ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2004 года по МПК F02C7/06 F01D25/28 

Описание патента на изобретение RU2241842C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к устройствам опор турбин газотурбинных двигателей, предназначенных преимущественно для летательных аппаратов (далее л.а.).

Известна опора турбины газотурбинного двигателя (далее ГТД), содержащая корпус подшипника, соединенный с силовым корпусом турбины стяжными стержнями, проходящими через внутренние полости лопаток соплового аппарата (1).

Известная опора расположена перед рабочим колесом турбины высокого давления, и осевые нагрузки в ней воспринимаются поддерживающим конусом, закрепленным на корпусе подшипника и камере сгорания. Однако при расположении опоры турбины в пространстве между рабочими колесами турбин высокого и низкого давления такая конструкция опоры, ввиду ограниченности осевого пространства, практически не осуществима, а в большинстве конструктивных схем двухроторных двигателей, в особенности имеющих систему охлаждения рабочего колеса турбины высокого давления, опора турбины расположена именно в междисковом пространстве. Вместе с тем, для двигателей, используемых для л.а., в отличие от двигателей для стационарных газотурбинных установок, восприятие опорой возникающих при эволюциях л.а. осевых нагрузок крайне необходимо.

Кроме того, при переходе с одного режима работы двигателя на другой температура элементов наружного корпуса турбины и корпуса подшипника различна, из-за чего возникают радиальные деформации этих элементов, которые при их жестком креплении друг с другом приводят к появлению температурных напряжений. Это может привести к разрушению элементов опоры и, тем самым, снижает надежность ее работы.

Задачей заявленного изобретения является повышение надежности работы опоры турбины ГТД, за счет обеспечения восприятия элементами опоры осевых нагрузок и момента из плоскости опоры, возникающих на двигателе при эволюциях летательного аппарата, а также устранения температурных напряжений, возникающих в элементах опоры.

Технический результат достигается тем, что в опоре ротора турбины газотурбинного двигателя, содержащей корпус подшипника, соединенный с силовым корпусом турбины стяжными стержнями, проходящими через внутренние полости лопаток соплового аппарата, продольные оси стяжных стержней наклонены относительно плоскости поперечного сечения опоры, причем наклон каждой пары соседних стержней относительно этой плоскости направлен в разные стороны.

Кроме того, в опоре ротора турбины газотурбинного двигателя может иметь место следующее:

- места соединения каждой пары соседних стяжных стержней с силовым корпусом турбины смещены друг относительно друга в продольном направлении;

- места соединения каждой пары соседних стяжных стержней с корпусом подшипника смещены друг относительно друга в продольном направлении;

- через внутреннюю полость одной лопатки соплового аппарата проходит пара стяжных стержней;

- на стяжных стержнях установлены упругие элементы.

Наклон каждой пары стяжных стержней в разные стороны относительно плоскости поперечного сечения опоры обеспечивает наличие угла между силовыми элементами в каждой паре соседних стержней и, тем самым, образует силовую конструкцию, воспринимающую осевые нагрузки.

В одном из частных случаев выполнения опоры, когда места соединения каждой пары соседних стяжных стержней с силовым корпусом турбины смещены друг относительно друга в продольном направлении, каждая пара силовых элементов образует в плоскости силовой треугольник с вершиной, располагаемой на корпусе подшипника в поперечном сечении опоры.

Одновременное смещение друг относительно друга в продольном направлении мест соединения каждой пары соседних стяжных стержней с корпусом подшипника и мест соединения каждой пары соседних стержней с силовым корпусом турбины, обеспечивает перекрещивание стержней в плоскости, что позволяет разместить силовые стержни на более ограниченном пространстве, отведенном под опору, сохранив при этом наличие заданного угла между продольными осями соседних стержней.

Прохождение двух стяжных стержней через внутреннюю полость одной сопловой лопатки позволяет использовать в соединении корпуса турбины с корпусом подшипника удвоенное количество силовых элементов, повышая тем самым надежность работы опоры.

Установка на стяжных стержнях упругих элементов позволяет скомпенсировать радиальные перемещения корпуса подшипника относительно силового корпуса турбины, возникающих из-за различной температуры их нагрева, уменьшая, тем самым, температурные напряжения на стационарных, и, в особенности, переменных режимах работы двигателя, что также повышает надежность работы опоры.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже изображен общий вид опоры турбины.

Опора турбины газотурбинного двигателя содержит силовой корпус турбины 1, корпус подшипника 2 и стяжные стержни 3, соединяющие корпуса 1 и 2. Стержни 3 проходят через внутренние полости сопловых лопаток 4. Через внутреннюю полость одной сопловой лопатки 4 может проходить один или пара стяжных стержней 3. Продольные оси 5 стяжных стержней наклонены относительно поперечного сечения опоры, причем в каждой паре соседних стержней оси 5 наклонены в разные стороны. В результате такого наклона стержни 3 в каждой паре образуют в плоскости угол или перекрещиваются. На стержнях 3, например, в месте их крепления на корпусе 1, установлены упругие элементы 6, которые могут быть выполнены, например, в виде тарельчатых пружин.

Работа опоры осуществляется следующим образом.

В процессе работы двигателя радиальная нагрузка, действующая на опору, воспринимается за счет того, что одна половина стержней 3 растягивается, а другая половина сжимается, при этом усилие по стержням распределяется по закону косинуса.

За счет расположения стяжных стержней в опоре под углом относительно друг друга, каждая пара соседних стержней образует в плоскости силовой треугольник. В этом треугольнике при действии на опору осевой силы один из стержней работает на сжатие, а другой на растяжение, в результате чего в треугольнике возникает реактивная сила. Сумма осевых составляющих реактивных сил, возникающих в каждой паре стержней, равняется по величине действующей осевой нагрузке. Таким образом, опора воспринимает осевую нагрузку.

Кроме того, в большинстве конструкций известных двигателей с межроторным подшипником подшипник расположен с выносом относительно среднего сечения опоры, что приводит к появлению изгибающего момента из плоскости опоры, который при эволюциях л.а. имеет значительную величину. Этот момент преобразуется в пару осевых сил, которые воспринимаются опорой аналогично восприятию осевой нагрузки.

Взаимное радиальное смещение корпусов 1 и 2, возникающее на переходных режимах работы двигателя из-за разницы их температур, компенсируется изменением длины упругих элементов 6, причем натяжение стержней 3, стягивающих корпуса 1 и 2, выбирается таким образом, чтобы любой температурный градиент между корпусами 1 и 2 не приводил к расслаблению стыка стержней 3 с этими корпусами.

Изобретение позволяет повысить надежность работы опоры турбины ГТД, за счет обеспечения восприятия элементами опоры осевых нагрузок, возникающих на двигателе при эволюциях летательного аппарата, а также за счет компенсации радиального перемещения корпуса подшипника относительно силового корпуса турбины.

Источники информации

Патент Великобритании №2229229А, МПК 7 F 02 С 7/06, 1990 г.

Похожие патенты RU2241842C1

название год авторы номер документа
ОПОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Райков Юрий Васильевич
  • Полубояринова Светлана Анатольевна
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2326251C1
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Бурлаков Л.И.
  • Горюнов Л.В.
  • Такмовцев В.В.
RU2028460C1
Сопловый аппарат турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД) (варианты) и лопатка соплового аппарата ТНД (варианты) 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Рябов Евгений Константинович
  • Золотухин Андрей Александрович
RU2691203C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
Устройство механического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора и турбины газотурбинного двигателя. Способ управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора и турбины газотурбинного двигателя 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2702063C2
Ротор турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (варианты), узел соединения вала ротора с диском ТНД, тракт воздушного охлаждения ротора ТНД и аппарат подачи воздуха на охлаждение лопаток ротора ТНД 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Золотухин Андрей Александрович
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2684355C1
Способ охлаждения соплового аппарата турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя и сопловый аппарат ТНД, охлаждаемый этим способом, способ охлаждения лопатки соплового аппарата ТНД и лопатка соплового аппарата ТНД, охлаждаемая этим способом 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2691202C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2555933C2

Реферат патента 2004 года ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к устройствам опор турбин газотурбинных двигателей, предназначенных преимущественно для летательных аппаратов. Опора турбины газотурбинного двигателя содержит корпус турбины 1, корпус подшипника 2 и стяжные стержни 3, соединяющие корпуса 1 и 2. Стержни 3 проходят через внутренние полости сопловых лопаток 4. Через внутреннюю полость одной сопловой лопатки 4 может проходить один или пара стяжных стержней 3. Продольные оси 5 стяжных стержней наклонены относительно поперечного сечения опоры, причем в каждой паре соседних стержней оси 5 наклонены в разные стороны. В результате такого наклона стержни 3 в каждой паре образуют в плоскости угол или перекрещиваются. На стержнях 3 установлены упругие элементы 6. Изобретение позволяет повысить надежность работы опоры турбины ГТД, за счет обеспечения восприятия элементами опоры осевых нагрузок, возникающих на двигателе при эволюциях летательного аппарата, а также устранения температурных напряжений на элементах опоры. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 241 842 C1

1. Опора ротора турбины газотурбинного двигателя, содержащая корпус подшипника, соединенный с силовым корпусом турбины стяжными стержнями, проходящими через внутренние полости лопаток соплового аппарата, отличающаяся тем, что продольные оси стяжных стержней наклонены относительно плоскости поперечного сечения опоры, причем наклон каждой пары соседних стержней относительно этой плоскости направлен в разные стороны.2. Опора ротора турбины газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что места соединения каждой пары соседних стяжных стержней с силовым корпусом турбины смещены друг относительно друга в продольном направлении.3. Опора ротора турбины газотурбинного двигателя по п.1 или 2, отличающаяся тем, что места соединения каждой пары соседних стяжных стержней с корпусом подшипника смещены друг относительно друга в продольном направлении.4. Опора ротора турбины газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что через внутреннюю полость одной лопатки соплового аппарата проходит пара стяжных стержней.5. Опора ротора турбины газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что на стяжных стержнях установлены упругие элементы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2241842C1

ГЕРБИЦИДНЫЙ СОСТАВ 2002
  • Костенко С.В.
  • Желтова Е.В.
  • Перемитина А.Д.
  • Каракотов С.Д.
RU2229229C1
US 4965994 A, 30.10.1990
Устройство для крепления турбины с осевым выходом 1990
  • Жан-Пьер Гро
SU1814690A3
Опорное устройство осевой стационарной турбины 1990
  • Жан-Пьер Гро
SU1808094A3
Устройство для установки корпуса турбомашины 1984
  • Дон Эдуард Абрамович
  • Левин Александр Яковлевич
  • Авруцкий Георг Давыдович
SU1240923A1
US 5160251 A, 03.11.1999.

RU 2 241 842 C1

Авторы

Абашкин С.Б.

Критский В.Ю.

Марчуков Е.Ю.

Максимов В.В.

Панов И.И.

Райков Ю.В.

Даты

2004-12-10Публикация

2003-05-16Подача