ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТЯГОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА Российский патент 2004 года по МПК B60L13/10 

Описание патента на изобретение RU2229988C2

Изобретение относится к высокоскоростному наземному транспорту (ВСНТ), а конкретнее к электрической тяговой системе для ВСНТ с линейным синхронным тяговым электродвигателем (ЛСТЭД).

Известны электрические тяговые системы для высокоскоростного наземного транспорта, в которых сила подвеса возникает в результате взаимодействия магнитного поля сверхпроводящих катушек, расположенных на днище экипажа, с вихревыми токами, наведенными в сплошном электропроводящем путевом полотне при движении экипажа вдоль путевого полотна за счет взаимодействия полей статорных обмоток линейного синхронного тягового электродвигателя, расположенных на боковых стенках путевого U-образного желоба и катушек возбуждения линейного синхронного тягового электродвигателя, расположенных на боковых стенках экипажа. (Наземный транспорт с магнитным подвесом и линейным приводом: Тр. ин-тов инж. ж.-д. трансп. /Под общ. Ред. В.Д. Нагорского, В.А. Винокурова. /Моск. ин-т инж. ж.-д. трансп. - М., 1981. - Вып. 683. - С.60-64; Транспорт с магнитным подвесом. /Ю.А. Бахвалов, В.И. Бочаров, В.А. Винокуров, В.Д. Нагорский; Под ред. В.И. Бочарова, В.Д. Нагорского. - М.: Машиностроение, 1991, с.32, 87-94). В результате взаимодействия магнитного поля сверхпроводящих катушек, расположенных на днище экипажа, с вихревыми токами, наведенными в сплошном электропроводящем путевом полотне при движении экипажа, кроме подъемной силы создается сила торможения. Обе эти силы действуют на экипажную сверхпроводящую катушку.

С целью снижения потерь энергии в статорной обмотке ЛСТЭД ее разделяют на электрически несвязанные отдельные секции - питаемые участки. При прохождении экипажем стыка двух питаемых участков происходит увеличение силы тяги (Гамаюнов А., Ким К. Электромеханические процессы на стыках участков путевой структуры высокоскоростного наземного транспорта // Тез. докл. международной науч.-технич. конф. UEES'95. - Севастополь, 1995, с.95-102).

Основным недостатком такой системы является малое значение левитационного качества, что приводит к необходимости увеличивать мощность линейного синхронного тягового электродвигателя, и изменение сил тяги, подвеса и направления при переходе с одного питаемого участка на другой (переход стыка питаемых участков), что приводит к необходимости усложнения системы управления ЛСТЭД, а следовательно, к увеличению стоимости системы управления ЛСТЭД и экипажа, а также повышению энергозатрат на тягу.

Известна электрическая тяговая система для высокоскоростного наземного транспорта, которая содержит экипаж, внутри которого расположены сверхпроводящие катушки системы электродинамического подвеса и сверхпроводящие катушки системы возбуждения линейного синхронного тягового электродвигателя. Путевое полотно выполнено в форме U-образного желоба, на днище которого жестко укреплена путевая структура подвеса, выполненная в виде дискретной структуры из электропроводящего материала. Сила тяги создается в результате взаимодействия магнитных полей сверхпроводящих катушек возбуждения с полем статорных обмоток, жестко укрепленных на вертикальных стенках желоба. Статорная обмотка ЛСТЭД разделена на отдельные электрически несвязанные секции. Сила подвеса создается в результате взаимодействия магнитного поля сверхпроводящих катушек системы электродинамического подвеса, расположенных на днище экипажа с вихревыми токами, наведенными в путевой структуре (Торнтон Р. Наземный транспорт 80-х годов - М.: Мир, 1974, с.91 и 92; Высокоскоростной наземный транспорт с линейным приводом и магнитным подвесом /В.И. Бочаров, В.А. Винокуров, В.Д. Нагорский и др.; под ред. В.И. Бочарова и В.Д. Нагорского. - М.: Транспорт, 1985, с.94).

Основным недостатком таких систем является изменение силы тяги при переходе с одного питаемого участка на другой (переход стыка питаемых участков), что приводит к необходимости усложнения системы управления ЛСТЭД, а следовательно, к увеличению стоимости системы управления ЛСТЭД и экипажа, а также повышению энергозатрат на тягу.

Задачей данного изобретения является уменьшение энергозатрат на тягу при переходе экипажем с одного питаемого участка на другой (переход стыка питаемых участков) за счет уменьшения изменения силы тяги при переходе с одного питаемого участка на другой (переход стыка питаемых участков).

Указанная задача достигается тем, что в электрической тяговой системе для высокоскоростного наземного транспорта, содержащей экипаж, на днище которого расположены сверхпроводящие катушки системы электродинамического подвеса, а на боковых стенках расположены сверхпроводящие катушки системы возбуждения линейного синхронного тягового электродвигателя, и путевое полотно в виде желоба, на вертикальных стенках которого расположены катушки статорной обмотки линейного синхронного тягового электродвигателя, которая выполнена в виде электрически несвязанных участков, а на днище желоба расположены дискретные путевые структуры системы электродинамического подвеса, катушки статорных обмоток на стыке двух питаемых участков, расположенные в начале набегаемого экипажем участка статорной обмотки, снабжены экраном из электропроводящего немагнитного материала.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленная электрическая тяговая система для высокоскоростного наземного транспорта отличается тем, что катушки статорных обмоток на стыке двух питаемых участков, расположенные в начале набегаемого экипажем участка статорной обмотки, снабжены экраном из электропроводящего немагнитного материала. Таким образом, заявленная система соответствует критерию "новизна".

Отмеченная новизна заявляемого устройства исследована по его существенным признакам на соответствие критерию "изобретательский уровень", при этом были приняты во внимание источники информации в данной и родственных областях техники, а также те условия, что все существенные признаки изобретения находятся в единой логической взаимосвязи и направлены в совокупности на достижение единого результата.

На фиг.1 показана электрическая тяговая система для высокоскоростного наземного транспорта.

На фиг.2 показана электрическая тяговая система для высокоскоростного наземного транспорта (сечение А-А).

Электрическая тяговая система для высокоскоростного наземного транспорта (фиг.1 и 2) содержит экипаж 1, на днище которого расположены сверхпроводящие катушки системы электродинамического подвеса 2, а на боковых стенках расположены сверхпроводящие катушки 3 системы возбуждения линейного синхронного тягового электродвигателя, и путевое полотно 4 в виде желоба, на вертикальных стенках которого расположены катушки 5 статорной обмотки линейного синхронного тягового электродвигателя, которая выполнена в виде электрически несвязанных участков, а на днище желоба расположены дискретные путевые структуры 6 системы электродинамического подвеса, катушки 5 статорных обмоток на стыке двух питаемых участков, расположенные в начале набегаемого экипажем статорной обмотки, снабжены экраном 7 из электропроводящего немагнитного материала.

Вдоль путевого полотна на стенках путевого желоба 4 (фиг.2) размещена трехфазная статорная обмотка 5 линейного синхронного тягового электродвигателя, посредством которой создается бегущее магнитное поле, перемещающееся вдоль путевого полотна. Расположенные на экипаже 1 сверхпроводящие катушки возбуждения 3 линейного синхронного тягового электродвигателя создают магнитное поле, взаимодействие которого с бегущим магнитным полем статорных обмоток 5 приводит к возникновению силы тяги, обеспечивающей движение экипажа 1 вдоль путевого полотна со скоростью, равной скорости бегущего магнитного поля статора.

На днище путевого желоба 4 установлены катушки дискретной путевой структуры системы электродинамического подвеса 6. При движении экипажа 1 вдоль днища путевого желоба 4 происходит взаимодействие магнитного поля сверхпроводящих катушек 2, расположенных на днище экипажа 1, с вихревыми токами, наведенными в катушках дискретной путевой структуры системы электродинамического подвеса 6, что приводит к возникновению электродинамической силы отталкивания - подъемной силы.

Катушки статорных обмоток 5 на стыке двух питаемых участков, расположенные в начале набегаемого экипажем участка статорной обмотки, снабжены экраном 7 из электропроводящего немагнитного материала (алюминий, медь).

При прохождении экипажем 1 стыка двух питаемых участков статорной обмотки 5 происходит увеличение силы тяги линейного синхронного тягового электродвигателя, но одновременно с этим наличие электропроводящего немагнитного экрана 7 приводит к ослаблению магнитной связи между катушками возбуждения 3 и статорной обмоткой 5, что обуславливает уменьшение силы тяги. Результирующая сила тяги вследствие этих двух противоположных процессов остается практически неизменной по величине.

Сравнительный анализ электрической тяговой системы для высокоскоростного наземного транспорта с дискретной путевой структурой и электрической тяговой системы для высокоскоростного наземного транспорта с дискретной путевой структурой и экраном из немагнитного электропроводящего материала показывает целесообразность применения для катушек статорных обмоток на стыке двух питаемых участков, расположенных в начале набегаемого участка статорной обмотки, экрана из электропроводящего немагнитного материала, использование которого позволяет уменьшить стоимость системы управления ЛСТЭД и экипажа, а также уменьшить энергозатраты на тягу при переходе экипажем с одного питаемого участка на другой (переходе стыка питаемых участков) за счет уменьшения изменения сил тяги, подвеса и направления при переходе с одного питаемого участка на другой.

Похожие патенты RU2229988C2

название год авторы номер документа
Тяговая система высокоскоростного наземного транспорта 2020
  • Ким Константин Константинович
  • Вешкин Вадим Витальевич
RU2734703C1
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НА ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОМ ПОДВЕСЕ 2014
  • Ким Константин Константинович
  • Титова Тамила Семеновна
RU2549317C1
Система электродинамического подвеса 2018
  • Ким Константин Константинович
  • Крон Игорь Романович
  • Ватулин Ян Семенович
RU2677216C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИМ ПОДВЕСОМ 1990
  • Болюх Владимир Федорович[Ua]
RU2093379C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С МАГНИТНОЙ ПОДВЕСКОЙ 1991
  • Болюх В.Ф.
RU2034720C1
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКИПАЖА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1982
  • Омельяненко В.И.
  • Бочаров В.И.
  • Новогренко Н.М.
  • Сергеев С.А.
SU1056541A1
УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ПАССАЖИРСКИХ ПОТОКОВ МЕГАПОЛИСА 1995
  • Вишнев Иван Петрович
  • Вишнев Андрей Иванович
  • Глухарев Константин Константинович
  • Исаков Александр Викторович
  • Фролов Константин Васильевич
RU2104363C1
Устройство для магнитного подвешивания транспортного средства 1976
  • Курбасов Александр Севостьянович
SU624806A1
Устройство магнитной системы левитации для повышения грузоподъёмности 2020
  • Селин Вячеслав Васильевич
RU2752040C1
ЛИНЕЙНЫЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1986
  • Серебряков В.И.
  • Морозова О.И.
  • Ламбрианов Л.Ф.
SU1371370A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 229 988 C2

Реферат патента 2004 года ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТЯГОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

Изобретение относится к высокоскоростному наземному транспорту с линейным синхронным тяговым электродвигателем. Тяговая система содержит экипаж, на днище которого расположены сверхпроводящие катушки системы электродинамического подвеса, а на боковых стенках - сверхпроводящие катушки системы возбуждения линейного электродвигателя. Путевое полотно имеет форму желоба, на вертикальных стенках которого расположены катушки статорной обмотки линейного электродвигателя. Обмотка выполнена в виде электрически несвязанных участков. На днище желоба расположены дискретные путевые структуры системы электродинамического подвеса. Катушки статорных обмоток на стыке двух питаемых участков, расположенные в начале набегаемого экипажем участка статорной обмотки, снабжены экраном из электропроводящего немагнитного материала. Изобретение позволяет уменьшить энергозатраты на тягу при переходе экипажем с одного питаемого участка на другой за счет уменьшения изменения силы тяги на переходе. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 229 988 C2

Электрическая тяговая система для высокоскоростного наземного транспорта, содержащая экипаж, на днище которого расположены сверхпроводящие катушки системы электродинамического подвеса, а на боковых стенках расположены сверхпроводящие катушки системы возбуждения линейного синхронного тягового электродвигателя, и путевое полотно в виде желоба, на вертикальных стенках которого расположены катушки статорной обмотки линейного синхронного тягового электродвигателя, которая выполнена в виде электрически несвязанных участков, а на днище желоба расположены дискретные путевые структуры системы электродинамического подвеса, отличающаяся тем, что катушки статорных обмоток на стыке двух питаемых участков, расположенные в начале набегаемого экипажем участка статорной обмотки, снабжены экраном из электропроводящего немагнитного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2229988C2

БОЧАРОВ В.И
и др
Высокоскоростной наземный транспорт с линейным приводом и магнитным подвесом
- М.: Транспорт, 1985, с.94
JP 7193914 А, 28.07.1995
Беспроводная система контроля состояния массива горных пород 1984
  • Манукян Михаил Манукович
SU1198203A1
Линейный индукторный двигатель 1989
  • Григорович Александр Михайлович
SU1737656A1

RU 2 229 988 C2

Авторы

Ким К.К.

Сёмин Н.С.

Самофалов К.А.

Даты

2004-06-10Публикация

2002-08-12Подача