Изобретение относится к ремонтному оборудованию, в частности к приспособлениям для монтажа и демонтажа клапанов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля, преимущественно для восьми клапанных двигателей.
Известны приспособления для монтажа и демонтажа клапанов ДВС рычагового типа (см., например, а.с. СССР 1524995, опубл. 30.11.89 и а.с. СССР 1600944, опубл. 23.10.90). Такие приспособления неудобны в эксплуатации, так как требуют приложения значительных физических усилий для выполнения операции съема и установки пружин при монтаже или демонтаже клапанов ДВС.
В качестве прототипа выбрано приспособление для реализации способа демонтажа пружин и уплотнителей клапанов ДВС (см. а.с. СССР 1359105, кл. В 25 В 27/26, опубл. 15.12.87), содержащее опору, нажимное средство и упорный элемент. Нажимное средство в виде двух винтов установлено на опоре и предназначено для воздействия через упорный элемент на тарелку пружины клапана. Упорный элемент имеет осевое отверстие для установки его на тарелку пружины клапана.
Недостатком этого приспособления является то, что оно позволяет осуществлять монтаж и демонтаж только клапанов ДВС с вертикальной осью, а, например, для автомобилей марки “ВАЗ”, где клапаны имеют наклонную ось, такое приспособление непригодно. Также недостаток этого приспособления состоит в том, что при необходимости монтажа или демонтажа не одного, а нескольких (или всех) клапанов, приспособление нужно снимать с корпуса двигателя и вновь закреплять на корпусе над следующим клапаном.
Выполнение нажимного средства в виде двух винтов может привести к неравномерному распределению усилий сжатия пружины клапана, а следовательно, к перекосу упорного элемента.
Небольшое расстояние между винтами с одной стороны и между опорой и упорным элементом с другой стороны создает неудобство при удалении сухариков и требует наличия дополнительного инструмента типа пинцет, отвертка и т.п.
Задача изобретения состоит в создании универсального переносного приспособления, позволяющего осуществлять монтаж и демонтаж клапанов ДВС как с вертикальной, так и с наклонной осью.
Эта задача в приспособлении для монтажа и демонтажа клапанов, содержащем опору, нажимное средство и упорный элемент для воздействия на тарелку пружины клапана, имеющий осевое отверстие, решается тем, что опора имеет вертикальную стенку и закрепленный на ней с возможностью перестановки Г-образный кронштейн с углом между образующими его сторонами от 90 до 125 градусов, на котором установлено указанное нажимное средство таким образом, что оно в рабочем положении соосно клапану двигателя. При этом длина опоры соразмерна длине корпуса двигателя. Упорный элемент выполнен в виде рамки из двух, соединенных стойками параллельных пластин и осевое отверстие расположено на одной из этих пластин. Кроме того, вертикальная стенка опоры имеет отверстия, выполненные в соответствии с расположением клапанов двигателя, пластина с осевым отверстием упорного элемента имеет форму ромба и один из ее острых углов выполнен усеченным, вторая пластина упорного элемента имеет углубление для контакта с нажимным средством, а осевое отверстие имеет расточку под размеры тарелки пружины клапана.
Выполнение угла между образующими Г-образный кронштейн сторонами от 90 до 125 градусов позволяет достигнуть перпендикулярности свободного конца кронштейна с осью клапана для двигателей, имеющих клапаны как с вертикальной, так и с наклонной осью, а установка нажимного средства в рабочем положении соосно клапану позволяет прилагать минимальные физические усилия для сжатия пружины.
Наличие вертикальной стенки опоры с закрепленным на ней с возможностью перестановки Г-образным кронштейном и выполнение опоры, имеющей длину, соразмерную длине корпуса двигателя, позволяет поочередно, не снимая приспособление с корпуса двигателя, а только переставляя кронштейн, производить монтаж и демонтаж всех клапанов ДВС.
Выполнение упорного элемента в виде рамки из двух, соединенных стойками параллельных пластин, на одной из которых имеется осевое отверстие с расточкой, выполненной под размеры тарелки пружины клапанов ДВС, позволяет точно зафиксировать упорный элемент на тарелке пружины клапана и, за счет пространства между параллельными пластинами и стойками, создает удобство при удалении сухариков рукой.
Наличие отверстий в вертикальной стенке опоры, выполненных в соответствии с расположением клапанов двигателя, позволяет быстро и точно установить кронштейн над демонтируемым клапаном.
Выполнение одной из пластин упорного элемента в виде ромба с усечением одного его острого угла, позволяет упорному элементу при сжатии пружины не задевать за болты крепления головки цилиндров.
Выполнение на второй пластине упорного элемента углубления для контакта с нажимным средством повышает точность центровки нажимного средства.
Предлагаемое приспособление для монтажа и демонтажа клапанов ДВС соответствует критерию изобретательского уровня, так как явным образом не следует из уровня техники и все его существенные признаки обеспечивают решение поставленной задачи.
На чертеже схематически показано положение предлагаемого приспособления над клапаном.
Приспособление для монтажа и демонтажа клапанов ДВС состоит из опоры 1 с вертикальной стенкой 2 и упорного элемента 3. Опора 1 имеет длину, соразмерную длине корпуса двигателя. Для закрепления опоры 1 на корпусе двигателя, она имеет отверстия 4, совпадающие с расположением шпилек крепления крышки головки блока цилиндров. На вертикальной стенке 2 опоры 1 закреплен Г-образный кронштейн 5. В зависимости от наклона оси 6 клапана 7 угол между образующими кронштейн 5 сторонами выполняют от 90 до 125 градусов. На кронштейне 5 установлено наживное средство 8, выполненное в виде болта. Упорный элемент 3 имеет две параллельные пластины 9 и 10, соединенные стойками 11. Пластина 9 упорного элемента 3 выполнена в виде ромба с одним усеченным острым углом и имеет осевое отверстие 12 с расточкой 13 под размеры тарелки 14 пружины 15 клапана 7. В пластине 10 выполнено углубление 16 для контакта с болтом 8. Вертикальная стенка 2 опоры 1 имеет отверстия 17 для установки кронштейна 5, выполненные в соответствии с расположением клапанов двигателя. Для осуществления монтажа и демонтажа клапанов ДВС с разным наклоном оси 6 изготавливают набор Г-образных кронштейнов с углами от 90 до 125 градусов между образующими их сторонами. Для осуществления ремонта автомобилей, например марки “ВАЗ”, изготавливается кронштейн с углом между образующими его сторонами, равным 110±3 градуса, а для автомобиля “Волга” - 90±3 градуса.
Приспособление работает следующим образом.
Опору 1 закрепляют на корпусе двигателя, а кронштейн 5 с болтом 8 - на вертикальной стенке 2 опоры 1 над ремонтируемым клапаном. Упорный элемент 3 устанавливают на тарелку 14 пружины 15 клапана 7. Сжимают пружину 15 клапана 7 вращением болта 8, например, с помощью гаечного ключа. Расклинивают и удаляют сухарики.
Затем разгруженную пружину 15 снимают и производят необходимый ремонт клапанного механизма. Далее, при необходимости, кронштейн 5 переставляют по стенке 2, закрепляя его над следующим клапаном, требующим ремонта. Монтаж клапанов осуществляют в обратной последовательности. При замене маслоотражательных колпачков, напрессовку осуществляют известной оправкой, плавно надевая их на направляющие втулки с помощью болта 8, при этом на оправке выполняют центрирующее углубление под болт 8.
Предлагаемая конструкция приспособления для монтажа и демонтажа клапанов ДВС является универсальной, то есть позволяет производить монтаж и демонтаж клапанов ДВС любых восьми клапанных автомобилей. Приспособление легко изготовить, удобно в эксплуатации, не требует специальных навыков и чрезмерных усилий.
Изобретение относится к ремонтному оборудованию. Приспособление содержит опору, нажимное средство и упорный элемент, предназначенный для воздействия на тарелку пружины клапана и имеющий осевое отверстие. Опора имеет вертикальную стенку и закрепленный на ней с возможностью перестановки Г-образный кронштейн с углом между образующими его сторонами от 90 до 125 градусов, на котором установлено указанное нажимное средство таким образом, что оно в рабочем положении соосно клапану двигателя. Упорный элемент выполнен в виде рамки из двух, соединенных стойками, параллельных пластин. Отверстие на одной из пластин выполнено под размеры тарелки пружины клапана. Вертикальная стенка опоры имеет отверстия, выполненные в соответствии с расположением клапанов двигателя. Первая пластина упорного элемента имеет форму ромба, один из острых углов которого выполнен усеченным. Вторая пластина упорного элемента имеет углубление для контакта с нажимным средством. Приспособление легко изготовить, удобно в эксплуатации. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Способ демонтажа пружин и уплотнителей клапанов двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1359105A1 |
ТРАНСМИССИЯ | 1997 |
|
RU2161741C2 |
US 3487528 A, 06.01.1970 | |||
Экономайзер | 0 |
|
SU94A1 |
JP 8192374 А, 30.07.1996. |
Авторы
Даты
2004-05-20—Публикация
2001-11-20—Подача