ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ Российский патент 1995 года по МПК B61F5/12 F16F7/04 

Описание патента на изобретение RU2037442C1

Изобретение относится к устройствам транспортного машиностроения, а именно: к амортизирующим устройствам, уменьшающим амплитуду колебаний рельсового транспортного средства.

Известен клиновой гаситель колебаний, применяемый в тележках для грузовых вагонов. Гаситель содержит клинья, расположенные в соответствующих гнездах в надрессорной балке тележки и упирающиеся своими наклонными плоскостями в наклонные плоскости балки. Клинья прижимаются к стальным фрикционным планкам, укрепленным на боковых рамах тележки. Силы трения в этом гасителе возникают при относительном вертикальном и горизонтальном перемещениях трущихся поверхностей клиньев по фрикционным планкам боковых рам тележки. Следовательно, клиновой гаситель колебаний может гасить вертикальные и горизонтальные колебания.

Наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности является дисковый фрикционный гаситель колебания, содержащий установленный между верхней и нижней опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски. Между дисками установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск. Гаситель снабжен наклонно установленными по окружности между корпусом и одним фрикционным диском стержневыми элементами, одними концами шарнирно связанными с наружным диском, а другими с корпусом.

Основным недостатком данного гасителя является невозможность регулирования силы трения (силы сопротивления) в зависимости от величины действующих на тележку вагона нагрузок при различных условиях эксплуатации (включая груженый и порожний режимы), что снижает эффективность демпфирования.

Целью изобретения является улучшение динамических качеств транспортного средства путем саморегулирования параметров демпфирования в зависимости от эксплуатационного режима загрузки.

На фиг.1 изображен дисковый фрикционный гаситель колебаний в продольном разрезе; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1.

Гаситель колебаний устанавливают между верхней опорой (надрессорная балка 1 тележки вагона) и нижней опорой (боковая рама 2 тележки). Между надрессорной балкой 1 и боковой рамой 2 закрепляют стержень, выполненный в виде винта 3 и гайки 3 с несамотормозящей резьбой. Винт 3 также имеет несамотормозящую резьбу, которая ввинчивается в гайку 4. Для предотвращения износа резьбы типа "ступенька" (т.е. для равномерного износа резьбы по всей длине в процессе эксплуатации) резьба выполнена не на всю длину винта 3. Гайка 4 имеет такую же резьбу, выполненную не на всю длину. На стержне смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний неподвижный фрикционный диск 5 и верхний неподвижный фрикционный диск 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. При этом гайка 4 установлена на боковой раме 2 тележки на цапфах 8, входящих в пазы опоры 9, неподвижно закрепленной на боковой раме 2. Это позволяет паре винт-гайка беспрепятственно наклоняться при поперечных перемещениях надрессорной балки 1 относительно боковой рамы 2.

Надрессорная балка 1 тележки вагона связана с верхним неподвижным фрикционным диском посредством ножевой опоры 10. Нижний 5 и верхний 6 диски связаны замковым соединением.

Предлагаемый дисковый фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом.

В процессе движения транспортного средства происходит колебание надрессорной балки 1 тележки относительно боковой рамы 2. При перемещении балки 1 винт 3 ввинчивается по несамотормозящей резьбе в гайку 4, поворачивая жестко закрепленный на нем диск 7. Последний поворачивается между неподвижными дисками 5 и 6, создавая силу трения. Диски 5, 6, 7 зажаты пружиной 11. При нагружении тележки вагона происходит сжатие пружины и ее сила, а следовательно, и сила сопротивления гасителя возрастают пропорционально прогибу. В результате обеспечивается гашение вертикальных колебаний вагона при любых уровнях воздействий.

Похожие патенты RU2037442C1

название год авторы номер документа
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1994
  • Савчук Орест Макарович[Ua]
  • Демин Юрий Васильевич[Ua]
  • Вислогузов Виктор Тихонович[Ua]
  • Федюшин Юрий Михайлович[Ua]
  • Лашко Анатолий Дмитриевич[Ua]
  • Приходько Владимир Иванович[Ua]
  • Плютин Иван Иванович[Ua]
  • Барбашов Валентин Михайлович[Ua]
  • Паршинов Геннадий Тимофеевич[Ua]
  • Бондарь Николай Александрович[Ua]
RU2090404C1
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1986
  • Блохин Евгений Петрович
  • Жаковский Александр Дмитриевич
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Пастернак Николай Александрович
  • Савчук Орест Макарович
SU1337298A1
Гаситель колебаний транспортного средства 1984
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Сливинский Евгений Васильевич
SU1276526A1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА 1991
  • Грачева Л.О.
  • Хамоев А.Д.
  • Двухглавов В.А.
RU2047521C1
Гаситель колебаний тележки рельсового транспортного средства 1989
  • Блохин Евгений Петрович
  • Грановская Наталья Иосифовна
  • Жаковский Александр Дмитриевич
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Пастернак Николай Александрович
  • Савчук Орест Макарович
SU1708681A1
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства 1985
  • Ким Нам Су
  • Глухов Иван Андреевич
  • Узбеков Шавкат Касымович
  • Коваль Владимир Виленович
  • Гасанов Олег Ширванович
  • Бобровская Ирина Ивановна
SU1348250A1
Способ разборки рессорно-фрикционного комплекта тележки с боковинами и надрессорной балкой 1986
  • Дударев Анатолий Ефимович
  • Свинухов Виктор Павлович
  • Савчук Орест Макарович
  • Мороз Иван Кириллович
SU1393691A1
Подвеска электромагнитов вагона-дефектоскопа 1984
  • Иваницкий Руслан Палладиевич
  • Колбун Виктор Викторович
SU1284869A1
СОЕДИНЕНИЕ БОКОВОЙ РАМЫ С НАДРЕССОРНОЙ БАЛКОЙ ТРЕХЭЛЕМЕНТНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2003
  • Кокорев А.И.
  • Березин В.В.
RU2243116C1
УСТРОЙСТВО ОПИРАНИЯ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ВАГОНА 1990
  • Дроздов Е.А.
  • Михалевич М.П.
RU2043939C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 037 442 C1

Реферат патента 1995 года ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ

Использование: в железнодорожном транспорте для уменшения амплитуды колебаний рельсового транспортного средства. Сущность изобретения: гаситель колебаний содержит установленный между верхней (надрессорная балка 1) и нижней (боковая рама 2) опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски 5, 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. Стержень жестко соединен с подвижным фрикционным диском и выполнен в виде винта 3 и гайки 4 с несамотормозящей резьбой. Гайка установлена в нижней опоре на цапфах 8. Верхняя опора связана с верхним неподвижным фрикционным диском 6 посредством ножевой опоры 10. верхний и нижний неподвижные диски соединены замковым соединением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 037 442 C1

1. ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ, содержащий два неподвижных и размещенный между ними подвижный фрикционные диски, поджатые друг к другу пружиной, охватывающей стержень, верхнюю и нижнюю опоры, отличающийся тем, что стержень выполнен из двух связанных между собой резьбовым соединением частей, одна из которых жестко связана с подвижным фрикционным диском, другая выполнена с цапфами, установленными в нижней опоре, а верхняя опора выполнена ножевой и соединена с внешним неподвижным фрикционным диском. 2. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что неподвижные диски соединены между собой замковым соединением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2037442C1

Дисковый фрикционный гаситель колебаний 1985
  • Селинов Владимир Игоревич
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Нейжмак Сергей Николаевич
  • Селинов Игорь Владимирович
SU1252220A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

RU 2 037 442 C1

Авторы

Савчук Орест Макарович[Ua]

Вислогузов Виктор Тихонович[Ua]

Демин Юрий Васильевич[Ua]

Коротенко Михаил Леонидович[Ua]

Мехов Дмитрий Дмитриевич[Ua]

Даты

1995-06-19Публикация

1991-02-11Подача