ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2004 года по МПК B61F5/12 

Описание патента на изобретение RU2235655C2

Изобретение относится к гасителям колебаний рельсового транспортного средства, в частности к гасителям колебаний тележек грузовых вагонов.

Известен гаситель колебаний (Инструкция по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов ЦВ-201-98. - М.: Транспорт, 1998, - с.114-115), содержащий клин и фрикционную планку, которая имеет рабочую и нерабочие поверхности, расположенные в одной плоскости. Причем клин взаимодействует с фрикционной планкой по рабочей поверхности. Планка крепится к боковой раме с помощью четырех заклепок. Недостатком данного гасителя колебаний является то, что при работе пар трения клин-планка рабочая поверхность быстро изнашивается и уменьшается по толщине. В результате по периметру рабочей поверхности на границе с нерабочей поверхностью образуются уступы, которые деструктивно влияют на дальнейшую работу гасителя колебаний. При ударении клина об уступы на фрикционной планке происходит мгновенное изменение скоростей относительного движения многотонных масс динамической системы, сопровождающееся ударными нагрузками большой силы, ведущими к снижению усталостной прочности и повреждению нагруженных деталей. Эти удары негативно влияют на боковую раму, колесные пары и буксовый узел тележки грузового вагона, создают повышенные боковые нагрузки на гребень колеса, что приводит к вкатыванию колеса на головку рельса, провалам его внутрь колеи и схода вагонов.

Известен также фрикционный гаситель колебаний - прототип (патент РФ №2144874, МПК В 61 F 5/12. Гаситель колебаний рельсового транспортного средства и способ восстановления его фрикционной планки /С.А.Сенаторов. - Опубл. 27.01.2000. Бюл. №3. - 318 с.), содержащий клин и фрикционную планку, имеющую рабочую и нерабочие поверхности, причем клин взаимодействует с фрикционной планкой по рабочей поверхности, которая выполнена выступающей над нерабочей поверхностью и они жестко связаны между собой, кроме того, по периметру рабочей поверхности на границе с нерабочей выполнены канавки.

Недостатками такого гасителя являются сложность и трудоемкость изготовления, применение специальной оснастки и приспособлений для изготовления канавки, повышение веса планки, увеличение эксплуатационных расходов.

Целью изобретения является снижение ударных нагрузок, увеличение срока службы и стабильность работы фрикционного гасителя колебаний.

Указанная цель достигается изменением формы фрикционной планки гасителя колебаний.

Сущность изобретения заключается в том, что фрикционная планка выполнена в форме омегообразного профиля, при этом горизонтальная поверхность профиля совпадает с рабочей поверхностью фрикционной планки, а полочки - с нерабочими поверхностями, причем величина прогиба омегообразного профиля прямо пропорциональна толщине фрикционной планки.

На чертеже представлена схема гасителя колебаний (общий вид), состоящего из клина 1 и фрикционной планки 2, расположенной между клином 1 и вертикальной колонкой боковой рамы тележки грузового вагона (не показана), а также - вид фрикционной планки по А.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Гаситель колебаний расположен в боковой раме тележки грузового вагона между клином 7 и вертикальной колонкой (не показана). При работе гасителя клин 1 взаимодействует с фрикционной планкой 2 по рабочей поверхности фрикционной планки. За счет изменения формы фрикционной планки 2, когда ее рабочая поверхность выступает над нерабочими поверхностями, ширина контактной поверхности фрикционной планки и ширина контактной поверхности клина могут быть выполнены соизмеримыми, что обеспечивает их равномерный износ по поверхностям трения пары трения клин - фрикционная планка, исключает образование уступов, возникновение боковых ударных нагрузок об уступы, что обеспечивает стабильную работу фрикционного гасителя в течение всего срока межремонтного периода. Кроме того, омегообразный профиль фрикционной планки 2 меняет способ опоры на колонку боковой рамы (не показана): при типовой форме планки она опирается практически всей обратной поверхностью, а в предлагаемом устройстве только полочками профиля, что создает упругую связь между фрикционной планкой и вертикальной колонкой, обеспечивает самоустановку клина гасителя по прилеганию в поверхностях трения, уменьшает время приработки пар трения.

Омегообразный профиль сохраняет общую высоту конструкции, фрикционной планки, уменьшает ее толщину и, следовательно, вес.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет снизить ударные нагрузки, увеличить срок службы и стабильность работы фрикционного гасителя колебаний.

Похожие патенты RU2235655C2

название год авторы номер документа
ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ФРИКЦИОННОЙ ПЛАНКИ 1996
  • Сенаторов С.А.
RU2144874C1
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1981
  • Селинов Владимир Игоревич
  • Салоусов Геннадий Николаевич
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Павлюков Александр Эдуардович
SU954291A1
Фрикционный клиновой гаситель колебаний экипажной тележки транспортного средства 1980
  • Гейлер Моисей Петрович
SU973402A1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2007
  • Бурмистров Николай Васильевич
  • Маненков Александр Владимирович
RU2348556C1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2004
  • Бурмистров Н.В.
  • Маненков А.В.
RU2259292C1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2005
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Клитин Николай Алексеевич
RU2292281C1
ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 1991
  • Савчук Орест Макарович[Ua]
  • Вислогузов Виктор Тихонович[Ua]
  • Демин Юрий Васильевич[Ua]
  • Коротенко Михаил Леонидович[Ua]
  • Мехов Дмитрий Дмитриевич[Ua]
RU2037442C1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2002
  • Шенаурин Алексей Афанасьевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Гейлер Моисей Петрович
  • Белоусов Константин Анатольевич
  • Щекотов Виктор Иванович
  • Левин Александр Борисович
  • Старостин Георгий Александрович
RU2523513C2
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2002
  • Шенаурин А.А.
  • Ефимов В.П.
  • Пранов А.А.
  • Андронов В.А.
  • Малых Н.А.
  • Еленевский И.Н.
  • Гейлер М.П.
  • Белоусов К.А.
  • Щекотов В.И.
  • Левин А.Б.
  • Старостин Г.А.
RU2233759C1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА 1991
  • Грачева Л.О.
  • Хамоев А.Д.
  • Двухглавов В.А.
RU2047521C1

Реферат патента 2004 года ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к гасителям колебаний рельсового транспортного средства, в частности к гасителям колебаний тележек грузовых вагонов. Фрикционная планка выполнена в форме омегообразного профиля с величиной прогиба, прямо пропорциональной толщине фрикционной планки. Горизонтальная поверхность профиля совпадает с рабочей поверхностью фрикционной планки, а полочки - с нерабочими поверхностями. Технический результат от использования изобретения заключается в снижении ударных нагрузок, увеличении срока службы и стабильности работы фрикционного гасителя колебаний. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 235 655 C2

Гаситель колебаний рельсового транспортного средства, включающий клин, фрикционную планку, имеющую передние рабочую и две нерабочие поверхности, отличающийся тем, что фрикционная планка выполнена в форме омегообразного профиля с величиной прогиба, прямо пропорциональной толщине фрикционной планки, при этом горизонтальная поверхность профиля совпадает с рабочей поверхностью фрикционной планки, а полочки совпадают с нерабочими поверхностями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235655C2

ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ФРИКЦИОННОЙ ПЛАНКИ 1996
  • Сенаторов С.А.
RU2144874C1
ДОБРОВОЛЬСКИЙ В.А
Детали машин, - Киев-М.: Машгиз, 1960, с
Гудок 1921
  • Селезнев С.В.
SU255A1
US 4986192, 22.01.1991
Способ возведения монолитных железобетонных конструкций 1983
  • Михлин Абрам Львович
  • Остюков Борис Семенович
  • Рубцов Игорь Николаевич
SU1090826A1
US 4426934, 24.01.1984.

RU 2 235 655 C2

Авторы

Сенаторов С.А.

Овчинников И.В.

Даты

2004-09-10Публикация

2002-10-01Подача