Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Позволяет получить дополнительную тягу не менее 25-35% от упора водометного движителя с центробежным насосом, повысить КПД движителя. Может быть использовано и для маневрирования судна.
Известны водометные движители с центробежными насосами [С.В.Куликов, М. Ф.Храмкин. Водометные движители (теория и расчет). Издание третье. - Л.: Судостроение, п.1.2, I], содержащие насос, входной патрубок и выходное отверстие с соплом. Выбраны в качестве прототипа. Недостатки прототипа: большие гидравлические потери внутри водоводов и малый КПД (0,5-0,6), а также нерациональное использование кинетической энергии воды в водоводах.
Технический результат предлагаемого устройства - повышение силы тяги и КПД движительного комплекса за счет более рационального конструирования водометного движителя и использования кинетической энергии потока в них.
Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем расположенные в корме судна два центробежных насоса с водозаборными патрубками и сопловыми отверстиями, водозаборные патрубки размещены побортно, при этом часть кормовой внутренней обшивки патрубка выполнена в виде выпуклой поверхности крыла, а противолежащая ему часть носовой обшивки патрубка параллельна хорде "крыла" и имеет искусственную шероховатость, причем угол между диаметральной плоскостью судна и хордой "крыла" составляет 45-90o.
Заявленное устройство отличается от прототипа тем, что
водозаборные патрубки размещены побортно;
часть кормовой внутренней обшивки патрубка выполнена в виде выпуклой поверхности крыла;
противолежащая "крылу" часть носовой обшивки патрубка параллельна хорде "крыла" и имеет искусственную шероховатость;
угол α между диаметральной плоскостью судна и хордой "крыла" составляет 45-90o.
Других близких аналогов не обнаружено.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена общая схема устройства; на фиг.2 - водозаборный патрубок (вид по борту). На них показана корма судна 1. Устройство содержит: 2 - центробежные насосы, 3 - водозаборный патрубок, 4 - приемная (конфузорная часть) водозаборного патрубка 3, 5 - выпуклая (крыльевая) часть внутренней кормовой обшивки патрубка 3, 6 - выходное сопловое отверстие, 7 - часть внутренней носовой обшивки патрубка с искусственной шероховатостью.
Устройство работает следующим образом. С пуском насосов 2 забортная вода засасывается в водозаборные патрубки 3. В конфузорной части 4 патрубка поток ускоряется. При обтекании выпуклой части 5 на ней, как на крыле, появляется подъемная сила, перпендикулярная "хорде крыла" 5. Ее проекция на диаметральную плоскость судна дает дополнительную тягу. Шероховатость 7 носовой обшивки патрубка способствует падению скорости ее обтекания и тем самым повышению давления на эту обшивку. Вода из насоса 2 выбрасывается в направлении движения судна через выходное сопловое отверстие 6, создавая реактивную часть силы тяги судна.
Выбор конструктивных элементов устройства зависит от кормовых обводов судна, его осадки и т.п. Очевидно, что эффект изобретения во многом определяется углом между "хордой крыла" и ДП судна. Оценим величину этого эффекта. Возьмем судно с двумя водометными движителями, каждый с тягой Т=40,7 Кн. Скорость движения V=34 узла (16,2 м/с). Расход воды каждого насоса 3 м3/с. Поперечное сечение водозаборного патрубка 3 в месте размещения выпуклой части обшивки 5 прямоугольное (высота h=0,5 м, ширина b=0,6 м). Длина "крыла" l=1 м, толщина "крыла" t=0,1 м. Скорость обтекания "крыла" водой Vкр=10 м/с.
Величина подъемной силы на обоих "крыльях" комплекса составит
P=2ρVкр 2SкрCy/2=2•1000•102•0,5•1,0•1,2=120 Кн,
где Sкр - площадь "крыла", Су= 1,2 - коэффициент подъемной силы. При площади искусственной шероховатости, равной площади "крыла", к подъемной силе Р добавится сила давления на носовую часть обшивки патрубка в месте нанесения шероховатости пропорционально коэффициенту Сщ=0,1. Тогда суммарная сила, перпендикулярная хорде "крыла", будет равна Рсум=130,0 Кн.
Предположим, что в результате внесения дополнительного гидравлического сопротивления в водометный движитель за счет образования выпуклости обшивки и искусственной шероховатости тяга насоса от реактивной струи уменьшилась на 50%. Вычислим прирост скорости движения судна с предлагаемым комплексом по формуле
В результате вычислений для углов α=45-90o получим прирост скорости движения судна, равный 4,0-8,5 узлам. При этом повысится и КПД движительного комплекса.
Таким образом, предложенное устройство дает возможность сравнительно простыми техническими средствами существенно повысить силу тяги судна с водометными движителями (или снизить расход топлива) и КПД движительного комплекса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ | 2000 |
|
RU2183175C2 |
ВСТАВКА-ВОДОВОД ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2228879C2 |
ВСТАВКА-ВОДОВОД ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СКОРОСТНОГО СУДНА | 2002 |
|
RU2240951C2 |
ДВУХРЕЖИМНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО СУДНА | 2002 |
|
RU2219099C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА | 2001 |
|
RU2213677C2 |
ДВУХРЕЖИМНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СУДНА | 2007 |
|
RU2360832C1 |
ВОДОЗАБОРНИК СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ | 1994 |
|
RU2079420C1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ В СИЛУ ТЯГИ | 2008 |
|
RU2381952C2 |
УСТРОЙСТВО, ПОВЫШАЮЩЕЕ ПРОПУЛЬСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОДОМЕТНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ | 2003 |
|
RU2247058C1 |
Судно на подводном крыле | 2021 |
|
RU2770253C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Устройство содержит расположенные в корме судна два центробежных насоса с водозаборными патрубками и сопловыми отверстиями. Водозаборные патрубки размещены побортно. Часть кормовой внутренней обшивки патрубка выполнена в виде выпуклой поверхности крыла, а противолежащая ему часть носовой обшивки патрубка параллельна хорде крыла и имеет искусственную шероховатость. Угол между диаметральной плоскостью судна и хордой крыла составляет 45-90o. Изобретение позволяет повысить силу тяги на 25-35% и КПД движительного комплекса. 2 ил.
Водометный движительный комплекс судна с центробежными насосами, содержащий расположенные в корме судна два центробежных насоса с водозаборными патрубками и сопловыми отверстиями, отличающийся тем, что водозаборные патрубки размещены побортно, при этом часть кормовой внутренней обшивки патрубка выполнена в виде выпуклой поверхности крыла, а противолежащая ему часть носовой обшивки патрубка параллельна хорде крыла и имеет искусственную шероховатость, причем угол между диаметральной плоскостью судна и хордой крыла составляет 45-90°.
КУЛИКОВ С.В., ХРАМКИН М.Ф | |||
Водометные движители | |||
Третье изд | |||
- Л.: Судостроение, 1980, п.1.2, с.34 и 35, рис.1.27-1.29 | |||
Гидрореактивный судовой движитель | 1954 |
|
SU100529A1 |
Кормовая оконечность судна | 1988 |
|
SU1630959A1 |
US 3575127 А, 13.04.1971 | |||
Устройство для тестового контроля цифровых блоков | 1987 |
|
SU1545222A1 |
Авторы
Даты
2003-12-20—Публикация
2001-08-22—Подача