Изобретение относится к судостроению, предназначено для строительства новых наливных судов и может быть использовано для модернизации устаревших и экологически опасных танкеров, а также переоборудования сухогрузных судов в наливные.
Известен корпус судна [1], содержащий наружную обшивку, набор, главную и грузовую плоские палубы, продольную и поперечные переборки и внутреннюю обшивку, в виде двух установленных горизонтально полуцилиндров, соединенных между собой перемычкой на уровне главной палубы или ниже ее.
К недостатку такого корпуса следует отнести: низкую технологичность узла сопряжения полуцилиндров с горизонтальной перемычкой, необходимость подкрепляющего набора в районе перемычки, нерациональное использование площади мидель-шпангоута для размещения грузовых танков.
Горизонтальная перемычка была бы излишней деталью, если бы касательная поверхность к полуцилиндру не была вертикальной. Но во всех вариантах выполнения цилиндрической поверхности внутренней обшивки (круг, эллипс и т.п.) нужно соблюдать правило сопряжения кривой и прямой, т.е. нулевого отклонения касательной от вертикали.
Наиболее близким прототипом является корпус судна [2], содержащий наружную обшивку, набор, главную и грузовую плоские палубы, продольную и поперечные переборки и внутреннюю обшивку, выполненную в виде двух установленных горизонтально полуцилиндров (круга или эллипса), соединенных между собой перемычкой на уровне главной палубы или ниже ее. При этом перемычка выполнена в виде полуцилиндров с кривизной, обратной кривизне полуцилиндров внутренней обшивки.
При такой конструкции перемычку необходимо выполнять с радиусом значительно меньшим, чем у полуцилиндров, так как внутренняя обшивка в этом районе испытывает сжимающее усилие от давления жидкости. Кроме этого, необходимо подкреплять внутреннюю обшивку в районе точки перегиба и перемычки.
При использовании двух или одного полуцилиндра нерационально используется площадь мидель-шпангоута, примерно 50% площади приходится на межоболочечное пространство. Это приводит к необходимости увеличения высоты тронка и к соответствующему увеличению гидростатического давления и нагрузки на конструкции переборок и внутренней обшивки.
Задачей, которая решается в предлагаемом изобретении, является упрощение конструкции и повышение технологичности установки второго дна, снижение металлоемкости судна, рациональное использование площади мидель-шпангоута.
Техническим результатом решения этой задачи является применение специальной формы внутренней обшивки и ее оптимальное расположение в корпусе между обшивкой днища и продольными переборками.
Этот технический результат достигается тем, что корпус судна содержит наружную обшивку, набор, главную и грузовые палубы, соединенные бортовой обшивкой тронка, продольные и поперечные переборки, а также внутреннюю обшивку, выполненную в виде горизонтальных цилиндрических поверхностей, соединенных с наружных сторон по образующим линиям с бортовой обшивкой тронка, а с внутренней стороны - с продольной переборкой. При этом направляющая цилиндрической поверхности внутренней обшивки выполнена в виде цепной линии.
Кроме того, цилиндрические поверхности внутренней обшивки закреплены по образующим, на концах направляющей цепной линии, расположенных на разных уровнях.
Причем соединение упомянутой цилиндрической поверхности внутренней обшивки с бортовой обшивкой тронка выполнено на протяжении бортовой обшивки ниже главной палубы.
В варианте этот же результат достигается тем, что корпус судна содержит наружную обшивку, набор, главную и грузовую палубы, соединенные бортовой обшивкой тронка, продольные и поперечные переборки, а также внутреннюю обшивку, выполненную в виде цилиндрических поверхностей, соединенных с внутренней стороны с продольной переборкой. Причем направляющая цилиндрической поверхности внутренней обшивки выполнена в виде цепной линии, при этом цилиндрическая поверхность внутренней обшивки соединена с наружной стороны с бортовой обшивкой тронка посредством переходного участка цилиндрической поверхности сопряжения.
В следующем возможном варианте этот же технический результат достигается тем, что корпус судна содержит наружную обшивку, набор, главную и грузовые палубы, соединенные бортовой обшивкой тронка, продольные и поперечные переборки, а также внутреннюю обшивку, выполненную в виде цилиндрических поверхностей, соединенных с внутренней стороны с продольной переборкой. Причем направляющая цилиндрической поверхности внутренней обшивки выполнена в виде цепной линии, при этом бортовая обшивка тронка соединена с бортовой продольной переборкой, а цилиндрические поверхности внутренней обшивки с наружных сторон закреплены на бортовых продольных переборках.
Изобретение представлено на чертежах, где:
- на Фиг.1 показано поперечное сечение судна с внутренней обшивкой, закрепленной на одном уровне;
- на Фиг.2 показано поперечное сечение судна с внутренней обшивкой, закрепленной на разных уровнях;
- на Фиг.3 показано поперечное сечение судна с бортовой обшивкой тронка, продолженной ниже главной палубы;
- на Фиг.4 показано поперечное сечение судна с переходным участком цилиндрической поверхности сопряжения;
- на Фиг.5 с внутренней обшивкой, закрепленной на продольных переборках:
а) сечение с двумя цилиндрическими поверхностями,
б) сечение с тремя цилиндрическими поверхностями.
Корпус судна содержит (см. Фиг.1) наружную обшивку 1, набор 2, главную 3 и грузовую 4 палубы, соединенные бортовой обшивкой 5 тронка, продольную переборку 6, а также внутренюю обшивку 7, представляющую собой внутренние цилиндрические поверхности, соединенные с наружных сторон по образующим линиям 8 с бортовой обшивкой 5 тронка, а с внутренних сторон по образующей линии 9 с продольной переборкой 6. При этом точки 8 и 9 (следы образующих линий на перпендикулярной плоскости сечения) находятся на одном уровне - уровне главной палубы 3.
Внутренняя обшивка 7 может быть (см. Фиг.2) соединена с внутренних сторон с продольной переборкой 6 по образующей линии 10. При этом точка 10 расположена ниже точки 8, т.е. уровня главной палубы 3. Направляющая цилиндрической поверхности между образующими 8 и 9 будет выполнена в виде цепной линии.
Бортовая обшивка 5 тронка может быть (см. Фиг.3) продолжена ниже уровня главной палубы 3. В этом случае цилиндрическая поверхность присоединяется к бортовой обшивке по образующей 11, а к продольной переборке по образующей 12. При этом точки 11 и 12 могут быть как на одном, так и на разных уровнях, в любом случае направляющая цилиндрической поверхности между образующими 11 и 12 будет выполнена в виде цепной линии.
В варианте бортовая обшивка 5 тронка может быть (см. Фиг.4) соединена с цепной линией цилиндрической поверхностью внутренней обшивки 7 посредством дополнительной цилиндрической поверхности сопряжения 13 с наружных сторон, а с внутренних сторон по образующей линии 14 с продольной переборкой 6.
В следующем варианте бортовая обшивка 5 тронка может быть (см. Фиг.5а) и б)) соединена с бортовой продольной переборкой 15. В этом случае цилиндрические поверхности внутренней обшивки 7 присоединяются к продольным переборкам по образующим 16, 17, а направляющая цилиндрической поверхности между образующими 16, 17 будет выполнена по цепной линии.
Выполнение направляющей внутренней обшивки в виде цепной линии позволит исключить в поперечном сечении ее напряжения изгиба и минизировать толщину обшивки, упростив систему набора. Кроме того, особенность цепной линии позволяет выбирать угол между касательной и вертикалью в концевых точках сопряжения, таким образом отпадает необходимость в технологической горизонтальной перемычке в узле сопряжения внутренней обшивки с продольной переборкой. Наконец, цепная линия обеспечивает полную свободу выбора уровня по высоте ее концевых точек. Изгибных напряжений в поперечном сечении внутренней обшивки, в любом случае, не появится.
Источники информации
1. Патент США №5263428, кл. В 63 В 3/00, 1993 г.
2. Патент России №2084369, кл. В 63 В 3/00, 25/12, 1997 г. (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2288860C2 |
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2124998C1 |
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2084369C1 |
КОРПУС ТАНКЕРА ЛЕДОВОГО КЛАССА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286907C1 |
КОРПУС ТАНКЕРА ЛЕДОВОГО КЛАССА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286908C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
Комплекс для разгрузки судов | 1982 |
|
SU1079537A1 |
КОРПУС СУДНА | 2010 |
|
RU2451618C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286905C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается строительства новых и модернизации устаревших танкеров, а также переоборудования сухогрузных судов в наливные. Корпус судна имеет наружную обшивку, набор, главную и грузовые палубы, соединенные бортовой обшивкой тронка, продольные и поперечные переборки, а также внутреннюю обшивку, выполненную в виде цилиндрических поверхностей, соединенных с наружных сторон по образующим линиям с бортовой обшивкой тронка, а с внутренней стороны - с продольной переборкой. Направляющая цилиндрической поверхности внутренней обшивки выполнена в виде цепной линии. Цилиндрические поверхности внутренней обшивки могут быть закреплены по образующим на концах направляющей цепной линии, расположенных на разных уровнях. Соединение цепной цилиндрической поверхности внутренней обшивки с бортовой обшивкой тронка целесообразно выполнять на протяжении бортовой обшивки ниже главной палубы. Бортовая обшивка тронка может быть соединена с бортовой продольной переборкой, а цилиндрические поверхности внутренней обшивки могут быть закреплены на продольных переборках по образующим, расположенных на концах направляющей цепной линии. Технический результат реализации изобретения заключается в обеспечении возможности применения внутренней цилиндрической обшивки, направляющая которой спрофилирована по форме цепной линии, и в оптимальном расположении внутренней обшивки между обшивкой днища, борта и продольными переборками. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2084369C1 |
US 5263428 А, 23.11.1993 | |||
US 4079689 А, 21.03.1978. |
Авторы
Даты
2005-01-27—Публикация
2003-01-14—Подача