Изобретение относится к газовому автомобильному оборудованию, предназначенному для хранения и работы на компримированном природном газе (КПГ).
Известны автомобильные газовые металлостеклопластиковые баллоны, выполненные в виде стального лейнера баллонного типа, цилиндрическая часть которого обмотана стеклопластиком [1].
Эти баллоны выполнены на рабочее давление 20 МПа и характеризуются следующими показателями:
1. Удельная масса, как отношение массы баллона к его геометрическому объему, составляет 0,65-0,75 кг/л.
2. Толщина стеклопластиковой намотки превышает толщину стенки металлического лейнера не более чем в 2 раза.
3. Допускаемые напряжения в металлическом лейнере не должны превышать 0,6 σТ.
При указанных параметрах и ограничениях по прочности лейнера баллоны такой конструкции являются относительно тяжелыми и дорогостоящими, что особенно проявляется при переходе к более высоким давлениям газа, например 32-40 МПа вместо 20 МПа. Коэффициент совершенства конструкции таких баллонов, определяемый как отношение их газового объема при разрушающем давлении к массе баллона, не превышает “10”, что и характеризует их вышеуказанный недостаток.
Наиболее близким прототипом к заявляемому баллону является металлокомпозитный баллон, выполненный в виде аллюминиевого лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, с удельной массой баллона 0,6-0,7 кг/л и превышением толщины композитной обмотки над толщиной стенки лейнера не более чем в 2 раза [1].
Недостатком такой конструкции баллона является также низкое значение коэффициента совершенства конструкции, не превышающее значения “10”, что в конечном счете приводит к относительному увеличению удельной массы и стоимости баллона. Особенно это проявляется при создании баллонов на давления газа более 20 МПа.
Технической задачей, поставленной в настоящем изобретении, является достижение относительного снижения массы и стоимости баллона на давление газа более 20 МПа.
Эта задача достигается тем, что металлокомпозитный баллон выполнен из металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, толщина которого не менее чем в 3 раза превышает толщину стенки лейнера для различных объемов и давлений газа в баллоне, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством
(1)
где Кск - коэффициент совершенства конструкции;
Рраб. - максимальное рабочее давление газа в баллоне в кгс/см2;
V - геометрический внутренний объем баллона в литрах, (дм3);
n - коэффициент запаса прочности, равный не менее 3;
M - масса баллона в кг;
Рразр. - разрушающее давление газа в кгс/см2.
На чертеже изображен газовый металлокомпозитный баллон для автомобилей (а) и для передвижных автогазозаправщиков (б) на максимальное рабочее давление газа 32 МПа, а в таблице 1 приведены их основные параметры.
литр
кг
Баллоны выполнены в виде аллюминиевого лейнера баллонного типа, обмотанного композитным материалом, толщина которого превышает почти в 3,5 раза толщину стенки лейнера, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона (коэффициент совершенства конструкции) превышает 12 км согласно неравенству (1).
Увеличение толщины композитной обмотки с 2,0 до 3,5 раз при повышении рабочего давления с 20 до 32 МПа позволило создать баллоны с коэффициентом совершенства конструкции более 12, относительно легкие, дешевые и высоконадежные.
Источники информации
1. ГАЗ транспорт ИНФО, стр. 4, май - апрель, 1997 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Огневзрывобезопасный металлокомпозитный баллон давления | 2019 |
|
RU2703849C1 |
МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2757315C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВОГО БАЛЛОНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЙ БАЛЛОН | 2006 |
|
RU2310120C1 |
Металлокомпозитный баллон высокого давления с горловинами большого диаметра | 2020 |
|
RU2754572C1 |
МОДУЛЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА | 2006 |
|
RU2315227C1 |
Способ изготовления металлопластиковых баллонов | 2019 |
|
RU2715072C1 |
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ БАЛЛОНОВ В ПАКЕТ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕД ПОД ДАВЛЕНИЕМ И МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2776932C1 |
МЕТАЛЛОКОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2432521C2 |
МЕТАЛЛО-КОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН ДАВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2439425C2 |
ПРИМЕНЕНИЕ ПЛЕНОЧНОГО ПОЛИМЕРНОГО МАТЕРИАЛА ПРОТОНООБМЕННОЙ МЕМБРАНЫ В БАЛЛОНЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ВОДОРОДА | 2023 |
|
RU2826334C1 |
Изобретение предназначено для использования на автомобилях, газозаправщиках и других газовых объектах производственно-технологического назначения. Автомобильный газовый металлокомпозитный баллон выполнен в виде металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, и отличается от известных баллонов тем, что толщина композитной обмотки превышает толщину стенки металлического лейнера не менее чем в 3 раза, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством:
Новое соотношение конструктивных параметров позволило создать баллон на высокое давление 32 МПа при оптимальном сочетании массы и стоимости баллона. 1 табл., 1 ил.
Автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, выполненный в виде металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, отличающийся тем, что толщина композитной обмотки превышает толщину стенки металлического лейнера не менее чем в 3 раза, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством:
где Кск - коэффициент совершенства конструкции;
Рраб. - максимальное рабочее давление газа в баллоне, кгс/см2;
V - геометрический внутренний объем баллона, литр, (дм3);
n - коэффициент запаса прочности, равный не менее 3;
М - масса баллона, кг;
Рразр. - разрушающее давление газа, кгс/см2.
Сосуд давления | 1983 |
|
SU1195124A1 |
Комбинированный баллон | 1986 |
|
SU1399580A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ БАЛЛОН И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2057272C1 |
МНОГОСЛОЙНЫЙ СОСУД ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ СЖАТОГО ГАЗА | 1993 |
|
RU2065544C1 |
RU 2002160 С1, 30.10.1993 | |||
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАЛЛОНА ДАВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2180948C1 |
ТВЕРДАЯ СЫПУЧАЯ КОМПОЗИЦИЯ НОСИТЕЛЯ ДЛЯ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА В ТВЕРДОЙ ДОЗИРОВАННОЙ ВОДОДИСПЕРГИРУЕМОЙ ФОРМЕ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ И ТВЕРДАЯ ДОЗИРОВАННАЯ ФОРМА | 1992 |
|
RU2111663C1 |
US 3512675, 19.05.1970 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОНСЕРВОВ "ОЛЬЯ ПОДРИГА" | 2015 |
|
RU2585446C1 |
Авторы
Даты
2005-02-27—Публикация
2004-05-05—Подача