СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Российский патент 2004 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2240098C1

Изобретение относится к области педиатрии, и, в частности, к лечебной физкультуре для детей с целью общего оздоровления их организма и профилактики заболеваний.

В настоящее время во всем мире уделяется большое внимание методам оздоровления человека с помощью дыхательных методик или техник. Все большее распространение получают восточные методики древних йогов.

В патентных источниках все чаще встречаются методики оздоровления организма человека с применением элементов упражнений йогов (например, заявка РФ на изобретение №2000118449/14 автора Р.С. Минвалеева, опубл. в БИПМ №27, 2002), способ включает выполнение стандартных поз восточной оздоровительной системы хатха-йоги с дополнительными нагрузками в определенных позах.

Известен способ выполнения дыхательной гимнастики для общего оздоровления организма, основанный на элементах йоги (заявка РФ №2000117304/14, А 61 Н 1/00, опубл. 29.08.2002), включающий выполнение дыхания тремя отделами легких: нижним, средним и верхним по системе дыхания йогов, при этом дыхание выполняют с сопротивлением дыханию в горле при каждом вдохе и выдохе, а также осуществляют контроль дыхания в каждом из отделов путем последовательного расположения рук на каждом из отделов, после чего выполняют с определенным ритмом дыхательные упражнения в сочетании с движением рук в виде “качания кузнечного меха” (бхастрика) и на основном этапе выполняют ритмическое очистительное дыхание (Сударшан Крию) тремя различными ритмами, выполняемыми в несколько кругов, при этом каждый ритм включает систему вдохов и выдохов, выполняемых в заданном соотношении длительности вдоха - выдоха и темпе.

Этот комплекс предназначен для взрослых и для детей является чрезмерно сложным, монотонным, требующим повышенного внимания и выполнения дыхания под контролем сознания, что для детей является скучным и дается с трудом.

Наиболее близким к предлагаемому является техника выполнения дыхательных упражнений, основанная на упражнениях пранаямы для детей (Сб. Йога для детей, родителей и преподавателей. - Изд. “Янус”. - 2000. С.234-236. - Пер. с англ.). Эта техника включает несколько дыхательных упражнений, которые могут быть объединены в единый комплекс, выполняемый, например, в такой последовательности: в ритмическом темпе выполняют вдохи и выдохи, сидя в удобном положении, с использованием пальцев или рук, затем выполняют глубокие вдохи, а при выполнении продолжительных выдохов произносят различные звуки: АА, УУ, ИИ с попыткой определения отдела дыхательных путей, при выдохе из которого звучит определенный звук, при этом звук АА звучит при выдохе из нижнего (брюшного) отдела, звук УУ звучит при выдохе из грудного отдела и звук ИИ звучит при выдохе из ключичного отдела, одновременно выполняют упражнение руками, которые высоко поднимают со звуком ИИ и постепенно опускают до нижнего исходного положения со звуком АА. Ритмично выполняют пять таких циклов.

Эта техника, с одной стороны, осложнена попыткой ознакомления детей с отделами дыхательных путей за счет произнесения определенных звуков в каждом из них и попыткой выполнения полного дыхания йогов, что может быть под силу не всем занимающимся детям, а с другой стороны, она недостаточно эффективна при раскрытии резервов организма ребенка для выполнения очистительного дыхания, играющего основную оздоровительную роль организма.

Задачей изобретения является разработка способа дыхательной гимнастики на основе элементов дыхания по системе йоги (пранаямы, крии), доступного для выполнения детьми 8-16 лет, результатом выполнения которого является стимуляция дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем и органов организма ребенка и общее его укрепление и оздоровление.

Поставленная задача решается за счет того, что при выполнении дыхательных упражнений детьми на основе элементов йоги, включающих выполнение глубоких вдохов и продолжительных выдохов, и выполнение вдохов и выдохов с произнесением на выдохе различных звуков, а также выполнение дыхательных упражнений в сочетании с физическими, предлагается выполнять дыхательные упражнения в определенной последовательности: сначала проводят подготовительный этап, на котором выполнение глубоких вдохов и продолжительных выдохов осуществляют с сопротивлением дыханию в горле; затем дыхательные упражнения выполняют в сочетании с физическими в виде энергичных ритмично чередующихся вдохов с поднятием рук над головой и выдохов с опусканием рук кулаками к плечам; после чего проводят основной этап упражнений дыхания в следующей последовательности: выполняют два коротких вдоха через нос, сопровождающиеся двумя короткими выдохами с произнесением звуков ХА-ХА, затем снова выполняют два коротких вдоха через нос, сопровождающиеся двумя короткими выдохами с произнесением звуков ХУ-ХУ; это составляет один круг дыхания, число которых зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, этап завершают переводом на дыхание только через нос, выполняемое двумя короткими вдохами и двумя короткими выдохами с индивидуальной частотой ритма.

При этом на подготовительном этапе проводят 15-20 глубоких вдохов и продолжительных выдохов с сопротивлением дыханию в горле детьми 13-16 лет, с последующим отдыхом.

Выполнение сочетания дыхательных упражнений с физическими в виде энергичных ритмично чередующихся вдохов с поднятием рук и разжиманием пальцев с выдохами и опусканием рук кулаками к плечам проводят в ритме по 0,5 с на каждый вдох и выдох по 15 вдохов-выдохов на один круг, при этом все группы детей выполняют до трех кругов, при наблюдении за самочувствием детей.

При этом упражнения дыхания детьми младшего возраста (8-12 лет) выполняются в течение 3-7 минут, а детьми старшего возраста (13-16 лет) - до 10 минут, после чего дыхание переводят на обычное.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

Существуют определенные ограничения в обучении детей искусству дыхания. Например, согласно ведическим традициям не рекомендуется учить детей таким сложным теоретическим концепциям йоги, каким является искусство дыхания - пранаяма и крия (т.е. упражнениям., выполняемым с сознательным управлением дыхания волей), поскольку психика ребенка недостаточно подготовлена к восприятию высоких требований самоуглубленности, выдержки, серьезности, дающих желаемый результат при выполнении этих упражнений (Сб. Йога для детей, родителей и преподавателей. - Изд. “Янус”. - 2000. - С.191, 203-205. Пер. с англ.). Кроме психологических, существуют и анатомо-физиологические особенности дыхательных путей детского организма, препятствующие проведению дыхательных упражнений всеми отделами легких. Верхние дыхательные пути, включающие нос, носовые пазухи, глотку, гортань, трахею, связаны с нижними отделами дыхательных путей: бронхами и легкими. Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей у детей раннего и младшего возраста характеризуются сравнительной узостью дыхательных путей, повышенной чувствительностью их слизистой оболочки к температурным, микробным, механическим и химическим раздражителям, которые могут привести к нарушению функции дыхания всех отделов дыхательной системы (Л.К. Ефимова. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей. - Киев. - 1988. - С.3-6).

Кроме того, ребра грудной клетки у маленького ребенка расположены более горизонтально, практически под прямым углом к позвоночнику. Они находятся все время как бы в состоянии максимального вдоха, поэтому увеличение емкости грудной клетки при дыхании невозможно за счет поднятия ребер. Ребенок не в состоянии усилить объем каждого отдельного вдоха и в связи с этим лишь учащает дыхание. Такое состояние органов дыхания сохраняется до 7-8 лет жизни. С возрастом форма грудной клетки и положение ребер постепенно изменяются, верхнее отверстие и ребра принимают наклонное положение, проходят и другие физиологические изменения. К этому времени количество альвеол в легких прекращает воспроизводиться за счет клеточного деления, они начинают лишь увеличиваться в размерах. Поэтому врачи считают, что восьмой год жизни - это идеальный возраст для первичного ознакомления детей с дыхательными упражнениями (пранаямы). Сердечно-сосудистая система и дыхательный аппарат получают систематическую тренировку, дающую ребенку высокий уровень сопротивляемости и выносливости на всех этапах жизни.

Наша практика показала, с учетом современного развития детей в физиологическом и психологическом плане, что разработанная техника упрощенного выполнения дыхательных упражнений на основе системы йоги, не включающая сложные для выполнения полное дыхание йогов всеми отделами дыхательных путей, позволяет детям выполнять их легко и свободно. Выполнение глубоких вдохов и продолжительных выдохов с сопротивлением дыханию в горле позволяет значительно удлинить вдохи и выдохи, сокращая их количество в минуту, что дает возможность улучшить условия газообмена в легких, способствует притоку крови к сердцу и насыщению организма кислородом. Выполнение упражнений бхастрики - “кузнечного меха” также не вызывает особых затруднений у здоровых детей, а с больными детьми требуется повышенное внимание к их состоянию. Снижение темпа ритма и его варьирование для отдельных групп детей и индивидуально также дает хороший результат при выполнении этого вида упражнений.

Несмотря на то, что упражнения очистительного дыхания - крии не рекомендуется для выполнения детям (Сб. Йога для детей, родителей и преподавателей, - Изд. “Янус. - 2000. - С.205), предлагаемая техника его выполнения - детская Сударшан Крия - выполняемая путем двух коротких вдохов и двух коротких выдохов с произнесением на выдохе звуков в одном случае ХА и в другом случае ХУ не вызывает затруднения у детей. Произнесение звуков при дыхании нравится детям. Выполнение дыхания со звуком сочетает преимущество дыхания и лечебный эффект звуковых вибраций. Детская Сударшан Крия оказывает очищающее и оздоравливающее действие, в первую очередь, на различные отделы дыхательных путей. Т.к. они взаимодействуют с различными органами и системами (органами слуха, зрения, брюшной полости, сердечно-сосудистой системы, гуморальной, ВНС, ЦНС и др.), при выполнении очистительных упражнений происходит взаимодействие всех этих органов и систем, насыщение их кислородом и заряжение энергией всего организма. Практика применения этой методики показывает общее улучшение самочувствия и здоровья детей. Отмечены также случаи восстановления зрения (в двух случаях) от 0.8 до 1.0.

Дыхательные упражнения выполняются следующим образом.

При выполнении подготовительного этапа в возрастной группе детей, начиная с 13 лет, проводится дыхание со сдавленным горлом. Иначе можно определить это как дыхание, осуществляемое с сопротивлением потоку вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в горле. Механизм дыхания с сопротивлением следующий: сопротивление воздушному потоку создается в месте перехода задней стенки глотки в гортань (дыхательное горло), когда надгортанник частично перекрывает отверстие гортани. Горло слегка сжимается, словно человек поперхнулся, с тем отличием, что это происходит не кратковременно, а постоянно в течение всего дыхания на вдохе и выдохе. Руки располагаются на протяжении всего дыхания в определенном положении - ладони раскрыты, лежат на коленях тыльной стороной вверх. Производится 15-20 продолжительных дыханий с дальнейшим отдыхом и наблюдением за изменениями в состоянии организма.

Дыхательные упражнения дополняются физическими, выполняемыми движением рук, напоминающим качание кузнечного меха (носящим название “Бхастрика” - кузнечный мех). При выполнении упражнений используется обычное дыхание через нос, кисти сжаты в кулак и установлены на уровне плеч, локти прижаты к грудной клетке. На вдохе руки энергично поднимают вверх, ладони раскрываются, пальцы вытягиваются. На выдохе локти опускаются к бокам и кисти рук вновь сжимаются в кулаки на уровне плеч. Ритм выполняется: на вдох и выдох примерно по 0,5 секунды. Выполняют 3 круга упражнений по 15 вдохов и выдохов в каждом, с короткими перерывами после каждого круга. Бхастрика помогает очистить носовые ходы, быстро насыщает тело энергией. На этом подготовительный этап заканчивается. Организм подготовлен для основного этапа очистительного дыхания - детской Сударшан Крии. Сударшан Крию (СК) проводят в хорошо проветриваемом помещении, сидя в расслабленной позе. СК выполняется от 3 до 10 минут, в зависимости от возраста и подготовленности группы, с последующим отдыхом. В возрастной группе детей от 8 до 12 лет время проведения СК снижено относительно группы подростков 13-16 лет и занимает 3-7 минут с последующим отдыхом. У подростков 13-16 лет время увеличивается до 8-10 минут и затем следует необходимый отдых.

Выполняется СК следующим образом.

Производится два последовательных вдоха коротким ритмом через нос и на двух последовательных выдохах произносятся звуки ХА-ХА, затем снова два последовательных вдоха коротким ритмом через нос и на двух последовательных выдохах произносятся звуки ХУ-ХУ. Это является одним кругом или циклом и выполняется столько циклов, сколько соответствует возрасту и готовности группы. Время определяется инструктором, проводящим СК, но не более 3-7 минут. Затем следует переход на дыхание только через нос короткими вдохами и выдохами, чередуя 2 последовательных вдоха и 2 последовательных выдоха, частота задается самим ребенком комфортным для него ритмом. Время и ритм выполнения индивидуален, но колеблется от 3 до 7 минут, в более подготовленной группе старшего возраста время может удлиняться, но общая продолжительность СК не должна превышать более 10 минут. Инструктор переводит группу на обычное дыхание через нос и предлагает отдых.

Существует домашний вариант СК для детей после ознакомления с методикой в группе. Он выполняется самостоятельно, без помощи инструктора. Особенность этого варианта состоит в том, что сначала выполняется 9-12 циклов (дыхание со звуками), затем дыхание через нос (2 вдоха, 2 выдоха) с присущим для каждого индивидуальным ритмом и последующим расслаблением в течение 5-10 минут.

Похожие патенты RU2240098C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2000
  • Шри Шри Рави Шанкар
  • Супрунова Т.П.
  • Елисеев А.В.
RU2203645C2
Способ выполнения дыхательной гимнастики 2018
  • Венкатратнам Равишанкар Раманаяканпет
RU2686168C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2005
  • Шемякина Татьяна Анатольевна
  • Плачкова Яна Александровна
  • Королева Елена Владимировна
  • Кондратьева Елена Ивановна
  • Мащенко Татьяна Георгиевна
  • Кудрявцева Людмила Павловна
RU2285516C1
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗВУКОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2013
RU2526883C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ 2004
  • Овсянников Виктор Дмитриевич
RU2277405C2
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2023
  • Сударикова Елена Владимировна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Колтунова Анна Алексеевна
RU2822659C1
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" 2002
  • Семенова А.И.
RU2215475C2
Способ комплексного оздоровления организма. 2018
  • Дзюба Евгения Игоревна
RU2714179C1
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики 2018
  • Шутова Наталья Геннадьевна
RU2721301C2
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2010
  • Хмелев Евгений Владимирович
RU2452453C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Изобретение относится к медицине, в частности к дыхательной гимнастике, и может быть использовано для выполнения дыхательной гимнастики для детей. Способ включает выполнение глубоких вдохов и продолжительных выдохов, и выполнение вдохов и выдохов с произнесением на выдохе различных звуков, а также выполнение дыхательных упражнений в сочетании с физическими. При этом дыхательные упражнения выполняют в определенной последовательности: сначала проводят подготовительный этап, на котором выполнение глубоких вдохов и продолжительных выдохов осуществляют с сопротивлением дыханию в горле. Затем дыхательные упражнения выполняют в сочетании с физическими в виде ритмично чередующихся вдохов с поднятием рук над головой и выдохов с опусканием рук кулаками к плечам. После чего проводят основной этап упражнений дыхания в следующей последовательности: два коротких вдоха через нос и два коротких выдоха с произнесением звуков ХА-ХА, затем два коротких вдоха через нос и два коротких выдоха с произнесением звуков ХУ-ХУ; это составляет один круг дыхания. Дыхание выполняют в несколько кругов, число которых зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, этап завершают переводом на дыхание только через нос, выполняемое двумя короткими вдохами и двумя короткими выдохами с индивидуальной частотой ритма. Способ позволяет стимулировать дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма и провести общее его укрепление и оздоровление. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 240 098 C1

1. Способ выполнения дыхательной гимнастики для детей, включающий выполнение глубоких вдохов и продолжительных выдохов и выполнение вдохов и выдохов с произнесением на выдохе различных звуков, а также выполнение дыхательных упражнений в сочетании с физическими, отличающийся тем, что дыхательные упражнения выполняют в определенной последовательности: сначала проводят подготовительный этап, на котором выполнение глубоких вдохов и продолжительных выдохов осуществляют с сопротивлением дыханию в горле, затем дыхательные упражнения выполняют в сочетании с физическими в виде ритмично чередующихся вдохов с поднятием рук над головой и выдохов с опусканием рук кулаками к плечам, после чего проводят основной этап упражнений дыхания в следующей последовательности: два коротких вдоха через нос и два коротких выдоха с произнесением звуков ХА-ХА, затем два коротких вдоха через нос и два коротких выдоха с произнесением звуков ХУ-ХУ; это составляет один круг дыхания, которое выполняют в несколько кругов, число которых зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, этап завершают переводом на дыхание только через нос, выполняемое двумя короткими вдохами и двумя короткими выдохами с индивидуальной частотой ритма.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на подготовительном этапе проводят 15-20 глубоких вдохов и продолжительных выдохов с сопротивлением дыханию в горле детьми 13-16 лет с последующим отдыхом.3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что сочетание вдохов с поднятием рук и разжиманием пальцев с выдохами и опусканием рук кулаками к плечам проводят в ритме по 0,5 с на каждый вдох и выдох по 15 вдохов-выдохов на один круг до трех кругов, выполняемых детьми всех возрастов.4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что упражнения дыхания детьми 8-12 лет выполняются в течение 3-7 мин, а детьми 13-16 лет - до 10 мин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2240098C1

Сб
“Йога для детей, родителей и преподавателей”
“Янус”, 2000, с.234-236
RU 2000117304 А, 20.08.2002
Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- М.: Советский спорт, 2000, с.115-128
СПОСОБ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗВУКОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 1998
  • Петросян В.Д.
RU2159602C2
ДЖАВЭН МАО
Оздоровительная китайская гимнастика
- М., 2001, с.20-39
Способ дыхательной гимнастики 1989
  • Чучалин Александр Григорьевич
  • Хадарцев Александр Агубечирович
  • Никаноров Борис Александрович
  • Евтеев Константин Петрович
  • Сапожников Павел Абрамович
SU1711820A1

RU 2 240 098 C1

Авторы

Шри Шри Рави Шанкар

Сапунар Н.О.

Морозов А.Ю.

Даты

2004-11-20Публикация

2003-02-21Подача