1
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций гасителя колебаний центрального рессорного подвешивания, преимущественно грузовых вагонов.
Известен гаситель колебаний рельсового транспортного средства, преимущественно для центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона, содержащий клин, установленный на пружинах рессорного подвешивания и контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью - со сменным вкладышем, установленным в соответствующее углубление клина между клином и фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме тележки 1.
Недостатком известного гасителя колебаний является то, что в процессе работы рессорное подвещивание имеет скачкообразное изменение жесткости в вертикальном направлении, возникающее за счет пояса сухого трения. Кроме того, вследствие неравномерного прилегания трущихся поверхностей не исключена возможность заклинивания гасителя между надрессорной балкой
и боковой рамой тележки, что приводит к ухудшению стабильности работы гасителя и в отдельных случаях к блокированию рессорного подвещивания.
Цель изобретения - улучшение плавности хода транспортного средства путем исключения скачкообразного изменения жесткости гасителя колебаний.
Указанная цель достигается тем, что вкладыш выполнен в форме трехгранной призмы с прямоугольной пластиной в основании, при этом вершина призмы размещана с зазорами в упомянутом углублении, выполненном на вертикальной поверхности клина, а в зазорах размещены упругие элементы...
На фиг. 1 изображен предлагаемый гаситель колебаний, частичным разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Гаситель колебаний содержит клин 1, установленный на пружинах 2 рессорного подвешивания и контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки 3. В вертикальной стенке 4 клина 1 имеется углубление 5, в которое на упругих элементах 6, представляющих собой прямоугольные резиновые пластины, установлен вкладыш 7, выполненный в форме трехгранной призмы с прямоугольной пластиной и с клиновидным выступом контактирующей вертикальной поверхностыо 8 с фрикционной планкой 9, закрепленной на боковой раме 10 тележки. Жесткость упругих элементов 6 подобрана так, что обеспечивает их упругую деформацию под действием силы трения покоя (Ртр.п. ) на трущихся поверхностях вкладыша 7 и фрикционной планки 9 не менее высоты микронеровностей рельсового полотна. Между вертикальной стенкой 4 клина 1 и поверхностью 11 вкладыша 7 имеется гарантированный зазор б), между вертикальной стенкой 12 клина 1 и вертикальной стенкой 13 вкладыша 7 - гарантированный зазор 63 , между вертикальной стенкой 14 клина 1 и ограничителем 15 боковой рамы тележки 10 - гарантированный зазор бз (предел работы гасителя в поперечном направлении).
В процессе движения транспортного средства происходит колебание обрессоренной части тележки 3 (надрессорной балки) относительно необрессоренной(боковой рамы 10). Если силы, вызывающие колебания обрессоренной части тележки, будут меньше силы трения покоя (Кгр J на трущихся поверхностях вкладыша 7 и фрикционной планки 9, а амплитуда Перемещений (колебаний) обрессоренной части - меньше упругой деформации упругих элементов 6, то перемещения вкладыща 7 относительно фрикционной планки 9 происходить не будет, а будет только перемещение клина 1 относительно вкладыща 7. Это происходит за счет наличия упругих элементов 6 и гарантированных зазоров 6) , §2 и (5j .
При возрастании силы, вызывающей колебания, сверх силы трения покоя (Fj-p.n) на трущихся поверхностях вкладыша 1 и фрикционной планки 9, а амплитуды колебаний - сверх упругой деформации упругих элементов 6 включается в работу трение (FTP ) между вкладышем 7 и фрикционной планкой 9 и происходит гашение колебаний.
Таким образом, предлагаемый гаситель устраняет скачкообразное изменение жесткости подвешивания в вертикальном и поперечном направлениях, что уменьшает динамические нагрузки на обрессоренные и необрессоренные части транспортного средства.
Выключение из работы гасителя при амплитудах колебания менее упругой деформации упругих элементов 6 снижает износ трущихся поверхностей 8 вкладыша 7 и фрикционной планки 9.
Наличие упругих элементов 6 между клином 1 и вкладыщем 7 обеспечивает цри движении транспортного средства более плотное прилегание вкладыша 7 к фрикционной планке 9 по поверхности 8, что,обеспечивает более равномерный износ трущихся поверхностей и уменьшает вероятность заклинивания гасителя, а в конечном итоге, повышает стабильность работы гасителя.
Формула изобретения
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства, преимущественно для центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона, содержащий клин, установленный на пружинах рессорного подвещивания и контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью - со сменным вкладышем, установленным в соответствующее углубление клина, между клином и фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме тележки, отличающийся тем, что, с целью улучшения плавности хода транспортного средства, вкладыш выполнен в форме трехгранной призмы с прямоугольной пластиной .в основании, при этом вершина призмы размещена с зазорами в упомянутом углублении, выполненном на вертикальной поверхности клина, а в зазорах размещены упругие элементы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I. Авторское свидетельство СССР
по заявке № 2672882/27-11, кл. В 61 F5/12,
12.10.78 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гаситель колебаний тележки рельсового транспортного средства | 1989 |
|
SU1708681A1 |
Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства | 1985 |
|
SU1341087A1 |
Фрикционный гаситель колебанийРЕльСОВОгО ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU846353A1 |
Центральное пружинное подвешивание тележки грузового вагона | 1980 |
|
SU1030227A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2377151C2 |
Фрикционный клиновой гаситель колебаний экипажной тележки транспортного средства | 1980 |
|
SU973402A1 |
Гаситель колебаний рельсового транспортного средства | 1986 |
|
SU1337298A1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2010 |
|
RU2428340C1 |
ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2299824C1 |
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ | 2004 |
|
RU2275308C2 |
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1981-01-04—Подача