АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГАЗОВЫЙ МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН Российский патент 2005 года по МПК F17C1/02 

Описание патента на изобретение RU2247279C1

Изобретение относится к газовому автомобильному оборудованию, предназначенному для хранения и работы на компримированном природном газе (КПГ).

Известны автомобильные газовые металлостеклопластиковые баллоны, выполненные в виде стального лейнера баллонного типа, цилиндрическая часть которого обмотана стеклопластиком [1].

Эти баллоны выполнены на рабочее давление 20 МПа и характеризуются следующими показателями:

1. Удельная масса, как отношение массы баллона к его геометрическому объему, составляет 0,65-0,75 кг/л.

2. Толщина стеклопластиковой намотки превышает толщину стенки металлического лейнера не более чем в 2 раза.

3. Допускаемые напряжения в металлическом лейнере не должны превышать 0,6 σТ.

При указанных параметрах и ограничениях по прочности лейнера баллоны такой конструкции являются относительно тяжелыми и дорогостоящими, что особенно проявляется при переходе к более высоким давлениям газа, например 32-40 МПа вместо 20 МПа. Коэффициент совершенства конструкции таких баллонов, определяемый как отношение их газового объема при разрушающем давлении к массе баллона, не превышает “10”, что и характеризует их вышеуказанный недостаток.

Наиболее близким прототипом к заявляемому баллону является металлокомпозитный баллон, выполненный в виде аллюминиевого лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, с удельной массой баллона 0,6-0,7 кг/л и превышением толщины композитной обмотки над толщиной стенки лейнера не более чем в 2 раза [1].

Недостатком такой конструкции баллона является также низкое значение коэффициента совершенства конструкции, не превышающее значения “10”, что в конечном счете приводит к относительному увеличению удельной массы и стоимости баллона. Особенно это проявляется при создании баллонов на давления газа более 20 МПа.

Технической задачей, поставленной в настоящем изобретении, является достижение относительного снижения массы и стоимости баллона на давление газа более 20 МПа.

Эта задача достигается тем, что металлокомпозитный баллон выполнен из металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, толщина которого не менее чем в 3 раза превышает толщину стенки лейнера для различных объемов и давлений газа в баллоне, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством

(1)

где Кск - коэффициент совершенства конструкции;

Рраб. - максимальное рабочее давление газа в баллоне в кгс/см2;

V - геометрический внутренний объем баллона в литрах, (дм3);

n - коэффициент запаса прочности, равный не менее 3;

M - масса баллона в кг;

Рразр. - разрушающее давление газа в кгс/см2.

На чертеже изображен газовый металлокомпозитный баллон для автомобилей (а) и для передвижных автогазозаправщиков (б) на максимальное рабочее давление газа 32 МПа, а в таблице 1 приведены их основные параметры.

Таблица 1№№ п/пОбъем,
литр
Масса,
кг
Отношение толщины обмотки к толщине стенки лейнераКоэффициент совершенства конструкции, км
а67,053,03,4612,14б185,0138,753,4612,8

Баллоны выполнены в виде аллюминиевого лейнера баллонного типа, обмотанного композитным материалом, толщина которого превышает почти в 3,5 раза толщину стенки лейнера, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона (коэффициент совершенства конструкции) превышает 12 км согласно неравенству (1).

Увеличение толщины композитной обмотки с 2,0 до 3,5 раз при повышении рабочего давления с 20 до 32 МПа позволило создать баллоны с коэффициентом совершенства конструкции более 12, относительно легкие, дешевые и высоконадежные.

Источники информации

1. ГАЗ транспорт ИНФО, стр. 4, май - апрель, 1997 г.

Похожие патенты RU2247279C1

название год авторы номер документа
Огневзрывобезопасный металлокомпозитный баллон давления 2019
  • Мороз Николай Григорьевич
  • Калинников Александр Николаевич
RU2703849C1
МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2020
  • Шишкин Алексей Анатольевич
  • Филимонова Татьяна Валерьевна
RU2757315C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВОГО БАЛЛОНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЙ БАЛЛОН 2006
  • Свободов Андрей Николаевич
  • Стеценко Анатолий Иванович
  • Капустин Анатолий Иванович
  • Рожков Александр Григорьевич
  • Рахметов Сямиулла Абдуллович
  • Трабер Виктор Владимирович
  • Денисова Татьяна Ивановна
RU2310120C1
Металлокомпозитный баллон высокого давления с горловинами большого диаметра 2020
  • Мороз Николай Григорьевич
  • Лебедев Игорь Константинович
RU2754572C1
МОДУЛЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА 2006
  • Джабиев Адалет Нураддин Оглы
  • Ходырев Владимир Михайлович
  • Лихачев Александр Григорьевич
  • Корякин Николай Александрович
  • Мурзин Юрий Павлович
  • Корякин Вадим Николаевич
RU2315227C1
Способ изготовления металлопластиковых баллонов 2019
  • Клюнин Олег Станиславович
RU2715072C1
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ БАЛЛОНОВ В ПАКЕТ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕД ПОД ДАВЛЕНИЕМ И МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2021
  • Мишин Олег Леонидович
RU2776932C1
МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2009
  • Лукьянец Сергей Владимирович
  • Мороз Николай Григорьевич
RU2432521C2
МЕТАЛЛО-КОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ДАВЛЕНИЯ 2010
  • Лукьянец Сергей Владимирович
  • Мороз Николай Григорьевич
  • Лебедев Игорь Константинович
RU2439425C2
БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2008
  • Лукьянец Сергей Владимирович
  • Мороз Николай Григорьевич
RU2393376C2

Реферат патента 2005 года АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГАЗОВЫЙ МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН

Изобретение предназначено для использования на автомобилях, газозаправщиках и других газовых объектах производственно-технологического назначения. Автомобильный газовый металлокомпозитный баллон выполнен в виде металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, и отличается от известных баллонов тем, что толщина композитной обмотки превышает толщину стенки металлического лейнера не менее чем в 3 раза, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством:

Новое соотношение конструктивных параметров позволило создать баллон на высокое давление 32 МПа при оптимальном сочетании массы и стоимости баллона. 1 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 247 279 C1

Автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, выполненный в виде металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, отличающийся тем, что толщина композитной обмотки превышает толщину стенки металлического лейнера не менее чем в 3 раза, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством:

где Кск - коэффициент совершенства конструкции;

Рраб. - максимальное рабочее давление газа в баллоне, кгс/см2;

V - геометрический внутренний объем баллона, литр, (дм3);

n - коэффициент запаса прочности, равный не менее 3;

М - масса баллона, кг;

Рразр. - разрушающее давление газа, кгс/см2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247279C1

Сосуд давления 1983
  • Асвиян Михаил Бенционович
  • Айбабина Марина Михайловна
SU1195124A1
Комбинированный баллон 1986
  • Пелагенко Андрей Петрович
SU1399580A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ БАЛЛОН И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1993
  • Казанцев Валентин Петрович
RU2057272C1
МНОГОСЛОЙНЫЙ СОСУД ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ СЖАТОГО ГАЗА 1993
  • Зиновьев П.А.
  • Смердов А.А.
  • Таирова Л.П.
  • Сарбаев Б.С.
  • Фомин Б.Я.
  • Каравашкин В.Г.
RU2065544C1
RU 2002160 С1, 30.10.1993
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАЛЛОНА ДАВЛЕНИЯ 2000
  • Олейник Б.Д.
  • Петренко В.И.
  • Гергерт А.В.
RU2180948C1
ТВЕРДАЯ СЫПУЧАЯ КОМПОЗИЦИЯ НОСИТЕЛЯ ДЛЯ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА В ТВЕРДОЙ ДОЗИРОВАННОЙ ВОДОДИСПЕРГИРУЕМОЙ ФОРМЕ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ И ТВЕРДАЯ ДОЗИРОВАННАЯ ФОРМА 1992
  • Дев Кумар Мехра[Us]
  • Нагуи Искандер Ибрагим[Us]
  • Эдвин Джордж Флек[Us]
RU2111663C1
US 3512675, 19.05.1970
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОНСЕРВОВ "ОЛЬЯ ПОДРИГА" 2015
  • Квасенков Олег Иванович
RU2585446C1

RU 2 247 279 C1

Авторы

Мкртычан Я.С.

Ровнер Г.М.

Батюшков С.Г.

Корякин Н.А.

Корякин В.Н.

Даты

2005-02-27Публикация

2004-05-05Подача