СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КОРАБЛЯ Российский патент 2005 года по МПК G08B23/00 

Описание патента на изобретение RU2244343C2

Изобретение относится к системам интеллектуальной поддержки (СИП) (экспертным системам) деятельности операторов эргатических систем и касается способа обеспечения безопасности корабля.

Известен способ интеллектуальной поддержки деятельности экипажа летательного аппарата, приведенный в описании к патенту Российской Федерации №2018966.

Известный способ заключается в измерении полетной информации, вводе ее в вычислительный комплекс и обработке по программе, осуществляющей анализ измеренной полетной информации, и при возникновении особого случая полета предъявлении на дисплее информации в виде пиктографических знаков о последовательности необходимых операций экипажа по парированию особого случая полета.

Особые случаи полета кодируются заранее в виде пиктографических знаков и вводятся в блок памяти вычислительного комплекса.

Основными недостатками известного способа являются:

- отсутствие возможности раннего выявления предпосылок возникновения опасной ситуации;

- заранее фиксированное количество нештатных ситуаций;

- отсутствие учета дестабилизирующих составляющих “человеческого фактора” (усталость, слабая профессиональная подготовка, нелояльность);

- ограниченные возможности восприятия и анализа визуальной информации;

- отсутствие масштабируемости при применении способа на более сложных объектах.

Задачей изобретения является обеспечение безопасности корабля за счет раннего выявления возникновения опасной ситуации, повышения эффективности восприятия и переработки информации, уменьшения вероятности ошибочных действий экипажа.

Это достигается тем, что в способе интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля в вычислительном комплексе используется экспертная система, позволяющая на основе общих правил в процессе анализа параметров вырабатывать упреждающие рекомендации по предотвращению опасных ситуаций, не ограничиваемых их определенным количеством.

Экспертная система анализирует также психофизиологическое состояние личного состояния личного состава, перемещения его по кораблю и в случае возникновения сочетаний параметров, представляющих угрозу для безопасности корабля, выдает рекомендации по обеспечению безопасности.

Современные экспертные системы имеют различные варианты реализации, отличающиеся методами получения исходных данных, правил обработки и интерпретации текущих значений наблюдаемых параметров и т.п.

Для интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля при разработке экспертной системы могут быть в комплексе использованы специализированные познания экспертов в области навигации и судовождения, работы корабельных технических средств и систем управления, эргономики, психологии и психофизиологии, медицины и криминалистики.

В основу разработки экспертной системы могут быть положены сценарии как гипотетических, так и реально происходивших событий, связанных со снижением безопасности корабля.

Выдача рекомендаций командному составу будет осуществляться по правилам вывода, заложенным в экспертную систему по результатам обработки комплекса сценариев аварийных ситуаций. Экспертные системы периодически должны пополняться новой информацией, получаемой в процессе эксплуатации как конкретного корабля, так и аналогичных объектов. Информация о текущих значениях наблюдаемых параметров может быть получена от систем контроля психофизиологического состояния личного состава, предусматривающих периодический контроль путем решения тестовых задач или непрерывный контроль психофизиологических параметров с дистанционным съемом показаний (для обеспечения перемещения членов экипажа). Сведения о местонахождении членов экипажа могут быть получены от систем определения координат на основе использования сигналов ультразвуковых или радиотехнических индивидуальных маячков, закрепленных непосредственно на обмундировании членов экипажа.

Для улучшения восприятия и анализа визуальной информации путем ее интеграции представление информации командному составу производится в виде системы пиктографических знаков в сочетании с синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава, отображающими комплексные оценки степени безопасности корабля по своим заведованиям.

Предоставление обобщенной информации для командного состава на дисплеях в виде пиктографических знаков, принятых для определенных видов опасности (пожар, вода), может быть реализовано путем изменения их размеров, цвета и конфигурации.

Синтезированные анимированные изображения лиц командного состава могут быть заранее размещены в базе данных экспертной системы и выводятся на дисплей в соответствии с оценкой ситуации, определенной экспертной системой.

Похожие патенты RU2244343C2

название год авторы номер документа
Способ интеллектуальной поддержки экипажа 2020
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Аракчеев Никита Андреевич
  • Бабиченко Андрей Викторович
  • Воробьев Александр Анатольевич
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Евграфов Сергей Сергеевич
  • Елесин Илья Алексеевич
  • Задорнова Татьяна Игоревна
  • Земляный Егор Сергеевич
  • Куликов Иван Игоревич
  • Новикова Яна Юрьевна
  • Сухомлинов Алексей Борисович
  • Тектов Матвей Викторович
  • Шевадронов Александр Сергеевич
  • Шелагурова Марина Сергеевна
RU2767406C1
СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1992
  • Зиберов Владимир Андреевич
  • Куприянов Александр Владимирович
  • Косолапов Олег Анатольевич
RU2018966C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2008
  • Берестов Леонид Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Людмила Яковлевна
  • Калинин Юрий Иванович
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
  • Степанова Светлана Юрьевна
RU2370416C1
СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ КРАНОВЩИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2004
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2280608C2
Информационно-управляющий комплекс с интеллектуальной поддержкой экипажа 2020
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Бабиченко Андрей Викторович
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Земляный Егор Сергеевич
  • Ищенко Сергей Николаевич
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Лазарев Евгений Федорович
  • Прядильщиков Александр Петрович
  • Субботин Владимир Юрьевич
  • Сухомлинов Алексей Борисович
RU2755097C1
Блок интеллектуальной поддержки 2020
  • Бабиченко Андрей Викторович
  • Воробьев Александр Анатольевич
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Евграфов Сергей Сергеевич
  • Елесин Илья Алексеевич
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Кожин Владислав Романович
  • Куликов Иван Игоревич
  • Лазарев Евгений Федорович
  • Прядильщиков Александр Петрович
  • Сергеев Владимир Олегович
  • Субботин Владимир Юрьевич
  • Сухомлинов Алексей Борисович
  • Тектов Матвей Викторович
  • Шевадронов Александр Сергеевич
RU2770996C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ЭКИПАЖЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕШЕНИЙ ПО ОБХОДУ ОЧАГОВ ГРОЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2023
  • Ядров Илья Александрович
RU2798629C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЙ ИНТЕРФЕЙС ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА ПО ВЫСОТНО-СКОРОСТНЫМ ПАРАМЕТРАМ И ПАРАМЕТРАМ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ВЕРТОЛЕТ 2019
  • Егоров Валерий Николаевич
RU2729891C1
Способ мониторинга профессиональной надёжности 2022
  • Крючков Борис Иванович
  • Спирин Андрей Евгеньевич
  • Крылов Анатолий Иванович
  • Харламов Максим Михайлович
  • Спирин Евгений Анатольевич
RU2825116C2
Комплекс навигации и управления кораблем 2022
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2786251C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КОРАБЛЯ

Изобретение относится к системам интеллектуальной поддержки (СИП) деятельности операторов эргатических систем, в частности деятельности экипажа корабля, и предназначено для обеспечения безопасности корабля. Технический результат заключается в повышении надежности за счет раннего выявления возникновения опасной ситуации. Способ заключается в обработке в вычислительном комплексе по программе экспертной системы информации о параметрах движения корабля, работы технических средств, состояния внутренней среды и действиях экипажа в сочетании с информацией о психофизиологическом состоянии и перемещении по кораблю личного состава с представлением на дисплеях рекомендаций по обеспечению безопасности, в том числе с представлением интегрированной информации для командного состава в виде системы пиктографических знаков, и синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 244 343 C2

1. Способ интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля, заключающийся в том, что измеряют параметры движения корабля, работы технических средств, состояние внутренней среды, вводят их в вычислительный комплекс и обрабатывают по программе экспертной системы, выявляющей отклонения параметров от штатных, и представляют на дисплеях информацию о действиях экипажа по предотвращению угрозы безопасности корабля, отличающийся тем, что производится определение психофизиологического состояния и перемещений по кораблю личного состава с последующим анализом указанных параметров с помощью экспертной системы вычислительного комплекса, выявление сочетаний параметров, уменьшающих безопасность корабля за счет учета дестабилизирующих составляющих человеческого фактора, и выработка для неограничиваемого определенным количеством опасных ситуаций упреждающих рекомендаций командному составу по обеспечению безопасности.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что информацию для командного состава корабля представляют на дисплеях в виде системы пиктографических знаков, дифференцированных по степени отклонения контролируемых параметров от нормы в сочетании с синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава, отражающими комплексные оценки степени безопасности корабля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2244343C2

СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1992
  • Зиберов Владимир Андреевич
  • Куприянов Александр Владимирович
  • Косолапов Олег Анатольевич
RU2018966C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1999
  • Сухолитко В.А.
RU2150886C1
US 6348867 B1, 19.02.2002
Дорот В
и др
Толковый словарь современной компьютерной лексики
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
- СПб.: БХВ-Петербург, 2001, с.448
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ ОБЪЕКТОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Миронов Арсений Дмитриевич
  • Логинов Олег Евгеньевич
  • Цветков Борис Юрьевич
  • Мадорский Сергей Владимирович
  • Лукьянов Валерий Иванович
  • Тетерина Елена Анатольевна
  • Селиверстова Нина Георгиевна
RU2091057C1
US 6125311 А, 26.09.2000.

RU 2 244 343 C2

Авторы

Гончаров А.В.

Проскуряков Н.В.

Можаев А.А.

Даты

2005-01-10Публикация

2002-07-30Подача