ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК F16C23/00 F16C33/12 

Описание патента на изобретение RU2235928C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в разъемных и неразъемных подшипниках скольжения, в том числе двухслойных и многослойных, наружных и внутренних кольцах подшипников качения, зубчатых колесах и др. деталях.

Известен подшипник скольжения с наружной опорной сферической поверхностью (см., например, Решетов Д.Н. Детали машин. Уч. для вузов. Изд. 3-е, испр. и перераб. - М.: Машиностроение, 1975. - С. 448.). Основным достоинством такой конструкции является повышенная стойкость подшипника к перекосам вала. Однако необходимость создания сложного профиля наружной поверхности подшипника усложняет его изготовление.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является конструкция подшипника скольжения, имеющая сложную - гиперболическую форму поверхности трения (см., например, Буше Н.А. и др. Подшипники из алюминиевых сплавов. - М.: Транспорт, 1974. - С. 187). Использование такой конструкции позволяет выровнять нагрузку по площади подшипника и уменьшить возможность схватывания по краям. К недостаткам следует отнести торцовые утечки масла, наличие сложного профиля поверхности трения, приводящего к различной величине масляного клина при эксплуатации.

Задачей предлагаемого изобретения является создание конструкции подшипника скольжения, обеспечивающей повышенную устойчивость к перекосам вала и уменьшение утечек масла с торцов подшипника.

Для решения поставленной задачи в подшипнике скольжения, содержащем посадочную и рабочую поверхности, согласно изобретению пористость материала монотонно возрастает от середины подшипника к его торцам в пределах 2-40%.

Анализ работы подшипникового материала при перекосах вала показывает, что наибольшей деформируемостью материал должен обладать по краям, там же наблюдаются наибольшие утечки смазки и контактные нагрузки, центральная часть продольного сечения меньше подвержена деформации и находится в лучших условиях смазки. Поэтому свойства материала покрытия на протяжении продольного сечения должны изменяться. Пористые материалы обеспечивают лучшую, чем монолитные, приспосабливаемость к перекосам вала за счет большей их пластической деформации. Кроме того, поры являются мини-резервуарами для смазки, которые улучшают условия работы поверхности трения особенно при повышенных нагрузках. Однако увеличение пористости порошкового материала более 40% приводит у большинства материалов к значительному уменьшению его несущей способности.

Таким образом, поставленная задача достигается за счет обеспечения различной пористости по длине продольного сечения подшипника скольжения: наличие большей пористости по краям, по сравнению с центральной частью, обеспечивает более высокую деформируемость и улучшает условия смазки материала по краям подшипника. Меньшая пористость материала в центральной части подшипника позволяет сохранить несущую способность подшипника на достаточно высоком уровне.

На чертеже представлен подшипник скольжения 1 с различной пористостью материала в его центральной части 2 и по торцам 3.

При работе такого подшипника скольжения перекос вала компенсируется пластической деформацией пористого материала, а смазка, задерживаясь в порах, уменьшает утечки с торцов 3 подшипника и улучшает условия его работы.

Таким образом, предлагаемая конструкция обеспечивает повышенную устойчивость подшипника скольжения к перекосам вала и уменьшает утечки масла с торцов подшипника.

Похожие патенты RU2235928C2

название год авторы номер документа
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА 2006
  • Авилкин Юрий Михайлович
RU2324069C1
СУШИЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СУШКИ ПОЛОТНА ИЗ ВОЛОКНИСТОГО МАТЕРИАЛА 1991
  • Калинкин А.А.
  • Распопин В.Г.
  • Учанов В.П.
  • Коновалов А.Н.
  • Веприков А.С.
RU2051259C1
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Мельник В.А.
RU2210684C2
ДВУХЛЕНТОЧНЫЙ ПРЕСС 1985
  • Курт Хельд[De]
RU2071422C1
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА 1994
  • Гаин П.В.
  • Шаповалов А.М.
RU2090783C1
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ КОММУНИКАЦИОННЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 2000
  • Богданов В.О.
  • Ененко А.Ю.
  • Лаптев А.В.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
  • Пырьев А.А.
  • Халиулин А.Г.
RU2187033C2
СЕГМЕНТ ОПОРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Агишев Геннадий Гергардович
  • Гужиев Александр Викторович
  • Щепетов Семен Сергеевич
RU2595237C1
Опорный подшипник скольжения 1989
  • Федоренко Николай Дмитриевич
  • Усенко Владимир Васильевич
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Лоза Александр Борисович
  • Черепов Леонид Владимирович
SU1682661A1
Многофазный лопастной насос 2021
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2773263C1
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ 2024
  • Павлов Сергей Викторович
  • Прозоровский Кирилл Константинович
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2823699C1

Реферат патента 2004 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в разъемных и неразъемных подшипниках скольжения, в том числе двухслойных и многослойных, наружных и внутренних кольцах подшипников качения, зубчатых колесах и др. деталях. Подшипник скольжения имеет различную пористость по длине своего продольного сечения. Наличие большей пористости по краям, по сравнению с центральной частью, обеспечивает более высокую деформируемость и улучшает условия смазки материала по краям подшипника. Меньшая пористость материала в центральной части подшипника позволяет сохранить несущую способность подшипника на достаточно высоком уровне. Технический результат заключается в обеспечении повышенной устойчивости к перекосам вала и уменьшении утечек масла с торцов подшипника. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 235 928 C2

Подшипник скольжения, содержащий посадочную и рабочую поверхности, отличающийся тем, что пористость материала монотонно возрастает от середины подшипника к его торцам в пределах 2-40%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235928C2

Подшипник скольжения 1990
  • Оддакас Юрий Николаевич
  • Грицаенко Сергей Витальевич
SU1796782A1

RU 2 235 928 C2

Авторы

Худолей Андрей Леонидович

Даты

2004-09-10Публикация

2001-10-16Подача