Группа изобретений относится к области горного дела и строительства и может быть использована при сооружении, например, параллельных автодорожных тоннелей.
Основным требованием при прокладке автодорожных тоннелей является жизнеобеспечение находящихся в рабочей зоне тоннеля людей в условиях чрезвычайной опасности, в частности при возникновении пожара или заторов в тоннеле, создающих повышенную опасность для людей из-за удушающего и отравляющего воздействия дыма и отработанных выхлопных газов автомобилей и других транспортных средств.
Из других требований к автодорожным тоннелям следует отметить необходимость предотвращения выброса через порталы тоннелей на поверхность земли и в окружающее пространство отработанных газов, а также необходимость шумоглушения в процессе эксплуатации тоннелей.
Известен способ проветривания тоннелей, включающий принудительную подачу свежего воздуха с эжектированием его в поперечных сбойках с помощью вентиляторов и при попеременном вентилировании тоннелей по мере максимальной загазованности одного из них (см., например, авторское свидетельство СССР №800387, кл. E 21 F 1/00, опублик. 1981 г.).
Основным недостатком указанного способа является непосредственный выброс через порталы тоннелей отработанных газов и невозможность удаления дыма из тоннелей при пожаре без доступа свежего воздуха к очагу возгорания.
Известен также способ проветривания тоннелей, включающий принудительную подачу в тоннель свежего воздуха через вентиляционные продольную штольню и поперечные сбойки с помощью вентиляторов общего воздухообмена, создание пониженного атмосферного давления в предпортальных зонах тоннеля и осуществление принудительных процессов воздухообмена в тоннеле и отвода из тоннеля загрязненного воздуха совместно с дымоудалением /см., например, авторское свидетельство СССР №1122832, кл. Е 21 F 1/00, опублик. 1984 г./.
Для осуществления данного способа применяют устройство для проветривания тоннелей, включающее продольный газовоздушный коллектор для перемешивания свежего и загрязненного воздуха и отвода его из эксплуатационной зоны тоннеля посредством поперечных газовоздушных каналов, нагнетательные вентиляторы для принудительного воздухообмена в тоннеле и средство для создания пониженного атмосферного давления в предпортальных зонах тоннеля, выполненное в виде двух расположенных под углом друг к другу плоскостей /см. последний из вышеуказанных источников информации/.
Основным недостатком последних из указанных способа и устройства для его осуществления является то, что они не обеспечивают раздельного осуществления процессов воздухообмена и дымоудаления.
Из других недостатков вышеуказанной группы технических решений является то, что они не обеспечивают очистку загрязненного в тоннелях воздуха и шумоглушение от работающих вентиляционных установок.
Известен также способ проветривания тоннелей, включающий принудительную подачу в тоннели свежего воздуха и отвод загрязненного воздуха в режиме воздухообмена с помощью воздухообменных вентиляторов, которые создают пониженное атмосферное давление для осуществления принудительного воздухообмена в тоннелях, а также отвод загрязненного воздуха в режиме дымоудаления с помощью автономных термостойких вентиляторов (см., например, патент РФ № 2175366, кл. Е 01 С 1/04, опублик. 27.10.2001).Данный способ является наиболее близким из числа известных аналогов предложенного способа.
Из того же источника информации известно устройство для проведения тоннелей, включающее вытяжные вентиляторы для принудительного воздухообмена в тоннеле путем создания пониженного атмосферного давления, автономную систему дымоудаления с термостойкими вентиляторами и шумопоглощающие установки. Данное устройство является наиболее близким аналогом предложенного устройства.
Основным недостатком последних из указанных способа и устройства является то, что в случае возникновения пожара в тоннеле, они не обеспечивают осуществление процесса дымоудаления без притока свежего воздуха к очагу возгорания при одновременной и непрерывной очистке загрязненного воздуха в аварийном тоннеле через соседние выработки, в результате чего повышается риск термического и угарного поражений находящихся в подземных выработках и в граничащем с ними пространстве людей.
Задачей предлагаемой группы изобретений является создание способа проветривания тоннелей и устройства для его осуществления, применение которых при строительстве и эксплуатации тоннелей обеспечивает устранение отмеченных выше недостатков известных технических решений благодаря осуществлению процесса дымоудаления без притока свежего воздуха к очагу возгорания при одновременной и непрерывной очистке загрязненного воздуха в аварийном тоннеле через соседние выработки, разделению процессов общеобменной вентиляции и дымоудаления, а также благодаря исключению выброса загрязненного воздуха и шумоглушению от работающих вентиляционных установок и двигателей транспортных средств.
Поставленная задача решается тем, что в способе проветривания тоннелей, включающем принудительную подачу в тоннели свежего воздуха и отвод загрязненного воздуха в режиме воздухообмена с помощью воздухообменных вентиляторов, которые создают пониженное атмосферное давление для осуществления принудительного воздухообмена в тоннелях, а также отвод загрязненного воздуха в режиме дымоудаления с помощью автономных термостойких вентиляторов, отвод загрязненного воздуха из тоннелей в режимах воздухообмена и дымоудаления производят по отдельности и по разным выпускным коллекторам, газовоздушному с запорными клапанами и заборному дымовому с клапанами дымоудаления, сообщенным с тоннелями поперечными каналами, осуществляют непрерывную очистку воздуха с помощью очистных установок и шумоглушение, при этом для отвода загрязненного воздуха в режиме воздухообмена открывают запорные клапаны газовоздушного коллектора и включают воздухообменные вентиляторы, а отвод загрязненного воздуха в режиме дымоудаления проводят при атмосферном давлении, для чего закрывают запорные клапаны в газовоздушном коллекторе и отключают воздухообменные вентиляторы, выравнивая давление воздуха в тоннеле до атмосферного и прекращая подачу свежего воздуха, а затем открывают клапаны дымоудаления и включают автономные термостойкие вентиляторы. В устройстве для проветривания тоннелей, включающем вентиляторы для принудительного воздухообмена в тоннеле путем создания пониженного атмосферного давления, автономную систему дымоудаления с термостойкими вентиляторами, шумоглушащие установки, имеется продольный газовоздушный коллектор с запорными клапанами, заборным дымовым коллектором с клапанами дымоудаления и очистными установками, при этом газовоздушный коллектор размещен между тоннелями вдоль их продольной оси и соединен с ними поперечными газовоздушными каналами, заборный дымовой коллектор расположен вдоль газовоздушного коллектора и сообщен с тоннелями поперечными дымовыми каналами, у выходных концов которого установлены термостойкие вентиляторы, очистные установки размещены в газовоздушном коллекторе у его концов, а воздухообменные вентиляторы установлены между очистными и шумоглушащими установками в газовоздушном коллекторе.
Отмеченные выше недостатки известных технических решений, а также сущность и преимущества предлагаемой группы изобретений станут более понятными и очевидными из нижеследующего описания примера осуществления этой группы со ссылками на чертеж.
На чертеже схематично изображено устройство для проветривания, размещенное между параллельными автодорожными тоннелями с односторонним движением транспортных средств.
Тоннели, условно названные правым 1 и левым 2, имеют порталы 3 и 4. Между тоннелями вдоль их общей продольной оси 5 размещен продольный газовоздушный коллектор 6 с разделительной перегородкой 7 и запорными клапанами 8. Как показано на чертеже, одни из клапанов 8 установлены в зоне действия правого тоннеля 1, а другие - в зоне действия левого тоннеля 2.
В концах коллектора 6 за его клапанами 8 по направлению газовоздушного потока последовательно установлены очистные установки 9, мощные воздухообменные вытяжные вентиляторы 10 и шумоглушащие установки 11.
Газовоздушный коллектор 6 соединен по концам с вертикальными киосками для отвода максимально очищенного воздуха в атмосферу за пределами тоннелей 1 и 2. Каждая секция газовоздушного коллектора 6 /в его поперечном сечении/ соединена с соответствующим тоннелем посредством поперечных газовоздушных каналов 12.
Вдоль газовоздушного коллектора 6 проложен заборный дымовой коллектор 13, сообщающийся с эксплуатационными зонами тоннелей 1 и 2 посредством поперечных дымовых каналов 14 с клапанами дымоудаления 15.
По концам заборного дымового коллектора 13 установлены термостойкие вентиляторы 16.
Заборный дымовой коллектор 13, поперечные дымовые каналы 14, клапаны дымоудаления 15 и термостойкие вентиляторы 16 образуют автономную систему дымоудаления.
Направление газовоздушного потока внутри коллектора 6 условно показано стрелками 17, а направление движения транспортных средств в тоннелях - стрелками 18.
Тоннели 1 и 2 оборудованы дополнительными въездными 19 и выездными 20 тоннелями.
Мощность воздухообменных вытяжных вентиляторов 10 рассчитана таким образом, что при установке их в коллекторе 6 за очистными установками 9 и перед шумоглушащими установками 11 они в совокупности с сопротивлением газовоздушному потоку от тоннельных порталов 3 и 4 и дополнительных тоннелей 19 и 20 до выпускных киосков служат для создания пониженного атмосферного давления в припортальных эксплуатационных зонах тоннелей 1 и 2, которое предотвращает выбросы загрязненного воздуха из тоннелей непосредственно в атмосферу через порталы 3 и 4.
Мощность термостойких вытяжных вентиляторов 16 подобрана таким образом, что при установке их по концам заборного дымового коллектора 13 они совместно с сопротивлениями дымовому потоку не создают перепад атмосферного давления в эксплуатационных зонах тоннелей и на выходе из вентиляционных киосков.
Проветривание тоннелей осуществляют следующим образом.
В режиме воздухообменной вентиляции открывают запорные клапаны 8 и включают в работу вентиляторы 10, в результате чего в припортальных зонах тоннелей 1 и 2 создается пониженное атмосферное давление, благодаря которому осуществляют путем вытяжки принудительную подачу свежего воздуха в тоннели, воздухообмен загрязненного и свежего воздуха в эксплуатационных зонах тоннелей, отвод из последних через поперечные газовоздушные каналы 12 и продольный газовоздушный коллектор 6 загрязненного воздуха, очистку последнего в коллекторе 6 с помощью очистных установок 9 и шумоглушение с помощью установок 11.
В случае возникновения пожара в любом из тоннелей 1 или 2 закрывают автоматически или вручную соответствующие этому тоннелю запорные клапаны 8 в газовоздушном коллекторе 6 и отключают воздухообменные вентиляторы 10. В результате этого в тоннелях выравнивается давление воздуха до атмосферного и прекращается подача свежего воздуха к очагу возгорания, предотвращая тем самым усиление и распространение пожара в тоннелях. Для отвода образующегося при пожаре удушающего дыма открывают клапаны дымоудаления 15 и включают в работу термостойкие вентиляторы 16, работающие на вытяжку дыма из тоннелей при атмосферном давлении воздуха. Проходя через поперечные дымовые каналы 14, заборный дымовой коллектор 13, очистные 9 и шумоглушащие установки 11, обезвреженный в значительной степени дым выпускается на поверхность, не оказывая отравляющего воздействия на людей в тоннелях. Благодаря этому расширяются возможности безопасного вывода людей из зоны пожара.
Предлагаемое устройство для проветривания тоннелей позволяет в случае повышенной загазованности в одном из тоннелей /например, при возникновении заторов в тоннеле/ осуществлять дополнительный забор в этот тоннель свежего воздуха через другой тоннель, усиливая тем самым воздухообмен в аварийном тоннеле.
Таким образом, предлагаемая группа изобретений обеспечивает решение поставленной задачи, а именно - проветривание тоннелей с раздельными процессами общеобменной вентиляции и дымоудаления при исключении самопроизвольного выброса загрязненного воздуха через порталы тоннелей в атмосферу, непрерывной подземной очистке загрязненного в тоннелях воздуха и шумоглушении. В результате повышается степень безопасности людей и улучшается экологическая обстановка как в тоннелях, так и на прилегающей к ним территории.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ ЗАБОЕВ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК | 2018 |
|
RU2675605C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕТРИВАНИЯ ЗАБОЕВ ПРОВОДИМЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК | 2018 |
|
RU2686214C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ | 2012 |
|
RU2487245C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2645042C1 |
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ДИЗЕЛЬНОЙ ТЯГЕ | 2010 |
|
RU2451184C1 |
ВНУТРИГОРОДСКАЯ СКОРОСТНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОМАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА | 1999 |
|
RU2175364C2 |
Система газового пожаротушения специального сооружения с изолированными помещениями | 2020 |
|
RU2752441C1 |
Система пожаротушения специального сооружения | 2020 |
|
RU2752440C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2648137C1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРЬЕРА | 2015 |
|
RU2582356C1 |
Изобретения относятся к горному делу и строительству и могут быть использованы при сооружении автодорожных тоннелей. Задачей изобретений является раздельное осуществление общеобменной вентиляции и дымоудаления при исключении выброса загрязненного воздуха через порталы тоннелей. Способ проветривания тоннелей включает принудительную подачу в тоннели свежего воздуха, отвод загрязненного воздуха в режиме воздухообмена с помощью создания пониженного атмосферного давления и отвод загрязненного воздуха в режиме дымоудаления. Отвод загрязненного воздуха из тоннелей в режимах воздухообмена и дымоудаления производят по отдельности и по разным выпускным коллекторам, сообщенным с тоннелями поперечными каналами. Осуществляют непрерывную очистку воздуха и шумоглушение. Для отвода загрязненного воздуха в режиме воздухообмена открывают запорные клапаны газовоздушного коллектора и включают воздухообменные вентиляторы. Отвод загрязненного воздуха в режиме дымоудаления проводят при атмосферном давлении, для чего закрывают запорные клапаны в газовоздушном коллекторе и отключают воздухообменные вентиляторы, выравнивая давление воздуха в тоннеле до атмосферного и прекращая подачу свежего воздуха. Затем открывают клапаны дымоудаления и включают автономные термостойкие вентиляторы. Устройство для проветривания тоннелей включает вентиляторы для принудительного воздухообмена в тоннеле путем создания пониженного атмосферного давления, автономную систему дымоудаления с термостойкими вентиляторами, шумоглушащие установки, продольный газовоздушный коллектор с запорными клапанами, заборный дымовой коллектор с клапанами дымоудаления и очистными установками. Газовоздушный коллектор размещен между тоннелями вдоль их продольной оси и соединен с ними поперечными газовоздушными каналами. Заборный дымовой коллектор расположен вдоль газовоздушного коллектора и сообщен с тоннелями поперечными дымовыми каналами. У выходных концов газовоздушного коллектора установлены термостойкие вентиляторы. Очистные установки размещены в газовоздушном коллекторе у его концов. Воздухообменные вентиляторы установлены между очистными и шумоглушащими установками в газовоздушном коллекторе. 2 с. п. ф-лы, 1 ил.
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ РАЗВЯЗКИ | 1999 |
|
RU2175366C2 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ РАЗВЯЗКИ | 1999 |
|
RU2152472C1 |
Устройство для проветривания тоннелей | 1983 |
|
SU1122832A1 |
Способ проветривания параллельныхТуННЕлЕй | 1979 |
|
SU800387A1 |
Устройство для проветривания тоннелей | 1976 |
|
SU605983A1 |
Устройство для проветривания тоннелей | 1976 |
|
SU711300A1 |
Устройство для проветривания тоннелей | 1980 |
|
SU949199A1 |
Способ проветривания туннелей | 1984 |
|
SU1239359A1 |
Огнетушитель | 0 |
|
SU91A1 |
Контейнер для плодоовощной продукции | 1988 |
|
SU1570963A1 |
Авторы
Даты
2004-03-10—Публикация
2003-06-09—Подача