Изобретение относится к системам интеллектуальной поддержки (СИП) (экспертным системам) деятельности операторов эргатических систем и касается способа обеспечения безопасности корабля.
Известен способ интеллектуальной поддержки деятельности экипажа летательного аппарата, приведенный в описании к патенту Российской Федерации №2018966.
Известный способ заключается в измерении полетной информации, вводе ее в вычислительный комплекс и обработке по программе, осуществляющей анализ измеренной полетной информации, и при возникновении особого случая полета предъявлении на дисплее информации в виде пиктографических знаков о последовательности необходимых операций экипажа по парированию особого случая полета.
Особые случаи полета кодируются заранее в виде пиктографических знаков и вводятся в блок памяти вычислительного комплекса.
Основными недостатками известного способа являются:
- отсутствие возможности раннего выявления предпосылок возникновения опасной ситуации;
- заранее фиксированное количество нештатных ситуаций;
- отсутствие учета дестабилизирующих составляющих “человеческого фактора” (усталость, слабая профессиональная подготовка, нелояльность);
- ограниченные возможности восприятия и анализа визуальной информации;
- отсутствие масштабируемости при применении способа на более сложных объектах.
Задачей изобретения является обеспечение безопасности корабля за счет раннего выявления возникновения опасной ситуации, повышения эффективности восприятия и переработки информации, уменьшения вероятности ошибочных действий экипажа.
Это достигается тем, что в способе интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля в вычислительном комплексе используется экспертная система, позволяющая на основе общих правил в процессе анализа параметров вырабатывать упреждающие рекомендации по предотвращению опасных ситуаций, не ограничиваемых их определенным количеством.
Экспертная система анализирует также психофизиологическое состояние личного состояния личного состава, перемещения его по кораблю и в случае возникновения сочетаний параметров, представляющих угрозу для безопасности корабля, выдает рекомендации по обеспечению безопасности.
Современные экспертные системы имеют различные варианты реализации, отличающиеся методами получения исходных данных, правил обработки и интерпретации текущих значений наблюдаемых параметров и т.п.
Для интеллектуальной поддержки деятельности экипажа по обеспечению безопасности корабля при разработке экспертной системы могут быть в комплексе использованы специализированные познания экспертов в области навигации и судовождения, работы корабельных технических средств и систем управления, эргономики, психологии и психофизиологии, медицины и криминалистики.
В основу разработки экспертной системы могут быть положены сценарии как гипотетических, так и реально происходивших событий, связанных со снижением безопасности корабля.
Выдача рекомендаций командному составу будет осуществляться по правилам вывода, заложенным в экспертную систему по результатам обработки комплекса сценариев аварийных ситуаций. Экспертные системы периодически должны пополняться новой информацией, получаемой в процессе эксплуатации как конкретного корабля, так и аналогичных объектов. Информация о текущих значениях наблюдаемых параметров может быть получена от систем контроля психофизиологического состояния личного состава, предусматривающих периодический контроль путем решения тестовых задач или непрерывный контроль психофизиологических параметров с дистанционным съемом показаний (для обеспечения перемещения членов экипажа). Сведения о местонахождении членов экипажа могут быть получены от систем определения координат на основе использования сигналов ультразвуковых или радиотехнических индивидуальных маячков, закрепленных непосредственно на обмундировании членов экипажа.
Для улучшения восприятия и анализа визуальной информации путем ее интеграции представление информации командному составу производится в виде системы пиктографических знаков в сочетании с синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава, отображающими комплексные оценки степени безопасности корабля по своим заведованиям.
Предоставление обобщенной информации для командного состава на дисплеях в виде пиктографических знаков, принятых для определенных видов опасности (пожар, вода), может быть реализовано путем изменения их размеров, цвета и конфигурации.
Синтезированные анимированные изображения лиц командного состава могут быть заранее размещены в базе данных экспертной системы и выводятся на дисплей в соответствии с оценкой ситуации, определенной экспертной системой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ интеллектуальной поддержки экипажа | 2020 |
|
RU2767406C1 |
СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2018966C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2008 |
|
RU2370416C1 |
СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ КРАНОВЩИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА | 2004 |
|
RU2280608C2 |
Информационно-управляющий комплекс с интеллектуальной поддержкой экипажа | 2020 |
|
RU2755097C1 |
Блок интеллектуальной поддержки | 2020 |
|
RU2770996C1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ЭКИПАЖЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА РЕШЕНИЙ ПО ОБХОДУ ОЧАГОВ ГРОЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2023 |
|
RU2798629C1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЙ ИНТЕРФЕЙС ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА ПО ВЫСОТНО-СКОРОСТНЫМ ПАРАМЕТРАМ И ПАРАМЕТРАМ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ВЕРТОЛЕТ | 2019 |
|
RU2729891C1 |
Способ мониторинга профессиональной надёжности | 2022 |
|
RU2825116C2 |
Комплекс навигации и управления кораблем | 2022 |
|
RU2786251C1 |
Изобретение относится к системам интеллектуальной поддержки (СИП) деятельности операторов эргатических систем, в частности деятельности экипажа корабля, и предназначено для обеспечения безопасности корабля. Технический результат заключается в повышении надежности за счет раннего выявления возникновения опасной ситуации. Способ заключается в обработке в вычислительном комплексе по программе экспертной системы информации о параметрах движения корабля, работы технических средств, состояния внутренней среды и действиях экипажа в сочетании с информацией о психофизиологическом состоянии и перемещении по кораблю личного состава с представлением на дисплеях рекомендаций по обеспечению безопасности, в том числе с представлением интегрированной информации для командного состава в виде системы пиктографических знаков, и синтезированными анимированными изображениями лиц командного состава. 1 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2018966C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 1999 |
|
RU2150886C1 |
US 6348867 B1, 19.02.2002 | |||
Дорот В | |||
и др | |||
Толковый словарь современной компьютерной лексики | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
- СПб.: БХВ-Петербург, 2001, с.448 | |||
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ ОБЪЕКТОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091057C1 |
US 6125311 А, 26.09.2000. |
Авторы
Даты
2005-01-10—Публикация
2002-07-30—Подача