КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ Российский патент 2005 года по МПК F16K39/02 F16K1/54 

Описание патента на изобретение RU2250407C2

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к отключающим устройствам с запорным элементом, совершающим скользящее движение вдоль седловой поверхности, имеющей форму поверхности тел вращения, и может быть использовано для установки на технологических линиях газовых промыслов для перекрытия и регулирования транспортируемой среды.

Известно запорно-регулирующее устройство, в корпусе которого с проходным отверстием в седле установлены плоский шибер с уплотнительными поверхностями и отверстием и поворотный запорный элемент, фиксируемый в открытом положении, причем поворотный запорный элемент установлен вне зоны проходного отверстия, а уплотнительные поверхности шибера и седла герметизированы на всем диапазоне регулирования, при этом шток снабжен охватывающей его ступенчатой втулкой, установленной с возможностью осевого перемещения и фиксации ее в крайних положениях, причем на ступени меньшего диаметра выполнен паз, поворотный запорный орган установлен с возможностью взаимодействия с указанным пазом (а.с. №1203295, МПК 4 кл. F 16 К 3/00, приор. 05.07.84).

Известно запорно-регулирующее устройство, содержащее корпус с входным и выходным каналами и седло с отверстием, в котором установлены управляемые воздействием передвижного штока, соединенного с приводом, регулирующий затвор в виде плоского шибера с отверстием и уплотнительными поверхностями и поворотный запорный затвор, соединенный со штоком и представляющий собой две заслонки, одна из которых - глухая с уплотнительной поверхностью, а другая - разгрузочная с уплотнительной поверхностью и отверстием (патент СССР №1753142 А2, кл. F 16 К 3/00, 07.08.92).

Недостатком этих запорно-регулирующих устройств является сложность поворотного запорного органа, снижающая надежность его работы.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков, выбранным в качестве прототипа, является клапан запорно-регулирующий, содержащий корпус с входным и выходным каналами, в котором размещены два затвора: регулирующий, соединенный со штоком, перемещаемым приводом, и запорный, связанный со штоком, при этом клапан снабжен дополнительным затвором, седло которого закреплено в нижней части корпуса соосно с штоком, а запорный затвор выполнен тарельчатым, размещен на полом удлинении штока ниже регулирующего затвора по ходу потока среды и его седло закреплено в корпусе соосно с штоком, причем в полом удлинении штока выполнены радиальные отверстия, расположенные над тарельчатым затвором (патент РФ №2162179, 7 МПК F 16 К 1/44, 22.05.2000).

Недостатком клапана запорно-регулирующего является сложность конструкции, обусловленная наличием трех затворов: одного регулирующего и двух запорных, причем дополнительный (разгрузочный) затвор выполнен таким образом, что при использовании клапана с электроприводом для обеспечения герметичности затвора требуется точная настройка конечного выключателя электропривода.

Задача, достигаемая изобретением, состоит в том, чтобы создать такое техническое решение, при использовании которого упрощалась бы конструкция устройства и повышалась надежность его работы.

Для достижения названного технического результата в корпусе клапана запорно-регулирующего с входным и выходным каналами размещены два затвора, связанные с штоком, перемещаемым приводом.

Заявляемый клапан запорно-регулирующий отличается от прототипа тем, что первый затвор - разгрузочный - выполнен в виде охватывающей шток ступенчатой втулки-плунжера, установленной с возможностью осевого перемещения и фиксации ее в крайних положениях, причем разгрузочный затвор расположен соосно внутри второго - запорно-регулирующего затвора и в крайнем нижнем положении взаимодействует с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие в запорно-регулирующем затворе, который выполнен с уплотнительной поверхностью и размещен в седле с уплотнительным элементом, выполненном трубчатым с косыми отверстиями, расположенными до уплотнительного элемента по ходу потока среды, причем внутренний диаметр трубчатой части седла до уплотнительного элемента сопрягается с наружным диаметром запорно-регулирующего затвора, при этом последний установлен с возможностью осевого перемещения штоком через разгрузочный затвор вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента, причем запорно-регулирующий затвор за уплотнительной поверхностью выполнен трубчатым с радиальными отверстиями, через которые входной канал соединяется с выходным при открытом запорно-регулирующем затворе.

Предлагаемое изобретение изображено на чертеже, продольный разрез клапана в закрытом положении.

Клапан содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 каналами. Внутри корпуса размещены два затвора (в сборе), связанные с штоком 4, управляемым приводом 5. Шток выполнен ступенчатым с уплотнительным элементом 6 и буртом 7. Первый затвор - разгрузочный - выполнен в виде охватывающей шток ступенчатой втулки-плунжера 8 с уплотнительным элементом 9 и уплотнительной поверхностью 10, выполненной с разными эффективными площадями сечения на торцах, в результате чего ступенчатая втулка-плунжер имеет возможность осевого перемещения совместно со штоком, в котором имеется канал 11, сообщенный с атмосферой. Подвижность ступенчатой втулки-плунжера ограничена крайними положениями перемещения (верхним и нижним).

Ступенчатая втулка-плунжер расположена соосно внутри второго - запорно-регулирующего затвора 12 (в сборе) с уплотнительным элементом 13, разгрузочным отверстием 14, уплотнительной поверхностью 15 и трубчатой частью 16 с радиальными отверстиями 17, расположенной за уплотнительной поверхностью по ходу потока транспортируемой среды.

В крайнем нижнем положении ступенчатая втулка-плунжер взаимодействует своей уплотнительной поверхностью с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие, а в крайнем верхнем ограничена запорно-регулирующим затвором.

Запорно-регулирующий затвор размещен в седле 18 с уплотнительным элементом 19, выполненном трубчатым с косыми отверстиями 20, расположенными до уплотнительного элемента по ходу потока транспортируемой среды. Внутренний диаметр трубчатой части седла до уплотнительного элемента и наружный диаметр запорно-регулирующего затвора до уплотнительной поверхности выполнены сопрягаемыми. Запорно-регулирующий затвор установлен с возможностью осевого перемещения штоком через ступенчатую втулку-плунжер вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента и фиксации его в крайнем нижнем положении. В крайнем нижнем положении он взаимодействует своей уплотнительной поверхностью с уплотнительным элементом седла и отделяет выходной от входного канала клапана.

Клапан работает следующим образом. В исходном положении (закрыто) шток 4 находится в своем крайнем нижнем положении внутри ступенчатой втулки-плунжера 8, имея с ней зазоры как со стороны торца, так и со стороны бурта 7.

Запорно-регулирующий затвор 12 под действием давления транспортируемой среды своей уплотнительной поверхностью 15 прижимается к уплотнительному элементу 19 седла 18, герметично перекрывая поток транспортируемой среды из входного канала 2 в выходной 3.

Ступенчатая втулка-плунжер 8 под действием давления транспортируемой среды из-за разных эффективных площадей сечения на торцах своей уплотнительной поверхностью 10 прижимается к уплотнительному элементу 13 запорно-регулирующего затвора 12, герметично перекрывая разгрузочное отверстие 14.

При необходимости открытия клапана и регулирования расхода транспортируемой среды подают соответствующий сигнал на привод 5, который начинает перемещать шток 4 вверх до упора в ступенчатую втулку-плунжер 8. После этого шток 4 совместно с ней перемещается до момента соприкосновения ступенчатой втулки-плунжера 8 с запорно-регулирующим затвором 12 от уплотнительного элемента 13, открывая разгрузочное отверстие 14 для прохода среды, находящейся над запорно-регулирующим затвором 12, для его разгрузки. При дальнейшем движении шток 4 со ступенчатой втулкой-плунжером 8 перемещают запорно-регулирующий затвор 12 вдоль трубчатой части седла 18 от уплотнительного элемента 19, открывая проход транспортируемой среде из входного канала 2 через косые отверстия 20 и далее через радиальные отверстия 17 трубчатой части 16 в выходной канал 3. Регулирование расхода транспортируемой среды осуществляется перемещением штока 4 до необходимого положения и его остановкой. Каждому положению штока 4 соответствует определенное положение запорно-регулирующего затвора 12, обеспечивающее соответствующий расход транспортируемой среды через косые отверстия 20 и радиальные отверстия 17. Сопряжение наружного диаметра запорно-регулирующего затвора 12 и внутреннего диаметра седла 18 позволяет дросселировать поток транспортируемой среды через косые отверстия 20 седла 18 и радиальные отверстия 17 трубчатой части 16 запорно-регулирующего затвора 12 одновременно, при этом перепад давления оптимально распределяется между обеими ступенями по всему ходу запорно-регулирующего затвора 12.

При необходимости перекрытия потока транспортируемой среды подают соответствующий сигнал на привод 5, который начинает перемещать шток 4 вниз. Ступенчатая втулка-плунжер 8 под действием давления транспортируемой среды из-за разных эффективных площадей сечения на торцах перемещается вниз вместе со штоком 4. В свою очередь, запорно-регулирующий затвор 12 под действием перепада давления среды также перемещается вниз вместе со штоком 4 и ступенчатой втулкой–плунжером 8. Их совместное перемещение продолжается до тех пор, пока запорно-регулирующий затвор 12 своей уплотнительной поверхностью 15 не достигнет уплотнительного элемента 19 седла 18, герметично перекрывая его, а шток 4 и ступенчатая втулка-плунжер 8 продолжат свое движение вниз. Их совместное перемещение продолжается до тех пор, пока ступенчатая втулка-плунжер 8 своей уплотнительной поверхностью 10 не достигнет уплотнительного элемента 13, герметично перекрывая разгрузочное отверстие 14 запорно-регулирующего затвора 12, а шток 4 продолжит свое движение вниз. Перемещение штока 4 продолжается до тех пор, пока он не достигнет своего крайнего нижнего положения, соответствующего выключенному приводу.

Благодаря упрощению конструкции клапана обеспечивается повышение надежности его работы.

Похожие патенты RU2250407C2

название год авторы номер документа
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН 2007
  • Коблев Александр Нухович
RU2336452C1
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2007
  • Коблев Александр Нухович
RU2338942C1
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2007
  • Коблев Александр Нухович
RU2354876C1
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОТСЕКАЮЩИЙ 2008
  • Коблев Александр Нухович
RU2386880C1
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2005
  • Коблев Александр Нухович
RU2282772C1
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2004
  • Коблев Александр Нухович
RU2267682C1
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН 2004
  • Коблев Александр Нухович
RU2269051C1
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН 2007
  • Коблев Александр Нухович
RU2360168C1
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2006
  • Коблев Александр Нухович
RU2326275C1
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2006
  • Коблев Александр Нухович
RU2334147C1

Реферат патента 2005 года КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к отключающим устройствам, и предназначено для установки на технологических линиях газовых промыслов для перекрытия и регулирования транспортируемой среды. Клапан запорно-регулирующий содержит корпус. В корпусе с входным и выходным каналами размещены два затвора, связанные со штоком, перемещаемым приводом. Первый затвор - разгрузочный - выполнен в виде охватывающей шток ступенчатой втулки-плунжера. Последняя установлена с возможностью осевого перемещения и фиксации ее в крайних положениях. Разгрузочный затвор расположен соосно внутри второго - запорно-регулирующего затвора. В крайнем нижнем положении разгрузочный затвор взаимодействует с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие в запорно-регулирующем затворе. Запорно-регулирующий затвор выполнен с уплотнительной поверхностью и размещен в седле с уплотнительным элементом. Упомянутое седло выполнено трубчатым с косыми отверстиями. Эти отверстия расположены до уплотнительного элемента по ходу потока среды. Внутренний диаметр трубчатой части седла до уплотнительного элемента сопрягается с наружным диаметром запорно-регулирующего затвора. Последний установлен с возможностью осевого перемещения штоком через разгрузочный затвор вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента. Запорно-регулирующий затвор за уплотнительной поверхностью выполнен трубчатым с радиальными отверстиями. Через последние входной канал соединяется с выходным при открытом запорно-регулирующем затворе. Изобретение направлено на упрощение конструкции клапана и повышение надежности его работы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 250 407 C2

Клапан запорно-регулирующий, в корпусе которого с входным и выходным каналами размещены два затвора, связанные с штоком, перемещаемым приводом, отличающийся тем, что первый затвор, разгрузочный, выполнен в виде охватывающей шток ступенчатой втулки-плунжера, установленной с возможностью осевого перемещения и фиксации ее в крайних положениях, причем разгрузочный затвор расположен соосно внутри второго, запорно-регулирующего, затвора и в крайнем нижнем положении взаимодействует с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие в запорно-регулирующем затворе, который выполнен с уплотнительной поверхностью и размещен в седле с уплотнительным элементом, выполненном трубчатым с косыми отверстиями, расположенными до уплотнительного элемента по ходу потока среды, причем внутренний диаметр трубчатой части седла до уплотнительного элемента сопрягается с наружным диаметром запорно-регулирующего затвора, при этом последний установлен с возможностью осевого перемещения штоком через разгрузочный затвор вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента, причем запорно-регулирующий затвор за уплотнительной поверхностью выполнен трубчатым с радиальными отверстиями, через которые входной канал соединяется с выходным при открытом запорно-регулирующем затворе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2250407C2

КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2000
  • Давыдкин А.А.
  • Корженко М.А.
  • Лихачев А.В.
  • Ананенков А.Г.
  • Ахметшин Б.С.
  • Салихов З.С.
  • Якупов З.Г.
RU2162179C1
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН 1996
  • Гойдо М.Е.
  • Багаутдинов Р.М.
  • Бодров В.В.
RU2103583C1
Клапан 1979
  • Нащенков Валерий Михайлович
  • Майоров Анатолий Павлович
  • Васильченко Евгений Георгиевич
  • Ситняковский Юрий Анатольевич
  • Третьяков Валерий Федорович
  • Вишняков Владимир Захарович
SU806969A1
Устройство для выполнения быстрого преобразования Уолша 1987
  • Гнатив Лев Алексеевич
  • Бунин Сергей Георгиевич
  • Ширмовский Генадий Яковлевич
  • Шевчук Богдан Михайлович
SU1425707A1
Устройство для транспортировки длинномерных цилиндрических изделий 1976
  • Голубев Юрий Васильевич
  • Хйефец Георгий Наумович
  • Ланге Зельман Иосифович
  • Утин Иван Андреевич
  • Козинец Виктор Павлович
  • Бадерсков Михаил Тимофеевич
  • Гаджиев Тофик Маджидович
  • Иванова Татьяна Владимировна
SU620507A1
Самосвальное транспортное средство 1978
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Гроховский Юрий Вацлавович
  • Асцатуров Сергей Виленович
  • Матчанов Рафик Досчанович
SU753695A2

RU 2 250 407 C2

Авторы

Коблев А.Н.

Коновалов И.Л.

Ушенин А.В.

Даты

2005-04-20Публикация

2003-06-04Подача