ЖИДКОСТНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА Российский патент 2004 года по МПК F16D35/00 

Описание патента на изобретение RU2235231C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя, например двигателя внутреннего сгорания.

Известна гидравлическая муфта, которая передает вращающее усилие за счет адгезии высоковязкой жидкости. Рабочие и резервные полости гидравлической муфты разделены перегородкой, установленной с возможностью вращения вокруг центральной оси. В зависимости от температуры окружающей среды биметаллическая спираль воздействует на указанную перегородку, которая прекращает доступ вязкой жидкости в рабочую полость муфты, обеспечивая ее отключение (Япония, заявка №59-27453, кл. F 16 D 35/00, опубликована 05.07.1984). Из-за того, что на термочувствительный элемент - биметаллическую спираль воздействует температура окружающей среды, имеется возможность перегрева работающего двигателя в условиях низких температур окружающей среды.

Известен гидравлический привод вентилятора с автоматическим поддержанием оптимального температурного режима двигателя, содержащий гидромуфту и регулятор-выключатель режима ее работы. Гидромуфта привода вентилятора обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к вентилятору, а также позволяет осуществлять автоматическое регулирование частоты вращения вентилятора путем изменения расхода масла, проходящего через рабочую полость муфты. Регулятор-выключатель обеспечивает автоматическое изменение частоты вращения вентилятора, а следовательно, его производительность в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения путем регулирования количества масла, поступающего в полость гидромуфты, а также включения или выключение вентилятора (Медведев В.И., Билык С.Т., Гришин Г.А. Автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, Урал-4320. М.: издательство ДОСААФ СССР, 1987). Недостатком данного привода вентилятора является сложность и повышенная металлоемкость, а также низкая надежность из-за наличия золотника в регуляторе и резиновой манжеты уплотнения масла в корпусе гидромуфты.

Технический результат - простота конструкции и снижение металлоемкости, а также увеличение надежности.

Указанный технический результат достигается тем, что в известной муфте, содержащей корпус из немагнитного материала и жестко соединенную с ним крышку из немагнитного материала, установленные с возможностью вращения на ведущем валу посредством подшипников, которые фиксируются на валу кольцами из упругого материала, полость муфты заполнена ферромагнитной жидкостью, в рабочей камере муфты установлен ведущий диск из немагнитного мaтериала, жестко соединенный с ведущим валом, на ведущем диске выполнены отверстия, равномерно расположенные по окружности диска, на внутренних поверхностях корпуса и крышки выполнены глухие отверстия, обращенные открытой частью в сторону ведущею диска, равномерно расположенные по окружности, внутри корпуса закреплена заглушка из немагнитного материала, в которой размещены с возможностью предотвращения утечки ферромагнитной жидкости в зазоре между заглушкой и валом два постоянных магнита в форме двух полуколец, охватывающих ведущий вал, при этом корпус муфты размещен внутри электромагнита, закрепленного держателем на блоке двигателя.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена жидкостная муфта привода вентилятора, на фиг.2 - блочная электросхема.

Жидкостная муфта привода вентиля юра содержит корпус 1 из немагнитного материла и жестко соединенную с ним крышку 2 из немагнитного материла, установленные с возможностью вращения на ведущем валу 3 посредством подшипником 4, которые фиксируются на валу 3 кольцами 5 из упругого материала, полость муфты заполнена ферромагнитной жидкостью, в рабочей камере 6 муфты установлен ведущий диск 7 из немагнитного материала, жестко соединенный с ведущим валом 3, снабженный отверстиями 8, равномерно расположенными но окружности диска, на внутренних поверхностях корпуса 1 и крышки 2 выполнены глухие отверстия 9, обращенные открытой частью в сторону диска 7, равномерно расположенные по окружности, внутри корпуса закреплена заглушка 10 из немагнитного материала, в которой размещены два постоянных магнита 11 в форме двух полуколец, охватывающих ведущий вал 3, на ступице крышки 2 закреплен вентилятор 12, корпус 1 муфты размещен внутри электромагнита 13, закрепленного держателем 14 на блоке двигателя.

Жидкостная муфта привода вентилятора работает следующим образом. Когда ток поступит на обмотку электромагнита 13 и образующийся магнитный проток, проходя через ферромагнитную жидкость, переведет ее из жидкого состояния в твердое, тогда обеспечивается передача крутящего момента от ведущего вала 3 через ведущий диск 7 и рабочую жидкость на корпус 1 муфты с крышкой 2 и на вентилятор 12. Для снижения динамических нагрузок на вентиляторе 12 подача тока на обмотку электромагнита должна постепенно нарастать до максимального значения.

При отключении тока с обмотки электромагнита 13 ферромагнитная жидкость возвращается в жидкое состояние и ведущий диск 7 может свободно вращаться в корпусе 1 муфты с крышкой 2, передача крутящего момента с ведущего вала 3 на вентилятор 12 прекращается. Муфта переведена в режим холостого хода. Отверстия 7 на диске и 9 на корпусе 1 с крышкой сориентированы таким образом, чтобы обеспечить минимальные потери мощности в режиме холостого хода муфты. В заглушке 10 размещен постоянный магнит 11 в форме двух полуколец, создающий зону затушения ферромагнитной жидкости, чем препятствует вытеканию ее в зазор между заглушкой 10 и валом 3.

Сигналом для подачи тока на обмотку электромагнита 13 является повышение температуры охлаждающей жидкости до определенной величины или команда со стороны водителя.

Сигналом для отключения тока с обмотки электромагнита 13 является снижение температуры охлаждающей жидкости до определенной величины. На фиг.2 изображена блочная электросхема, управляющая командами включения и отключения жидкостной муфты привода вентилятора, где изображены электромагнит 13, блок управления 15, источник тока 16, ввод команд принудительного включения вентилятора 17, ввод сигналов с датчиков температуры охлаждающей жидкости 18.

Жидкостная муфта привода вентилятора отличается снижением металлоемкости, упрощением конструкции и повышением надежности.

Похожие патенты RU2235231C2

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНАЯ МУФТА ВКЛЮЧЕНИЯ ВЕДУЩЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Кузнецов В.А.
  • Кузнецов Ю.В.
  • Дьяков И.Ф.
RU2235230C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА 2012
  • Дьяков Иван Федорович
  • Моисеев Юрий Васильевич
RU2504702C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА 2012
  • Дьяков Иван Федорович
  • Моисеев Юрий Васильевич
RU2509221C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. 2002
  • Кузнецов В.А.
  • Кузнецов Ю.В.
  • Дьяков И.Ф.
RU2229391C2
Термочувствительная механическая муфта привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Дмитриевский Евгений Владимирович
  • Фокин Юрий Иосифови
  • Амплеев Максим Сергеевич
RU2752323C1
Фрикционная муфта для автоматического регулирования вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Дмитриевский Евгений Владимирович
  • Новиков Руслан Асланович
  • Фокин Юрий Иосифович
RU2752303C1
Вязкостная муфта 1988
  • Сизов Александр Павлович
  • Соболев Игорь Дмитриевич
  • Горошков Сергей Александрович
  • Козлов Юрий Михайлович
  • Силаев Владимир Александрович
SU1530866A1
Термочувствительная механическая муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Дмитриевский Евгений Владимирович
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Матюхина Алина Алексеевна
RU2752325C1
Волноводная нагрузка 1989
  • Осипов Анатолий Александрович
  • Симонов Игорь Данактович
  • Подкопаев Владимир Николаевич
SU1756985A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Вейнблат Марк Хаимович
  • Трембовлер Владимир Соломонович
SU1006788A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 235 231 C2

Реферат патента 2004 года ЖИДКОСТНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя внутреннего сгорания. Жидкостная муфта привода вентилятора содержит корпус с крышкой, установленный на ведущем валу с возможностью вращения, расположенную в корпусе рабочую камеру, в которой установлен ведущий диск, на ступице крышки закреплен вентилятор. Корпус с крышкой и ведущий диск выполнены из немагнитного материла. Рабочая камера заполнена ферромагнитной жидкостью, а на ведущем диске выполнены отверстия, равномерно расположенные по окружности. На внутренних поверхностях корпуса и крышки выполнены глухие отверстия, обращенные открытой частью в сторону ведущего диска, равномерно расположенные по окружности. Внутри корпуса закреплена заглушка из немагнитного материала, в которой размещены с возможностью предотвращения утечки ферромагнитной жидкости в зазор между заглушкой и валом два постоянных магнита в форме полуколец, охватывающих ведущий вал. Корпус муфты размещен внутри электромагнита, закрепленного держателем на блоке двигателя. Техническим результатом является снижение металлоемкости, упрощение конструкции и повышение надежности работы муфты. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 235 231 C2

Жидкостная муфта привода вентилятора, содержащая корпус с крышкой, установленный на ведущем валу с возможностью вращения, расположенную в корпусе рабочую камеру, в которой установлен ведущий диск, на ступице крышки закреплен вентилятор, отличающаяся тем, что корпус с крышкой и ведущий диск выполнены из немагнитного материла, рабочая камера заполнена ферромагнитной жидкостью, на ведущем диске выполнены отверстия, равномерно расположенные по окружности, на внутренних поверхностях корпуса и крышки выполнены глухие отверстия, обращенные открытой частью в сторону ведущего диска, равномерно расположенные по окружности, внутри корпуса закреплена заглушка из немагнитного материала, в которой размещены с возможностью предотвращения утечки ферромагнитной жидкости в зазор между заглушкой и валом два постоянных магнита в форме полуколец, охватывающих ведущий вал, при этом корпус муфты размещен внутри электромагнита, закрепленного держателем на блоке двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235231C2

Муфта вязкого трения привода вентилятора двигателя 1989
  • Атласнер Альберт Григорьевич
  • Головач Анатолий Антонович
  • Каменецкий Роман Моисеевич
  • Решес Леонид Лазаревич
SU1732059A1
Вязкостная гидромуфта 1990
  • Аленовский Евгений Васильевич
  • Гольдин Илья Зельевич
  • Дискин Марк Евгеньевич
  • Лаврентьев Виктор Николаевич
  • Новенников Алексей Леонидович
  • Скуднов Михаил Константинович
SU1739123A1
ЖИДКОСТНАЯ МУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Атласнер А.Г.
  • Головач А.А.
  • Каменецкий Р.М.
  • Решес Л.Л.
RU2079744C1
US 5794749 A, 18.08.1998
МЕДВЕДЕВ В.И
и др
КОЛОСОУБОРКА 1923
  • Чалый В.Ф.
SU4310A1
- M.: ДОСААФ СССР, 1987.

RU 2 235 231 C2

Авторы

Кузнецов В.А.

Кузнецов Ю.В.

Дьяков И.Ф.

Даты

2004-08-27Публикация

2002-06-25Подача