ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ Российский патент 2005 года по МПК E01B11/54 B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2245411C2

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном, для изоляции электрических рельсовых цепей устройств сигнализации, централизации и блокировки во всех климатических зонах РФ, эксплуатируемых в пролетах бесстыкового пути.

В процессе эксплуатации электроизолирующий стык в пролетах бесстыкового пути подвергается значительным знакопеременным нагрузкам. В летнее время только от температурного расширения на него действуют силы сжатия, достигающие величин 60-100 т.с. В сочетании с силами воздействия на путь подвижного состава (например, силой угона) и наличия отступлений в содержании пути (неровность в плане, невыдержанные размеры плеча балластной призмы и др.) силы сжатия могут стать причиной выброса пути.

В зимнее время на элементы стыка действуют растягивающие силы, которые при чрезмерно низких температурах (-30°С) могут достигать величин 120-170 т.с.

Известен электроизолирующий стык для рельсовых цепей, содержащий металлические двухголовые накладки, скрепленные болтовым соединением между собой с обеих сторон рельс с зазором относительно граней рельс, заполненным электроизолирующим материалом. Болты электроизолированы от двухголовых накладок с помощью втулок, выполненных также из электроизолирующего материала, а в выемке каждой двухголовой накладки установлен заполнитель, который жестко скреплен с ней и с электроизолирующим материалом, при этом электроизолирующий материал закреплен по всей поверхности металлической накладки (см. патент №2151078).

В качестве электроизолирующего материала может быть использована, например, стеклоткань, пропитанная связующим на основе эпоксидных смол.

Размещение заполнителя в выемке двухголовой накладки позволяет увеличить поверхность контакта накладки с размещенным на ней электроизолирующим материалом (электроизолирующей оболочкой) с поверхностью рельса, тем самым повысить износостойкость электроизолирующей оболочки, надежность работы электроизолирующего стыка. Однако при значительных нагрузках, указанных выше, и, соответственно, больших сдвиговых напряжениях, происходит преждевременное разрушение электроизолирующей оболочки.

Наиболее близким по конструктивному исполнению и по физической сущности работы является клееболтовой электроизолирующий стык рельс с накладками специального профиля - полнопрофильными накладками (см. “Альбом чертежей верхнего строения железнодорожного пути”, МПС РФ (ПТКБ ЦП), Москва, Транспорт, 1995 г., с.140, черт.137) - прототип.

В конструкции прототипа профиль сопрягаемой с рельсом накладки полностью повторяет профиль рельса, электроизолирующая оболочка, скрепленная с накладками, охватывает сопрягаемую с рельсом поверхность накладок, а также часть их наружной поверхности с верхней и нижней сторон.

Недостатки прототипа аналогичны конструкции по патенту №2151078.

Технической задачей изобретения является повышение износостойкости электроизолирующего стыка, надежности и долговечности его работы.

Технический результат достигается тем, что в электроизолирующем стыке, содержащем установленные с обеих сторон рельс полнопрофильные накладки с закрепленными на них, как минимум по сопрягаемой с рельсами поверхностью, электроизолирующими оболочками и стянутые болтами, между электроизолирующими оболочками накладок и стенками рельс размещены клеевые прослойки, выполненные из слоев двухмерного армирующего материала, например стеклоткани, пропитанных связующим и склеенных со стенками рельс и электроизолирующими оболочками эластичным клеем, например, на основе бутилкаучука.

Эффективность заявленного технического решения выявлена в процессе проведения экспериментальных работ, направленных на повышение износостойкости электроизолирующих покрытий в составе стыков для рельсовых цепей.

Так, при склеивании полнопрофильных металлических накладок, с закрепленными на них электроизолирующими оболочками со стенками рельс эластичным клеем ВК-3 адгезионная прочность склейки обеспечивалась в диапазоне действия осевых нагрузок на стык 0-100 т.с.

Существенно выше был получен результат, когда склеивание двух поверхностей этим же клеем осуществлялось через прослойку, выполненную из слоев стеклоткани Т-13, пропитанных эпоксидной смолой ЭД-20.

Так, при полностью затянутых болтах клеевое соединение обеспечило сопротивление сдвигу рельс до 250 т.с.

Особенности технологии вклейки клеевой прослойки можно показать на примере. На сопрягаемые поверхности рельса и электроизолирующих оболочек, закрепленных на накладках, наносится слой клея толщиной ~ 0,3 мм, после чего на одну из них размещаются прослойки из двух слоев стеклоткани, пропитанных эпоксидной смолой ЭД-20. Присоединяют полученные сборки к рельсу, производят затяжку болтов с моментом затяжки до 50 кгм, после чего производят горячее отверждение в термокамере при температуре 160°С в течение 2,5 часов. Затем выдерживают сборку при температуре окружающей среды не менее 24 часов.

После осуществления всех операций был получен клееболтовой электроизолирующий стык, в котором клеевая прослойка по существу стала монолитным связывающим элементом с высокой адгезионной прочностью клеевых связей.

Конструкция по изобретению поясняется чертежом, на котором обозначены: 1 - рельс, 2 - металлическая полнопрофильная накладка, 3 - электроизолирующая оболочка, 4 - электроизолирующая втулка, 5 - электроизолирующая планка, 6 - стопорная планка, 7 - болт, 8 - клеевая прослойка.

Электроизолирующий стык работает следующим образом. При прохождении электрических транспортных средств по стыку обеспечивается совместная работа электроизолирующей оболочки, клеевой прослойки и накладки с рельсами, имеющим болтовое соединение, практически исключается возможность попадания агрессивных сред в электроизолирующий стык, а также натяга металлической пыли.

Таким образом, использование изобретения позволит повысить износостойкость электроизолирующего стыка, его надежность и долговечность.

Похожие патенты RU2245411C2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2003
  • Васев А.В.
RU2242552C1
ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ РЕЛЬСОВ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2006
  • Шокин Геннадий Игоревич
  • Литвинов Валерий Борисович
  • Федин Владимир Михайлович
  • Шарапова Ирина Валерьевна
RU2319802C1
Электрически изолирующее неразъемное рельсовое стыковое соединение 2017
  • Кленин Юрий Георгиевич
  • Тимофеев Михаил Александрович
  • Ушаков Андрей Евгеньевич
  • Хруленко Максим Андреевич
RU2671893C1
ИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК 2011
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
RU2459898C1
ИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК 2009
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
RU2409722C1
РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЕ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ СОЕДИНЕНИЕ 2000
RU2181154C2
ДВУХГОЛОВАЯ НАКЛАДКА РЕЛЬСОВОГО СТЫКОВОГО ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩЕГО СОЕДИНЕНИЯ 2004
  • Васев А.В.
RU2250281C1
ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2005
  • Васев Алексей Васильевич
RU2292411C1
ДВУХГОЛОВАЯ НАКЛАДКА И ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ПРОКЛАДКА К НЕЙ В РЕЛЬСОВОМ СТЫКОВОМ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩЕМ СОЕДИНЕНИИ 2006
  • Васев Алексей Васильевич
RU2297483C1
Металлокомпозитная накладка клееболтового изолирующего стыка 2017
  • Кленин Юрий Георгиевич
  • Тимофеев Михаил Александрович
  • Ушаков Андрей Евгеньевич
  • Хруленко Максим Андреевич
RU2671892C1

Реферат патента 2005 года ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном. Электроизолирующий стык для рельсовых цепей содержит установленные с обеих сторон рельс полнопрофильные накладки с закрепленными на них, как минимум по сопрягаемой с рельсами поверхности, электроизолирующими оболочками и стянутые болтами. Между электроизолирующими оболочками накладок и стенками рельс размещены клеевые прослойки, выполненные из слоев двухмерного армирующего материала, например стеклоткани, пропитанных связующим, и склеенные со стенками рельс и электроизолирующими оболочками с помощью эластичного клея, например ВК-3. В результате повышается износостойкость электроизолирующего стыка, надежность и долговечность его работы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 245 411 C2

Электроизолирующий стык для рельсовых цепей, содержащий установленные с обеих сторон рельс полнопрофильные накладки с закрепленными на них, как минимум, по сопрягаемой с рельсами поверхности электроизолирующими оболочками и стянутые болтами, отличающийся тем, что в нем между электроизолирующими оболочками накладок и стенками рельс размещены клеевые прослойки, выполненные из слоев двухмерного армирующего материала, например стеклоткани, пропитанных связующим, и склеенные со стенками рельс и электроизолирующими оболочками с помощью эластичного клея, например ВК-3.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2245411C2

ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 1999
  • Васев В.А.
  • Полежаев В.П.
  • Агапов Г.И.
  • Ключерев О.А.
  • Сунцов А.С.
  • Аникин М.Р.
  • Мышкин С.В.
RU2151078C1
Торфяной бур (зонд) 1931
  • Строн А.А.
  • Фишгоп С.И.
SU27040A1
Рельсовая цепь 1990
  • Степенский Борис Михайлович
  • Кравцов Юрий Александрович
  • Зенкович Юрий Иосифович
SU1792860A1

RU 2 245 411 C2

Авторы

Васев А.В.

Ключерев О.А.

Даты

2005-01-27Публикация

2002-12-23Подача