УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА Российский патент 2005 года по МПК B63B25/12 

Описание патента на изобретение RU2247055C2

Изобретение относится к судостроению и перевозке жидких грузов водным транспортом.

Известно устройство для перевозки жидких грузов, которые могут быть и жидким топливом (танкер), содержащее на своем борту судовые цистерны (грузовые танки), являющиеся элементами конструкции корпуса судна (Фрид Е.Г. Устройство судна. - Л.: Судостроение, 1989, с.39-42 - прототип).

Недостатком такого устройства для перевозки жидких грузов является повышенная опасность экологического заражения акватории перевозимыми грузами, например нефтепродуктами, при использовании супертанкеров, так как они из-за своих больших геометрических размеров испытывают эксплуатационно-волновые нагрузки, уменьшающие прочность корпуса и увеличивающие вероятность аварийных ситуаций.

Из патента RU 2037451 С1, МПК В 63 В 25/08, опублик. 19.06.1995, известно устройство для перевозки жидкого груза (нефтепродукта, который может быть и жидким топливом), содержащее подводные грузовые танки (сцепляемые друг с другом цистерны), являющиеся самостоятельными отдельными модулями, составляющими караван, так как они располагаются последовательно друг за другом при сцепке.

Недостатком данного устройства является то, что перекачка нефтепродуктов в расположенное на берегу нефтехранилище в районах с протяженным мелководьем осуществляется не непосредственно, а последовательно через танки танкеров, поставленных цепочкой на мертвую стоянку от приемной станции к берегу.

Технической задачей изобретения является повышение безопасности перевозки жидких грузов и, как следствие, повышение экологичности таких перевозок, без усложнения процесса перекачки нефтепродуктов в нефтехранилище в районах с протяженным мелководьем.

Технический результат достигается тем, что в устройстве перевозки жидкого топлива, содержащем грузовые танки, новым является то, что грузовые танки представляют собой самостоятельные отдельные надводные модули, составляющие караван и соединенные между собой при помощи шаровых шарниров и тросов, проходящих через всю длину каравана, а промежутки между модулями закрыты резиновыми муфтами-переходниками.

На чертежах представлено устройство для перевозки жидкого топлива.

На фиг.1 изображено устройство для перевозки жидкого топлива, вид сбоку и вид сверху, на фиг.2 - схема соединения двух модулей с помощью шарнира валика, на фиг.3 - схема фиксации тросов в оконечности модулей, на фиг.4 - схема устройства муфты переходника, на фиг.5 - параллельное соединение нескольких танкеров при помощи шарниров-пружин.

Устройство содержит модуль-танк 1 носовой оконечности, модули-танки 2 средней части судна, модуль-толкач 3, шаровые шарниры 4, стягивающие тросы 5, отверстия 6 для приема и выдачи жидких грузов, например нефтепродуктов, швартовые устройства 7, лебедочный механизм 8, натягивающий тросы 5, шарнир-валик 9, пластину 10, жестко прикрепленную к тросу и имеющую отверстия для штыря 11, паз 12 для штыря 11, устройство 13, выдвигающее и вдвигающее штырь, резиновую муфту-переходник 14, резиновый шланг 15, жестко скрепленный с муфтой-переходником 14, углубление 16 в модуле-танке под муфту-переходник.

Устройство для перевозки жидкого топлива работает следующим образом.

Каждый модуль-танк 2 должен иметь водоизмещение, при котором вероятность его деформации и эксплуатационно-волновой нагрузки крайне мала. Модули-танки 1, 2 и 3 соединяются между собой шаровыми шарнирами 4, так как они позволяют соединяемым частям поворачиваться во всех трех плоскостях. Но из-за того, что изгибание судна в горизонтальной плоскости затрудняет управление им, в конструкции шаровые шарниры применены попарно и расположены в горизонтальной плоскости. Возможен вариант применения шарнира-валика 9 (фиг.2), исключающего изгибание судна в горизонтальной плоскости. Для соединения модулей с помощью шарниров по всей длине судна проходят стягивающие тросы 5. Тросы оканчиваются в модуле-танке носовой оконечности. Стягивание всей конструкции осуществляется с помощью лебедочного механизма 8, находящегося на модуле-толкаче. Нагрузка на тросы, стягивающие конструкцию, сильно зависит от волнения на море. Поэтому предусмотрена система регулировки натяжения тросов, осуществляемая лебедкой в модуле-толкаче. Число тросов определяется средней нагрузкой на них. Тросы могут жестко фиксироваться в оконечностях модулей (фиг.3) при помощи пластины 10, жестко прикрепленной к тросу 5 и имеющей паз 12 для штыря 11, и устройство 13, выдвигающее и вдвигающее штырь, тем самым предотвращается или уменьшается растяжение тросов. Модуль-толкач 3 имеет все необходимое для обеспечения передвижения танкера: энергетическую установку, рули, навигационную аппаратуру и т.д. Жидкое топливо находится во всех модулях, кроме модуля-толкача. Каждый из модулей имеет специальные отверстия 6 для приема и выдачи, а также комплекс устройств, необходимых для швартовки судна: лебедки, кнехты, кипы.

Проблема преодоления сопротивления воды движению танкера, состоящего из модулей, решается применением резиновых муфт-переходников 14, с которыми жестко сцеплен резиновый шланг 15. В небольшое углубление 16 в модуле-танке (фиг.4) вставляется резиновый шланг 15, в который накачивается сжатый воздух, заставляя муфту-переходник 14 плотно прилегать к корпусу модуля-танка, закрывая снаружи промежутки между модулями.

Ввиду того, что модульный танкер, рассмотренный выше, имеет ограничения в длине, обусловленные проблемой эксплуатации данного судна и трудностями его размещения в портах, предложена более компактная конструкция, позволяющая перевозить большее количество жидкого топлива (фиг.5).

Такой танкер состоит из нескольких соединенных параллельно модульных танкеров. Соединение танкеров параллельно друг другу осуществляется шарнирами-пружинами, расположенными в небольшом углублении в корпусе модуля-танка и закрепленными в нем (на чертеже конструкция шарниров пружин не показана).

Возможно использование резинового покрытия в виде пленки, обтягивающей всю конструкцию. Этот вариант делает ненужным покраску судна и изготовление специальных, устойчивых к воздействию морской воды, сплавов.

Из отдельных модулей, сходных по своим характеристикам, можно набирать суда различного назначения, например, танкер для перевозки нефти, газовоз, контейнеровоз, балкер, гибридное судно.

Таким образом, предложенное устройство перевозки жидкого топлива обладает рядом преимуществ по сравнению с прототипами.

Во-первых, сборку модульного судна можно осуществлять прямо на акватории. При сборке на акватории отпадает необходимость в громоздких судоприемниках, эллингах и т.п.

Во-вторых, с применением однотипных модулей носовой и кормовой оконечностей и различных модулей средней части судна смогут собираться транспортные суда различного назначения.

В-третьих, модульный принцип позволит увеличить грузоподъемность судов, т.к. по этому принципу можно строить не только танкеры, но и другие суда.

Похожие патенты RU2247055C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУЗООБРАБОТКИ СУДНА-БАРЖЕВОЗА 2008
  • Мытник Николай Александрович
RU2388646C1
МОДУЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БАРЖЕ-БУКСИРНЫЙ СОСТАВ 2012
  • Брынцев Александр Михайлович
RU2488512C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Учаев Юрий Кузьмич
  • Федосеев Андрей Владимирович
RU2286903C1
ТАНКЕР-ХИМОВОЗ 2007
  • Швед Владимир Вадимович
  • Гвоздев Игорь Евгеньевич
  • Письменный Максим Александрович
  • Захаров Василий Юрьевич
  • Пугачев Евгений Викторович
RU2332326C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Медведев Александр Михайлович
  • Комов Виктор Михайлович
RU2462386C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ТАНКЕРА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРУЗОВЫХ РАБОТ 2011
  • Юдин Юрий Иванович
RU2462389C1
ТАНКЕР ЛЕДОВОГО КЛАССА 2011
  • Луковников Владимир Викторович
  • Ховряков Александр Николаевич
  • Шляхтенко Александр Васильевич
RU2493042C2
СУДНО-ГАЗОВОЗ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2013
  • Полунин Алексей Николаевич
  • Крестьянцев Андрей Борисович
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Романов Роман Юрьевич
  • Нестеров Александр Борисович
  • Луцкевич Антон Михайлович
RU2522201C1
ТАНКЕР 2005
  • Швед Владимир Вадимович
  • Гвоздев Игорь Евгеньевич
  • Письменный Максим Александрович
  • Захаров Василий Юрьевич
  • Пугачев Евгений Викторович
RU2303553C1
ГРУЗОВАЯ СИСТЕМА НАЛИВНОГО СУДНА 2009
  • Бухарицин Петр Иванович
  • Беззубиков Лев Германович
RU2401765C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 247 055 C2

Реферат патента 2005 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к судостроению и перевозке жидких грузов водным транспортом. Устройство для перевозки жидкого топлива содержит грузовые танки, представляющие собой самостоятельные отдельные модули, соединенные между собой и составляющие караван. Упомянутые модули соединены между собой при помощи тросов, проходящих через всю длину каравана, и шаровых шарниров. Промежутки между модулями закрыты резиновыми муфтами-переходниками. Шаровые шарниры позволяют отдельным модулям поворачиваться во всех трех плоскостях. Предусмотрена система регулировки натяжения тросов, нагрузка на которые сильно зависит от волнения на море, осуществляемая лебедкой в модуле-толкаче. Преимуществом построения модульного судна является то, что его сборку можно осуществлять непосредственно на акватории, при этом отпадает необходимость в громоздких судоподъемниках, эллингах и т.п. Кроме того, с применением однотипных модулей носовой и кормовой оконечностей и различных модулей средней части судна можно собирать транспортные суда различного назначения. Технический результат реализации заключается в повышении безопасности перевозки жидких грузов и, как следствие, в повышении экологичности таких перевозок. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 247 055 C2

Устройство для перевозки жидкого топлива, содержащее грузовые танки, представляющие собой самостоятельные отдельные модули, соединенные между собой и составляющие караван, отличающееся тем, что упомянутые модули соединены между собой при помощи тросов, проходящих через всю длину каравана, и шаровых шарниров, а промежутки между модулями закрыты резиновыми муфтами-переходниками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247055C2

СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Галь Анатолий Феодосьевич[Ua]
  • Глухарев Константин Константинович[Ru]
  • Нерубенко Георгий Петрович[Ua]
  • Цагарели Давид Васильевич[Ru]
  • Абрамов Олег Николаевич[Ua]
RU2037451C1
СЪЕДОБНЫЙ ПРОДУКТ БЕЗ ДЕФЕКТА ПОСЕДЕНИЯ 2018
  • Рабо, Жан-Люк
  • Прайс, Уэйн
RU2727485C1

RU 2 247 055 C2

Авторы

Ивановский А.Б.

Погребная Т.В.

Козлов А.В.

Даты

2005-02-27Публикация

1999-09-01Подача