Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, нейрофизиологии и логопедии.
За последнее десятилетие увеличилась частота задержки речевого развития у детей. По мнению многих исследователей перинатальная патология центральной нервной системы (ППЦНС) играет существенную роль в формировании речевых нарушений [Крючкова ТА. Анализ причин задержки речевого развития у детей раннего возраста // Российский педиатрический журнал. 2021. Т. 24. №4. С. 260; Калиева М.А., Пальчиков М.А. Факторы риска и возможные отдаленные последствия перинатальной энцефалопатии в детском возрасте // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8. №2. С. 238-240]. Степень выраженности речевых нарушений в детской популяции варьируется в достаточном большом диапазоне: от незначительных изолированных дефектов звукопроизношения (механическая дислалия) до системного недоразвития речи (моторная и сенсорная алалия). Помимо речевой симптоматики, являющейся ядерной в структуре дефекта у этой категории детей, у них отмечается выраженная неречевая симптоматика, в том числе проявляющаяся в нарушениях моторной сферы [А.В. Спирина Особенности крупной, мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-krupnoy-melkoy-i-artikulyatsionnoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 13.03.2023)].
Характерной особенностью развития моторной сферы детей с патологией речевого развития является недостаточная координация и дифференцировка движений [Чубарова А.И., Хан М.А., Туленкова Т.Е., Микитченко Н.А., Румянцева М.В. Профилактика нарушений психомоторного и речевого развития у детей с перинатальным поражением ЦНС // Вестник восстановительной медицины. 2019. №6 (94). С. 33-38]. У детей с моторной алалией отмечается компенсаторная леворукость, нарушения орального и манипулятивного праксиса [Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики // Русский журнал детской неврологии. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motornaya-i-sensornaya-alaliya-slozhnosti-diagnostiki (дата обращения: 13.03.2023)]. У детей с дизартрией общая моторная неловкость, ограничение объема движений, быстрое утомление [Макарова Н.В., Серикова Е.С. Особенности моторного развития детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motornogo-razvitiya-detey-so-styortoy-dizartriey (дата обращения: 13.03.2023)].
На данный момент существует достаточно большое количество методик и способов стимуляции речевой и моторной сферы детей. В частности, способ замещающего онтогенеза, направленный на созревание центральной нервной системы (ЦНС) и речевого развития ребенка с ППЦНС [Калашникова О.А. Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия // Молодой ученый. 2019. №31 (269). С. 131-134].
Недостатком способа является то, что он не предусматривает проговаривание отдельных звуков, фонем, слов, что не воздействует непосредственно на речевое развитие ребенка.
Другой способ включает дыхательную, мимическую, артикуляционную гимнастику и произношение звуков [Воронина Н.В., Позднякова Ю.Н. Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников // Вестник Воронежского института развития образования. 2022. №9. С. 225-231].
Недостаток способа: он не включает упражнений на формирование движений.
Существует способ профилактики нарушений речи у детей в предречевой период, связанный с использованием физических упражнений в сочетании с произнесением звуков и фонем [Н.Г. Коновалова, А.А. Колтунова, А.В. Коновалова Профилактика нарушений речи у детей первого года жизни с перинатальной патологией центральной нервной системы: учебное пособие. Новокузнецк, изд. МАОУ ДПО ИПК 2020. - 119 с.].
Недостаток способа заключается в том, что он ориентирован только на детей раннего возраста.
Наиболее близким к предлагаемому является «фонетическая ритмика» - способ, включающий систему двигательных упражнений, в которых различные движения туловища, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала: звуков, слогов, слов, фраз, предназначенный для формирования речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с дефектом слуха [Власова, Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. Центр «Владос»1996. - 369 с.].
Недостатки способа:
1. Он предполагает ежедневные занятия со специалистом, что неприемлемо для логопедической группы, где не предусмотрено подобных занятий и специалистов, которые их проводят.
2. В содержание занятий включены упражнения, содержащие только движения, без проговариваний, что актуально для детей с дефектом слуха, но слышащие дети не нуждаются в предварительном разучивании простых движений.
3. В содержание занятий включены упражнения, направленные на формирование всех звуков русского языка, что актуально для слабослышащих детей, но избыточно для слышащих нормально.
4. В каждое занятие включены сочетания двигательных упражнений с элементами танца, что актуально для детей с дефектом слуха, имеющих вторичный двигательный дефект, но перегружает занятия слышащих детей.
5. В занятия включены отхлопывания ритма, что актуально для детей с дефектом слуха, избыточно для занятий с нормально слышащими детьми.
6. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются движения головы: повороты, наклоны вперед, назад, однако движений головой в дошкольном возрасте могут вызывать смещение шейных позвонков, поскольку в этом возрасте физиологична гипермобильность шейного отдела позвоночника.
7. Наряду с слухо-зрительным представлением используется только слуховое представление, что развивает слуховое восприятие слабослышащих детей, но мешает адекватному восприятию материала дошкольниками.
8. Способ реализуется только на специальных занятиях, не применяясь в других сферах жизни, в то время как дошкольники лучше усваивают материал, распределенный на короткие сессии в течение дня.
9. Способ не включает игр активной грамматики, что позволило бы развивать не только произносительную сторону, но и грамотность речи.
Задача настоящего изобретения - стимуляции речевого развития ребенка с нарушениями речи и ППЦНС в условиях логопедической группы дошкольной образовательной организации (ДОО).
Задача достигается реализацией способа стимуляции речевого развития ребенка с перинатальной патологией центральной нервной системы в условиях логопедической группы ДОО.
Способ включает короткие занятия, распределенные в течение дня, и включенные в различные режимные моменты, а именно:
1) ежедневные дыхательные упражнения в режиме утренней гимнастики;
2) упражнения, способствующие: формированию звукопроизношения, дыхания, интонации, темпо-ритмической организации речи, голосовых функций, снятию мышечного напряжения в заключительной части физкультурного занятия 3 раза в неделю;
3) ежедневные физкультминутки в виде игр активной грамматики на занятиях с воспитателем и с логопедом.
1) Во время утренней гимнастики детям предлагают четырехфазные дыхательные упражнения с равными по времени, постоянно увеличивающимися по продолжительности фазами: «вдох-задержка-выдох-задержка». В начале занятий каждая фаза составляет 2-3 с, когда продолжительность фаз достигает 7 с, на выдохе произносят щелевые глухие звуки: [ф], [ш], [с]; затем - слоги, слова и предложения с этими согласными.
2) В заключительной части каждого физкультурного занятия детям предлагают упражнения, направленные на проговаривание звуков, слогов, слов, развитие темпо-ритмической организации речи совместно с дыханием и движениями. Каждое упражнение выполняется на одном выдохе. Речевой материал подбирается с учетом корректируемых звуков, усложняется постепенно. Детям предлагают различные виды движений, сочетающиеся с произношением сначала гласных звуков, затем согласных, далее обратных, затем прямых слогов.
Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные и продолжительные.
[А] - Исходное положение (ИП): руки вытянуты вперед, ладони соединены. На выдохе плавное разведение рук в стороны при одновременном длительном произнесении [а-а-а].
[О] - ИП: опущенные руки соединены перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. На выдохе произнося [о-о-о], плавно поднять руки через стороны вверх и соединить их в кольцо над головой.
[У] - ИП: руки согнуты на уровне груди, ладони повернуты от себя. На выдохе произнося [у-у-у], давящим движением выпрямить руки вперед и вниз.
[Э] - ИП: руки опущены. На выдохе произнося [э-э-э], дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
[И] - ИП: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулаки. Произнося [и-и-и], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
[Ы] - ИП: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося [ы-ы-ы], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки.
После интеграции движений с произнесением гласных звуков переходят к согласным. Движения становятся более резкими, отрывистыми.
[Р] - ИП: пальцы сжаты в кулаки на уровне груди, локти в стороны. Произнося [р-р-р], дети вращают руками перед грудью, делают "моторчик".
[Ж] - ИП: предплечья перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж], дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками.
[3] ИП: руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти в стороны. Произнося [з-з-з], дети съеживаются, прижимают руки к груди и дрожат, как бы замерзли.
[Ш] - ИП: основная стойка. Произнося [ш-ш-ш], дети поднимают кисти, на уровень груди, быстро трут ладошки друг о друга.
[Щ] - ИП: руки согнут на уровне груди, локти вниз, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук [щ], дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля.
Далее вводят упражнения со слогами.
[Т] - ИП: руки согнуты на уровне груди. Произнося [та], резкий удар кулаками перед собой; вдох; на выдохе руки плавно вытягиваются в стороны: [та-а-а]. Движения повторяют со слогами: то, ту, ты, тя, ти.
[П] - ИП: руки согнуты на уровне талии, сжаты в кулаки. Произнося [па], резкий удар правой рукой вправо; вдох; на выдохе [па], резкий удар левой рукой влево; [та], резкий удар правой рукой вправо вниз; [та], резкий удар левой рукой влево вниз. Усложнение: вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: па-па, па-па, та-та, та-та. Чередуют эти движения и слоги в среднем и быстром темпе: папа-папа-тата-тата; па-па-та-та-папа-папа.
[М] - ИП: руки подняты к носу, ладони сомкнуты. Произнося звук [м] развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением с плавным переходом на движение на гласный звук. «Ма-мо-му-мы» - Движение на звук [М] плавно переходит в движение на гласный звук.
В прямых слогах ИП зависит от гласного: «ам» - ИП: руки вытянуты вперед, ладони соединены. «Ом» - ИП: опущенные руки соединены перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. «Ум» - ИП: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. «Ым» - ИП: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. «Ам-ом-ум-ым» - Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук [М] (приложить пальцы к губам).
[Н] ИП: руки подняты к носу, ладони сомкнуты. Произнося звук [н] развести руки вперед в стороны умеренно резким движение с - плавным переходом в движение на гласный звук. «На-но-ну-ны» - движение на звук [Н] плавно переходит в движение на гласный звук.
ИП зависит от гласного: «ан» - ИП: руки вытянуты вперед, ладони соединены. «Он» - ИП: опущенные руки соединены перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. «Ун» - ИП: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. «Ын» - ИП: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны! «Ан-он-ун-ын» - движение на гласных звук плавно переходит прикосновение указательных пальцев к крыльям носа.
[С] ИП: руки согнуты перед грудью ладошками от себя, локти опущены. Произнося слог [са], дети давящим движением выпрямляют руки вперед [с-с-с] и плавно разводят их в стороны [а-а-а]. Движения плавно переходят одно в другое. Слог произносится слитно. Произнося слог - [со], дети выпрямляют и разводят руки вверх в стороны описывая в воздухе полукруг, как бы защищаясь от яркого солнца. Слог произносится слитно, движения плавно переходят одно в другое.
Ас - ос - ыс - ис - Проговаривая слоги, дети сначала делают движение на гласный звук, а затем плавно опускают руки через стороны вниз [с-с-с].
За - зо - зу -зы - Движение на звук [з-з-з] -"холодно", плавно переходит в движение на гласный звук.
Ха-хо-ху - Движение на звук [х] переходит в движение на гласный звук. Ах-ох-ух-эх- Движение на гласный звук переходит в движение на звук [х].
[Л]- ИП: стоя, руки подняты над головой. Произнося [ла-ла-ла], вращать кистями рук над головой, делать "фонарик". Это же движение используется при произнесении слогов - ло-лу-лы.
[Б] - ИП: основная стойка. Наклон вперед, расслабленно роняя руки, одновременно произносят слог [ба].
[Д] ИП: руки согнуты на уровне груди, локти в стороны, пальцы сжаты в кулачки. Произнося слоги [да-да-да], дети резко ударяют вниз то правым, то левым кулачком, то двумя одновременно. Произнося слоги [ду-ду-ду], дети имитируют движения боксера, поочередно ритмично выбрасывая руки со сжатыми кулачками вперед. Произнося слоги [до-до-до], дети поочередно ритмично "ударяют" кулачками вверх.
[Г] ИП: руки согнуты перед грудью, локти опущены, пальцы собраны в щепотку. Произнося слоги [га-га-га], дети ритмично разъединяют и соединяют большой палец с остальными.
Затем осваивают игровые упражнения, направленные на владение голосом, формирование речи в следующем порядке.
Регуляция громкости, голоса: «тихо - громко»; высоты: «высоко - низко». Детям предлагают в процессе выполнения движения произнести один и тот же звук, меняя силу голоса от тихого звучания до громкого. Дети медленно разводят руки в стороны и одновременно произносят гласный, например, [а-а-а]. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голоса [а-а-а], по мере разведения рук. Максимально разведение рук в стороны соответствует самому громкому звучанию [а-а-а]. Звук произносится на одном выдохе. Варианты игры: «Беззвучная артикуляция - шепот - тихо -громко», «Тихо - громко - тихо», «Громко - тихо», «Громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция», «Громко - тихо - громко».
Формирование умения изменять высоту голоса. Детям предлагают, выполняя движения, произнести звук с различной высотой голоса: от высокого до низкого, например, игра «Три медведя»: педагог рассказывает, что в гости к медведям прилетели лесные пчелы и принесли в подарок бочонок меда. Детям предлагают показать, как обрадовались медвежонок, мама медведица, папа-медведь такому вкусному подарку. Дети поднимают руки вверх и в стороны, имитируя походку медвежонка, произносят [а-а-а] высоким голосом; опускают руки до уровня груди, имитируя походку медведицы, произносят [а-а-а] голосом обычной высоты; опускают руки вниз и в стороны, имитируя походку медведя, произносят [а-а-а] низким голосом.
Формирование речевого дыхания, длинного речевого выдоха проводится во время дыхательных упражнений и в игре, например, игра соревнование «Кто дольше?»: дети соревнуются, кто дольше сможет произнести на одном выдохе гласный звук. По команде они делают глубокий вдох и одновременно на выдохе начинают произносить заданный звук. Выигрывает тот, чей голос звучал дольше, не прерываясь. Если звучание прерывается вдохом, для добора дополнительного воздуха, данный участник считается проигравшим.
Нормализация речевого дыхания, слитность речи; развитие слухового внимания и памяти; формирование первичного навыка звукового анализа -игра «Запомни и повтори». Детям предлагают повторить цепочку из гласных звуков, освоенных ранее при изолированном произнесении, в сопровождении движений: [ау], [ауо], [ауоэ], [ауоэи]. Звуковые цепочки произносятся на одном выдохе, звуки и движения плавно перетекают от одного к другому.
Игра-упражнение, направленное на развитие речи «Строим дорожку»: ребенку дают мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока.
Занятие заканчивается словом: [все] - ИП: руки согнуты перед грудью, ладони соединены тыльной стороной. Произнося звук [ф-ф-ф], дети плавно разводят руки в стороны - вверх, а на вторую часть слова (се), мягко опускают руки вниз. Синхронно с движениями рук дети делают пружинистые приседания.
3)Игры активной грамматики на физкультминутках. Например, воспитатель называет слова. Если это слово мужского рода, мальчики прыгают и хлопают в ладоши; если слово женского рода, прыгают девочки; на слово среднего рода все дети поднимают вверх руки. Логопед называет слово с непроизносимой согласной в корне и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово. Физкультминутка «Ловушка». Логопед предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он дает задание: если в слове ударение на первом (втором и т.д.) слоге, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Совокупность существенных признаков позволяет получить технический результат:
1. Через систему физических упражнений, ассоциированных с речевой активностью, стимулируется речевое развитие ребенка-логопата с ППЦНС, не нарушая режима работы логопедической группы ДОО.
2. Система физических упражнений, ассоциированных с речевой активностью, распределена в режиме дня логопедической группы: входит фрагментом в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, малые формы физической активности на занятиях воспитателя и логопеда.
Способ осуществляется следующим образом
Способ включает короткие занятия, распределенные в течение дня, и включенные в различные режимные моменты, а именно:
1) ежедневные дыхательные упражнения в режиме утренней гимнастики;
2) упражнения, способствующие: формированию звукопроизношения, дыхания, интонации, темпо-ритмической организации речи, голосовых функций, снятию мышечного напряжения в заключительной части физкультурного занятия 3 раза в неделю;
3) ежедневные физкультминутки в виде игр активной грамматики на занятиях с воспитателем и с логопедом.
1) Во время утренней гимнастики детям предлагают четырехфазные дыхательные упражнения с равными по времени, постоянно увеличивающимися по продолжительности фазами: «вдох-задержка-выдох-задержка». В начале занятий каждая фаза составляет 2-3 с, когда продолжительность фаз достигает 7 с, на выдохе произносят щелевые глухие звуки: [ф], [ш], [с]; затем - слоги, слова и предложения с этими согласными.
2) В заключительной части каждого физкультурного занятия детям предлагают упражнения, направленные на проговаривание звуков, слогов, слов, развитие темпо-ритмической организации речи совместно с дыханием и движениями. Каждое упражнение выполняется на одном выдохе. Речевой материал подбирается с учетом корректируемых звуков, усложняется постепенно. Детям предлагают различные виды движений, сочетающиеся с произношением сначала гласных звуков, затем согласных, далее обратных, затем прямых слогов.
Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные и продолжительные.
[А] - Исходное положение (ИП): руки вытянуты вперед, ладони соединены. На выдохе плавное разведение рук в стороны при одновременном длительном произнесении [а-а-а].
[О] - ИП: опущенные руки соединены перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. На выдохе произнося [о-о-о], плавно поднять руки через стороны вверх и соединить их в кольцо над головой.
[У] - ИП: руки согнуты на уровне груди, ладони повернуты от себя. На выдохе произнося [у-у-у], давящим движением выпрямить руки вперед и вниз.
[Э] - ИП: руки опущены. На выдохе произнося [э-э-э], дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
[И] - ИП: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулаки. Произнося [и-и-и], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
[Ы] - ИП: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося [ы-ы-ы], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки.
После интеграции движений с произнесением гласных звуков переходят к согласным. Движения становятся более резкими, отрывистыми.
[Р] - ИП: пальцы сжаты в кулаки на уровне груди, локти в стороны. Произнося [р-р-р], дети вращают руками перед грудью, делают "моторчик".
[Ж] - ИП: предплечья перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж], дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками.
[3] ИП: руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти в стороны. Произнося [з-з-з], дети съеживаются, прижимают руки к груди и дрожат, как бы замёрзли.
[Ш] - ИП: основная стойка. Произнося [ш-ш-ш], дети поднимают кисти, на уровень груди, быстро трут ладошки друг о друга.
[Щ] - ИП: руки согнут на уровне груди, локти вниз, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук [щ], дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля.
Далее вводят упражнения со слогами.
[Т] - ИП: руки согнуты на уровне груди. Произнося [та], резкий удар кулаками перед собой; вдох; на выдохе руки плавно вытягиваются в стороны: [та-а-а]. Движения повторяют со слогами: то, ту, ты, тя, ти.
[П] - ИП: руки согнуты на уровне талии, сжаты в кулаки. Произнося [па], резкий удар правой рукой вправо; вдох; на выдохе [па], резкий удар левой рукой влево; [та], резкий удар правой рукой вправо вниз; [та], резкий удар левой рукой влево вниз. Усложнение: вместо одного слога на одном движении произносить ряд слогов: па-па, па-па, та-та, та-та. Чередуют эти движения и слоги в среднем и быстром темпе: папа-папа-тата-тата; па-па-та-та-папа-папа.
[М] - ИП: руки подняты к носу, ладони сомкнуты. Произнося звук [м] развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением с плавным переходом на движение на гласный звук. «Ма-мо-му-мы» - Движение на звук [М] плавно переходит в движение на гласный звук.
В прямых слогах ИП зависит от гласного: «ам» - ИП: руки вытянуты вперед, ладони соединены. «Ом» - ИП: опущенные руки соединены перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. «Ум» - ИП: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. «Ым» - ИП: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. «Ам-ом-ум-ым» - Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук [М] (приложить пальцы к губам).
[Н] ИП: руки подняты к носу, ладони сомкнуты. Произнося звук [н] развести руки вперед в стороны умеренно резким движение с - плавным переходом в движение на гласный звук. «На-но-ну-ны» - движение на звук [Н] плавно переходит в движение на гласный звук.
ИП зависит от гласного: «ан» - ИП: руки вытянуты вперед, ладони соединены. «Он» - ИП: опущенные руки соединены перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. «Ун» - ИП: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. «Ын» - ИП: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны! «Ан-он-ун-ын» - движение на гласных звук плавно переходит прикосновение указательных пальцев к крыльям носа.
[С] ИП: руки согнуты перед грудью ладошками от себя, локти опущены. Произнося слог [са], дети давящим движением выпрямляют руки вперед [с-с-с] и плавно разводят их в стороны [а-а-а]. Движения плавно переходят одно в другое. Слог произносится слитно. Произнося слог - [со], дети выпрямляют и разводят руки вверх в стороны описывая в воздухе полукруг, как бы защищаясь от яркого солнца. Слог произносится слитно, движения плавно переходят одно в другое.
Ас-ос-ыс-ис - Проговаривая слоги, дети сначала делают движение на гласный звук, а затем плавно опускают руки через стороны вниз [с-с-с].
За-зо-зу-зы - Движение на звук [з-з-з] -"холодно", плавно переходит в движение на гласный звук.
Ха-хо-ху - Движение на звук [х] переходит в движение на гласный звук. Ах-ох-ух-эх- Движение на гласный звук переходит в движение на звук [х].
[Л] - ИП: стоя, руки подняты над головой. Произнося [ла-ла-ла], вращать кистями рук над головой, делать "фонарик". Это же движение используется при произнесении слогов - ло-лу-лы.
[Б] - ИП: основная стойка. Наклон вперед, расслабленно роняя руки, одновременно произносят слог [ба].
[Д] ИП: руки согнуты на уровне груди, локти в стороны, пальцы сжаты в кулачки. Произнося слоги [да-да-да], дети резко ударяют вниз то правым, то левым кулачком, то двумя одновременно. Произнося слоги [ду-ду-ду], дети имитируют движения боксера, поочередно ритмично выбрасывая руки со сжатыми кулачками вперед. Произнося слоги [до-до-до], дети поочередно ритмично "ударяют" кулачками вверх.
[Г] ИП: руки согнуты перед грудью, локти опущены, пальцы собраны в щепотку. Произнося слоги [га-га-га], дети ритмично разъединяют и соединяют большой палец с остальными.
Затем осваивают игровые упражнения, направленные на владение голосом, формирование речи в следующем порядке.
Регуляция громкости, голоса: «тихо - громко»; высоты: «высоко - низко». Детям предлагают в процессе выполнения движения произнести один и тот же звук, меняя силу голоса от тихого звучания до громкого. Дети медленно разводят руки в стороны и одновременно произносят гласный, например, [а-а-а]. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голоса [а-а-а], по мере разведения рук. Максимально разведение рук в стороны соответствует самому громкому звучанию [а-а-а]. Звук произносится на одном выдохе. Варианты игры: «Беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко», «Тихо - громко - тихо», «Громко - тихо», «Громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция», «Громко - тихо - громко».
Формирование умения изменять высоту голоса. Детям предлагают, выполняя движения, произнести звук с различной высотой голоса: от высокого до низкого, например, игра «Три медведя»: педагог рассказывает, что в гости к медведям прилетели лесные пчелы и принесли в подарок бочонок меда. Детям предлагают показать, как обрадовались медвежонок, мама медведица, папа-медведь такому вкусному подарку. Дети поднимают руки вверх и в стороны, имитируя походку медвежонка, произносят [а-а-а] высоким голосом; опускают руки до уровня груди, имитируя походку медведицы, произносят [а-а-а] голосом обычной высоты; опускают руки вниз и в стороны, имитируя походку медведя, произносят [а-а-а] низким голосом.
Формирование речевого дыхания, длинного речевого выдоха проводится во время дыхательных упражнений и в игре, например, игра соревнование «Кто дольше?»: дети соревнуются, кто дольше сможет произнести на одном выдохе гласный звук. По команде они делают глубокий вдох и одновременно на выдохе начинают произносить заданный звук. Выигрывает тот, чей голос звучал дольше, не прерываясь. Если звучание прерывается вдохом, для добора дополнительного воздуха, данный участник считается проигравшим.
Нормализация речевого дыхания, слитность речи; развитие слухового внимания и памяти; формирование первичного навыка звукового анализа -игра «Запомни и повтори». Детям предлагают повторить цепочку из гласных звуков, освоенных ранее при изолированном произнесении, в сопровождении движений: [ау], [ауо], [ауоэ], [ауоэи]. Звуковые цепочки произносятся на одном выдохе, звуки и движения плавно перетекают от одного к другому.
Игра-упражнение, направленное на развитие речи «Строим дорожку»: ребенку дают мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока.
Занятие заканчивается словом: [все] - ИП: руки согнуты перед грудью, ладони соединены тыльной стороной. Произнося звук [ф-ф-ф], дети плавно разводят руки в стороны - вверх, а на вторую часть слова (се), мягко опускают руки вниз. Синхронно с движениями рук дети делают пружинистые приседания.
3) Игры активной грамматики на физкультминутках. Например, воспитатель называет слова. Если это слово мужского рода, мальчики прыгают и хлопают в ладоши; если слово женского рода, прыгают девочки; на слово среднего рода все дети поднимают вверх руки. Логопед называет слово с непроизносимой согласной в корне и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово. Физкультминутка «Ловушка». Логопед предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он дает задание: если в слове ударение на первом (втором и т.д.) слоге, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши.
Предложенным способом в МБДОУ «Чистогорский детский сад №2» комбинированного вида проведены занятия с 47 детьми с нарушениями речи в возрасте от 5 до 7 лет с ППЦНС. Всем им удалось улучшить фонетическую и грамматическую стороны речи.
Для оценки сформированности фонетической стороны речи детей нами были использованы диагностические пробы, предложенные Г.В. Чиркиной [Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп.- М.: АРКТИ, 2003.-240 с.].
Пример 1. Тимофей С., 6 лет. На начало работы у мальчика отмечалось полиморфное нарушение звукопроизношения. Шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и свистящие ([с], [з]) находились в стадии становления на уровне слогов и слов. В спонтанной речи у ребенка этих звуков не отмечалось либо они искажались, например, собака - фабака, зубы - вубы. Стойкие проявления сигматизма и парасигматизма делали речь ребенка смазанной и не всегда понятной для окружающих.
Соноры ([р], [л]) отсутствовали в речи даже при изолированном произношении. На момент начала занятий ребенок только осваивал артикуляционные позы, необходимые для произнесения сонорных звуков.
После проведения занятий по описанному способу у мальчика отмечались значительные улучшения в фонетической стороне речи. Так, шипящие и свистящие звуки свободно использовались ребенка в прямых и обратных слогах, а также в словах в разных позициях и находились на конец года на этапе автоматизации в предложениях, иногда встречаясь уже в спонтанной речи. Еще одним значимым показателям при формировании фонетической стороны речи стало, то что ребенок слышал сам неправильное произношение свистящих и шипящих звуков и пытался исправить его в собственной речи. Соноры ([л], [р)] находились на разной стадии автоматизации. Так звуки [л] - [л`] уже были автоматизированы изолированно, в слогах и словах и находились на стадии автоматизации в предложениях. Звуки [р] - [р'], на начало занятий полностью отсутствовавшие в речи ребенка, находились на стадии постановки изолированно.
Таким образом, в результате применения данного способа у ребенка существенно улучшилась фонематическая сторона речи.
Пример 2. Юля П., 5 лет. На начало исследования у девочки отмечалось полиморфное нарушение звукопроизношения, были не в полной мере автоматизированы соноры (шла работа по постановки звуков изолированно) и полностью отсутствовали звуки [р] - [р']. Звуки [л] - [л'] находились на стадии автоматизации в спонтанной речи. Девочка, вместе с остальными детьми в группе, занимались по описанному способу.
На конец исследования у девочки отмечались значительные изменения фонетической стороны речи, так, звуки [л] - [л'] были введены в спонтанную речь, а звуки [р] - [р'] - находились на этапе автоматизации в спонтанной речи. Шипящие и свистящие звуки были на этапе автоматизации в предложениях. При этом, как и в первом примере, стоит отметить улучшение фонематического контроля за правильностью собственного произношения.
Таким образом, в результате применения данного способа у ребенка существенно улучшилась фонематическая сторона речи.
Положительные аспекты реализации предложенного способа:
1. Предполагает участие специалистов, работающих с детьми логопедической группы: воспитателем, логопедом, инструктором по физкультуре.
2. В содержание занятий включены упражнения, направленные на формирование звуков, произношение которых страдает у детей-логопатов.
3. В занятия включены только простые, знакомые детям движения, что позволяет сосредоточить максимум усилий на произнесении звуков.
4. В содержание занятий включены только движения, с проговариванием звуков, слогов, слов, фраз, что делает занятия максимально целенаправленными.
5. В занятия включены упражнения активной грамматики, формирующие грамматические представления у детей.
6. В способе исключены движения головы, которые в дошкольном возрасте могут вызывать смещение шейных позвонков.
7. Используется только слухо-зрительное представление материала, что адекватно восприятию дошкольников.
8. Способ интегрирован в жизнь логопедической группы ДОО и используется ежедневно во время утренней гимнастики, физкультминут на занятиях воспитателя и логопеда, трижды в неделю - на физкультурных занятиях.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что предложенный способ стимуляции речевого развития ребенка с перинатальной технический результат - позволяет эффективно формировать межполушарное взаимодействие у детей с патологией ЦНС, в результате улучшаются крупная и мелкая моторика, речь, другие когнитивные функции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2285516C1 |
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей | 2022 |
|
RU2808348C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
Способ исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта | 2022 |
|
RU2789972C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2013 |
|
RU2523350C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений | 2022 |
|
RU2804190C1 |
Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, нейрофизиологии и логопедии. Выполняют ежедневные дыхательные упражнения в режиме утренней гимнастики. Также 3 раза в неделю выполняют упражнения, способствующие: формированию звукопроизношения, дыхания, интонации, темпо-ритмической организации речи, голосовых функций. В заключительной части физкультурного занятия проводят снятие мышечного напряжения. Помимо этого проводят ежедневные физкультминутки в виде игр активной грамматики на занятиях с воспитателем и с логопедом. Способ обеспечивает стимуляцию речевого развития ребенка с нарушениями речи. 2 пр.
Способ стимуляции речевого развития ребенка с перинатальной патологией центральной нервной системы, включающий систему двигательных упражнений, в которых различные движения рук сочетаются с произнесением определенного речевого материала: звуков, слогов, отличающийся тем, что в течение дня выполняют: 1) ежедневные дыхательные упражнения в режиме утренней гимнастики: проводят четырехфазные дыхательные упражнения с равными по времени, постоянно увеличивающимися по продолжительности фазами: «вдох-задержка-выдох-задержка», при этом в начале занятий каждая фаза составляет 2-3 с, когда продолжительность фаз достигает 7 с, на выдохе произносят щелевые глухие звуки: [ф], [ш], [с]; затем - слоги, слова и предложения с этими согласными; 2) упражнения с проговариванием звуков, слогов, слов, при этом каждое упражнение выполняется на одном выдохе, а движения выполняются с произношением сначала гласных звуков, затем согласных, далее обратных, затем прямых слогов, проводятся 3 раза в неделю; 3) ежедневные физкультминутки, которые включают игры с воспитателем и с логопедом: - воспитатель называет слова, если это слово мужского рода, мальчики прыгают и хлопают в ладоши; если слово женского рода, прыгают девочки; на слово среднего рода все дети поднимают вверх руки; - логопед называет слово с непроизносимой согласной в корне и бросает ребенку мяч, ребенок ловит мяч, называет непроизносимую букву и подбирает проверочное слово; - физкультминутка «Ловушка», логопед предлагает детям «открыть ловушки» и дети ставят руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, затем логопед дает задание: при ударении на определенном слоге дети хлопают в ладоши.
ВЛАСОВА Т.М | |||
и др | |||
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя | |||
М.: Гуманит | |||
изд | |||
Центр "Владос" | |||
Предохранительное устройство для паровых котлов, работающих на нефти | 1922 |
|
SU1996A1 |
Способ исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта | 2022 |
|
RU2789972C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | 2020 |
|
RU2759869C1 |
Авторы
Даты
2024-07-11—Публикация
2023-05-26—Подача