Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на станах горячей и холодной прокатки.
Известен способ изготовления прокатных валков, включающий механическую обработку бочки вышедшего из строя валка до заданного диаметра, нагрев бочки валка и закалку (Гедеон М.В., Соболь Г.П., Паисов И.В. Термическая обработка валков холодной прокатки. М.: Металлургия, стр.295-299). Недостатком известного способа является низкое качество и невысокая стойкость валков.
Наиболее близким является способ изготовления прокатных валков, включающий механическую обработку бочки вышедшего из строя валка, нагрев бочки валка и закалку (Трейгер Е.Н., Приходько В.П. Повышение качества и эксплуатационной стойкости валков листовых станов. М.: Металлургия, 1988, стр.161-171). Недостатком известного способа является низкое качество и небольшая стойкость изготовленных валков.
Технический результат - повышение качества и стойкости изготовленных валков.
Технический результат достигается тем, что в способе изготовления прокатных валков, включающем механическую обработку вышедшего из строя валка, нагрев бочки, закалку и последующий отпуск, согласно изобретению при механической обработке длину бочки вышедшего из строя валка укорачивают в 1,1-1,9 раза. Для нагрева бочки под закалку используют индукционный, или газовый, или печной нагрев. При индукционном нагреве бочки под закалку процесс закалки ведут при горизонтальном расположении валка, валок вращают со скоростью 3-300 об/мин, а индуктор перемещают вдоль бочки валка со скоростью 0,2-30,0 мм/с. После закалки отпуск валка проводят при 100-300°С в течение 2-200 часов.
Вышедшие из строя прокатные валки могут служить заготовками для изготовления из них новых валков. Для этого валок перетачивают с большего размера на меньший, при этом уменьшают диаметр бочки валка и шеек. Исследования показали, что при использовании вышедшего из строя валка в качестве заготовки для нового желательно также укорачивать бочку валка. Это связано с тем, что при эксплуатации валка место перехода шейки в бочку подвергается значительным циклическим изгибающим нагрузкам, т.к. в процессе прокатки бочка валка испытывает давление со стороны полосы, а шейки, установленные через подшипники в подушках, сопротивляются этому давлению. В результате в месте перехода шейки в бочку накапливаются микродефекты, часто переходящие в микро- и макротрещины. Поэтому валки, изготовленные из вышедших из строя валков только уменьшением диаметра бочки и/или шеек, имеют невысокую стойкость, т.к. часто разрушаются из-за поломки шеек в месте перехода их в бочку.
Экспериментально было установлено, что стойкость валков, выполненных из вышедших из строя валков, значительно повышается, если при механической обработке вышедшего из строя валка его длину бочки укорачивают в 1,1-1,9 раза. При меньшем значении укорочения бочки переходная зона (бывший край бочки валка) находится в области действия высоких изгибающих нагрузок, что приводит к быстрому выходу валка из строя из-за поломки шеек. При превышении верхнего значения величины укорочения бочки становится экономически нецелесообразно изготавливать такие валки, что связано с резким возрастанием затрат на механическую обработку.
Высоких показателей качества и стойкости изготовленного валка удается получить как при нагреве под закалку индуктором, так и при газовом и печном нагревах.
В зависимости от марки стали и типоразмера валка, для обеспечения требуемого качества закаленного слоя, в процессе закалки валок вращают со скоростью 3-300 об./мин, а индуктор перемещают вдоль бочки валка со скоростью 0,2-30,0 мм/с. Процесс закалки ведут при горизонтальном расположении валка. При отклонении от указанных параметров закалки качество изготовленного валка резко снижается.
После закалки с целью снятия напряжений валок подвергают отпуску, режимы которого зависят от марки стали и массы валка. Чем больше масса валка, тем дольше должна быть выдержка при отпуске. Нагрев ниже 100°С не приводит к значительному снижению напряжений, а при отпуске выше 300°С начинает резко падать твердость закаленного слоя. При небольшой массе валка и использовании верхнего уровня температуры отпуска (300°С) назначают, как правило, небольшое время выдержки (2-25 часов); при увеличении массы валка и/или снижении температуры отпуска время выдержки необходимо увеличить вплоть до 200 часов. Дальнейшее повышение времени выдержки уже не приводит к значительному снижению напряжений, увеличивает затраты на отпуск и не является целесообразным.
Ниже приведены примеры реализации предложенного способа
Пример 1. Рабочий валок стана 2840 с длиной бочки 2840 мм вышел из работы вследствие износа активного слоя бочки с диаметра 710 мм до диаметра 680 мм. Произвели токарную обработку вышедшего из строя валка, при этом длину бочки уменьшили до 2030 мм (коэффициент укорочения бочки равен 1,399), а диаметр бочки и размеры шеек уменьшили до требуемых чертежных размеров валков для стана 2030. Затем валок с помощью крана устанавливают горизонтально на модернизированный вальцешлифовальный станок, который дополнительно оснащен устройством для закалки, водосборником и емкостью для воды, индуктор и спрейер закреплены на каретке станка для обеспечения возможности с заданной скоростью перемещаться вдоль бочки валка. Валок выполнен из стали 60Х2СМФ. После закрепления валка его приводят во вращение со скоростью 30 об/мин, производят индукционный нагрев края бочки под закалку. После нагрева края бочки до 900°С включают подачу воды на спрейер и начинают перемещать индуктор и спрейер вдоль бочки валка со скоростью 1,1 мм/с. После окончания закалки продолжают охлаждать валок в течение 30 мин, затем валок помещают в термостат с нагревом газовыми горелками, где производят отпуск при 160°С в течение 96 часов.
Дополнительное преимущество заявленного способа состоит в уменьшении простоев прокатного стана на внеплановую перевалку разрушенных валков и уменьшении брака, который получатся при аварийной остановке стана.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ | 1999 |
|
RU2154113C1 |
Способ термической обработки валков прокатных станов | 2023 |
|
RU2816704C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ | 1999 |
|
RU2163644C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ВАЛКОВ ИЗ ШТАМПОВОЙ СТАЛИ | 2000 |
|
RU2194081C2 |
Способ термической обработки прокатных валков | 1980 |
|
SU1011709A1 |
Способ изготовления прокатных валков | 1977 |
|
SU667305A1 |
Способ термической обработки стальных изделий | 1990 |
|
SU1749252A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ | 2003 |
|
RU2237563C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК ЧУГУННЫХ ВАЛКОВ | 2005 |
|
RU2283709C2 |
АГРЕГАТ ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ, ВОДОСБОРНИК И СПРЕЙЕР ДЛЯ ЭТОГО АГРЕГАТА | 1998 |
|
RU2143009C1 |
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на станах горячей и холодной прокатки. Задача изобретения - повышение качества и стойкости изготовленных валков. В способе изготовления валков, включающем механическую обработку вышедшего из строя валка, нагрев бочки, закалку и последующий отпуск, при механической обработке длину бочки вышедшего из строя валка укорачивают в 1,1-1,9 раза. Режимы термообработки регламентированы. Изобретение обеспечивает исключение образования скопления микродефектов в месте перехода шейки в бочку. 3 з.п. ф-лы.
ТРЕЙГЕР Е.Н | |||
и др | |||
“Повышение качества и эксплуатационной стойкости валков листовых станов, М., Металлургия, 1988 г., с.с.161-171 | |||
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ | 1997 |
|
RU2121897C1 |
Способ изготовления прокатных валков | 1990 |
|
SU1726080A1 |
US 4575972 A, 18.03.1986. |
Авторы
Даты
2005-02-27—Публикация
2003-12-08—Подача