сдвигает дверь 2, находящуюся в зацеплении посредством направляющих 7, 8 с двумя-тремя роликовыми опорами 11 в каждом ряду. При движении дверь наезжает своими направляющими на следующие роликовые опоры, освобождая таким образом боковой проем кузова для первого кресла или полностью для первого и второго ряда кресел. Дверь, перемещаясь по винтовым траекториям, заходит вовнутрь кузова между задними колесами автомобиля и выходит через отверстие 14, расположенное у боковой стенки кузова, противоположной боковой стенке, в которой установлена дверь.
Дальнейшее скольжение двери предотвращает ограничитель 16.
Для закрывания кузова посредством ручного привода или электропривода двери возвращают по их траекториям в первоначальные положения.
Таким образом, дверь автомобиля перемещается в открытое или закрытое положение одним движением по установленной траектории без предварительного вывода ее за плоскость кузова.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВЕРЬ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ СДВИЖНАЯ | 2006 |
|
RU2302950C1 |
АВТОМОБИЛЬ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРОГУЛОЧНЫЙ | 2002 |
|
RU2222438C2 |
ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2221706C2 |
АВТОМОБИЛЬ | 1993 |
|
RU2093404C1 |
Сдвижная дверь автомобиля | 1974 |
|
SU540753A1 |
Сдвижная передняя дверь легкового автомобиля | 2022 |
|
RU2778951C1 |
УЗЕЛ СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2005 |
|
RU2447252C2 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
Прислонно-сдвижная дверь с электровинтовым приводом | 2022 |
|
RU2780555C1 |
БРОНИРОВАННАЯ СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ БРОНИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2152881C1 |
Область использования: автомобилестроение, предназначено преимущественно для автомобилей с открытым кузовом типа родстер. Сущность изобретения: автомобиль содержит дверь, установленную в боковом проеме кузова с возможностью ее перемещения по установочным элементам кузова, взаимодействующим с направляющими. При перемещении в открытое положение дверь установлена с возможностью выхода ее через отверстие, выполненное в задней стенке кузова и расположенное у боковой стенки кузова, противоположной боковой стенке, в которой установлена дверь. Технический результат заключается в повышении комфортности автомобиля. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
DE 19824404 A1, 02.12.1999 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СДВИЖНОЙ ДВЕРИ К КУЗОВУ АВТОМОБИЛЯ | 1992 |
|
RU2049681C1 |
Способ атомно-абсорбционного анализа | 1984 |
|
SU1325306A1 |
Способ хранения зерновых продуктов в силосном корпусе | 1983 |
|
SU1218990A1 |
Сдвижная дверь автомобиля | 1974 |
|
SU540753A1 |
Авторы
Даты
2004-02-20—Публикация
2002-01-14—Подача