Центробежно-шестеренный насос относится к гидравлическим насосам объемного вытеснения с вращающимися внешними рабочими органами и может быть использован в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла.
Известен центробежно-шестеренный насос наружного зацепления, содержащий размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток и установленные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые расточки с установленными в них попарно разделителями полостей всасывания и нагнетания, и элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних [1].
При работе этого центробежно-шестеренного насоса приводятся во вращение предвключенные крыльчатки и соединенные с ними шестерни. Под действием напора, создаваемого крыльчатками, жидкость из индивидуальных выходных каналов через расточки в шестернях переправляется в межзубовые впадины шестерен и переносится ими в полость нагнетания, отделенную от полости всасывания разделителями, закрепленными в корпусе неподвижно, либо выполненными с ним за одно целое.
Недостаток этой конструкции - жесткое крепление шестерен относительно крыльчаток и разделителей полостей всасывания и нагнетания относительно корпуса.
Это крепление производится, как правило, запрессовкой с последующей установкой по месту контакта дополнительных резьбовых стопоров. При работе насоса температура рабочей жидкости возрастает (до 200 градусов и более), что приводит к ослаблению натягов, появлению поводок и возникновению перекосов в сопрягаемых парах, "шестерня-крыльчатка" и "корпус-разделители полостей всасывания и нагнетания", следовательно, к заклиниванию качающего узла насоса.
Задача изобретения обеспечение самоустанавливаемости шестерен и разделителей полостей всасывания и нагнетания относительно корпуса на любых режимах работы насоса, что повышает надежность его работы.
Указанная задача достигается тем, что в центробежно-шестеренном насосе, содержащем размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток и установленные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые расточки с установленными в них попарно разделителями полостей всасывания и нагнетания, и элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних, в нем шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью радиального и осевого смещения, а элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних, причем элементы передачи крутящего момента от крыльчатки к шестерням размещены внутри прорезей элементов осевой фиксации; разделители полостей всасывания и нагнетания установлены в корпусе с возможностью осевого смещения, причем по меньшей мере одна из двух прилегающих к шестерням пар разделителей подпружинена в сторону шестерни, а фиксация сопряженных в пару разделителей от взаимного поворота выполнена в виде единого радиального стопора, заведенного в расположенные напротив друг друга выемки на тыльных сторонах разделителей.
Новым здесь является то, что шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью радиального и осевого смещения, а элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних, причем элементы передачи крутящего момента от крыльчатки к шестерням размещены внутри прорезей элементов осевой фиксации; разделители полостей всасывания и нагнетания установлены в корпусе с возможностью осевого смещения, причем по меньшей мере одна из двух прилегающих к шестерням пар разделителей подпружинена в сторону шестерни, а фиксация сопряженных в пару разделителей от взаимного проворота выполнена в виде единого радиального стопора, заведенного в расположенные напротив друг друга выемки на тыльных сторонах разделителей.
Установив шестерни относительно крыльчаток с возможностью радиального и осевого смещения, мы освободили шестерни от жесткой связи с крыльчатками, благодаря чему мы обеспечиваем самоустанавливаемость рабочих торцев шестерен относительно корпуса, что исключает появление перекосов шестерен в работе, приводящих, как известно, к заклиниванию качающего узла насоса. Отсутствие перекосов позволит также выбирать оптимальные торцовые зазоры между шестернями и корпусом.
Установив разделители полостей всасывания и нагнетания в корпусе с возможностью осевого смещения, причем так, что по меньшей мере одна из двух прилегающих к шестерням пар разделителей подпружинена в сторону шестерни мы устраняем не только перекосы торцов разделителей относительно сопряженных с ними торцов в кольцевых расточках шестерен, но и реализуем с помощью пружин торцовую компенсацию зазоров между шестернями и разделителями. Все это повышает надежность работы насоса.
Из уровня техники неизвестны центробежно-шестеренные насосы, у которых шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью радиального и осевого смещения, а элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних, причем элементы передачи крутящего момента от крыльчатки к шестерням размещены внутри прорезей элементов осевой фиксации; разделители полостей всасывания и нагнетания установлены в корпусе с возможностью осевого смещения, причем по меньшей мере одна из двух прилегающих к шестерням пар разделителей подпружинена в сторону шестерни, а фиксация сопряженных в пару разделителей от взаимного проворота выполнена в виде единого радиального стопора, заведенного в расположенные напротив друг друга выемки на тыльных сторонах разделителей. Поэтому можно сделать вывод о соответствии предлагаемого изобретения критериям "новизны" и "изобретательского уровня".
На фиг. 1 показан поперечный разрез шестерни по А-А;
на фиг. 2 - продольный разрез насоса;
на фиг. 3 - сечение по торцу разделителя;
на фиг. 4 - сечение по радиальному стопору;
на фиг. 5 - вид В на крыльчатку со снятой шестерней.
В центробежно-шестеренном насосе в расточках корпуса 1 поверх крыльчаток 2 размещены шестерни 3, соединенные с крыльчатками 2 с помощью элементов: осевой фиксации - в виде разрезных пружинных колец 4, установленных в кольцевых радиальных канавках, расположенных напротив друг друга в средней части шестерен 3 и крыльчаток 2 и радиальной фиксации - в виде "Т"-образных шпонок 5, имеющих скругленную головку 6, установленную в осевую прорезь 7 внутри шестерни 3 и ножку 8, установленную в кольцевую радиальную канавку, выполненную снаружи крыльчатки. Шпонка 5 помещена внутрь разреза пружинного кольца 4 так, что ее ножка 8 попадает внутрь кольцевой канавки, предназначенной под установку пружинного кольца 4, и обеспечивает осевую фиксацию шпонки при работе насоса. В расточках же корпуса 1 с возможностью осевого смещения установлены и разделители 9 полостей всасывания и нагнетания, поджатые с помощью пружин 10 в торцы 11 кольцевых расточек 12 шестерен 3. Разделители 9 зафиксированы от взаимного проворота с помощью радиальных стопоров 13, установленных в расположенные напротив друг друга выемки 14 на тыльных сторонах разделителей 9. Крыльчатки 2 с помощью шлиц 15 соединены с валиками 16 и 17. Валик 17 - приводной.
При работе насоса крутящий момент от приводного валика 17 через шлицы 15 передается нижней крыльчатке 2, а от нее с помощью нижней шпонки 5 нижней шестерне 3, находящейся в постоянном зацеплении с верхней шестерней 3. Далее крутящий момент опять через шпонку 5 (верхнюю) и крыльчатку 2 замыкается на валике 16 (ведомом).
Поскольку зазоры в элементах осевой и радиальной фиксации выполняются значительно большими, чем торцовые и радиальные зазоры в центробежно-шестеренных насосах, торцы шестерен 3 и разделителей 9 имеют возможность самоустанавливаться относительно сопрягаемых поверхностей с обеспечением идеального к ним прилегания.
При вращении крыльчаток 2 под действием развиваемого ими напора жидкость с входа через межлопаточные каналы крыльчаток 2 и кольцевые расточки 12 в шестернях 3 будет поступать в межзубовые впадины, расположенные в зоне всасывания, которые перенесут жидкость в зону нагнетания, отделенную от зоны всасывания разделителями 9, а затем на выход к потребителю.
Анализ элементов, составляющих устройство, показывает, что в нем использованы детали и узлы, каждый из которых в отдельности широко применяется в промышленности. Поэтому мы можем сделать вывод о соответствии предлагаемого решения критерию "промышленная применимость".
Источники информации:
1. Авт. свид. СССР N 209213, МКИ F 04 C 2/04, опубл. 1968 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2291321C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2472040C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2472041C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2482334C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2010 |
|
RU2449177C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1999 |
|
RU2168655C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС НАРУЖНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2567533C1 |
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД), нагнетающий насос и его рабочее колесо | 2017 |
|
RU2663783C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2014 |
|
RU2555602C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2013 |
|
RU2525054C1 |
Изобретение может быть использовано в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток и установленные в расточках корпуса шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены кольцевые расточки с установленными в них попарно разделителями полостей всасывания и нагнетания. Насос также содержит элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних. Шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью радиального и осевого смещения. Элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних. Элементы передачи крутящего момента от крыльчатки к шестерням размещены внутри прорезей элементов осевой фиксации. Поскольку зазоры в элементах осевой и радиальной фиксации выполняются значительно большими, чем торцовые и радиальные зазоры в центробежно-радиальных насосах, торцы шестерен и разделителей имеют возможность самоустанавливаться относительно сопрягаемых поверхностей с обеспечением идеального к ним прилегания, что повышает надежность работы насоса. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
ДВУХРОТОРНЬШ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС НАРУЖНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 0 |
|
SU209213A1 |
ДВУХРОТОРНЫЙ ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 0 |
|
SU211328A1 |
0 |
|
SU336426A1 | |
SU 741618 A, 10.03.96 | |||
Центробежно-шестеренный насос | 1987 |
|
SU1530813A1 |
SU 1625104 A1, 20.02.96 | |||
Шестеренная гидромашина | 1988 |
|
SU1645625A1 |
Центробежно-шестеренный насос | 1988 |
|
SU1657745A1 |
Шестеренный насос | 1990 |
|
SU1717865A1 |
Центробежно-шестеренный насос наружного зацепления | 1990 |
|
SU1731990A1 |
Насосное устройство | 1979 |
|
SU800424A1 |
Двухступенчатый лопаточно-шестеренный насос | 1982 |
|
SU1051331A1 |
Авторы
Даты
1999-12-27—Публикация
1998-05-22—Подача