СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГИДРОСИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ ПОТЕРИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК B60T8/00 B64C25/46 

Описание патента на изобретение RU2236962C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электродистанционным системам торможения транспортных средств и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники.

Известен способ защиты гидросистемы транспортного средства от потери рабочей жидкости через элементы системы торможения, содержащей электрогидравлическое исполнительное устройство управления тормозным давлением, заключающийся в перекрытии потока рабочей жидкости при нарушении герметичности элементов системы торможения транспортного средства путем выключения электрогидравлического исполнительного устройства через заданное время задержки с момента превышения допускаемой нормы отклонения фактического тормозного давления от заданного оператором уровня (смотри патент РФ №2133683, кл. В 60 Т 8/00).

При использовании известного способа возможны случаи "ложных" срабатываний защиты гидросистемы от потери рабочей жидкости при переходных режимах работы системы торможения транспортного средства в процессе его эксплуатации при низких температурах окружающей среды из-за увеличения времени переходных процессов нарастания давления (за счет значительного повышения вязкости рабочей жидкости при низких температурах) до величины, превышающей время задержки срабатывания защиты. При этом "ложные" срабатывания защиты гидросистемы от потери рабочей жидкости приводят к отключению исправной системы торможения, что в конечном итоге снижает эксплуатационную надежность транспортного средства.

Положительный результат, который может быть достигнут от использования предлагаемого технического решения, заключается в повышении эксплуатационной надежности транспортного средства за счет исключения случаев "ложных" срабатываний защиты гидросистемы от потери рабочей жидкости при низких температурах окружающей среды.

Указанный результат достигается тем, что перекрытие потока рабочей жидкости при нарушении герметичности системы торможения осуществляют путем выключения электрогидравлического исполнительного устройства через заданное время задержки с момента превышения допускаемой нормы отклонения фактического тормозного давления от заданного оператором уровня при условии изменения тормозного давления с темпом (скоростью), алгебраическое значение которого не превышает заданной величины.

Благодаря учету темпа нарастания тормозного давления исключаются "ложные" отключения исправной системы торможения из-за срабатывания защиты гидросистемы от потери рабочей жидкости в переходных режимах работы системы при низких температурах окружающей среды, что в конечном итоге повышает эксплуатационную надежность транспортного средства.

На чертеже представлен пример реализации предлагаемого способа защиты гидросистемы от потери рабочей жидкости.

Система торможения транспортного средства, являющаяся потребителем гидросистемы, включает в себя задатчик давления 1, блок управления 2, электрогидравлическое исполнительное устройство 3, содержащее клапан гидропитания 4 и электрогидравлический усилитель 5, датчик давления 6 и тормоз 7 колеса. Блок управления 2 содержит делитель 8, дифференциатор 9, устройства сравнения 10 и 11, логическое устройство И 12, устройство задержки 13, нормально замкнутый ключ 14, а также суммирующий усилитель 15.

При обжатии оператором штока задатчика 1, установленного под тормозной педалью, в блок 2 подаются дискретный сигнал Uп на включение системы и сигнал Uу, пропорциональный ходу штока задатчика давления. Сигнал Uп проходит через ключ 14 и в виде сигнала Uг подается на клапан гидропитания 4, обеспечивая его включение и подачу рабочей жидкости из гидросистемы к электрогидравлическому усилителю 5. Одновременно на управляющий вход усилителя 5 поступает сигнал UВ с выхода суммирующего усилителя 15, пропорциональный разности поступающих на его входы сигналов Uу от задатчика 1 и Uд от датчика 6. При этом рабочая жидкость через усилитель 5 подается в тормоз 7. Давление в тормозе 7 нарастает до тех пор, пока не станут равными сигналы Uд и UУ, то есть в тормозе 7 устанавливается величина давления, соответствующая величине обжатия оператором штока задатчика 1.

При нормальной работе системы сигнал на выходе устройства И 12 и на управляющем входе ключа 14 равен нулю за счет отсутствия сигнала на первом входе устройства И 12, поскольку сигнал Uд, поступающий на один из входов устройства сравнения 10 и численно равный сигналу UУ, превышает сигнал на втором его входе от делителя 8, равный Uу(1-Ko), где Ко - допускаемая норма относительного отклонения тормозного давления от заданного оператором уровня.

При работе исправной системы при низких температурах окружающей среды в переходных режимах (при замедленном нарастании давления в тормозе) возможно появление сигнала на первом входе устройства И 12, однако при этом сигнал на выходе устройства И 12 и на управляющем входе ключа 14 равен нулю за счет отсутствия сигнала на втором входе устройства И 12, поскольку отсутствует сигнал на выходе устройства сравнения 11, так как при нарастании давления сигнал на выходе дифференциатора 9, пропорциональный алгебраическому значению (с учетом знака) темпа изменения давления, превышает заданную пороговую величину Uо темпа нарастания давления. Таким образом, даже при несоответствии давления (в переходных режимах) заданному оператором уровню при темпе нарастания давления более заданной величины подача жидкости в тормоз не отключается.

В случае потери герметичности элементов системы торможения или трубопроводов давление в тормозе будет меньше заданной величины за счет утечек рабочей жидкости в атмосферу. При этом сигнал Uд становится меньше выходного сигнала делителя 8, в результате чего сигнал с выхода устройства сравнения 10 поступает на первый вход устройства И 12, на второй вход которого подается сигнал с выхода устройства сравнения 11, поскольку сигнал на его входе становится меньше значения Uo за счет отсутствия нарастания давления. При этом выходным сигналом устройства И 12 включается устройство задержки 13, которое через заданное время Тзад подает сигнал на управляющий вход ключа 14, обеспечивая выключение клапана 4 и прекращение потери рабочей жидкости из гидросистемы.

Значение допускаемой нормы Ко относительного отклонения тормозного давления от заданного оператором уровня выбирается в пределах (0,3...0,7) в зависимости от обеспечиваемой точности работы системы в нормальном режиме.

Величина времени задержки Тзад выбирается в диапазоне (0,5...1,5) с в зависимости от длительности нарастания давления в тормозе при резком обжатии штока задатчика давления, а также исходя из допускаемого объема потери рабочей жидкости из гидросистемы при нарушении герметичности элементов системы торможения.

Пороговая величина темпа нарастания определяется как Uo=KtPm/Tm, где Рm и Tm - соответственно максимальное давление в тормозе и время его достижения для конкретной системы торможения при резком обжатии штока задатчика давления при положительных температурах окружающей среды, а коэффициент Kt, учитывающий допускаемое снижение быстродействия системы при низких температурах окружающей среды, выбирается в пределах (0,2...0,5) в зависимости от типа рабочей жидкости и гидравлического сопротивления трубопроводов системы.

При других вариантах реализации электрогидравлического исполнительного устройства системы торможения (например, при отсутствии клапана гидропитания) защита гидросистемы предлагаемым способом возможна путем отключения сигнала Uв, поступающего на электрический вход электрогидравлического устройства, управляющего тормозным давлением.

Таким образом, при использовании предлагаемого способа обеспечивается автоматическое отключение неисправного потребителя и предотвращение отказа гидросистемы транспортного средства без "ложных" отключений потребителя во всем эксплуатационном диапазоне температур окружающей среды и тем самым повышается эксплуатационная надежность транспортного средства.

Похожие патенты RU2236962C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГИДРОСИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ ПОТЕРИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ 1997
  • Волков С.В.
RU2133683C1
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Науменко Б.С.
RU2027615C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Бершанский М.И.
  • Волков С.В.
RU2104888C1
Самоходный источник сейсмических колебаний 1988
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Худолий Александр Иванович
  • Ваншельбойм Борис Гершович
  • Шнеерсон Михаил Борисович
SU1608604A1
ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Бершанский М.И.
  • Волков С.В.
RU1773007C
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА 1994
  • Лобода Игорь Николаевич
  • Изосимов Вячеслав Вячеславович
RU2102283C1
Двойная тормозная система для колес транспортного средства 1990
  • Малькольм Бриэрли
  • Ричард Брайан Моусли
SU1822393A3
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА 2014
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Винокуров Владимир Иванович
  • Зыков Владимир Николаевич
RU2554050C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОГО ТОРМОЖЕНИЯ 2010
RU2432272C1
КРАН МАШИНИСТА ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Егоренков Николай Анатольевич
  • Афанасьев Сергей Иванович
  • Чуев Сергей Георгиевич
  • Популовский Сергей Алексеевич
  • Тагиев Павел Михайлович
  • Манушкин Евгений Владимирович
RU2444454C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГИДРОСИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ ПОТЕРИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники. Защита гидросистемы транспортного средства от потери рабочей жидкости через элементы системы торможения достигается за счет перекрытия потока рабочей жидкости при нарушении герметичности элементов системы торможения транспортного средства путем выключения электрогидравлического исполнительного устройства через заданное время задержки с момента превышения допускаемой нормы отклонения фактического тормозного давления от заданного оператором уровня. Выключение электрогидравлического исполнительного устройства осуществляют только в случае изменения тормозного давления с темпом, алгебраическое значение которого не превышает заданной величины. Техническим результатом является повышение эксплуатационной надежности транспортного средства за счет исключения случаев ложных срабатываний защиты гидросистемы от потери рабочей жидкости при низких температурах окружающей среды. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 236 962 C2

Способ защиты гидросистемы транспортного средства от потери рабочей жидкости через элементы системы торможения, содержащей электрогидравлическое исполнительное устройство управления тормозным давлением, заключающийся в перекрытии потока рабочей жидкости при нарушении герметичности элементов системы торможения транспортного средства путем выключения исполнительного устройства через заданное время задержки с момента превышения допускаемой нормы отклонения фактического тормозного давления от заданного оператором уровня, отличающийся тем, что выключение электрогидравлического исполнительного устройства осуществляют только в случае изменения тормозного давления с темпом, алгебраическое значение которого не превышает заданной величины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2236962C2

СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГИДРОСИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ ПОТЕРИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ 1997
  • Волков С.В.
RU2133683C1
Гидропривод 1983
  • Морсин Владислав Матвеевич
  • Савченко Михаил Михайлович
  • Грузинов Вячеслав Евграфович
SU1188390A1
US 4194195 A, 18.03.1980
US 3911392 А, 07.10.1975.

RU 2 236 962 C2

Авторы

Волков С.В.

Даты

2004-09-27Публикация

2002-07-30Подача