Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано в грузоподъемных и транспортных средствах, преимущественно на башенных кранах, к которым предъявляются повышенные требования обзорности.
Известна кабина крана, содержащая каркас и обшивку, несущую стекла, защитный экран, при этом кабина снабжена установленной на каркасе направляющей и приводом, а защитный экран расположен параллельно стеклам кабины и снабжен роликами, установленными с возможностью перемещения по направляющей, причем защитный экран с помощью рычага связан с приводом (А.с. № 653205, М.кл. В 66 С 13/52). Изобретение позволяет предохранить обшивку и стекла кабины от термического и механического воздействий,
Недостатками известной кабины являются:
1. защитный экран имеет ограниченную площадь и поэтому не может являться надежной защитой прозрачного ограждения от механических повреждений во время монтажа, демонтажа крана и перевозки кабины, а также для защиты ее во внерабочее время;
2. ограниченная площадь защитного экрана и зазор, образованный между ограждающей конструкцией кабины и направляющей, не позволяют обеспечить дополнительную защиту оператора от воздействий внешнего шума, влияния температуры и влажности наружного воздуха, солнечного излучения, то есть повысить тепло- и звукоизоляционные качества кабины;
3. геометрическая форма обшивки смотрового фонаря с наличием большого количества стоек и площадь остекления фонаря не обеспечивают достаточной обзорности.
Известно также изобретение кабины трактора, содержащей образующие замкнутый объем основание, пол, стенки, дверь и жесткий каркас, выполненной из наружной и внутренней прозрачных полусфер, при этом внутренняя полусфера жестко закреплена на основании, а наружная является поворотной относительно вертикальной оси кабины и шарнирно связана с внутренней полусферой (А.с. № 765086, М.кл. В 62 D 33/08). Изобретение позволяет повысить удобство эксплуатации путем улучшения обзорности и увеличения зоны размещения навесных орудий.
Среди недостатков данного изобретения следует отметить:
1. настоящая конструкция кабины нуждается в дополнительной защите оператора, прежде всего, от отрицательного воздействия инсоляции, являющегося слепящим, разрушительным, приводящим к перегреву (особенно в летнее время);
2. передняя полусфера не защищена от механических повреждений, возможных при монтаже и демонтаже крана, а также во время производства работ;
3. конструкция кабины не создает желаемой обзорности в нижней зоне, поскольку нижняя часть сферической кабины закрыта полом с установленным на нем рулевым колесом;
4. передняя полусфера, выполненная из прозрачного полимерного материала, под воздействием механических повреждений, атмосферных осадков, ярких солнечных лучей, перепадов температуры наружного воздуха, запыленности и загазованности довольно быстро теряет свои прозрачные свойства, что приводит к напряжению зрения, искажению наблюдаемых объектов, а значит снижает обзорные качества кабины.
Наиболее близкой к изобретению является кабина башенного крана, содержащая две полусферы, одна из которых жестко закреплена на основании, а другая, прозрачная, шарнирно с ней связанная, выполнена поворотной относительно вертикальной оси кабины, причем закрепленная полусфера выполнена трехслойной, состоящей из наружного и внутреннего слоев, разделенных воздушным зазором, в котором помещены шарнирно с ней связанные относительно вертикальной оси кабины две регулируемые сферические поверхности (Патент № 2175946, М.кл. В 66 С 13/54).
Недостатками известной кабины являются:
1. две регулируемые сферические поверхности, шарнирно связанные с жестко закрепленной на основании полусферой относительно вертикальной оси, выполняя функции тепло- и звукозащиты кабины, а также защиты ее от механических повреждений, при этом не позволяют эффективно использовать обзорные качества прозрачной передней полусферы кабины, поскольку при их выдвижении большая часть боковой и нижней сферической поверхности закрывается;
2. известно, что основным негативным воздействием на зрительный анализатор оператора являются прямые слепящие солнечные лучи, проникающие в основном через верхнюю и лобовую (переднюю) зоны кабины, а поэтому именно эта зона нуждается в защите, что в данной конструкции кабины реализуется лишь частично;
3. в кабине не предусмотрено устройство для удобного и мобильного управления вращением полусфер.
Задача изобретения - обеспечение комфортных и безопасных условий труда оператора за счет совершенствования обзорных и солнцезащитных качеств кабины.
Поставленная задача достигается тем, что кабина башенного крана, содержащая две полусферы, одна из которых жестко закреплена на основании, а другая, выполненная прозрачной, шарнирно связана с первой с возможностью поворота относительно вертикальной оси кабины, согласно изобретению снабжена защитной полусферой, шарнирно связанной снаружи с жестко закрепленной на основании полусферой с возможностью поворота относительно горизонтальной оси кабины и управляемой посредством кнопочных органов рукоятки.
Новые существенные признаки:
1. Защитная полусфера шарнирно связана снаружи с жестко закрепленной на основании полусферой;
2. Шарниры установлены горизонтально на жестко закрепленной на основании полусфере и имеют с ней общую горизонтальную ось;
3. Защитная полусфера выполнена с возможностью поворота относительно горизонтальной оси кабины;
4. Управление движением защитной полусферы осуществляется посредством кнопочных органов рукоятки.
Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными обеспечивают получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Получение технического результата возможно при использовании защитной полусферы, шарнирно связанной снаружи с жестко закрепленной на основании полусферой с возможностью поворота относительно горизонтальной оси кабины, что позволяет снизить влияние основной доли светового потока электромагнитного излучения в виде прямых солнечных лучей, приходящихся на верхнюю и лобовую части кабины башенного крана. При этом значительно уменьшается воздействие слепящего света на зрительный анализатор человека-оператора, что позволяет снизить его утомляемость при длительном наблюдении за ходом строительно-монтажных работ, снизить или исключить вероятность ошибочных действий последнего, тем самым повысить как безопасность самого оператора, так и безопасность на строительной площадке в целом. Кроме того, повышается теплоустойчивость кабины как за счет использования защитной полусферы, так и за счет воздушного зазора, образуемого между передней прозрачной и выдвигаемой защитной полусферами. При этом нижняя часть прозрачной полусферы остается открытой, что обеспечивает беспрепятственный обзор оператору за наблюдаемыми объектами, расположенными под углом от 65° и более от горизонтальной зрительной оси человека-оператора. Помимо перечисленных преимуществ предлагаемой конструкции кабины следует отметить, что защитная полусфера может быть использована в качестве защиты прозрачной полусферы от механических воздействий при монтаже, демонтаже, перевозке крана и при хранении кабины во внерабочее время.
Управление движением защитной полусферой осуществляется посредством кнопочных органов рукоятки, закрепленной на поясном пульте оператора.
Кабина представлена на фиг.1 - вид сверху с защитой передней прозрачной полусферы, фиг.2 - профильная проекция кабины с защитной полусферой; фиг.3 - профильный разрез кабины; фиг.4 - общий вид поясного пульта с лапными рукоятками.
Кабина содержит полусферу 1, жестко закрепленную на основании 2, установленном на раме 3. Рама жестко закреплена на выносных опорах 4, которые крепятся к металлическому каркасу 5 башенного крана. Через шарниры 6, имеющие общую вертикальную ось 7 с полусферой 1, с ней подвижно соединена прозрачная поворотная полусфера 8. Через шарниры 9, имеющие общую горизонтальную ось 10 с полусферой 1, с последней подвижно соединена защитная полусфера 11, выполненная из теплоизоляционного, обладающего высокими солнцезащитными и противоударными свойствами материала. В полу 12 кабины выполнено смотровое отверстие 13. Сиденье 14 оператора снабжено поясным пультом управления 15 с рукоятками 16, снабженными кнопочными органами.
Устройство работает следующим образом: вход и выход из кабины осуществляется через прозрачную полусферу 8, выполненную с возможностью поворота относительно вертикальной оси 7 и шарнирно связанную с жестко закрепленной наружной полусферой 1. Наблюдение за объектами осуществляется через прозрачную полусферу 8. В случае необходимости создать комфортный микроклимат на рабочем месте, а также защитить себя от солнечного воздействия (слепящего, чаще всего, зимой, весной, летом и палящего - летом), оператор с помощью кнопочных органов рукоятки 16, закрепленной на поясном пульте 15, основанном на формировании квазиассоциативно-командных сигналов управления, может перевести подвижную защитную полусферу 11, связанную шарнирно с жестко закрепленной полусферой 1, на любой угол в пределах прозрачной полусферы 8. Выполняя те же действия, можно защитить прозрачную полусферу 8 от механических повреждений при монтаже и демонтаже крана. Закрывать прозрачную полусферу 8 следует и по окончании смены на время когда, кран не работает. Кроме того, оператор может создать себе комфортные условия для отдыха во время технологических и обеденных перерывов. Прозрачная полусфера 8 обеспечивает обзорность в целом, а главное - в нижней зоне под прямым углом к лучу зрения оператора. Через смотровое отверстие 13, выполненное в полу кабины 12, при открытой нижней зоне прозрачной полусферы 8 доступен обзор за наблюдаемыми объектами, расположенными непосредственно под кабиной крана.
С помощью кнопочных органов рукояток 16 возможно вести дистанционное управление как поворотных полусфер кабины (прозрачной 8 и защитной 11), так и механизмов, навесного оборудования крана и в целом самого крана.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАБИНА БАШЕННОГО КРАНА | 2004 |
|
RU2272779C2 |
КАБИНА БАШЕННОГО КРАНА | 1998 |
|
RU2175946C2 |
КАБИНА УПРАВЛЕНИЯ ЛИТЕЙНОГО КРАНА | 2008 |
|
RU2363651C1 |
КАБИНА УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ КРАНОМ | 2002 |
|
RU2225343C1 |
Кабина транспортного средства | 1987 |
|
SU1426885A1 |
БАШЕННЫЙ КРАН | 1990 |
|
RU2006449C1 |
ПОСТ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТОРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2137625C1 |
КРАН-ПОГРУЗЧИК (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2317248C2 |
Устройство для защиты дока и борта судна от осадков | 1977 |
|
SU659454A1 |
Кабина транспортного средства | 1987 |
|
SU1421596A1 |
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано в грузоподъемных и транспортных машинах, преимущественно на башенных кранах. Кабина содержит две полусферы, одна из которых жестко закреплена на основании, а другая, выполненная прозрачной, шарнирно связана с первой с возможностью поворота относительно вертикальной оси кабины. Указанная кабина снабжена защитной полусферой, шарнирно связанной снаружи с жестко закрепленной на основании полусферой с возможностью поворота относительно горизонтальной оси кабины и управляемой посредством кнопочных органов рукоятки. Изобретение обеспечивает комфортные и безопасные условия труда оператора. 4 ил.
Кабина башенного крана, содержащая две полусферы, одна из которых жестко закреплена на основании, а другая, выполненная прозрачной, шарнирно связана с первой с возможностью поворота относительно вертикальной оси кабины, отличающаяся тем, что она снабжена защитной полусферой, шарнирно связанной снаружи с жестко закрепленной на основании полусферой с возможностью поворота относительно горизонтальной оси кабины и управляемой посредством кнопочных органов рукоятки.
КАБИНА БАШЕННОГО КРАНА | 1998 |
|
RU2175946C2 |
Кабина крана | 1977 |
|
SU653205A1 |
US 5186511 А, 16.02.1993. |
Авторы
Даты
2004-06-10—Публикация
2002-06-25—Подача