Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики Российский патент 2020 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2721301C2

Изобретение относится к области дефектологии, в частности к способам устранения заикания.

Разработка новых способов устранения заикания является актуальной проблемой, что объясняется распространенностью данного нарушения речи и недостаточной эффективностью существующих методов коррекции.

В настоящее время для лечения коррекции заикания используются различные методы, в частности: медикаментозная терапия (например, патент RU 2197234, RU 2065736, RU 2180245), дыхательные упражнения (RU 2190952, 2203645, 1659044, 2128944), иглорефлексотерапия (RU 766595, 95102506), массаж (RU 219996, 2149624, 2071759), светозвуковая импульсотерапия (RU 2242954, 2065736).

К недостаткам данных способов относится то, что все они, как правило, не подразумевают полного исключения медикаментозного лечения. Прием лекарственных препаратов чреват побочными эффектами, аллергическими реакциями, привыканием.

Известен способ коррекции речевых нарушений, в частности заикания, осуществляемый путем синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующими ритмико-интонационный рисунок фразы (Л. З. Андронова. Методика коррекции речевых нарушений при заикании, "Дефектология", 1987, N 6.).

Однако, в силу тяжести речевых нарушений, этот способ лечения недостаточно эффективен. В процессе лечения принимают участие пальцы только одной руки, ведущей, исходя из того, что речевой центр расположен в левом полушарии. Зачастую заикание возникает у переученных на правую руку врожденных левшей, что крайне затрудняет определение ведущей руки и, соответственно, правильно выстраивать тактику коррекции заикания данным методом. Однако, принимая во внимание, что и правое, и левое полушария головного мозга находятся в тесной взаимосвязи, то и для более четкого закрепления новых временных и моторных связей в структуре речедвигательного анализатора необходимо участие обеих рук.

Более близкими к предлагаемому способу по технической сущности являются способы лечения заикания, включающие использование методов логопедии.

Известен способ устранения заикания, включающий, проведение речевых тренировок, произношение слов путем их многократного повторения, и проведение психотерапевтических сеансов, при которых заикающимся прививают практику смелого поведения, применяют внушение, самовнушение, гипнотерапию. (Патент RU 2128944, кл. 6А61В 5/16, A61F 5/58, опубл. 1999 г.).

Недостатком описанного способа является то, что логопедическое обучение направлено на предварительное проговаривание труднопроизносимых слов, что ограничивает речь отработанным набором слов. При проведении психотерапевтических сеансов заикающегося убеждают в его полноценности с применением разных видов внушения, что мало действует, т.к. заикающийся почувствует себя полноценным, только тогда, когда уйдет заикание.

Наиболее близким способом, прототипом, является способ лечения заикания (патент на изобретение РФ № 2450835, опубл. 2012 г), на первом этапе которого проводят сеанс императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, после которого пациентам назначают режим молчания вне занятий на 5 дней, затем проводят занятия по формированию правильного речевого выдоха, голосоподачи и голосоведения. Кроме того, на первом этапе проводят аутогенные тренировки, на втором этапе проводят упражнения, на которых пациентов обучают синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук. Также, на данном этапе проводят сеансы расслабляющего массажа, самомассажа, а также сеансы групповой терапии по переформированию отношения пациентов к речевому дефекту, по усилению мотивации к лечению. На третьем этапе сформированный у пациентов навык синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук используют в искусственно созданных трудных ситуациях в режиме «публичного выступления», постепенно заменяя движения двух рук на движение одной ведущей руки, а затем, на речь, без сопровождения ее движением ведущей руки. При использовании данного способа учитывается принцип двуполушарности.

Недостатком прототипа является использование в способе режима молчания на 5 дней, который практически невозможно выдержать детям. Ребенок воспринимает запрет на речь как наказание. У него возникает внутренний конфликт и протест, что приводит к дополнительному внутреннему напряжению и, как следствие, к усилению ступоров и запинок.

У заикающихся детей и взрослых очень часто отмечается общая моторная неловкость, отсутствие чувства ритма, неразвитость мелкой моторики, зажатость артикуляционного аппарата, асимметрии лица, наличие сопутствующих навязчивых движений и слов. Крайнюю затрудненность вызывают упражнения на пространственную ориентировку и переключаемость право – лево, верх – низ, особенно когда это связано с речевым сопровождением. Многоступенчатые инструкции порой вообще недоступны.

Так, при выполнении артикуляционных упражнений, крайне сложно удерживать артикуляционный уклад и загибать /разгибать пальцы рук под счет логопеда. Это обусловлено тем, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует прямая функциональная связь. Нарушение общей и мелкой моторики характерно для всех логопатов, а у заикающихся особенно.

Существующие способы коррекции речи при заикании, включают в себя отработку основных речевых компонентов:

-расслабление, снятие мышечного напряжения;

-постановку диафрагмального дыхания;

-голосовые модуляции;

-восстановление темпо-ритмического рисунка речи.

Логоритмика включается элементом на том или ином этапе. В предлагаемом способе предлагается выстраивать всю коррекционную работу на логоритмических приемах.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа устранения заикания, является значительное повышение эффективности безмедикаментозного устранения заикания только с помощью логоритмических упражнений.

Технический результат достигается тем, что способ устранения заикания с помощью логоритмики, включающий занятия на расслабление мышц, постановку диафрагмального дыхания, постановку мягкой голосоподачи, занятия по восстановлению темпо-ритмического рисунка речи, дополнительно включает артикулляционную, мимическую, пальчиковую гимнастики. При этом артикулляционные и пальчиковые упражнения выполняются с ритмическими движениями под четкий ритм, постановка речевого дыхания под ритмичное речевое сопровождение. Постановка мягкой голосоподачи происходит с использованием жестов сначала на гласных звуках, затем с подключением согласных и отработку артикуляции гласных и согласных звуков на специально подобранных упражнениях. Занятия по восстановлению темпо-ритмической речи, происходит с опорой на четыре движения обеих рук. Закрепление новой темпо-ритмической стороны речи происходит на занятиях статической и динамической логоритмик, а для автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений используется чтение с использованием ритмических движений рук. Занятие на расслабление мышц начинаются с максимального напряжения мышц, после чего мышцы рефлекторно расслабляются. Постановка мягкой голосоподачи осуществляется с использованием жестов в 4-х направлениях - вверх, вниз, в стороны, вперед. Перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения.

Так как при заикании страдают все речевые отделы: дыхательный, голосовой, артикуляционный, нарушается скоординированность их работы, то вся работа носит целостный и комплексный характер. Способ включает в себя:

1.Подготовительные упражнения.

а) Расслабление и элементы аутотренинга, аффирмации.

б) Артикуляционная, мимическая и пальчиковая гимнастики.

В артикуляционной гимнастике все упражнения сопровождаются ритмичными движениями рук и пальцев. Для пальчиковой гимнастики подбираются такие задания, где движения рук происходит в четком ритме. Желательно выполнять их перед зеркалом на сенсорных ортопедических ковриках. Обязательно фиксируется артикуляция. Ритм речи четко совпадает с движениями пальцев и рук.

2.Речевое дыхание. Вдох и выдох производятся под ритмичный счет логопеда или родителя. Основная задача упражнения – удержать ритмичное речевое дыхание в течение 3-4-х минут.

3. Мягкая голосоподача. Гласные звуки.

4. Согласные звуки.

5. Внешние метрономы речи.

6. Фразовая речь. Голосовые модуляции.

7. Динамическая логоритмика.

8. Чтение, как прием автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений. Чтение – это, в первую очередь, обучение расстановке ритмических ударений. А, многократное прочтение текстов вслух на 4-х движениях рук, помогает сформироваться новому ритмическому образу речи.

Рассмотрим применение способа.

Заикание – это непроизвольное мышечное сокращение речевой мускулатуры, именно поэтому необходимо изначально научиться чувствовать и управлять своим мышечным тонусом. Заикающиеся взрослые настолько привыкли за годы заикания к своей зажатости и постоянному мышечному напряжению, что считают такое свое состояние нормой и на предложение расслабить руки, лицо не могут это сделать. Поэтому тренировку мышц на расслабление мы начинаем всегда с максимального их напряжения. Именно после сильного напряжения мышцы рефлекторно расслабляются.

Постепенно учимся ощущать и сохранять расслабление тела в трех положениях: лежа, сидя и стоя. Рассмотрим пример выполнения упражнения на расслабление через максимальное напряжение.

Кулаки крепко сжаты, руками обхватываем себя за плечи, голова наклонена вперед к груди, зубы сжаты, глаза зажмурены. Удерживаемся в таком положении максимально долго, до ощущения боли в мышцах. В это время логопедом фиксируется внимание, что напряжение – это больно, плохо, тяжело. Затем отпускаем руки, расслабляем лицо и тело. Логопед проговаривает ощущения тепла, покоя и расслабления в теле и многократно повторяет аффирмации: «Я расслаблен», «Я спокоен, я расслаблен», «Когда я говорю, я всегда расслаблен», «Я всегда говорю спокойно, плавно, уверенно».

Затем выполняем артикуляционную гимнастику и мимические упражнения. Основной целью является расслабление и снятие зажимов в органах артикуляции: нижней челюсти, губ, щек, языка. Все упражнения можно разделить на 4 блока: упражнения для расслабления нижней челюсти, упражнения для губ, упражнения для языка, мимические упражнения.

В зависимости от типа и места локализации судорог и зажимов, подбираются блоки упражнений. При выполнении артикуляционных упражнений соблюдается тот же принцип, что и при «сбросе напряжения». После сильного напряжения наступает рефлекторное расслабление мышц. Каждое упражнение в обязательном порядке сопровождается теми или иными движениями кистей рук, ладоней или пальцев и сопровождаются либо ритмичными стишками, либо счетом.

Например, упражнения для губ:

а) «Улыбка – трубочка». Беззвучная длительная артикуляция звуков И, У. «Улыбка» - под счет логопеда загибаем поочередно 5 пальцев на правой руке. «Трубочка» - удерживая сжатый правый кулак, загибаем пальцы на левой руке. «Улыбка» - удерживая сжатый левый кулак, под счет по очереди разгибаем пальцы на правой руке, «Трубочка» - разжимаем пальцы левой руки. Повторить 2-3 раза.

б) Смена артикуляционных укладов. Беззвучное проговаривание гласных А, У, И. Каждый артикуляционный уклад сопровождается определенным положением пальцев рук.

«А» - пальцы ведущей руки сжаты, только в вертикальном положении открыты большой и указательные пальцы. Показываем, таким образом, широко открытый рот.

«У» - большой и указательный пальцы сближены между собой в виде трубочки и имитируют положение губ при произнесении данного звука.

«И» - большой и указательный пальцы широко раскрыты в горизонтали, показывая широкую улыбку.

Чередуем данные гласные, следя за тем, чтобы артикуляционный уклад и движения пальцев совпадали. Скорость выполнения данного упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от моторных и координационных возможностей заикающегося и постепенно увеличивается до максимальной;

в) «Хомячки». Надуваем сильно щеки и удерживаем их, пока «считаем шаги до норки», загибая и разгибая по очереди пальцы на руках. Досчитали до 10 – загнули пальцы, еще раз до 10 – разогнули пальцы.

Примеры мимических упражнений.

а)Упражнения для нижнего века. Средними пальцами зажимаем внутренние уголки глаз, указательными центры висков. Прищуриваем глаза, ощущая легкое подрагивание нижнего века. Удерживаем секунду и расслабляем, не отпуская пальцы. Выполняем 10 таких динамических напряжений, затем легкими похлопываниями кончиками пальцев расслабляем нижние веки. Повторяем упражнение еще раз, уже статически удерживая напряжение нижних век, считая до 15 – 30. Расслабили легким похлопыванием кончиками пальцев.

б)Упражнения для верхнего века. Зажимаем указательными пальцами центры висков, средними точки начала роста бровей. Не сдвигая кожи, сильно зажмуриваем на 1 секунду глаза и отпускаем. Повторяем 10 – 15 раз. Расслабляем мышцы, похлопывая кончиками пальцев вокруг глаз. Повторяем то же самое, только статически удерживаем напряжение век, считая до 15 – 30. Расслабляем.

в) Упражнения для мышц лба. Прижать указательные пальцы по линии бровей, при этом их плюсневые косточки должны зажать места крепления мышц на висках. Попытаться приподнять брови вверх, при этом пальцы тянут их вниз. Повторить в динамике 10 – 15 повторов и в статике до 20 – 30 секунд. Похлопать кончиками пальцев по лбу, расслабить его.

Соединяя артикуляционные и пальчиковые упражнения, нарабатываются новые моторные маршруты в коре головного мозга. А ритмичный счет вслух позволяет организовать внутреннюю ритмику речи. Именно это является первоочередной задачей при восстановлении речи при заикании.

Пример пальчиковой гимнастики. Занятия желательно проводить на специальных ортопедических ковриках. Очень важно следить за четким совпадением движений рук и речевого ритма.

Пример.

Хлоп–хлоп, тук–так (Стучим одновременно двумя ладонями по коврику),

Я ладошками вот так (Стучим ладошками по очереди по коврику),

По столу стучу легко (Стучим одновременно двумя ладонями по коврику),

Поднимаю высоко (Стучим ладошками по очереди по коврику).

Правильное диафрагмальное речевое дыхание – это принципиальный момент в работе при заикании. И это первое, с чего начинается наработка нового навыка плавной речи. Вдох быстрый, плавный, спокойный через полуоткрытый рот, выдох через расслабленные губы сквозь щелочку. Начинаем отрабатывать дыхание с положения лежа, постепенно переходя в положения сидя и стоя. На первых занятиях вдох всегда равен выдоху. Такое равномерное дыхание позволяет гармонизировать внутреннее психоэмоциональное состояние, успокоить нервную систему.

Упражнения выполняем короткими сессиями по 1– 2 минуте, несколько раз в течение занятий и закрепляем дома. Для контроля равномерности вдоха и выдоха применяется счет 3 × 3. Т.е. на вдох и выдох логопед считает до 3-х. У взрослых и школьников это упражнение выполняется под счет 4 × 4. Постепенно увеличиваем выдох, сохраняя изначальную длительность вдоха. К концу курса выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Выполняя эти упражнения, заикающийся учится правильно делать речевой вдох через рот и экономный, спокойный, плавный выдох через рот. Задача - в течение всего упражнения удержать ритмичное диафрагмальное дыхание под счет логопеда или родителя.

В дальнейшем, увеличивая и закрепляя речевой выдох на разных упражнениях: счет, «колесо гласных», скороговорки, стихи, сказки, фразовая речь, игры, «веселая зарядка», логоритмика, чтение, мы используем такие приемы, как: раскачка, жесты, движения рук, «восьмерки» и т.д… Нет ни одного задания, где наше тело не задавало бы речи ритм и темп. Диафрагмальное дыхание под счет специалиста можно отнести к пассивной статической логоритмике. Важно, чтобы логопед считал слитно, спокойно, ритмично.

После постановки диафрагмального дыхания мы начинаем отрабатывать мягкую голосоподачу.

Одним из основных компонентов плавной речи без заикания, является правильное включение голоса в работу. Резкое смыкание голосовых связок на начало речи, так называемая «твердая атака», провоцирует голосовой спазм и ступор. Это проявляется длительным затягиванием гласных, звук словно застревает в горле, вплоть до полной невозможности начать говорить. При «мягкой атаке» связки смыкаются плавно, растягиваясь, что позволяет начать говорить без ступоров и запинок.

Пример занятий на отработку мягкой голосоподачи на гласных звуках, т.к. в их образовании участвует только голос. Последовательность гласных подбирается индивидуально, но, как правило, легче всего почувствовать и понять новый способ включения голоса в работу такой: О, У, А, Э, И, Ы. Гласные по очереди записываются на доске по кругу. Это «колесо гласных». Изначально фиксируем внимание на речевом вдохе и включаем голос на гласный от тихого до громкого, словно «въезжаем» в него. Контролируем сам момент включения голоса в работу. Не должно быть слышно щелчка смыкания связок. На первом этапе постановки мягкой голосоподачи допускается использование дополнительного согласного «х» перед гласным. Напр.: хаааа, хоооо и т.д. (мелкие буквы – тихий голос, чем буквы крупнее, тем голос громче). После того, как удается добиться мягкого включения голоса на всех гласных звуках, мы начинаем отрабатывать их слитность между собой. Постепенно доводим их количество в одной комбинации до 5-ти. В комбинации из 3-х гласных звуков мы голосом поднимаемся от тихого звучания до громкого и спускаемся от громкого до тихого.

Практически у всех заикающихся ссужены границы тела, им сложно бывает даже просто развести руки в стороны во время разговора. Все жесты очень скованы, зажаты и не выходят за границы тела. Предлагая таким людям пропевать гласные с использованием широких, свободных жестов в 4-х направлениях (вверх, вниз, в стороны, вперед), снимаются общие зажимы в теле, улучшается дыхание, звучность и зычность голоса. Для каждого гласного звука свои движения рук. Одни из них имитируют артикуляцию гласных звуков, другие – очертания гласных букв.

Пример упражений.

- О – и.п. ладони лежат одна на другой, руки прижаты ребром к груди. Произносим звук, округляя губы, а руки, не размыкаясь, описывают полукруг вперед и вниз. Следим за тем, чтобы при вытягивании рук вперед, локти были выпрямлены. «Губы округлены и руками рисуем круг».

- У – и.п. ладони лежат на щеках. Кончики пальцев касаются козелков. Вытягиваем руки прямо перед собой, легко поглаживая и расслабляя щеки. В конце движения ладони приподняты, словно упираются в стену. «Губы тянем трубочкой вперед и руки вытягиваем вперед».

Если голосовые ступоры, как правило, фиксируются на гласных звуках, то дыхательные и артикуляционные на согласных. При анализе звучания речи заикающегося заметна одна общая тенденция: краткое произнесение гласных и утрированное, фиксированное согласных. Задача - научиться артикулировано, четко и интонировано произносить в словах гласные и легко, схематично обозначать согласные. Именно поэтому данный вид работы начинается только после тщательной отработки гласных.

Все согласные отрабатываются по одной схеме:

Разбор перед зеркалом артикуляции согласного звука.

Например: Звук М – согласный, звонкий, губной, смычной, сонорный (носовой). Расслабленные губы слегка касаются друг друга, звучание звука краткое.

Далее произносим обратные слоги с одной гласной.

Ам, Ом, Ум, Им, Эм, Ым

Далее выполняется упражнение «Лесенка» для отработки артикуляции согласного с одним гласным, на одном артикуляционном укладе. Ведущей рукой на свободной ладони поочередно спокойно и плавно прижимаем пальцы от большого к мизинцу на каждый слог. Обратный слог с одной гласной произносится от одного до пяти раз путем присчитывания. Весь упор делается на гласный звук, а согласный легко пролетает.

Далее упражнение «Колесо гласных» + согласный. Произнесение одного согласного с разными гласными, т.е. смена артикуляционных укладов.

В «колесо гласных» вписывается согласный и пропевается с движениями рук в комбинациях от 3-х до 5-ти гласных без «горочек», но громко и четко. Количество гласных зависит от возраста заикающихся и их реальных возможностей на данном этапе.

Вся схема повторяется на прямых слогах и со стечением согласных. Трудные слова отрабатываются упражнением «Лесенка». Включение скороговорок на данный согласный звук. Чтение стихов и текстов, насыщенных данным согласным звуком.

Для того, чтобы удерживать темпо-ритмическую сторону речи, при этом соблюдая слитность гласных в целой фразе, необходим внешний контроль за темпом и ритмом. Для этого используем 4 движения рук, 4 «восьмерки»:

1. Правая рука, рисуем горизонтальные «восьмерки» от центра вправо открытой ладонью и от края к центру закрытой ладонью.

2. Левая рука, рисуем горизонтальные «восьмерки» от центра влево открытой ладонью и от края к центру закрытой ладонью.

3. «Рыбка». Две руки рисуют горизонтальные восьмерки в одном направлении.

4. «Цветочек». Две руки одновременно делают расходяще-сходящие движения рук на горизонтальных восьмерках.

Такие движения рук имеют ряд преимуществ перед другими приемами удержания темпа и ритма речи:

1. Плавные движения рук влекут за собой плавную слитную речь;

2. Гармонизируют и укрепляют межполушарные связи;

3. Помогают выявить скрытую (переученную) леворукость;

4. Так как это крупно моторные движения, то они легко осваиваются даже детьми дошкольного возраста;

5. Учитывая прямую взаимосвязь между вербальными и невербальными способами общения, делают речь раскованной, ритмизированной и естественной.

6. Координируют жесты и речь.

На начальном этапе восстановления речи при заикании в обязательном порядке используем поочередно все 4 движения рук. В дальнейшем, как правило, включается ведущая рука и только для запуска речи, что воспринимается окружающими как обычный жест.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста родители работают совместно с ними «рука в руке» до тех пор, пока малыши не усвоят эти движения и не начнут четко отслеживать речевой ритм. Как правило, подключение «восьмерок» совместно с речевым дыханием и мягкой голосоподачей, позволяет людям, даже с самой сложной формой заикания сразу начать говорить свободно и легко. В дальнейшем, большие «восьмерки» заменяются маленькими и микро. Например, при чтении в школе можно рисовать микро «восьмерки» пальцами на парте, тем самым задавая темп и ритм.

Способ включает использование динамических логоритмик. Это речевые ритмические упражнения с жестами на шагах. Подбираются короткие стишки с законченным сюжетом и действием внутри него. Движения рук и туловища соответствуют сюжету и ритму. Шаги должны быть спокойные, плавные, прогулочные. Динамические логоритмики ежедневно усложняются не только за счет смены движений рук и туловища, но и за счет удлинения речевого потока. Динамические логоритмики подключаются, когда поставлены диафрагмальное дыхание и мягкая голосоподача. Ежедневно добавляя по одной логоритмике к самой первой, мы словно плетем «венок» из стишков с движениями. Единый поток логоритмик тренирует не только крупные группы мышц, но и формирует речевое внимание, общую и речевую координацию, быструю переключаемость с движения на движение двух рук, а это - вовлеченность в работу сразу двух полушарий мозга.

Пример динамической логоритмики.

Вначале все тексты и движения рук отрабатываются статично перед зеркалом. Потом переходим на шаги.

Логоритмика «По дорожке». Шагаем с правой ноги с хлопками в ладоши перед собой.

По дорожке вдоль пруда

Я гуляю иногда.

Но подальше от воды,

Чтобы не было беды.

Чтение, как прием автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений. При чтении автоматизируются все компоненты речи в целом.

Изначально для прочтения предлагаются фразы из 2-х, 3-х одно, двухсложных слов. Перед началом чтения в обязательном порядке расставляются грамматические ударения.

Речевой ритм подразумевает равномерное чередование ударных и безударных гласных в речевом потоке и включает в себя как грамматические, так и ритмические ударения. По сути, ритмическое ударение – это дополнительные гласные звуки в сильной позиции в словах более чем 2-х сложной конструкции.

В тех случаях, когда 1-е слово в фразе заканчивается на ударный слог, а второе с него начинается, 1-я ударная произносится более длительно, чтоб не разрывать речевой поток и выделяется в тексте подчеркиванием.

На каждое ударение делается один поворот руки. Так, в фразе «Чижи пели» на первое слово ладонь открыта, на второе – закрыта. Пока идет поворот руки гласная как бы пропевается и соединяется со следующей ударной. Практически у всех заикающихся именно в таких грамматических конструкциях возникают ступоры и запинки. Они сбиваются с ритма, заглатывают безударные, утрируют согласные и все слова произносят раздельно, рублено.

Для прочтения предлагается до 40 фраз из 2-х слов и 15-20 из 3-х слов. Главная задача на этом этапе – научить видеть и слышать ударные гласные, слитно произносить два стыковочных ударных слога, соединить речевой ритм с 4-мя движениями рук.

Дальше предлагаются короткие рассказы, составленные из одно, двухсложных слов. При разборе текстов обращаем внимание на предлоги и союзы. Они могут находиться как в ударной, так и в безударной позициях. Это зависит от места грамматического ударения в зависимом слове. Если в последующем за предлогом (союзом) слове ударение падает на первый слог, то будет безударным, если на второй, то ударный.

Длинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения разбиваются на несколько смысловых частей. При каждом подхвате воздуха происходит смена движений рук (левая, правая, «рыбка», «цветочек»). Каждая фраза или часть сложного предложения читаются слитно, на одном выдохе, выделяя голосом интонационный рисунок и четко артикулируя гласные.

Для групп детей дошкольного возраста этап чтения проводится только с родителями. Главное требование – при выполнении домашнего задания читать вслух на «восьмерках» в присутствии детей, а по возможности совместно с ними «рука в руку». Это необходимо для того, чтобы в коре головного мозга у ребенка формировался образ правильной речи и в теле фиксировался темпо – ритмический рисунок фраз.

Присутствие и активное участие родителей на занятиях обязательно. У дошкольников основным моментом является обучение новому навыку речи именно родителей, чтобы потом они могли закреплять новую речевую модель в домашних условиях.

Учитывая, что заикание влечет за собой нарушение коммуникативной функции речи – занятия рекомендовано проводить в малых группах, до 5–ти человек.

Полностью процесс полного восстановления речи занимает от 3-4-х месяцев до 2-3-х лет и состоит из 4-х этапов:

1-й этап: регулировка мышечного тонуса, формирование ощущения расслабления в речевом аппарате, наработка речевого дыхания, правильного включение голоса в работу, выравнивание  темпа и ритма, слитности и плавности речи, включение внешних «метрономов» речи.

2-ой этап: закрепление нового навыка речи и умение использовать его в различных речевых ситуациях: чтение, пересказ, рассказ, диалог, монолог; развитие модуляций голоса.

3-й этап: преодоление психотравмирующих речевых ситуаций: техники звонков по телефону, разговоры с чужими людьми, выступления на публику и т.д.

4-й этап: самостоятельное закрепление новых навыков речи, ведение речевых дневников,  посещение профилактических курсов 1-2 раза в месяц по 2 часа в течение года.

Первые три этапа объединены в базовый интенсивный 50-ти часовой курс. Занятия проводятся ежедневно по 5 академических часов без выходных в течение 10 календарных дней.

Похожие патенты RU2721301C2

название год авторы номер документа
Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых 2019
  • Шутова Наталья Геннадьевна
RU2735057C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ 2023
  • Батарчук Дмитрий Сергеевич
RU2822549C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2011
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2450835C1
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2023
  • Сударикова Елена Владимировна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Колтунова Анна Алексеевна
RU2822659C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2013
  • Мушкатина Валентина Николаевна
RU2556559C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Вовк О.Н.
  • Бурмистров А.С.
RU2128944C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ 2020
  • Иржанова Юлия Валерьевна
RU2760196C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2019
  • Сахаровская Ольга Павловна
RU2723221C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 1993
  • Сорочинская Татьяна Владимировна
RU2092150C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ 2012
  • Сидоров Александр Михайлович
  • Сидорова Маргарита Михайловна
  • Сидоров Сергей Александрович
  • Обухов Андрей Александрович
RU2497555C1

Реферат патента 2020 года Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики

Изобретение относится к области дефектологии, в частности к способам устранения заикания. В способе предлагается коррекционная работа, которая строится на логоритмических приемах. Способ включает занятия на расслабление мышц, постановку диафрагмального дыхания, постановку мягкой голосоподачи, занятия по восстановлению темпо-ритмического рисунка речи, дополнительно включает артикулляционную, мимическую, пальчиковую гимнастики. Артикулляционные и пальчиковые упражнения выполняются с ритмическими движениями под четкий ритм, постановка речевого дыхания под ритмичное речевое сопровождение. Постановка мягкой голосоподачи происходит с использованием жестов сначала на гласных звуках, затем с подключением согласных и отработку артикуляции гласных и согласных звуков на специально подобранных упражнениях. Занятия по восстановлению темпо-ритмической речи, происходит с опорой на четыре движения обеих рук. Закрепление новой темпо-ритмической стороны речи происходит на занятиях статической и динамической логоритмик, а для автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений используется чтение с использованием ритмических движений рук. Занятие на расслабление мышц начинаются с максимального напряжения мышц, после чего мышцы рефлекторно расслабляются. Постановка мягкой голосоподачи осуществляется с использованием жестов в 4-х направлениях - вверх, вниз, в стороны, вперед. Перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения. 7 пр.

Формула изобретения RU 2 721 301 C2

Способ устранения заикания с помощью логоритмики, отличающийся тем, что проводят занятия на расслабление мышц лица, при этом занятия начинают с напряжения мышц путем сжатия кулаков, обхватывания себя за плечи, голова наклонена к груди, зубы сжаты, глаза зажмурены, удерживают положение до ощущения боли в мышцах с последующим их расслаблением; затем выполняют артикуляционную гимнастику, включающую:

- упражнения для расслабления нижней челюсти,

- упражнения для губ,

- упражнения для языка;

мимическую гимнастику, включающую:

- упражнения для нижнего и верхнего века,

- упражнения для мышц лба, при этом упражнения выполняют с ритмическими движениями рук под речевой ритм;

проводят пальчиковую гимнастику;

затем проводят постановку диафрагмального речевого дыхания под счет логопеда или родителя;

затем проводят постановку мягкой голосоподачи на гласных звуках, пропевая гласные с использованием жестов рук в 4-х направлениях - вверх, вниз, в стороны, вперед;

затем проводят упражнения по восстановлению темпо-ритмической речи с помощью четырех движений обеих рук, при этом в качестве движений рук используются движения в форме «восьмерки»;

закрепляют темпо-ритмическую речь упражнениями - динамическая логоритмика, включающая речевые ритмические упражнения с жестами на шагах;

для автоматизации нового навыка речи и расстановки ритмических ударений используется чтение с использованием ритмических движений рук, при этом перед началом чтения расставляются грамматические и ритмические ударения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2721301C2

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2011
  • Томилина Светлана Михайловна
RU2450835C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2016
  • Арутюнян Лилия Зиновьевна
  • Арутюнян Мигран Арутюнович
RU2616993C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 1994
  • Тышкевич Т.Г.
RU2122869C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 1996
  • Доскин В.А.
  • Буланова О.Е.
  • Шипелина Л.В.
  • Шипелин А.В.
RU2100017C1
ФИЛАТОВА Ю
О
и др
Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1
М.: Национальный книжный центр
Т
Гидравлическая или пневматическая передача 0
  • Жнуркин И.А.
SU208A1
ДЕМАКОВА И
Г
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий

RU 2 721 301 C2

Авторы

Шутова Наталья Геннадьевна

Даты

2020-05-18Публикация

2018-02-10Подача