Изобретение относится к устройствам транспортного машиностроения, а именно: к амортизирующим устройствам, уменьшающим амплитуду колебаний рельсового транспортного средства.
Известен клиновой гаситель колебаний, применяемый в тележках для грузовых вагонов. Гаситель содержит клинья, расположенные в соответствующих гнездах в надрессорной балке тележки и упирающиеся своими наклонными плоскостями в наклонные плоскости балки. Клинья прижимаются к стальным фрикционным планкам, укрепленным на боковых рамах тележки. Силы трения в этом гасителе возникают при относительном вертикальном и горизонтальном перемещениях трущихся поверхностей клиньев по фрикционным планкам боковых рам тележки. Следовательно, клиновой гаситель колебаний может гасить вертикальные и горизонтальные колебания.
Наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности является дисковый фрикционный гаситель колебания, содержащий установленный между верхней и нижней опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски. Между дисками установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск. Гаситель снабжен наклонно установленными по окружности между корпусом и одним фрикционным диском стержневыми элементами, одними концами шарнирно связанными с наружным диском, а другими с корпусом.
Основным недостатком данного гасителя является невозможность регулирования силы трения (силы сопротивления) в зависимости от величины действующих на тележку вагона нагрузок при различных условиях эксплуатации (включая груженый и порожний режимы), что снижает эффективность демпфирования.
Целью изобретения является улучшение динамических качеств транспортного средства путем саморегулирования параметров демпфирования в зависимости от эксплуатационного режима загрузки.
На фиг.1 изображен дисковый фрикционный гаситель колебаний в продольном разрезе; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1.
Гаситель колебаний устанавливают между верхней опорой (надрессорная балка 1 тележки вагона) и нижней опорой (боковая рама 2 тележки). Между надрессорной балкой 1 и боковой рамой 2 закрепляют стержень, выполненный в виде винта 3 и гайки 3 с несамотормозящей резьбой. Винт 3 также имеет несамотормозящую резьбу, которая ввинчивается в гайку 4. Для предотвращения износа резьбы типа "ступенька" (т.е. для равномерного износа резьбы по всей длине в процессе эксплуатации) резьба выполнена не на всю длину винта 3. Гайка 4 имеет такую же резьбу, выполненную не на всю длину. На стержне смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний неподвижный фрикционный диск 5 и верхний неподвижный фрикционный диск 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. При этом гайка 4 установлена на боковой раме 2 тележки на цапфах 8, входящих в пазы опоры 9, неподвижно закрепленной на боковой раме 2. Это позволяет паре винт-гайка беспрепятственно наклоняться при поперечных перемещениях надрессорной балки 1 относительно боковой рамы 2.
Надрессорная балка 1 тележки вагона связана с верхним неподвижным фрикционным диском посредством ножевой опоры 10. Нижний 5 и верхний 6 диски связаны замковым соединением.
Предлагаемый дисковый фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом.
В процессе движения транспортного средства происходит колебание надрессорной балки 1 тележки относительно боковой рамы 2. При перемещении балки 1 винт 3 ввинчивается по несамотормозящей резьбе в гайку 4, поворачивая жестко закрепленный на нем диск 7. Последний поворачивается между неподвижными дисками 5 и 6, создавая силу трения. Диски 5, 6, 7 зажаты пружиной 11. При нагружении тележки вагона происходит сжатие пружины и ее сила, а следовательно, и сила сопротивления гасителя возрастают пропорционально прогибу. В результате обеспечивается гашение вертикальных колебаний вагона при любых уровнях воздействий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 1994 |
|
RU2090404C1 |
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства | 1986 |
|
SU1337298A1 |
Гаситель колебаний транспортного средства | 1984 |
|
SU1276526A1 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА | 1991 |
|
RU2047521C1 |
Гаситель колебаний тележки рельсового транспортного средства | 1989 |
|
SU1708681A1 |
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства | 1985 |
|
SU1348250A1 |
Способ разборки рессорно-фрикционного комплекта тележки с боковинами и надрессорной балкой | 1986 |
|
SU1393691A1 |
Подвеска электромагнитов вагона-дефектоскопа | 1984 |
|
SU1284869A1 |
СОЕДИНЕНИЕ БОКОВОЙ РАМЫ С НАДРЕССОРНОЙ БАЛКОЙ ТРЕХЭЛЕМЕНТНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2003 |
|
RU2243116C1 |
УСТРОЙСТВО ОПИРАНИЯ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ВАГОНА | 1990 |
|
RU2043939C1 |
Использование: в железнодорожном транспорте для уменшения амплитуды колебаний рельсового транспортного средства. Сущность изобретения: гаситель колебаний содержит установленный между верхней (надрессорная балка 1) и нижней (боковая рама 2) опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски 5, 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. Стержень жестко соединен с подвижным фрикционным диском и выполнен в виде винта 3 и гайки 4 с несамотормозящей резьбой. Гайка установлена в нижней опоре на цапфах 8. Верхняя опора связана с верхним неподвижным фрикционным диском 6 посредством ножевой опоры 10. верхний и нижний неподвижные диски соединены замковым соединением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Дисковый фрикционный гаситель колебаний | 1985 |
|
SU1252220A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1995-06-19—Публикация
1991-02-11—Подача