МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2004 года по МПК C11D1/72 C11D3/44 F02B77/04 

Описание патента на изобретение RU2230100C1

Настоящее изобретение относится к области химии, в частности к композициям моющих средств, используемых для очистки поверхностей различных материалов от маслянисто-грязевых отложений физико-химическим способом, например для очистки поверхности деталей цилиндропоршневой группы и картеров автомобильных, тепловозных и других двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Как известно, к моющим средствам, предназначенным для очистки двигателей внутреннего сгорания, особенно в процессе работы, предъявляются специфические требования: высокая эффективность действия в отношении маслянисто-грязевых отложений, низкая токсичность продуктов сгорания, удовлетворительные взрыво-пожаробезопасные характеристики и отсутствие отрицательного влияния продуктов сгорания топлива.

Из уровня техники известно сравнительно небольшое число композиций, удовлетворяющих таким требованиям.

В частности, известно моющее средство для очистки ДВС, содержащее триполифосфат натрия, хромовокислый калий, ПАВ анионного и неионогенного типа, карбамид, изопропиловый спирт и воду (а.с. СССР № 806754, МПК С 11 D 1/83, 1978).

К недостаткам известной композиции следует отнести:

невысокую моющую способность по отношению к маслянисто-грязевым отложениям;

неудовлетворительные взрыво-пожаробезопасные (наличие в составе изопропилового спирта, имеющего температуру вспышки ниже 56°С) и токсикологические (наличие в составе хромовокислого калия) характеристики;

отрицательное коррозионное воздействие на детали цилиндропоршневой группы двигателя (из-за наличия воды и хромовокислого калия).

Известна также моющая композиция “Чистра” для очистки ДВС. Указанная композиция используется для очистки ДВС в процессе его работы. Она содержит неионогенное ПАВ, талловое масло, триполифосфат натрия, бутиловый или смесь изопропилового и бутилового спиртов, а также воду (а.с. СССР № 910759, МПК С 11 D 1/66, 1980).

К основным недостаткам композиции следует отнести:

недостаточно эффективную моющую способность по отношению к маслянисто-грязевым отложениям в ДВС;

неудовлетворительные антикоррозионные свойства в отношении деталей цилиндропоршневой группы ДВС;

повышенную токсичность и аллергическое воздействие на обслуживающий персонал (III класс опасности).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является использование в качестве моющего средства для ДВС водосмешиваемой моющей композиции, содержащей, мас.%:

Талловое масло 15-17

Неионогенный эмульгатор 15-25

Полигликоль(побочный продукт

производства гликолей

и целлозольвов) 20-40

Триэтаноламин 5-20

Ингибитор коррозии 0,4-3,0

Вода До 100.

(патент РФ № 2062296, кл. С 11 D 1/66, 1966).

К основным недостаткам этой композиции следует отнести недостаточно эффективную моющую способность по отношению к маслянисто-грязевым отложениям на деталях цилиндропоршневой группы и в картере ДВС, неудовлетворительные антикоррозионные свойства в отношении деталей цилиндропоршневой группы ДВС, выполненных из углеродистых сталей.

Технической задачей является разработка композиции моющего средства, сочетающего высокую степень очистки деталей цилиндропоршневой группы и картера ДВС и низкую степень их коррозии непосредственно в процессе работы ДВС без его разборки.

Указанная задача решается безводной моющей композицией состава, мас.%:

Этоксилаты C8- или С9-алкилфенолов,

содержащих в среднем 10-12 этоксильных

групп 25-50

Ди- или/и триэтиленгликоль 30-65

С24-алкиловые

эфиры ди- или/и триэтиленгликоля До 100.

В качестве оксиэтилированных алкилфенолов могут использоваться промышленные продукты типа “Неонол АФ 9-10”, “АФ-9-12”, в качестве ди- или триэтиленгликолей или их смесей и их С24-алкиловых эфиров, выпускаемые промышленностью продукты. Все указанные компоненты композиции имеют температуру вспышки не менее 150°С (на уровне минерального моторного масла, используемого в ДВС), не токсичны и коррозионно не агрессивны в отношении деталей цилиндропоршневой группы, выполненных из углеродистых сталей. Предлагаемая моющая композиция имеет вязкость (4,2-6,0)10-6 м2/с, близкую к автомобильным моторным маслам.

Технология приготовления моющей композиции состоит в смешении взаимно растворимых компонентов и не требует специального оборудования и высокой квалификации персонала. Моющая композиция добавляется непосредственно в картер ДВС, содержащий работавшее моторное масло, смешивается с этим маслом и осуществляет свое назначение в процессе работы ДВС, после чего отработанное масло выгружается и заменяется свежим без проведения каких-либо дополнительных операций.

Примеры 1-10.

Эффективность действия моющей композиции в лабораторных условиях оценивают следующим образом. Моторное смазочное масло “Лукойл 10 w 30 API SF/CD” (или М-53/10Г, по классификации моторных масел СССР) помещают в количестве около 0,1 г в чашечку из нержавеющей стали и выдерживают при температуре 240°С в течение 1 ч в приборе, описанном в ГОСТ 5726. В ходе испытания часть масла преобразуется в лаковую пленку, количество которой оценивают взвешиванием на аналитических весах. Затем чашечку с лаковой пленкой помещают в сосуд, содержащий моющую композицию и снабженный нагревателем и перемешивающим устройством. Обработку моющей композицией продолжают при температуре 100°С в течение 1 ч, затем чашечку извлекают из сосуда и взвешиванием определяют остаток в ней лаковой пленки. Моющую способность испытуемых средств оценивают в процентах как разность между массой лаковой пленки, образовавшейся при термической обработке (240°С) и оставшейся после ее смывания.

Измерена также коррозионная активность испытанных моющих средств по отношению к углеродистой стали (Ст3) при температуре 140°С в течение 25 ч. в приборе ДК-НАМИ (ГОСТ 20502).

Результаты испытаний приведены в таблице.

Из данных таблицы следует, что моющие композиции по примерам 1-4 обладают неудовлетворительным моющим действием, а композиции по примерам 5-8, 10 показывают значительно более высокую моющую способность. Моющая композиция по примеру 9, содержащая воду, имеет сниженную моющую способность. Кроме того, добавление воды в последнюю увеличивает ее коррозионную активность. Композиции по примерам 5-8,10 обладают минимальной коррозионной активностью.

Пример 11.

В двигатель автомобиля ВАЗ-2110 (бензиновый четырехтактный с непосредственным впрыском мощностью 75 л.с.), имеющий емкость масляной системы 4 л, заливают масло Лукойл 10 w 30 API SF/CD (или М-53/10Г, по классификации моторных масел СССР). После пробега 100 тыс. км двигатель разбирают. Визуальный осмотр показал, что на днище поршней имеется нагар, на боковой их поверхности - лаковые отложения (на уровне 5 баллов по ГОСТ 5726). В 2 поршнях верхние поршневые кольца закоксованы до полной неподвижности. На днище картера, на сетке маслоприемника имеются липкие осадки (общим объемом около 200 мл), крышка клапанной коробки также имеет отложения по всей поверхности.

В двигатель заливают свежее масло. После пробега 10 тыс. км в работавшее масло добавляют 1 л (20% от объема масла) моющего средства из примера 8. Через 20 ч работы в обычном режиме эксплуатации смазочное масло сливают из картера. Двигатель и масляный фильтр разбирают. Визуальный осмотр показал, что степень загрязненности фильтра увеличилась в 2 раза по сравнению с предыдущей заменой масла, величина нагара на днище поршней уменьшилась незначительно, а количество лаковых отложений снизилось в 5-6 раз (до уровня 0,5-1 балл по ГОСТ 5726). Липкие осадки с днища картера и сетки маслоприемника удалены полностью.

Проведен анализ отработанного масла по оптической плотности, который показал, что в масле резко увеличилось количество диспергированных загрязнений: смол, частиц сажи и т.п.

Моющее средство для очистки двигателей внутреннего сгорания в соответствии с изобретением превосходят известные моющие средства, представленные в уровне технике, по степени очистки, имеет меньшую по сравнению с ними коррозионную активность. Предлагаемое моющее средство по вязкости, смазывающему действию, температуре застывания и температуре вспышки близка к стандартному моторному маслу, что позволяет осуществлять промывку ДВС на номинальном режиме работы.

Похожие патенты RU2230100C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ МОЮЩИХ СВОЙСТВ МАСЕЛ С ПРИСАДКАМИ 2011
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Шишаев Сергей Всеволодович
  • Малыхин Валерий Данилович
  • Яковлев Александр Васильевич
RU2482466C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МАСЕЛ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2017
  • Клишин Павел Владимирович
  • Латышев Андрей Петрович
  • Малыхин Валерий Данилович
  • Юнисов Ильгиз Камилевич
RU2635455C1
Способ безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания 2016
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Кругов Виктор Фёдорович
  • Афанасьев Дмитрий Игоревич
  • Сазонов Сергей Николаевич
  • Черемисин Николай Владимирович
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
RU2633733C1
СИСТЕМА ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ ЕГО РАЗБОРКИ 1992
  • Картошкин А.П.
  • Ашкинази Л.А.
  • Браславский М.И.
RU2053395C1
Способ безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания 2019
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Сазонов Сергей Николаевич
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Аль-Саади Дар Али Юсиф
  • Жерновников Дмитрий Николаевич
  • Забродская Алла Владимировна
RU2730770C1
МОЮЩЕ-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ МАСЛУ 2001
  • Аптекман Александр Григорьевич
  • Беклемышев В.И.
  • Болгов В.Ю.
  • Махонин И.И.
RU2213127C2
Автоматизированная установка для испытания моторных масел при различных режимах эксплуатации дизельного двигателя 2023
  • Прокопцова Мария Дмитриевна
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Алибеков Руфат Исмаилович
  • Шаталов Константин Васильевич
  • Шульгин Виктор Васильевич
RU2804375C1
Моющее средство для очистки двигате-лЕй ВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1978
  • Волков Виктор Александрович
  • Гольденфон Александр Кельманович
  • Глазов Анатолий Михайлович
  • Бойко Анатолий Анатольевич
  • Пасанаев Альберт Константинович
  • Владимиров Виктор Александрович
  • Скрипник Валентин Михайлович
  • Бондаренко Юрий Борисович
  • Мымрин Вениамин Григорьевич
  • Неелов Анатолий Николаевич
  • Ренская Татьяна Александровна
SU806754A1
Способ консервации дизельного двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Жерновников Дмитрий Николаевич
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Забродская Алла Владимировна
  • Нагдаев Владимир Константинович
  • Кошелев Александр Викторович
  • Вигдорович Михаэль
  • Гаврилин Александр Валентинович
RU2778398C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ КОМПРЕССИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Бакташев Владислав Сергеевич
RU2580233C1

Реферат патента 2004 года МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области химии, в частности к композициям моющих средств для очистки поверхностей различных материалов от маслянисто-грязевых отложений, например деталей цилиндропоршневой группы и картеров автомобильных, тепловозных и других двигателей внутреннего сгорания. Указанное средство содержит следующие компоненты, мас.%: этоксилаты C8- или С9-алкилфенолов, содержащих 10-12 этоксильных групп 25-50; ди- и/или триэтиленгликоль 30-65; C2-C4-алкиловые эфиры ди- и/или триэтиленгликоля до 100. Технический результат - высокая степень очистки и низкая коррозионная активность моющего средства. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 230 100 C1

Моющее средство для очистки двигателя внутреннего сгорания, на основе этоксилатов C8- или С9-алкилфенолов, содержащих 10-12 этоксильных групп и производные гликолей, отличающееся тем, что в качестве производных гликолей используют ди- и/или триэтиленгликоль и их С24 - алкиловые эфиры при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Этоксилаты C8- или С9-алкилфенолов,

Содержащих 10-12 этоксильных групп 25-50

Ди- и/или триэтиленгликоль 30-65

С24 - алкиловые эфиры ди-

и/или триэтиленгликоля До 100

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2230100C1

RU 2062296 С1, 20.06.1996
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОТ ОТЛОЖЕНИЙ 1999
  • Мухортов И.В.
  • Лаврик А.А.
RU2166111C1
Моющее средство для очистки компрессоров газотурбинных двигателей 1990
  • Литвинов Алексей Алексеевич
  • Ластовец Анатолий Николаевич
  • Скрипка Наталья Ильинична
  • Задорин Михаил Владимирович
  • Кобинек Виктор Сергеевич
  • Седых Александр Сергеевич
  • Новикова Валентина Федоровна
  • Лопатенко Светлана Кондратьевна
  • Горбачевская Лидия Александровна
SU1754774A1
US 5401326 A, 28.03.1995.

RU 2 230 100 C1

Авторы

Багдасаров Л.Н.

Фукс И.Г.

Коренев К.Д.

Заворотный В.А.

Данилова И.Н.

Даты

2004-06-10Публикация

2003-01-23Подача