Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля.
Известна система охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя водяную рубашку двигателя, жидкостный насос, термостат, радиатор двигателя, датчик температуры охлаждающей жидкости и электровентилятор с датчиком включения электровентилятора [1].
При интенсивной эксплуатации двигателя в условиях высоких температур описанная выше система охлаждения недостаточно эффективно охлаждает двигатель. В результате перегрева двигателя снижается его ресурс и надежность.
Известна также система отопления автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя радиатор отопителя и электровентилятор [2].
При прокачивании охлаждающей жидкости через радиатор отопителя происходит отбор тепла от двигателя автомобиля, интенсивность которого усиливается в случае обдува радиатора отопителя вентилятором.
Электровентилятор отопителя при этом нагнетает воздух, нагретый радиатором отопителя, в салон автомобиля [3].
В условиях жаркого климата охлаждение двигателя автомобиля за счет прокачивания охлаждающей жидкости через радиатор отопителя салона не применяется, так как дополнительное охлаждение двигателя в этом случае производилось бы за счет нагнетания горячего воздуха в салон автомобиля, снижая уровень комфорта в салоне.
За прототип заявляемого изобретения принят способ охлаждения двигателя автомобиля [4], при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, нагнетаемым электровентилятором отопителя.
Недостатком способа является подача в условиях жаркого климата горячего воздуха в салон автомобиля, приводящая к снижению уровня комфорта в салоне.
Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности охлаждения двигателя автомобиля в условиях жаркого климата без снижения уровня комфорта в салоне автомобиля.
Указанная задача решается в способе охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают радиатор отопителя воздушным потоком, создаваемым электровентилятором отопителя.
Задача решается тем, что воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля.
Изобретение поясняется чертежом, где изображена система охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля.
Изобретение может быть реализовано, например, в системе охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля ВАЗ-2110. Система включает в себя водяную рубашку 1 двигателя, жидкостный насос 2, термостат 3, радиатор 4 двигателя, электровентилятор 5 радиатора двигателя, датчик 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, радиатор 7 отопителя, электровентилятор 8 отопителя, моторедуктор 9 привода заслонки отопителя и контроллер 10.
Для возможности реализации способа выполняют следующую доработку элементов системы отопления салона автомобиля.
Изменяют подключение электровентилятора 8 отопителя.
Контроллер 10 системы снабжают устройством 11 изменения направления вращения электровентилятора 8 отопителя.
Устройство 11 может быть реализовано, например, в виде силовой мостовой схемы, приведенной в патенте RU 2164484 C2, МПК 7 B 62 D 5/04, опубл. 27.03.2001 г., бюл. № 9.
Для реализации способа в доработанной системе отопления салона автомобиля выполняют следующие действия.
С помощью датчика температуры, например датчика 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, отслеживают контроллером 10 температурный режим двигателя.
При наступлении критической для работы двигателя температуры формируют в контроллере сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности питающего напряжения, после чего с устройства 11 контроллера 10 подают на электровентилятор 8 отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора 8 отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор 7 отопителя из салона автомобиля в окружающее пространство.
Источники информации
1. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. М.: Ливр, 1998 г., стр.44.
2. Там же, стр.130-131.
3. Там же, стр.137.
4. Журнал “За рулем” № 12/99 г., стр.136.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ | 1994 |
|
RU2094712C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1992 |
|
RU2031007C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2156701C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2202700C2 |
ТЕРМОСТАТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2191904C2 |
СИСТЕМА КЛИМАТ-КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2013 |
|
RU2562003C2 |
Устройство для вентиляции, обогрева кабины и охлаждения двигателя транспортного средства | 1990 |
|
SU1787868A1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2569214C2 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2137929C1 |
УСТРОЙСТВО ТЕПЛООБМЕНА И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2272717C2 |
Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля. Способ охлаждения двигателя, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопления салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, в нем воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля. Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения двигателя в условиях климата без снижения комфорта в салоне автомобиля. 1 ил.
Способ охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, отличающийся тем, что контроллером отслеживают температурный режим двигателя, при наступлении критической температуры работы двигателя в контроллере формируют сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности напряжения питания, изменяют в устройстве изменения направления вращения электровентилятора контроллера полярность напряжения питания, после чего подают с устройства изменения направления вращения электровентилятора контроллера на электровентилятор отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор отопителя из салона автомобиля.
Ж | |||
"За рулем" | |||
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1992 |
|
RU2031007C1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2134804C1 |
0 |
|
SU293334A1 | |
Устройство для мойки длинномерных изделий типа труб | 1990 |
|
SU1755964A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕМНОЙ НЕФТЕПОЛИМЕРНОЙ СМОЛЫ | 2002 |
|
RU2231530C1 |
Тормозной кран пневматической системы трактора | 1987 |
|
SU1495178A2 |
US 4489680 А, 25.12.1984. |
Авторы
Даты
2004-05-20—Публикация
2002-06-10—Подача