УСТРОЙСТВО, ПОВЫШАЮЩЕЕ ПРОПУЛЬСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОДОМЕТНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ Российский патент 2005 года по МПК B63H11/10 

Описание патента на изобретение RU2247058C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов, подводных аппаратов и других подводных плавсредств. Позволяет получить дополнительную тягу (экономию топлива) не менее 15-20% от упора движителя, повысить его КПД.

Известен водометный движитель, содержащий насос в насадке в виде кольцевого крыла соосно с кормовой оконечностью плавсредства (заявка Японии №51-199156, кл. В 63 С 8/12, 1976).

Известен водометный движитель, у которого водовод выполнен в форме кольцевого крыла с осевой протяженностью, равной 2-4 диаметрам рабочего колеса насоса (патент РФ №2057684, 6 МКИ В 63 Н 11/08, 11/02, В 63 G 8/12, 1996).

Недостаток обоих аналогов - сравнительно низкий по сравнению с гребным винтом КПД по причине больших гидравлических потерь в подводе.

Известен водометный движитель, содержащий профилированный водовод, насос и реактивное сопло (С.С.Золотов, В.Б.Амфилохиев, Ю.И.Фадеев. Задачник по гидромеханике для судостроителей. - Л.: Судостроение, 1984, с.100, рис. 7.8). Недостаток аналога тот же.

Известно принятое за прототип “устройство для увеличения упора движителя”, содержащее профилированный водовод, насос и выходное сопло (патент Австралии №543064, МКИ В 63 Н 15/16, 1985 г.).

Недостаток прототипа - тот же, общий для всех водометных движителей подобного типа - низкий КПД по причине значительных гидравлических потерь в водоводе, что делает нерентабельным его использование на плавсредствах.

Технический результат изобретения - получение дополнительной (корпусной) силы тяги судна и увеличение КПД его движителя при неизменной мощности энергетической установки.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем профилированный водовод, насос и выходное сопло, в водоводе, образованном насадкой в кормовой оконечности судна и поверхностью корпуса судна, соосно продольной центральной оси судна размещено по крайней мере одно кольцо крыльевого профиля, выпуклая поверхность которого направлена в нос судна, входная часть водовода имеет форму конфузора, а в месте установки кольца обшивка водовода спрофилирована по поверхности тока реальной жидкости, при этом нижняя поверхность кольца имеет искусственную шероховатость и пластинчатый интерцептор, размещенный вдоль малого радиуса кольца. При использовании нескольких колец кольцо с наибольшим диаметром выступает вперед в сторону носа судна больше всех, а кольцо с меньшим диаметром меньше других колец. При размещении в водовод кольца крыльевого профиля с некоторым углом атаки возникает подъемная сила, проекция которой на продольную ось судна совпадает с направлением движения и дает дополнительную величину упора. Шероховатость нижней поверхности кольца приводит к снижению скорости обтекания этой поверхности и, следовательно, увеличению давления на эту поверхность. Пластинчатый интерцептор приводит к торможению потока на нижней поверхности кольца и тоже способствует повышению давления на кольцо. Проекция сил давления на направление движения судна дает прибавление силы тяги.

Кольцо (кольца) устанавливается в том районе водовода, где может быть получена наибольшая величина дополнительной силы упора. Для снижения гидродинамического сопротивления в водоводе в районе кольца обшивка спрофилирована по поверхностям тока реальной жидкости.

Предлагаемое устройство отличается от прототипа следующими признаками:

- в водоводе соосно продольной центральной оси судна размещено по крайней мере одно кольцо крыльевого профиля, выпуклая поверхность которого направлена в нос судна;

- входная часть водовода выполнена в виде конфузора;

- нижняя поверхность крыльевого профиля имеет искусственную шероховатость;

- на нижней поверхности профиля вдоль малого радиуса кольца установлен пластинчатый интерцептор;

- обшивка водовода в районе размещения кольца (нескольких колец) спрофилирована по поверхностям тока реальной жидкости;

- при размещении в водоводе нескольких колец крыльевого профиля кольцо наибольшего диаметра выступает вперед в нос судна больше остальных, меньшего диаметра, наоборот, выступает меньше всех.

Предлагаемое устройство схематично изображено на чертеже. Устройство располагается в кормовой оконечности судна 1, где 2 - профилированный водовод, 3 - насадок, 4 - водометный движитель насосного типа, 5 - реактивное сопло, 6 - кольцо крыльевого профиля, 7 - пластинчатый интерцептор, 8 - шероховатость на нижней поверхности кольца, 9 - пиллон.

Устройство работает следующим образом. При движении судна забортная вода засасывается в водовод 2. По мере движения воды в водоеме скорость потока в результате уменьшения площади “живого” сечения водовода увеличивается. Поток воды набегает на профилированное кольцо 6, нижняя часть которого имеет пластинчатый интерцептор 7 и искусственную шероховатость 8, укрепленное на пиллонах 9 под углом атаки к вектору скорости потока. На кольце как на крыле возникают подъемная сила Р и сила сопротивления R. Проекция силы Р на продольную ось дает дополнительную силу тяги Т. Ориентировочные расчеты показывают, что дополнительная сила тяги профилированного кольца с учетом силы его сопротивления и силы трения равна не менее 15-20% упора движителя.

При оптимизации конструкции предлагаемого устройства, в частности при использовании решетки из нескольких колец, расположенных таким образом, что обеспечивается максимально возможный коэффициент гидродинамического качества, использовании известных способов снижения сопротивления крыльев положительный эффект может быть существенно повышен.

Похожие патенты RU2247058C1

название год авторы номер документа
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ 2000
  • Соловьев А.П.
  • Турышев Б.И.
RU2183175C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА 2001
  • Соловьев А.П.
RU2213677C2
ВСТАВКА-ВОДОВОД ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СКОРОСТНОГО СУДНА 2002
  • Турышев Б.И.
  • Войцех О.Г.
  • Соловьев А.П.
RU2240951C2
СКОРОСТНОЕ СУДНО 2000
  • Породников С.А.
  • Сорокин А.А.
  • Максимов А.Л.
  • Марбашев К.Х.
  • Клягин А.С.
RU2167078C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2003
  • Мавлюдов М.А.
  • Данилов Е.В.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Калистратов Н.Я.
  • Яковлева О.В.
  • Салазкин И.В.
  • Овсиенко Е.И.
  • Кильдеев Р.И.
  • Штефан В.В.
RU2245818C2
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2015
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2610754C2
ЛЕГКОНАГРУЖЕННЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2013
  • Александров Станислав Анатольевич
  • Каневский Григорий Ильич
  • Капранцев Сергей Вячеславович
  • Пустошный Александр Владимирович
RU2537351C2
ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО 2002
  • Породников С.А.
  • Максимов А.Л.
  • Клягин А.С.
RU2212352C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ 2001
  • Соловьев А.П.
RU2219100C2
ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СУДНА 1994
  • Соловьев А.П.
RU2185308C2

Реферат патента 2005 года УСТРОЙСТВО, ПОВЫШАЮЩЕЕ ПРОПУЛЬСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОДОМЕТНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов, подводных аппаратов и других плавсредств. Устройство содержит профилированный водовод, насадку, насос и выходное сопло. В водоводе, образованном между насадкой в кормовой оконечности судна и поверхностью корпуса, соосно центральной оси судна размещено по крайней мере одно кольцо крыльевого профиля. Выпуклая поверхность кольца направлена в нос судна. Нижняя поверхность кольца имеет искусственную шероховатость и пластинчатый интерцептор, размещенный вдоль малого радиуса кольца. При использовании нескольких колец кольцо большего диаметра выступает вперед в сторону носа больше остальных, кольцо меньшего диаметра, наоборот, выступает меньше других колец. На кольце, установленном с некоторым углом атаки к потоку, при его обтекании потоком воды возникает подъемная сила, проекция которой на ось судна, направленная по ходу движения, дает дополнительную тягу. Входная часть водовода имеет форму конфузора. При этом в районе установки кольца (колец) обшивка водовода спрофилирована по поверхностям тока реальной жидкости. Технический результат заключается в получении дополнительной тяги не менее 15-20% от упора движителя, повышении его КПД. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 247 058 C1

Устройство, повышающее пропульсивные показатели водометных движителей, содержащее профилированный водовод, насос и выходное сопло, отличающееся тем, что в профилированном водоводе, образованном насадкой в кормовой части судна и поверхностью корпуса, соосно продольной центральной оси судна размещено по крайней мере одно кольцо крыльевого профиля, выпуклая поверхность которого направлена в нос судна, входная часть водовода имеет форму конфузора, а в районе установки кольца обшивка водовода спрофилирована по поверхностям тока реальной жидкости, при этом нижняя поверхность кольца имеет искуственную шероховатость и пластинчатый интерцептор, размещенный вдоль малого радиуса кольца, при использовании нескольких колец кольцо наибольшего диаметра выступает вперед в сторону носа судна больше остальных, а с меньшим диаметром выступает меньше других колец.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247058C1

Устройство для ориентации и загрузки контактов в гнезда колодки разъема 1974
  • Донской Юрий Васильевич
  • Шляков Валерий Павлович
SU543064A1
Направляющий аппарат для гребного винта 1940
  • Турчан И.Е.
SU59514A1
Водометный движитель 1978
  • Алешин Владимир Васильевич
  • Бурлаков Виктор Данилович
  • Куликов Сергей Васильевич
  • Лифенко Петр Лукьянович
  • Титов Игорь Анатольевич
  • Тогуняц Анатолий Радиславович
SU846396A1
DE 1181090, 05.11.1964
Линия для металлизации длинномерных нежестких изделий 1983
  • Бердичевский Владимир Яковлевич
  • Дубовой Виль Исаакович
  • Петров Виктор Григорьевич
  • Герасименко Виктор Анатольевич
  • Серватинский Николай Борисович
SU1145049A1

RU 2 247 058 C1

Авторы

Соловьев А.П.

Турышев Б.И.

Бирюков С.В.

Даты

2005-02-27Публикация

2003-07-22Подача