Изобретение относится к самоходным транспортным средствам, предназначенным для передвижения по заданной трассе, и может быть использовано в ритуальных залах при храмах и некрополях.
Общеизвестны различные тележки, перемещаемые вручную, для перевозки тел и грузов, используемые на этапах обряда захоронения. При этом вручную производятся погрузка на тележку, перемещение тележки, перегрузка с тележки на постамент, а затем эти действия повторяются в обратном порядке. В напряженной обстановке строгого траурного процесса эти действия не очень удобны и мало эстетичны.
Цель изобретения - повышение надежности перемещений, организованности и удобств при перемещении груза.
В техническом решении по Международной заявке WO 9936025, М.кл. A 61 G 21/00, SE 19.01.98 в области похоронных принадлежностей для катафалков, предложено устройство для транспортировки, оснащенное двумя колесами и продольными рельсовыми направляющими. На одной концевой части направляющих имеются рукоятки. Колеса соединены с тележкой, которая установлена на направляющих. По существу это устройство также является грузовой тележкой, при использовании которой исключается переноска груза на руках. Однако при этом устройство сильно усложнено, а тележка перемещается вручную.
Известны устройства по патентам США №3133334, Н.кл. 27-27, 1964г. и №5533241, Н.кл. 27/27, 1996 г., представляющие собой гроб, оснащенный платформой с поворотными на вертикальной оси колесами и рукоятками по бокам для его перемещения руками. При перемещении в процессе обряда прощания такие устройства надежны и удобны. Существенным недостатком этих устройств является их большая сложность и дороговизна при одноразовом их использовании.
Из транспортных средств для перевозки больных и инвалидов известно устройство по Европейскому патенту ЕР 986997, М.кл. A 61 G 3/06, IT 15.09.98 для перемещения инвалида, содержащее тележку с вертикально перемещаемой платформой. На платформе может быть установлена инвалидная коляска. Тележка оснащена электрическим приводом и направляющей системой для установки платформы в правильное положение относительно двери транспортного средства. Платформа может смещаться в поперечном направлении относительно тележки. Установленная на платформе рама имеет возможность продольно перемещаться между втянутым и выдвинутым положениями. В данном устройстве исключается ручная переноска груза. Однако для действий ритуального обряда оно слишком сложно, громоздко и при этом требуется перемещение груза с тележки на постамент и обратно.
Известные устройства в области похоронных принадлежностей для катафалков и в области транспортных средств для перевозки больных и инвалидов не могут быть приняты в качестве аналогов заявленного изобретения. Поэтому в качестве аналогов заявленного изобретения были рассмотрены известные устройства в области самоходных транспортных средств. С этой целью изучена грузовая тележка по а.с. СССР №698785, М.кл. B 60 F 1/04, 1976 г., для рельсовых и нерельсовых путей, предназначенная для ходовых частей монтажных подвижных стендов. Тележка содержит раму, на которой установлены колеса с фиксаторами для движения по нерельсовому пути и роликами для направления тележки по рельсовому пути. При применении известной тележки отпадает необходимость перекладки грузов с рельсового транспорта на нерельсовый и обратно. Недостатком этого устройства является наличие сложного механизма перевода тележки с рельсового пути на нерельсовый и обратно.
При этом управление механизмом перевода с одного пути на другой и движением тележки производится вручную.
Ведущая тележка транспортного средства, известная по а.с. СССР №587018, М.кл. B 62 D 63/02, 1975 г., содержит приводную колесную пару и тяговый двигатель, расположенный в межколесном пространстве перпендикулярно оси колес. Для уменьшения габаритов тележки продольный рычаг независимой подвески выполнен в виде обоймы, при этом тяговый двигатель установлен внутри обоймы при помощи подшипников с возможностью разворота в поперечной плоскости относительно обоймы. Эта тележка может быть использована в качестве ведущего колесного хода многоосных шасси, автопоездов высокой проходимости многоцелевого назначения, самосвальных автомобилей и автопоездов, строительно-дорожных машин и других видов транспорта, для движения и маневрирования которых окружающее пространство не лимитировано.
Транспортное средство, известное из патента РФ №2162806, М.кл. B 62 D 61/10, 1999 г., содержит раму с установленными на ней ведомыми колесами, два из которых закреплены в изогнутых вилках, соединенных с рамой шарнирно. Между этими двумя ведомыми расположено ведущее управляемое колесо, которое установлено в изогнутой вилке, шарнирно соединенной с рамой. На вилке ведущего управляемого колеса установлен механический двигатель привода этого колеса. Такое техническое решение позволяет создать простое по конструкции транспортное средство, способное быть как грузовым, так и пассажирским. Недостатком этого устройства является его неспособность самостоятельно передвигаться по заданной трассе и необходимость присутствия на нем водителя для управления движением транспортного средства.
Самоходное транспортное средство, известное по а.с. СССР №1368222, М.кл. B 62 D 63/02, 1986 г., содержит раму, с которой при помощи шарниров с вертикальной осью вращения соединены мотор-колеса. Каждое мотор-колесо состоит из крестовины, на одной оси которой установлены два опорных диска с собственными электроприводами, каждый из которых состоит из двигателя и силовой передачи. На второй оси крестовины установлены соосные вращательные кинематические пары, жестко соединенные друг с другом и с осью скобой. На каждой оси установлен датчик поворота мотор-колеса относительно рамы в горизонтальной плоскости. Такая тележка автоматически управляется и применима для перевозки грузов в условиях гибких производственных систем. Недостатком этого устройства является увеличенное количество оборудования и большое энергопотребление ходовых мотор-колес, излишняя маневренность и громоздкость.
Известное по патенту РФ №2006410, М.кл. B 62 D 63/02, 1989 г. устройство для перевозки грузов содержит раму и связанные с ней посредством подвесок самоустанавливающиеся и ведущие управляемые колеса, расположенные соответственно на двух пересекающихся прямых линиях. Самоустанавливающиеся колеса расположены на одной диагонали рамы, а ведущие колеса - на другой диагонали, причем каждое ведущее колесо выполнено управляемым посредством индивидуальной системы управления. Недостатком этого устройства является чрезмерная сложность управления движением и его неспособность автоматически передвигаться по заданной трассе.
Указанные недостатки могут быть устранены использованием известной тележки для обслуживания текстильных машин по авторскому свидетельству СССР №556986, М.кл. B 62 D 63/02, 1974 г., взятой за прототип патентуемого изобретения транспортной системы. Согласно изобретению по прототипу тележка для обслуживания текстильных машин содержит платформу, установленную на приводных от электродвигателя колесах, токосъемник и ограничительные ролики, контактирующие с направляющей. Направляющая оборудована троллеей, с которой взаимосвязан токосъемник. Для повышения надежности известной тележки в работе на криволинейных участках пути она снабжена поворотной вокруг вертикальной оси плитой и закрепленным на платформе сектором, а приводные колеса закреплены на плите и связаны между собой соединительной муфтой. Устройство отключения муфты содержит закрепленный на поворотной плите рычаг, один конец которого соединен с муфтой, а на другом установлен ролик, взаимодействующий с сектором, при этом в плите выполнено гнездо, в котором свободно размещен токосъемник. Данная тележка способна перемещаться по заданной трассе и, в принципе, может быть использована в ритуальных залах. Недостатком этого транспортного устройства является наличие сложного механизм поворотной плиты, многозвенность которого снижает его надежность. Другой существенный недостаток - это троллея, размещенная в направляющей, постоянно находящаяся под электрическим напряжением, чем опасна для окружающих ее людей.
Изобретение направлено на достижение нового технического результата - создание такой транспортной системы, которая сохраняет достоинства прототипа и не имеет его недостатков, а именно: при автоматическом перемещении тележки по направляющей, как в прототипе, исключить опасные для окружающих линии электропередачи и упростить механизм динамической стабилизации ходовой части тележки, при этом повысить надежность перемещения тележки и удобства при перемещении.
Заявленная транспортная система, содержащая известные из прототипа путевое полотно с направляющей и самоходную тележку, включающую раму, платформу и систему управления, дополнительно снабжена связанными с рамой посредством подвесок несущими самоустанавливающимися и ведущими колесами, а также бортовым источником энергоснабжения.
Новый технический результат достигается согласно изобретению тем, что подвески несущих самоустанавливающихся колес выполнены не связанными между собой независимыми модулями с возможностью восприятия нагрузки в вертикальной плоскости. Ведущие колеса, выполненные в виде мотор-колес, размещены в пространстве между несущими самоустанавливающимися колесами и установлены последовательно одно за другим вдоль направляющей. При этом система управления тележкой снабжена сенсорным (кнопочным) стационарным, размещенным на тележке, и дистанционным переносным взаимно дублирующими пультами управления приводами мотор-колес, питающимися от бортового источника энергоснабжения.
Отличительной особенностью транспортной системы является то, что подвески ведущих колес выполнены с возможностью динамической стабилизации и разгрузки колес в вертикальной плоскости. А именно, подвески ведущих колес выполнены в виде консольной маятниковой балки, одним концом закрепленной на раме посредством шарнира с горизонтальной осью качания, а другим концом соединенной с корпусом опорного узла колеса, при этом опорный узел колеса связан с рамой тележки посредством упругого кинематического механизма.
С целью обеспечения безопасного и надежного перемещения тележки по заданной трассе, путевое полотно заявленной транспортной системы выполнено в виде гладкой плиты, то есть пола, в поверхности которого выполнена направляющая в виде продольного паза, глубина которого соответствует высоте обода ведущего колеса тележки, а ширина превышает толщину его обода. Тележка может перемещаться только вдоль направляющей вперед-назад с помощью реверсивных мотор-колес. Для предотвращения резких толчков тележки при её останове в крайних положениях, глубина направляющего паза в концах пути выполнена постепенно уменьшающейся до выхода на поверхность путевого полотна. При этом в донной поверхности направляющего паза на участке с уменьшающейся глубиной вмонтированы постоянные магниты, воздействующие на магнитоуправляемые электрические контакты включателей и выключателей системы управления электропривода ведущих колес.
Чтобы ведущее колесо, разгруженное в вертикальной плоскости от веса рамы и груза, не проскальзывало на направляющей путевого полотна, упругий кинематический механизм подвески ведущего колеса выполнен в виде подпружиненного относительно оси колеса двухзвенного рычага, один конец которого соединен шарнирно с рамой тележки, а другой - с упругим элементом, закрепленным на опорном узле колеса. При этом обод колеса выполнен из эластичного материала.
Для повышения надежности плавного и равномерного движения тележки заявленной транспортной системы по заданной трассе подвески ведущих колес снабжены ограничительными роликами, которые закреплены на консольной балке с вертикальной осью вращения и частично погружены в направляющий паз. Диаметр роликов превышает толщину обода колеса, но меньше ширины направляющего паза в путевом полотне. На нижних торцах ограничительных роликов закреплены пяты-упоры с возможностью скольжения вдоль донной поверхности направляющей путевого полотна при касании её на концевых участках направляющей с уменьшающейся глубиной. Верхним торцом ролики закреплены на подвеске ведущего колеса так, что имеют возможность перемещаться в вертикальной плоскости совместно с маятниковой консольной балкой. На подвеске ведущих колес закреплены также магнитоуправляемые электрические контакты выключателей электропривода колес и включателей реактивного электрического тормоза системы управления транспортным средством. Магнитоуправляемые электрические контакты взаимосвязаны с ограничительными роликами консольной маятниковой балкой.
В предлагаемой транспортной системе модули несущих самоустанавливающихся колес оснащены узлом динамической стабилизации продольного качения и поперечного качания колеса на путевом полотне. Узел стабилизации выполнен в виде барабана с подпружиненными в его торец толкателями, упирающимися в диск несущего колеса. При этом диск колеса установлен на горизонтальной оси модуля посредством сферического подшипника качения, а барабан закреплён на оси модуля посредством упорного подшипника. Кроме этого, обод несущих колёс выполнен из эластичного материала сферическим в поперечном сечении, при этом диаметр сферы больше или равен диаметру обода колеса.
Платформа тележки предложенной транспортной системы снабжена роликами, закрепленными в ней с горизонтальными осями вращения и выступающими над ее поверхностью.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена предлагаемая транспортная система, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид спереди; на фиг.3 - вид сверху; на фиг.4 - подвеска ведущего колеса; на фиг.5 - модуль несущего колеса.
Транспортная система содержит путевое полотно 1 с направляющей 2 и самоходную тележку 3, включающую раму 4, подвески несущих самоустанавливающихся колес 5 и ведущих мотор-колес 6, платформу 7, источник энергоснабжения 8. Подвеска ведущего колеса 6 содержит консольную балку 9, одним концом закрепленную на раме 4 посредством шарнира 10, а другим концом закрепленную на корпусе опорного узла 11 колеса 6. Опорный узел колеса 6 связан с рамой 4 посредством упругого кинематического механизма 12. На консольной балке 9 закреплены ограничительные ролики 13 с вертикальной осью вращения, контактирующие поверхностью качения с боковыми стенками направляющей 2 при движении тележки 3 и пятой-упором с донной поверхностью направляющей 2 в концах пути тележки.
Модули несущих самоустанавливающихся колес 5 содержат диск 14, закрепленный на оси 15 посредством сферического подшипника 16, со сферическим ободом 17 и барабан 18, закреплённый на оси 15 посредством упорного подшипника 19, с подпружиненным толкателем 20. В платформе 7 тележки 3 закреплены ролики 21 с горизонтальной осью вращения.
Транспортная система работает следующим образом.
Самоходная тележка 3 с грузом начинает свое движение по путевому полотну 1 с направляющей 2 при подаче электрического тока от бортового источника энергоснабжения, например аккумуляторной батареи, на приводы ведущих мотор-колес 6 по команде с дистанционного или бортового пульта системы управления. Передвигаясь на несущих самоустанавливающихся колесах 5 по путевому полотну 1, которым служит гладкая поверхность пола, самоходная тележка 3 перемещается по заданной траектории. Ведущие мотор-колеса 6 катятся по донной поверхности направляющего прямоугольного паза 2, не прикасаясь к его боковым стенкам благодаря ограничительным роликам 13. Ролики 13, закрепленные с вертикальной осью вращения на консольной балке 9 соосно с ведущими колёсами 6, имеющие диаметр больше толщины обода ведущего колеса 6, но меньше ширины направляющего паза, во время движения тележки 3 касаются одной из боковых стенок паза 2 и при этом прокатываются по ним. Таким образом, исключается соприкасание ведущих колес 6 с боковыми стенками направляющей 2, их заклинивание, благодаря чему обеспечивается динамическая стабилизация продольного качения ведущих колес 6 и движения тележки 3. Динамическая стабилизация ведущих мотор-колес 6 при движении тележки 3 обеспечивается так же тем, что ведущие колеса 6 благодаря их закреплению на консольной маятниковой балке 9 освобождены от воздействия силы тяжести тележки 3 и груза на ней. Чтобы при вращении ведущие колеса 6 не проскальзывали, они прижимаются к донной поверхности направляющей 2 постоянной силой тяжести консольной балки 9 и настраиваемой силой прижатия упругого кинематического механизма 12. Сила прижатия механизма 12, обеспечивающая постоянное сцепление обода колеса 6 с донной поверхностью направляющей 2, рассчитывается в зависимости от веса груза и настраивается регулировочным винтом. Силы прижатия колеса 6 механизмом 12 и балкой 9 приложены к опорному узлу колеса 6 перпендикулярно его оси.
При движении самоходной тележки 3 ее боковые колебания относительно оси направляющей 2 практически отсутствуют благодаря минимальному зазору люфта между ограничительными роликами 13 и боковыми стенками направляющей 2. Однако несущие колеса 5 могут воспринимать различные по величине вертикальные и боковые силы при смещении центра масс тележки 3 по разным причинам. В таких случаях взаимная параллельность движения всех несущих колес 5 обеспечивается тем, что подвески несущих колес 5 выполнены независимыми модулями. Диски 14 несущих колёс под действием боковых сил могут накрениться на не равные углы от вертикальной плоскости на сферическом подшипнике 16. В накрененном состоянии диски 14 колес 5 вращаются по другой окружности сферы обода 17 колеса 5, при этом все несущие колёса 5 катятся в плоскостях, параллельных оси направляющей 2, а подпружиненные толкатели 20 стабилизируют накрененное качение дисков 14 на сферическом ободе 17, исключая их "рыскание" по курсу. Благодаря сферической форме обода 17 поверхность и силы трения качения в накренённом состоянии диска 14 практически не изменяются, а следовательно, не меняется и тяговое усилие. После прекращения действия боковых сил на несущие колёса 5 диски 14 восстанавливаются в вертикальной плоскости под действием толкателей 20, а также благодаря тому, что диаметр сферы обода 17 больше или равен диаметру колеса 5.
Останов тележки 3 выполняется или по команде с пульта управления на прекращение подачи электрического тока на приводы мотор-колес 6 или автоматически при срабатывании магнитоуправляемых электрических контактов во время их перемещения над постоянными магнитами, вмонтированными в донную поверхность направляющей 2.
После окончания заданного поступательного перемещения по команде с пульта системы управления включаются электроприводы мотор-колес 6, тележка 3 задним ходом возвращается в исходное положение.
Таким образом, благодаря техническим решениям согласно изобретению самоходная тележка 3 по команде с пульта управления транспортной системы плавно начинает движение, равномерно, бесшумно и надежно движется по заданному курсу также плавно останавливается. При этом исключается необходимость постройки, кроме направляющего паза в полу, других сооружений, механизмов и ограждений.
В целом предложенная транспортная система существенно повышает надёжность и организованность перемещений грузов внутри зданий и сооружений, отвечает современным эстетическим потребностям. Предложенная транспортная система может быть конструктивно и технологически реализована и использована в ритуальных залах при храмах и некрополях, в медицинских операционных и реанимационных отделениях, а также для обслуживания массовых мероприятий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Крановая установка | 1990 |
|
SU1791349A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ПЛАТФОРМУ | 2006 |
|
RU2312779C1 |
Высокомобильный транспортный робот для перемещения палетированных грузов | 2022 |
|
RU2798652C1 |
Подъемно-транспортное устройство | 1987 |
|
SU1477663A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕСТЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕЛЕЖКИ | 1991 |
|
RU2062729C1 |
СИСТЕМА ПОДВЕСКИ ДЛЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2302969C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2641951C1 |
ПОДВЕСКА КОЛЕС САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2015 |
|
RU2596559C1 |
НАВЕСНАЯ ТРЕЛЕВОЧНАЯ ТЕЛЕЖКА | 2022 |
|
RU2785391C1 |
АГРЕГАТ ДЛЯ ВЫБОРОЧНОЙ УБОРКИ ПЛОДОВ ОВОЩНЫХ И БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР | 2010 |
|
RU2428831C1 |
Изобретение относится к самоходным транспортным средствам и может быть использовано при храмах и некрополях. Транспортная система содержит путевое полотно 1 в виде гладкого пола с направляющей 2 в виде прямоугольного паза и самоходную тележку 3, включающую раму 4, подвески несущих самоустанавливающихся колес 5 и ведущих мотор-колес 6, платформу 7, источник энергоснабжения 8. Подвеска ведущего колеса 6 содержит консольную балку 9, одним концом закрепленную на раме 4 посредством шарнира 10, а другим концом закрепленную на корпусе опорного узла 11 колеса 6. Опорный узел колеса 6 связан с рамой 4 посредством упругого кинематического механизма 12. На консольной балке 9 закреплены ограничительные ролики 13 с вертикальной осью вращения, контактирующие поверхностью вращения с боковыми стенками направляющей 2 при движении тележки 3 и пятой-упором - с донной поверхностью направляющей 2 в ее конце. Модули несущих колес 5 содержат диск, закрепленный на оси посредством сферического подшипника, со сферическим ободом и барабан, закрепленный на оси посредством упорного подшипника, с подпружиненным толкателем. В регулируемой по высоте над полом 1 платформе 7 тележки 3 закреплены ролики. Транспортная система обеспечивает надежность перемещения объекта и соответствует традиционным и эстетическим требованиям. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.
Тележка для обслуживания текстильных машин | 1974 |
|
SU556986A1 |
Авторы
Даты
2004-04-10—Публикация
2002-04-24—Подача