ГРУППОВОЙ ПРИВОД ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ТЕПЛОВОЗА Российский патент 2004 года по МПК B61C9/48 

Описание патента на изобретение RU2232090C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции группового привода двухосной тележки тепловоза.

Известен групповой привод двухосной тележки тепловоза, содержащий расположенный в средней зоне тележки электродвигатель, а также приводимый им групповой редуктор, неподвижно закрепленный на раме тележки, в котором на входном валу установлена ведущая шестерня и по обеим сторонам от нее расположены промежуточные шестерни и ведомые раздаточные зубчатые колеса. Причем каждое раздаточное колесо соединено ведущей карданной муфтой, поперечным валом и ведомой карданной муфтой с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей. Несущий корпус группового редуктора не соединяется с остовом электродвигателя. Для соединения входного вала группового редуктора с валом электродвигателя служит продольно-свертная муфта больших размеров (см. Тепловозы / Под редакцией Н.И. Панова. - М.: Машиностроение, 1976, с. 431, схема №13).

Недостатком данной конструкции является ее сложность и увеличенные габариты, затрудняющие размещение оборудования в раме тележки. Закрепление группового редуктора на раме тележки приводит к усилению ее металлоконструкции, увеличивает массу двухосной тележки в целом.

Монтаж и эксплуатация группового редуктора на раме тележки связаны с большими трудностями, так как корпус группового редуктора обособлен от остова электродвигателя, вследствие чего незначительные отклонения от установочных размеров вызывают нарушение соосности входного вала группового редуктора с валом электродвигателя, что приводит к напряженному режиму работы продольно-свертной муфты.

Изобретение решает задачу упрощения конструкции и уменьшения габаритных размеров группового привода двухосной тележки тепловоза.

Для решения указанной задачи групповой привод двухосной тележки тепловоза, содержащий в средней зоне тележки электродвигатель и раздаточные зубчатые колеса, каждое из которых соединено ведущей карданной муфтой, поперечным валом и ведомой карданной муфтой с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей, снабжен двумя пустотелыми цапфами, закрепленными на остове электродвигателя, и ведущей шестерней, насаженной на вал электродвигателя, причем раздаточные зубчатые колеса установлены на указанных пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя, а ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами.

Такая конструкция группового привода тепловоза, которая снабжена двумя пустотелыми цапфами, закрепленными на остове двигателя, и ведущей шестерней, насаженной на вал электродвигателя, причем раздаточные зубчатые колеса установлены на указанных пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя, а ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами, является более простой и уменьшенных габаритных размеров. При этом операция центрирования валов с применением продольно-свертной муфты не требуется.

Заявляемый групповой привод двухосной тележки может быть применен на маневровых и грузовых тепловозах, что позволит упростить конструкцию экипажной части этих тепловозов.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен предлагаемый привод, вид на тележку в плане; на фиг.2 - сечение раздаточных зубчатых колес вертикальной плоскостью с приложением сил, действующих на остов тягового электродвигателя и раму тележки.

Групповой привод двухосной тележки тепловоза имеет тяговый электродвигатель 1, закрепленный на средних поперечных балках 2 рамы 3 тележки. На остове электродвигателя установлены противоположно друг другу две пустотелые цапфы 4, ориентированные вдоль электродвигателя параллельно его валу, на котором насажена ведущая шестерня 5. На подшипниках 6 пустотелых цапф 4 установлены раздаточные зубчатые колеса 7, которые с двух сторон входят в зацепление с ведущей шестерней 5 и соединены фланцем 8, ведущей карданной муфтой 9, поперечным валом 10, имеющим шлицевое сочленение 11, и ведомой карданной муфтой 12 с входным валом 13 осевой зубчатой передачи. Осевая зубчатая передача, состоящая из шестерни 14, насаженной на вал 13, и зубчатого колеса 15, насаженного на ось 16 колесной пары, смонтирована в несущем корпусе 17. Раздаточные зубчатые колеса 7 совместно с ведущей шестерней 5 имеют защитный кожух 18, служащий для сохранения смазки.

Ведущая карданная муфта 9 обеспечивает передачу вращающего момента при наличии угла между геометрическими осями вращения фланца 8 и поперечного вала 10. Ведомая карданная муфта 12 - при наличии угла между геометрическими осями вращения поперечного вала 10 и входного вала 13 осевой зубчатой передачи. В качестве карданных муфт могут применяться сдвоенные шарнирные муфты (карданы), пластинчатые или резинокордные муфты, а также муфты с эластичными шарнирами.

При сборке группового привода на экипажной тележке вначале насаживаются ведущая шестерня 5 на вал электродвигателя и шестерни 14 на входные валы 13 осевых зубчатых передач. Отдельно устанавливаются на остове электродвигателя пустотелые цапфы 4 с раздаточными зубчатыми колесами 7, соединяются карданными муфтами поперечные валы 10 с фланцами 8 и входными валами 13 осевых зубчатых передач. При разъединенных по шлицам поперечных валах 10 закрепляются фланцы 8 на раздаточных зубчатых колесах 7. Электродвигатель 1 с раздаточными зубчатыми колесами 7, карданными муфтами 9 и 12 закрепляется на средних поперечных балках 2 рамы 3 тележки и посредством разъемных корпусов 17 устанавливаются шестерни 14 осевых зубчатых передач.

Групповой привод работает следующим образом. На ведущей шестерне 5 электродвигателя образуются усилия Т (см. фиг.2), которые передаются на раздаточные зубчатые колеса 7, и вращающий момент

М = T·cosϕ·d,

где ϕ - угол зацепления зубчатой передачи;

d - диаметр окружности зацепления ведущей шестерни.

Противоположный по направлению момент М действует на остове электродвигателя. На осях раздаточных зубчатых колес 7 могут быть приложены равные, но противоположно направленные силы Т и N. Раздаточные зубчатые колеса 7 вращаются под действием пар сил Т. Вращающий момент с раздаточных зубчатых колес 7 передается через фланцы 8, ведущие карданные муфты 9, поперечные валы 10 и ведомые карданные муфты 12 на входные валы 13 осевых зубчатых передач. Со входного вала 13 вращающий момент передается на шестерню 14 и от данной шестерни через зубчатое колесо 15 на ось 16 для каждой колесной пары. При этом корпусы 17 осевых зубчатых передач не вращаются, так как они закреплены на раме тележки. На пустотелые цапфы действуют радиальные силы N. Под действием этих сил на остов тягового электродвигателя действует дополнительный момент

M1= M·(i+1),

где i - передаточное отношение зубчатой передачи электродвигателя.

Дополнительный момент М1 направлен противоположно моменту М. Моменты М и M1 на остове тягового электродвигателя суммируются, при этом образуется результирующий момент M·i, который передается на раму тележки. От данного момента на средних поперечных балках 2 образуются усилия

Радиальные усилия на валу электродвигателя не образуются, что благоприятно влияет на работу его подшипников. Вследствие суммирования моментов на остове электродвигателя рама тележки получает значительно меньшие усилия.

База тележки определяется межцентровыми расстояниями зубчатых передач

Б=(Ц12)·2,

где Ц1 - межцентровое расстояние зубчатой передачи электродвигателя;

Ц2 - межцентровое расстояние осевой зубчатой передачи. Радиус раздаточного зубчатого колеса равен

R1=U2-a-Δ,

где а - радиус оси колесной пары;

Δ - зазор между осью и окружностью зацепления раздаточного зубчатого колеса.

Радиус ведущей шестерни равен

r11-R1.

Строительная база тележки полностью определяется поперечным размером тягового электродвигателя. При этом увеличение базы тележки путем постановки промежуточных шестерен не требуется. При существующих размерах тяговых электродвигателей передаточное отношение i выбирается равным 1,2... 1,5. Скоростной режим зубчатой передачи электродвигателя определяется радиусом r1 ведущей шестерни. При выбранном передаточном отношении окружная скорость раздаточных зубчатых колес будет в 3...4 раза больше, чем при минимальном радиусе r1, определяемом по условию прочности или условию неподреза гребней ведущей шестерни 5.

Предлагаемый групповой привод двухосной тележки является более простым по конструкции и обеспечивает необходимое пространство для размещения оборудования в габаритах тележки. Обеспечивается также удобство монтажа и технического обслуживания привода вследствие установки раздаточных зубчатых колес на пустотелых цапфах электродвигателя.

Похожие патенты RU2232090C2

название год авторы номер документа
ГРУППОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТРЕХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ТЕПЛОВОЗА 2003
  • Цыкин П.К.
  • Кирющенков С.И.
RU2243914C2
Тяговый привод локомотива 1978
  • Циклаури Альберт Георгиевич
  • Вардоиани Вячеслав Юрьевич
  • Гудушаури Роланд Павлович
  • Зумбадзе Василий Николаевич
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Телиашвили Жужуна Петровна
SU793844A1
ПРИВОД КОЛЕСНОЙ ПАРЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Подопросветов Анатолий Васильевич
  • Князев Александр Викторович
RU2359852C2
ТЯГОВЫЙ МОДУЛЬ 2010
  • Гапеев Александр Афанасьевич
  • Максимов Виктор Викторович
  • Рыженков Валерий Иванович
RU2424929C1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА С ЗУБЧАТЫМ РЕМНЕМ 2012
  • Кириков Александр Константинович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Гриневич Владимир Петрович
RU2507096C1
ТЕПЛОВОЗ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1999
  • Григорчук В.С.
RU2162039C1
ЧЕТЫРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ЛОКОМОТИВА 2002
  • Аведиков Юрий Васильевич
  • Басов Геннадий Григорьевич
  • Березин В.В.
  • Демишев Виталий Георгиевич
  • Добрынин Л.К.
  • Найш Наум Моисеевич
RU2244650C2
Привод локомотива с опорно-рамным подвешиванием тягового электродвигателя 1982
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселев Валентин Иванович
  • Блат Виталий Леонидович
SU1066862A1
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1
ЛОКОМОТИВ 1998
  • Гриневич В.П.
  • Киржнер Д.Л.
  • Коссов В.С.
  • Степченков В.Т.
  • Короткевич О.П.
  • Расходчиков Ю.Д.
  • Бондаренко Л.М.
  • Дубровин В.А.
  • Щербинин Ю.П.
  • Григорьев В.А.
RU2133203C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 232 090 C2

Реферат патента 2004 года ГРУППОВОЙ ПРИВОД ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ТЕПЛОВОЗА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции группового привода двухосной тележки тепловоза. Групповой привод двухосной тележки тепловоза содержит в средней зоне тележки электродвигатель 1 и раздаточные зубчатые колеса 7. Каждое зубчатое колесо соединено ведущей карданной муфтой 9, поперечным валом 10 и ведомой карданной муфтой 12 с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей. На остове электродвигателя закреплены две пустотелые цапфы 4, а на вал 13 электродвигателя насажана ведущая шестерня 14. Раздаточные зубчатые колеса установлены на пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя. Ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции и уменьшение габаритных размеров группового привода двухосной тележки тепловоза. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 232 090 C2

Групповой привод двухосной тележки тепловоза, содержащий в средней зоне тележки электродвигатель и раздаточные зубчатые колеса, каждое из которых соединено ведущей карданной муфтой, поперечным валом и ведомой карданной муфтой с индивидуальной для каждой колесной пары осевой зубчатой передачей, отличающийся тем, что снабжен двумя пустотелыми цапфами, закрепленными на остове электродвигателя, и ведущей шестерней, насаженной на вал электродвигателя, причем раздаточные зубчатые колеса установлены на указанных пустотелых цапфах и входят в зацепление с ведущей шестерней электродвигателя, а ведущие карданные муфты расположены внутри пустотелых цапф и соединены с раздаточными зубчатыми колесами фланцами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2232090C2

БИРЮКОВ И.В
И ДР
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
- М.: ТРАНСПОРТ, 1992, с
Кардочесальная машина 1923
  • Иенкин И.М.
SU341A1
Дифференциальный усилитель 1977
  • Бабков Владимир Николаевич
  • Каринди Куллерво Эдуардович
SU794717A1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР 2000
  • Рахманов Г.Ж.
  • Рахманов Ж.Р.
  • Баранов В.П.
RU2177363C2
БОЛЬНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС 1991
  • Гецович Юрий Моисеевич[Ua]
RU2026661C1

RU 2 232 090 C2

Авторы

Цыкин П.К.

Кирющенков С.И.

Даты

2004-07-10Публикация

2002-02-04Подача