Предлагаемое изобретение относится к области измерений рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи. Применяется путевой шаблон как переносной инструмент путевого мастера и бригадира укладки и ремонта железнодорожного пути.
Известен [1, 2] измеритель износа рельсов, состоящий из двух взаимно перпендикулярных штангенциркулей, один из которых измеряет боковой, а другой - вертикальный износ рельса. Губки штангенциркулей снабжены мерными штифтами, охватывающими головку рельса, причем часть штифтов опирается при измерении на изнашиваемые поверхности рельса, а часть - на нерабочую внешнюю поверхность головки рельса. Боковой износ определяется как разность номинальной ширины рельса (по стандарту на рельс) и действительного размера (по штангенциркулю).
Прототипом является путевой шаблон [3], состоящий из корпуса, на котором смонтированы устройство измерения ширины колеи с подвижным и неподвижным упорами в головки рельсов, уровень и устройство измерения желобов и ординат (расстояние между прямолинейным и отводящим рельсами), включающий перемещаемый вдоль корпуса нониус с упором в рельс на нем. Нониус взаимодействует с дискретными цифровыми указателями ординат и желобов, расположенных вдоль корпуса шаблона.
При этом:
- Измеренная ширина колеи включает величину бокового износа рельсов на уровне высоты вертикальных граней упоров ширины колеи, а уровень измерения регламентирован [4].
- Измерения ординат выполняются для отводящего рельса, расположенного на уровне прямолинейных рельсов, и не учитывают разновысотность рельсов, что вызывает погрешность измерений.
Задачи изобретения:
1. расширение функциональных возможностей путевого шаблона введением устройства, позволяющего выделить составляющую бокового износа рельса из показаний ширины колеи.
2. уменьшение погрешности измерения учетом разновысотности рельсов при определении ординат переводных кривых.
Задача 1 решена путем установки на нониус дополнительного упора в нижнюю боковую неизнашиваемую рабочую поверхность головки рельса.
В эту же головку рельса опирается неподвижный упор измерения ширины колеи, но на уровне высоты упора, т.е. в зоне бокового износа рельса.
Касание нового "рельса дополнительным упором и упором измерения ширины колеи зафиксировано установкой на корпусе путевого шаблона указателя, риска которого находится против нуля нониуса.
По мере бокового износа рельса упор ширины колеи отслеживает износ и происходит рассогласование положений упоров, фиксируемое нониусом.
Задача 2 решена путем установки на нониус упоров с возможностью их вертикального перемещения, а подпружиненный фиксатор прижимает упоры к нониусу, удерживая упоры силой трения в любом вертикальном положении.
При решении указанных задач одновременно ставилась цель совместить функции деталей путевого шаблона. Упор ширины колеи совмещает функцию одного из упоров определителя бокового износа рельса. Нониус служит не только для отсчета ординат и желобов, но и для отсчета бокового износа рельса.
1. Сущность изобретения заключается в том, что в путевом шаблоне, содержащем корпус, смонтированные на нем устройство измерения ширины колеи с подвижным и неподвижным упорами в головки рельсов, устройство измерения уровня рельсов и устройство измерения ординат и желобов стрелочных переводов, включающее нониус с установленным на нем упором в головку рельса и расположенные на корпусе шаблона цифровые указатели, взаимодействующие с нониусом, согласно изобретению на нониусе установлен дополнительный упор в неизношенную часть головки рельса, а на корпусе шаблона установлен указатель бокового износа рельса, взаимодействующий с нониусом.
2. Путевой шаблон по п.1, отличающийся тем, что упоры, установленные на нониусе, выполнены с возможностью вертикального перемещения, причем в нониусе введен подпружиненный фиксатор, прижимающий упоры к нониусу.
Перечень фигур чертежей.
Фиг.1. - Общий вид путевого шаблона, вид сбоку.
Фиг.2. - Вид сверху на путевой шаблон.
Фиг.3. - Разрез по упору бокового износа.
По данной заявке на изобретение была изготовлена опытная партия путевых шаблонов и подтверждена их работоспособность в натурных условиях на Южно-Уральской железной дороге.
Описание конструкции путевого шаблона (см. Фиг.1, 2, 3).
Путевой шаблон содержит корпус 1, на котором размещены устройство измерения ширины колеи с неподвижным 2 и подвижным 3 упорами в головки рельсов, устройство измерения уровня рельсов 4 с пузырьковой ампулой, устройство измерения ординат, желобов и бокового износа, состоящее из нониуса 5, упора ординат и желобов 6, упора бокового износа 7 и дискретных цифровых указателей ординат 8, желобов 9 и указателя износа 10 с риской. Нониус с ценой деления 1 мм жестко связан с ползунами 11 расположенными в продольном пазу корпуса 1. Упоры 6 и 7 имеют возможность вертикального перемещения. Фиксация упоров 6 и 7 осуществлена подпружиненным фиксатором 12, удерживающим упоры в любом вертикальном положении.
РАБОТА С ШАБЛОНОМ.
Установить шаблон на рельсы упорами 2 и 3, при этом их вертикальные грани В и К упираются в рельсы и расстояние между гранями определяет ширину колеи, включая боковой износ рельсов на уровне глубины вертикальных граней упоров 2 и 3.
Для определения уровня вращением лимба устройства 4 добиться симметричного положения пузыря ампулы и по лимбу прочитать значение уровня.
Для определения ординаты передвинуть нониус 5 до касания упора 6 гранью Е в отводящий рельс, опустить упор в положение, при котором горизонтальный ограничительный отросток упора коснется головки рельса, и против риски соответствующего цифрового указателя 9 прочитать показание нониуса, а размер ординаты составляет сумму цифрового значения указателя и показания нониуса.
Для определения размера желоба ввести упор 2 в желоб, передвинуть нониус 5 до касания граней Д и К в измеряемые поверхности. Определить искомый размер как сумму значения цифрового указателя 9 и показания нониуса 5.
Для определения бокового износа рельса передвинуть нониус 5 в сторону неподвижного упора 2 до касания гранью упора 7 нижней неизношенной поверхности рабочей головки рельса. Против риски указателя 10 прочитать показание износа по нониусу. Нулевое значение износа соответствует положению, при котором грань К упора 2 и грань Л упора 7 прилегают к боковой поверхности нового рельса, установленного подуклонкой, то есть так, чтобы боковая рабочая поверхность рельса была вертикальна, при этом риска указателя износа должна совпадать с нулем нониуса.
Источники информации, принятые во внимание.
1. Фришман и др. Конструкция железнодорожного пути и его содержание. 1980 г. Стр.214, прибор ЦНИИ.
2. Балух X. Диагностика верхнего строения пути. М.: Транспорт, 1981 г. Стр.260, прибор ЦНИИ МПС (Москва).
3. Патент РФ 2045870. Е 01 В 35/02. Путевой шаблон.
4. МПС РФ - ЦП 774. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Стр.16, Москва: Транспорт, 2000.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПУТЕВОЙ ШАБЛОН | 1995 |
|
RU2091533C1 |
Путеизмерительный шаблон | 2020 |
|
RU2752740C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОКАЗАНИЙ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ПАРАМЕТРОВ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ШАБЛОНОМ | 2005 |
|
RU2287634C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ШАБЛОН | 2001 |
|
RU2196199C2 |
СТЕНД КОНТРОЛЯ ПУТЕВЫХ ШАБЛОНОВ | 1997 |
|
RU2114949C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПУТЕВОЙ ШАБЛОН | 2018 |
|
RU2687537C1 |
Универсальный координатно-измерительный шаблон | 2016 |
|
RU2664899C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСТРЯКА И РАМНОГО РЕЛЬСА СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА | 2019 |
|
RU2749158C2 |
ПЕРЕДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ РЕЛЬСОВ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА ПО КОЛЕЕ И ОРДИНАТАМ | 2008 |
|
RU2376410C1 |
ПУТЕВОЙ ШАБЛОН | 1996 |
|
RU2091534C1 |
Изобретение относится к области измерений рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи. Путевой шаблон содержит корпус, смонтированные на нем устройство измерения ширины колеи с подвижным и неподвижным упорами в головки рельсов, устройство измерения уровня рельсов и устройство измерения ординат и желобов стрелочных переводов, включающее нониус с установленным на нем упором в головку отводящего рельса или контррельса, взаимодействующий с цифровыми указателями на корпусе шаблона. На нониусе установлен дополнительный упор в неизношенную часть головки рельса. На корпусе шаблона установлен указатель бокового износа рельса, взаимодействующий с нониусом. В результате расширяются функциональные возможности путевого шаблона, уменьшаются погрешности измерения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
RU 94009317 A1, 10.10.1995 | |||
ПУТЕВОЙ ШАБЛОН | 1995 |
|
RU2091533C1 |
Путеизмерительный шаблон | 1986 |
|
SU1409710A1 |
Путевой шаблон | 1927 |
|
SU7761A1 |
Авторы
Даты
2005-02-10—Публикация
2003-06-02—Подача