ЛИНЕЙНЫЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ Советский патент 1995 года по МПК H02K41/03 

Описание патента на изобретение SU1371370A1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системе электромагнитного подвеса и тяги высокоскоростного наземного транспорта.

Целью изобретения является экономия электроэнергии за счет устранения пульсаций усилий подвеса.

На фиг. 1 изображен линейный синхронный электродвигатель с индуктором П-образного типа с двухъякорными полюсами; на фиг. 2 устройство с индуктором П-образного типа с двухъякорными полюсами, вид сверху; на фиг. 3 устройство с индуктором Ш-образного типа с двухъякорным средним полюсом; на фиг. 4 разрез по А-А фиг. 3; на фиг. 5 устройство с трехъякорными полюсами; на фиг. 6 разрез по Б-Б на фиг. 5.

Электродвигатель содержит непрерывное ферромагнитное полотно 1 с равномерно чередующимися зубцами 2 с шагом 2τ закрепленное на путевой структуре 3. Под ним на расстоянии воздушного зазора 4 расположен индуктор 5 одностороннего линейного синхронного двигателя, имеющий магнитопровод 6 с полюсами 7, на которых расположены якорные обмотки 8, и обмотку 9 возбуждения, закрепленную на магнитопроводе 6. Равномерно чередующиеся зубцы 2 образуют зубцовые ряды 10, смещенные в продольном направлении. В устройстве, содержащем два зубцовых ряда 10 под каждым полюсом 7, продольное смещение равно полюсному делению, а с большим числом зубцовых рядов 10 смежные зубцы 2 перекрывают друг друга на величину относительного смещения соответствующих им якорных обмоток 8.

При Ш-образном исполнении устройства (фиг. 3) якорные обмотки 8 располагаются на среднем полюсе 7, крайние полюсы 7 взаимодействуют с непрерывным ферромагнитным полотном 1. На фиг. 4 показаны зубцовые ряды 10, расположенные в средней части феррополотна 1, сдвинутые на одно полюсное деление. В варианте исполнения устройства с тремя якорными обмотками (фиг. 5) относительный сдвиг дорожек составляет 1/2 τ (фиг. 6). Возможен также конструктивный вариант исполнения устройства с индуктором Ш-образного типа, где каждый крайний полюс содержит две или более якорные обмотки. В этом случае зубцовая часть выполняется по краям вторичного путевого полотна.

Устройство работает следующим образом.

Якорные обмотки 8 подключаются к источнику трехфазного переменного тока таким образом, что создают бегущее магнитное поле, волны которого под каждым зубцовым рядом 10 в пределах полюса 7 сдвинуты на 180о эл.град. При включении обмотки 9 возбуждения в рабочем воздушном зазоре 4 создается пространственная модуляция поля, обеспечивающая во взаимодействии с бегущим полем тяговое усилие. За счет применения двух зубцовых рядов 10 под одним полюсом 7 с обязательным сдвигом на величину полюсного деления устраняется периодическая продольная переориентация поля, что распределяет основной поток равномерно по всей длине магнитопровода 6, создавая в воздушном зазоре 4 помимо продольной и поперечную модуляцию поля, практически исключая пульсации вертикального усилия. Возникающие при этом поперечные усилия при необходимости используются для горизонтальной стабилизации экипажа.

Уменьшение относительного сдвига зубцовых рядов 10 за счет использования трех якорных обмоток 8 (фиг. 5, 6) еще более сглаживает продольную пульсацию вертикального усилия, улучшая качество подвеса и снижая энергозатраты.

Возможно применение и большего числа якорных обмоток 8 на одном полюсе 7 с соответствующим увеличением числа зубцовых рядов 10 и уменьшением их относительного сдвига. Однако, увеличение числа зубцовых рядов 10 ведет к росту удельной суммарной массы якорных обмоток 8, что снижает эффективность применения предлагаемого устройства.

Устройство может быть выполнено и таким образом, что часть полюса 7 не будет занята якорными обмотками 8, когда соответственно над ней будет располагаться между рядами зубцов 2 сплошная полоса, что также улучшит качество подвеса, снизит энергозатраты и массу устройства.

Технико-экономическая эффективность изобретения состоит в уменьшении на 30% массы индуктора и снижении на 10 13% энергозатрат на подвес за счет того, что каждый полюс магнитопровода снабжен дополнительно одной или более якорными обмотками, а путевое полотно снабжено зубцовыми рядами, смещенными относительно друг от друга в продольном направлении, чем достигается равномерное распределение магнитного потока по сечению магнитопровода и устранение пульсаций вертикального усилия.

Похожие патенты SU1371370A1

название год авторы номер документа
Линейный синхронный электродвигатель 1983
  • Бочаров Василий Иванович
  • Козорезов Михаил Александрович
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Куприанов Юрий Владимирович
  • Лиховидов Константин Леонидович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Реднов Федор Александрович
SU1169099A1
Линейный синхронный электродвигатель 1991
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Лиховидов Константин Леонидович
  • Павлюков Валерий Михайлович
SU1815755A1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ПОДВЕСКИ И ТЯГИ ЭКИПАЖА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1982
  • Талья И.И.
  • Серебряков В.И.
SU1145585A1
Линейный синхронный электродвигатель 1985
  • Бочаров Василий Иванович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Козорезов Михаил Александрович
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Володин Григорий Иосифович
  • Грибанов Павел Федорович
SU1350779A1
Линейный индукторный электродвигатель 1988
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Лиховидов Константин Леонидович
SU1584043A1
Линейный синхронный электродвигатель 1988
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Пахомин Сергей Александрович
  • Грибанов Павел Федорович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Воронов Игорь Викторович
SU1684871A1
Линейный электродвигатель 1977
  • Баранов Евгений Николаевич
SU736286A1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ РАЗГРУЗКИ РАДИАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ 2001
  • Андрианов А.В.
  • Афанасьев А.Ю.
  • Гузельбаев Я.З.
RU2207455C2
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ РАЗГРУЗКИ РАДИАЛЬНЫХ ОПОР 2007
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Андрианов Александр Васильевич
RU2357121C1
Магнитоэлектрический линейный двигатель 1987
  • Абильсиитов Галым Абильсиитович
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Грезев Анатолий Николаевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Кашин Валерий Евгеньевич
  • Леонидов Владимир Иванович
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Семенов Олег Олегович
SU1582295A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 371 370 A1

Реферат патента 1995 года ЛИНЕЙНЫЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системе электромагнитного подвеса и тяги высокоскоростного наземного транспорта. Целью изобретения является экономия электроэнергии. Линейный электродвигатель содержит односторонний индуктор 5 с магнитопроводом 6 и полюсами 7, на которых размещены обмотка 8 якоря и обмотка 9 возбуждения, и вторичный элемент 1 с чередующимися зубцами 2, образующими зубцовые ряды, смещенные в продольном направлении на величину относительного смещения соответствующих им якорных обмоток. Якорные обмотки создают бегущее магнитное поле, обмотки возбуждения обеспечивают пространственную модуляцию поля, в результате которой создается тяговое усилие. Положительный эффект достигается за счет исключения пульсаций вертикального усилия. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 371 370 A1

ЛИНЕЙНЫЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, состоящий из одностороннего индуктора, имеющего магнитопровод с полюсами, на каждом из которых расположены якорная обмотка и обмотка возбуждения, и вторичного элемента, содержащего непрерывное ферромагнитное полотно с равномерно чередующимися зубцами, образующими продольные зубцовые ряды, расположенные над якорной обмоткой, отличающийся тем, что, с целью экономии электроэнергии за счет устранения пульсаций усилия подвеса, каждый полюс магнитопровода снабжен дополнительно по крайней мере еще одной якорной обмоткой, а ферромагнитное полотно снабжено по крайней мере еще одним зубцовым рядом, смещенным в продольном направлении относительно имеющегося ряда, причем величина смещения зубцовых рядов относительно друг друга соответствует величине относительно смещения соответствующих им якорных обмоток.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1371370A1

Линейный синхронный электродвигатель 1983
  • Бочаров Василий Иванович
  • Козорезов Михаил Александрович
  • Коломейцев Леонид Филиппович
  • Куприанов Юрий Владимирович
  • Лиховидов Константин Леонидович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Реднов Федор Александрович
SU1169099A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 371 370 A1

Авторы

Серебряков В.И.

Морозова О.И.

Ламбрианов Л.Ф.

Даты

1995-07-20Публикация

1986-03-05Подача