ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ Российский патент 2005 года по МПК G21C7/14 

Описание патента на изобретение RU2244965C2

Настоящее изобретение относится к области ядерного реакторостроения и может быть использовано в реакторах канального типа с тросовой или ленточной связью между приводом и управляющим стержнем системы управления и защиты (СУЗ) атомного реактора.

В современных системах управления и защиты реакторов предъявляются высокие требования к таким характеристикам исполнительных механизмов, как скорость ввода управляющего стержня в активную зону и надежность выполнения функции аварийной защиты, т.е. безотказность ввода управляющего стержня в активную зону.

Обеспечению необходимых требований противодействуют высокие динамические нагрузки на механизм привода и на элементы связи привода со стержнем, возникающие при торможении стержня. Это может быть причиной поломок элементов тормозного устройства и редуктора привода, расположенных в его корпусе, и может привести к невыполнению функции аварийной защиты.

Известен исполнительный механизм СУЗ атомных реакторов, например, механизм привода, представляющий собой гидравлическое поршневое устройство, которое перемещает управляющий стержень (Патент США №3830694, кл. 176-36, опубл. 1974 г.). Недостатком таких конструкций является низкая надежность защиты.

Известен исполнительный механизм СУЗ, отвечающий по своим техническим характеристикам основным требованиям к приводам аварийной защиты (A3) (Попов А.Ф. “Системы управления и контроля ядерных реакторов”, Госэнергоиздат, 1961 г., стр. 148-155). Указанный исполнительный механизм СУЗ содержит: стержень аварийной защиты, привод, электродвигатель, силовой редуктор, барабан с лентой, электромагнитную муфту, гидравлическое тормозное устройство, причем электромагнитная муфта размещена между силовым редуктором и барабаном с лентой. Данное устройство принято за прототип.

Недостатком данного исполнительного механизма является то, что отказ элементов кинематики привода приводит к невыполнению функции аварийной защиты, так как выполнение функции аварийной защиты - сброса стержня и его торможение происходят одновременно.

Предлагаемое устройство решает задачу обеспечения надежности выполнения функции аварийной защиты ядерных реакторов при торможении управляющего стержня за счет исключения влияния выхода из строя элементов привода на выполнение функции аварийной защиты.

Это достигается тем, что в известном исполнительном механизме системы управления и защиты (СУЗ) атомных реакторов, обеспечивающим ввод стержня в активную зону атомного реактора и содержащим привод, включающий в себя электродвигатель, силовой редуктор, барабан с лентой, гидравлическое тормозное устройство и электромагнитную муфту, которая размещена между силовым редуктором и барабаном с лентой, введено подтормаживающее устройство, а гидравлическое тормозное устройство в виде гидробуфера выполнено раздельно от привода и размещено в нижней части канала СУЗ с возможностью функционирования только после полного ввода стержня в активную зону атомного реактора.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображена кинематическая схема предлагаемого устройства.

Приводной барабан 1 через ленточную связь 2 осуществляет перемещение управляющего стержня 3 и вращение вала подтормаживающего устройства 4. Кинематическая цепь от приводного барабана 1 к электродвигателю 5 состоит из аварийной электромагнитной муфты 6, вращающейся на валу 7 шестерни-поводка 8, сцепленной с наружными дисками муфты и силовыми шестернями 9, 10, 11. При отсутствии напряжения на обмотке муфты 6 шестерня-поводок 8, сцепленная с наружными дисками, свободно вращается на валу 7, не передавая момента на вал барабана, и кинематическая связь двигателя с барабаном разорвана.

От вала 7 через зубчатую передачу 12, 13, 14, червяк 15 и безлюфтовое косозубое колесо 16 вращение передается на вал сельсина-датчика 17 для дистанционного и местного указания положения стержня 3 в канале СУЗ.

В зацеплении с червяком 15 находится косозубое колесо 18, на оси которого установлены кулачки 19, 20, воздействующие на конечные выключатели 21, 22 положения стержня.

В нижней части канала СУЗ находится тормозное устройство 23, не имеющее кинематической связи с приводом и выполненное в виде гидробуфера, в котором в качестве рабочей жидкости используется вода, охлаждающая канал СУЗ.

Устройство работает следующим образом.

Работа исполнительного механизма в режиме A3 обеспечивается поступлением в систему управления команды A3, при которой электромагнитная муфта 6 обесточивается, разрывая кинематическую цепь от барабана 1 с лентой 2 к электродвигателю 5, исключая тем самым воздействие кинетической энергии вала двигателя 5 и силового редуктора при их раскрутке на механизмы перемещения стержня. В результате разрыва кинематической связи барабана 1 с электродвигателем 5 под весом стержня 3 барабан раскручивается. Подтормаживающее устройство 4, расположенное на одном валу 7 с барабаном 1, приводится в движение и при достижении определенной заданной скорости сброса стержня, ограничивает ее рост, обеспечивая режим сброса с постоянной скоростью. В конце движения стержня гидробуфер 23 выполняет роль тормоза, причем исключается влияние выхода из строя элементов привода на выполнение функции аварийной защиты, т.к. кинематика привода и гибкая связь со стержнем отделены от тормозного устройства, а функция тормоза выполняется гидробуфером 23 после сброса стержня, т.е. после выполнения функции аварийной защиты.

Работа исполнительного механизма при подъеме управляющего стержня 3 вверх и в автоматическом режиме обеспечивается при подаче напряжения на электромагнитную муфту 6 из системы управления. Диски электромагнитной муфты 6 сцепляются и образуется жесткая кинематическая связь между электродвигателем 5 и барабаном 1 с лентой 2. Стержень 3 с заданной от системы управления скоростью перемещается вверх или вниз по соответствующей команде из системы управления.

Положение стержня 3 отслеживается в любом режиме с помощью сельсина-датчика 17, который связан с барабаном 1 через безлюфтовое косозубое колесо 16, зубчатую передачу 12, 13, 14 и вал 7. В зацеплении с червяком 15 находится косозубое колесо 18, на оси которого установлены кулачки 19, 20, воздействующие на конечные выключатели 21, 22 положения стержня, и сигналы с которых передаются на систему управления.

Таким образом, предлагаемый исполнительный механизм системы управления и защиты атомных реакторов позволяет обеспечивать надежную защиту атомных реакторов при аварийных режимах работы.

Похожие патенты RU2244965C2

название год авторы номер документа
УКАЗАТЕЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО СТЕРЖНЯ В АКТИВНОЙ ЗОНЕ РЕАКТОРА 2013
  • Фадеев Александр Николаевич
  • Моисеев Игорь Федорович
  • Фадеев Владимир Александрович
RU2540441C2
ПРИВОД СТЕРЖНЯ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ 2013
  • Вахрушин Михаил Петрович
  • Головин Иван Александрович
  • Подин Алексей Иванович
  • Усманов Антон Эрикович
RU2566299C2
Способ обращения с отработавшими стержнями управления и защиты корабельных атомных энергетических установок с использованием комплекса для обращения с отработавшими стержнями управления и защиты 2023
  • Александров Николай Иванович
  • Дмитриев Андрей Валерьевич
  • Лямин Павел Леонидович
  • Мосин Павел Сергеевич
  • Петухов Виктор Васильевич
RU2807667C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА НА БЫСТРЫХ НЕЙТРОНАХ 2012
  • Шипицын Виктор Васильевич
  • Черных Илья Викторович
  • Бродов Юрий Миронович
RU2475871C1
КРАН ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАВШИМ ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ В ЗАЩИТНОЙ КАМЕРЕ 2007
  • Божко Александр Геннадьевич
  • Винников Александр Иванович
  • Иванов Александр Павлович
  • Оводовский Валерий Иванович
  • Руденков Вячеслав Георгиевич
  • Русаков Николай Иванович
  • Сологубов Сергей Николаевич
  • Суменков Вадим Аркадьевич
  • Шишкин Виктор Александрович
  • Щербаков Валерий Александрович
RU2352516C1
УСТРОЙСТВО ТОРМОЖЕНИЯ БАРАБАНА СЕРВОПРИВОДА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ 2004
  • Головизнин Сергей Борисович
  • Миронов Владимир Александрович
  • Тюлькина Ирина Алексеевна
  • Шалагинов Владимир Федотович
RU2271991C1
БЕСКОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА 2004
  • Головизнин Сергей Борисович
  • Миронов Владимир Александрович
  • Тюлькина Ирина Алексеевна
  • Шалагинов Владимир Федотович
RU2269865C1
СТРАХОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО (варианты) 2021
  • Гончаров Андрей Викторович
RU2758428C1
КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ 2014
  • Жемчугов Георгий Александрович
  • Бойко Николай Николаевич
  • Галкина Татьяна Николаевна
  • Григорьева Гельбену Гилязовна
  • Гришанина Оксана Евгеньевна
  • Гроховская Татьяна Александровна
  • Грязнова Ирина Павловна
  • Калашников Александр Владленович
  • Куцаков Сергей Яковлевич
  • Рахматуллин Марс Мазидуллович
  • Савин Александр Кузьмич
  • Смоляр Павел Николаевич
  • Соколов Василий Анатольевич
RU2574289C2

Реферат патента 2005 года ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ

Изобретение относится к области ядерного реакторостроения и может быть использовано в реакторах канального типа с тросовой или ленточной связью между приводом и управляющим стержнем системы управления и защиты атомного реактора. Исполнительный механизм системы управления и защиты (СУЗ) содержит привод, включающий электродвигатель, силовой редуктор, барабан с лентой, подтормаживающее устройство, электромагнитную муфту и гидравлическое тормозное устройство. Гидравлическое тормозное устройство в виде гидробуфера выполнено раздельно от привода и размещено в нижней части канала СУЗ с возможностью функционирования только после ввода стержня в активную зону атомного реактора, а электромагнитная муфта размещена между силовым редуктором и барабаном с лентой. Технический результат - обеспечение надежности выполнения функций аварийной защиты реакторов при торможении управляющего стержня. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 244 965 C2

Исполнительный механизм системы управления и защиты (СУЗ) атомных реакторов, обеспечивающий ввод стержня в активную зону атомного реактора и содержащий привод, включающий в себя электродвигатель, силовой редуктор, барабан с лентой, гидравлическое тормозное устройство и электромагнитную муфту, которая размещена между силовым редуктором и барабаном с лентой, отличающийся тем, что механизм снабжен подтормаживающим устройством, а гидравлическое тормозное устройство выполнено в виде гидробуфера и размещено отдельно от привода в нижней части канала СУЗ с возможностью функционирования после полного ввода стержня в активную зону атомного реактора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2244965C2

ПОПОВ А.Ф
“Системы управления и контроля ядерных реакторов”
Госэнергоиздат, 1961, стр
Раздвижной паровозный золотник с подвижными по его скалке поршнями между упорными шайбами 1922
  • Трофимов И.О.
SU148A1
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА 1988
  • Баев В.А.
SU1522973A1
US 4092213 А, 30.05.1978
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕКУРИТЕЛЬНОГО ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТАБАКА 2011
  • Квасенков Олег Иванович
RU2461334C1
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА 1989
  • Владимиров Л.И.
  • Ионайтис Р.Р.
  • Стрижов В.Н.
SU1723919A1
JP 5080177 А, 02.04.1993.

RU 2 244 965 C2

Авторы

Мартынов Б.Н.

Руденко В.М.

Скляров Б.Н.

Татур В.Г.

Даты

2005-01-20Публикация

2003-05-07Подача