ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС Российский патент 2005 года по МПК F04D13/12 F04C13/00 

Описание патента на изобретение RU2250393C2

Изобретение относится к авиадвигателестроению и касается устройства центробежно-шестеренного насоса, используемого в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей.

Известен двухсекционный центробежно-шестеренный насос для систем смазки авиационных газотурбинных двигателей, содержащий корпус с двумя крышками и две пары качающих шестерен с крыльчатками, расположенные на двух общих валах (М.М.Бич, Е.В.Вейнберг, Д.Н.Сурнов. Смазка авиационных газотурбинных двигателей. Москва, Машиностроение, 1979, с.57, рис.4.11.).

К недостатку этого насоса следует отнести наличие двух уплотнительных стыков между корпусом и крышками, которые одновременно являются и регулировочными, так как в эти стыки устанавливается набор регулировочных металлических прокладок (обычно из тонкой фольги) для регулировки торцового зазора между шестернями и корпусом.

Для обеспечения герметичности стыков приходится изготавливать корпус и крышки с массивными тяжелыми фланцами, устанавливать чаще болты увеличенного диаметра, затягивать их большими усилиями, однако герметичности стыков достигнуть затруднительно, так как раздавить металлическую прокладку с большой площадью не удается, а использовать фольгу из мягкого металла (например, оловянную) нельзя из-за высоких рабочих температур масла (до 200°С и более).

Поэтому для обеспечения герметичности стыков иногда в них устанавливают эластичные прокладки (например, из паронита), а торцовые зазоры между шестернями и корпусом обеспечивают индивидуальной подгонкой деталей либо подбором их из большой группы изготовленных заранее шестерен и корпусов, что приводит к неоправданному увеличению трудоемкости изготовления насосов.

Следует заметить, что в современном авиационном газотурбинном двигателе, рассчитанном на большие сверхзвуковые скорости полета (М=3), элементы конструкции в работе нагреваются до столь высоких температур, что попадание на них смазки приводит к незамедлительному ее возгоранию и возникновению пожара на двигателе.

Задачей изобретения является обеспечение герметичности при упрощении настройки торцовых зазоров в шестернях путем разделения регулировочных функций и функций по обеспечению герметичности между разными стыками в насосе. При этом стыки, ответственные только за регулировку, заключены внутри стыка, ответственного только за герметичность.

Указанная задача достигается тем, что в двухсекционном центробежно-шестеренном насосе, содержащем корпус с двумя крышками и две пары качающих шестерен с крыльчатками, расположенные на двух общих валах, согласно изобретению корпус выполнен в виде двух полуразъемов, образующих замкнутую полость, внутри которой установлены крышки, расположенные относительно друг друга в зеркальном и развернутом на 180° положении, образующие вместе с двумя состыкованными с ними полуразъемами корпуса две замкнутые и изолированные друг от друга полости, в которых попарно размещены шестерни каждой секции.

Кроме того:

а) нагнетающие полости обеих секций могут быть сообщены между собой через расположенный внутри корпуса канал, выведенный наружу корпуса через любой из двух полуразъемов;

б) всасывающие полости обеих секций могут быть сообщены между собой через расположенный внутри корпуса канал, выведенный наружу корпуса через любой из двух полуразъемов.

в) валы могут быть выполнены с возможностью осевого смещения относительно крыльчаток.

Новым здесь является то, что корпус выполнен в виде двух полуразъемов, образующих замкнутую полость, внутри которой установлены крышки, расположенные относительно друг друга в зеркальном и развернутом на 180° положении, образующие вместе с двумя состыкованными с ними полуразъемами корпуса две замкнутые и изолированные друг от друга полости, в которых попарно размещены шестерни каждой секции.

Кроме того:

а) нагнетающие полости обеих секций могут быть сообщены между собой через расположенный внутри корпуса канал, выведенный наружу корпуса через любой из двух полуразъемов;

б) всасывающие полости обеих секций могут быть сообщены между собой через расположенный внутри корпуса канал, выведенный наружу корпуса через любой из двух полуразъемов.

в) валы могут быть выполнены с возможностью осевого смещения относительно крыльчаток.

Заключив регулировочные стыки двухсекционного центробежно-шестеренного насоса в замкнутую полость, образованную двумя полуразъемами корпуса, мы облегчаем настройку торцового зазора в шестернях, поскольку сокращается количество крепежных элементов в регулировочных стыках, а также отпадает надобность в больших усилиях затяжки, так как возможные утечки смазки в этих стыках легко блокируются единственным уплотнительным стыком между полуразъемами корпуса, куда можно установить эластичную уплотнительную прокладку.

Масса насоса снижается за счет облегчения фланцев и сокращения количества крепежных элементов.

Трудоемкость изготовления насоса снижается благодаря унификации ряда деталей, например, крышка насоса одного наименования может быть использована в двух местах, используются дважды регулировочные прокладки из фольги и др.

Соединение полостей нагнетания обеих секций насоса между собой через расположенный внутри корпуса канал с выводом последнего через любой из двух полуразъемов корпуса наружу упрощает коммутацию каналов и сокращает количество арматуры, потребной для подключения насоса в маслосистему двигателя.

Соединив всасывающие полости обеих секций между собой через расположенный внутри корпуса канал, выведенный наружу корпуса через любой из двух полуразъемов, мы можем обойтись одним входом в насос.

Выполнив валы с возможностью осевого смещения относительно шестерен с крыльчатками, мы делаем крыльчатку более технологичной в изготовлении. Помимо этого облегчается монтаж устройства.

Из уровня техники неизвестны двухсекционные центробежно-шестеренные насосы, корпус которых выполнен в виде двух полуразъемов, образующих замкнутую полость, внутри которой установлены крышки, расположенные относительно друг друга в зеркальном и повернутом на 180° положении, образующие вместе с двумя состыкованными с ними полуразъемами корпуса две замкнутые и изолированные друг от друга полости, в которых попарно размещены шестерни каждой секции, причем одноименные нагнетающие и всасывающие полости каждой из секций соединены между собой через расположенные внутри корпуса каналы, выведенные наружу через любой из двух полуразъемов. Поэтому можно сделать вывод о том, что предложенное устройство соответствует критерию “новизны” и “изобретательского уровня”.

На фиг.1 показан продольный разрез насоса;

на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Двухсекционный центробежно-шестеренный насос содержит корпус, образованный двумя состыкованными по фланцам полуразъемами 1 и 2, в разъеме которых установлена эластичная уплотнительная прокладка 3. Внутри корпуса установлены напротив друг друга две крышки 4 так, что одна из них является зеркальным отражением другой и, кроме того, повернута относительно нее на 180°. Крышки 4 стыкуются с полуразъемами 1 и 2, образуя между собой и полуразъемами две изолированные полости, в которых размещены попарно шестерни с крыльчатками 5, установленные на двух валах, один из которых 6 приводной, образующие две независимые друг от друга секции насоса.

Между крышками 4 и полуразъемами 1 и 2 установлены металлические регулировочные прокладки 7 для регулировки торцового зазора в шестернях с крыльчатками 5.

Нагнетающие полости 8 и 9 обеих секций насоса сообщены между собой каналом 10, выведенным наружу корпуса через отверстие 11.

Всасывающие полости 12 и 13 обеих секций через канал 14 выведены наружу корпуса через отверстие 15.

При работе насоса приводится во вращение вал 6. Кинематически связанные между собой через вал 6 шестерни с крыльчатками 5 начинают вращаться.

Смазка, подведенная к всасывающим полостям 12 и 13 обеих секций насоса, переправляется в полости нагнетания 8 и 9 и далее через канал 10 к отверстию 11, которое сообщено с потребителем.

Одновременно с подводом смазки к полостям 12 и 13 осуществляется подвод смазки от отверстия 15 и канал 14 к зубчатым венцам шестерен с крыльчатками 5, расположенным в зонах, сообщающихся с всасывающими полостями 12 и 13, что обеспечивает высокие пусковые качества двухсекционного центробежно-шестеренного насоса.

Протечки смазки через регулировочные кольца 7 накапливаются внутри полости, образованной полуразъемами 1 и 2, и удерживаются в ней благодаря герметичности уплотнительного кольца 3, создавая завесу, препятствующую подсосу воздуха через неплотности в качающих узлах насоса, и образуя масляную ванну для подшипников насоса, что способствует повышению надежности работы насоса.

Похожие патенты RU2250393C2

название год авторы номер документа
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС С ТОРЦОВЫМ ВХОДОМ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Ежова Наталья Петровна
RU2456478C1
ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 2017
  • Голубов Александр Николаевич
  • Ежова Наталья Петровна
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2660228C1
ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 2003
  • Андреев А.В.
  • Голубов А.Н.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Семенов В.Г.
  • Яшуничкин И.К.
RU2250394C2
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и откачивающий насос маслоагрегата ТРД, работающий по этому способу, рабочее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ТРД 2017
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2656523C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
RU2482334C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Голубов Александр Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
RU2522748C1
Способ работы маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и маслоагрегат ТРД, работающий этим способом (варианты) 2017
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2656479C1
Центробежно-шестеренный насос 1988
  • Бекренев Игорь Анатольевич
SU1657745A1
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС НАРУЖНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2014
  • Голубов Александр Николаевич
  • Воротилин Антон Андреевич
  • Пчелкин Андрей Андреевич
RU2567533C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
RU2472040C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 250 393 C2

Реферат патента 2005 года ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС

Изобретение относится к авиадвигателестроению и касается устройства центробежно-шестеренного насоса, используемого в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Двухсекционный центробежно-шестеренный насос содержит корпус с двумя крышками и две пары качающих шестерен с крыльчатками, расположенные на двух общих валах. Корпус выполнен в виде двух полуразъемов, образующих замкнутую полость. Внутри полости установлены крышки, расположенные относительно друг друга в зеркальном и развернутом на 180° положении. Крышки образуют вместе с двумя состыкованными с ними полуразъемами корпуса две замкнутые и изолированные друг от друга полости, в которых попарно размещены шестерни каждой секции. Изобретение направлено на обеспечение герметичности в насосе при упрощении настройки торцовых зазоров в шестернях путем разделения регулировочных функций и функций по обеспечению герметичности между разными стыками в насосе. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 250 393 C2

1. Двухсекционный центробежно-шестеренный насос, содержащий корпус с двумя крышками и две пары качающих шестерен с крыльчатками, расположенные на двух общих валах, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде двух полуразъемов, образующих замкнутую полость, внутри которой установлены крышки, расположенные относительно друг друга в зеркальном и развернутом на 180° положении, образующие вместе с двумя состыкованными с ними полуразъемами корпуса две замкнутые и изолированные друг от друга полости, в которых попарно размещены шестерни каждой секции.2. Двухсекционный центробежно-шестеренный насос по п.1, отличающийся тем, что нагнетающие полости обеих секций сообщены между собой через расположенный внутри корпуса канал, выведенный наружу корпуса через любой из двух полуразъемов.3. Двухсекционный центробежно-шестеренный насос по п.1, отличающийся тем, что всасывающие полости обеих секций сообщены между собой через расположенный внутри корпуса канал, выведенный наружу корпуса через любой из двух полуразъемов.4. Двухсекционный центробежно-шестеренный насос по п.1, отличающийся тем, что валы выполнены с возможностью осевого смещения относительно крыльчаток.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2250393C2

БИЧ М.М
и др
Смазка авиационных газотурбинных двигателей
Москва, Машиностроение, 1979, с.57, рис.4.11, 4.12
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС 1998
  • Андреев А.В.
  • Голубов А.Н.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Семенов В.Г.
  • Чепкин В.М.
RU2143592C1
SU 1625104 A1, 20.02.1995
SU 741618 A1, 10.03.1996
ДВУХРЯДНЫЕ ЖАЛЮЗИ ХОЛОДИЛЬНОЙ КАМЕРЫ ЛОКОМОТИВА 2019
  • Кравченко Олег Васильевич
  • Васюков Евгений Сергеевич
  • Бойко Александр Юрьевич
  • Шугаев Сергей Николаевич
  • Трипачев Андрей Васильевич
  • Касацкая Мария Олеговна
RU2713244C1

RU 2 250 393 C2

Авторы

Андреев А.В.

Голубов А.Н.

Марчуков Е.Ю.

Семенов В.Г.

Яшуничкин И.К.

Даты

2005-04-20Публикация

2003-05-29Подача