СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2005 года по МПК B64D29/06 

Описание патента на изобретение RU2254269C1

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к силовым установкам летательных аппаратов.

Известна силовая установка летательного аппарата, содержащая двигатель, закрепленный на пилоне, и смонтированную на нем мотогондолу, включающую в себя воздухозаборник, закрепленный на входном фланце двигателя, и откидные капотные крышки мотогондолы с шарнирными узлами крепления (см. «Руководство по технической эксплуатации самолета ТУ-204», раздел 054, подраздел 020, стр.2, фиг.1, 1988 г.).

Однако в известной силовой установке кронштейны крепления капотных крышек расположены на двигателе, что не обеспечивает унификации установки двигателей на пилонах и при насыщенности расположения агрегатов и трубопроводов на поверхности двигателя приводит к увеличению миделя и трудностям его компоновки. Нагрузки, возникающие в процессе полета, передаются через кронштейны на капотные крышки, что приводит к снижению их ресурса и ресурса силовой установки в целом.

Задачей настоящего изобретения является увеличение ресурса и улучшение эксплуатационных возможностей путем унификации силовых установок.

Решение технической задачи достигается тем, что силовая установка содержит двигатель, закрепленный на пилоне, и смонтированную на нем мотогондолу, включающую в себя воздухозаборник, закрепленный на входном фланце двигателя, и откидные капотные крышки с шарнирными узлами крепления, при этом силовая установка снабжена двумя боковыми панелями, каждая из которых смонтирована между пилоном и капотной крышкой, передний конец каждой из боковых панелей закреплен на концевом шпангоуте воздухозаборника и включает в себя шарнирные узлы крепления, выполненные в виде сферического шарнира и регулируемого шарнирного подкоса, а задние узлы крепления боковой панели выполнены в виде шарнирного регулируемого подкоса, закрепленного на боковой панели и двигателе, и плавающего соединения, содержащего штырь, смонтированный на боковой панели, сопряженный со сферическим подшипником, установленным на двигателе, при этом шарнирные узлы для крепления капотных крышек установлены на каждой боковой панели.

На фиг.1 изображена силовая установка летательного аппарата в аксонометрии.

На фиг.2 изображен общий вид силовой установки летательного аппарата.

На фиг.3 - сечение А-А фиг.1, вид на концевой шпангоут воздухозаборника в районе крепления переднего конца боковых панелей.

На фиг.4 - сечение Б-Б фиг.2, вид на шарнирный узел передней подвески боковых панелей.

На фиг.5 - сечение В-В фиг.2, вид на регулируемый подкос передней подвески боковых панелей.

На фиг.6 - сечение Г-Г фиг.1, вид на стенку реверсивного устройства двигателя в районе задних узлов крепления боковых панелей.

На фиг.7 - сечение Д-Д фиг.5, вид на плавающее соединение в заднем узле крепления боковых панелей.

На фиг.8 изображен прототип.

Силовая установка летательного аппарата содержит воздухозаборник 1, закрепленный на входном фланце двигателя 2, смонтированного на пилоне 3 летательного аппарата, боковые 4 и 5 панели силовой установки, конструктивно выполненные в виде балок 6 коробчатого сечения, на которых установлены узлы крепления 7 капотных крышек 8 и 9, и балок 10 коробчатого сечения, примыкающих к пилону 3 через плавающее соединение 11 и к внутренней 12 и внешней 13 обшивкам. Боковые панели 4 и 5 закреплены между концевым шпангоутом 14 воздухозаборника 1 и стенкой реверсивного устройства 15 двигателя 2 и содержат передние и задние узлы крепления панелей 4 и 5. Передние узлы крепления включают в себя кронштейны 16, расположенные на стенке концевого шпангоута 14 воздухозаборника 1, кронштейны 17 со сферическим подшипником 18, установленные на боковых панелях 4 и 5 и стенке концевого шпангоута 14 воздухозаборника 1, а также быстросъемные шпильки 19 и шарнирный регулируемый подкос 20. Задние узлы крепления боковых панелей 4 и 5 включают в себя шарнирные регулируемые подкосы 21, закрепленные на боковых панелях 4 и 5 и двигателе 2, и плавающее соединение, состоящее из штыря 22, смонтированного в закрепленной на боковых панелях 4 и 5 направляющей обойме 23 и сопряженного со сферическим подшипником 24, установленным в кронштейне 25 на стенке реверсивного устройства 15 двигателя 2. Установленный на переднем узле крепления сферический шарнир 26 включает в себя вилку кронштейна 16, соединенную с ухом кронштейна 17, при этом в ухо кронштейна 17 заделан сферический подшипник 18.

Силовая установка летательного аппарата работает следующим образом.

Усилия, возникающие от аэродинамических нагрузок в процессе полета летательного аппарата в шарнирных узлах 7 навески капотных крышек 8 и 9, воспринимаются балками 6, которые включены в конструкцию панелей 4 и 5, и передаются в передней плоскости на концевой шпангоут 14 воздухозаборника 1 через быстросъемные шпильки 19 шарнирного узла 17, заделанного в балку 6, на кронштейн 16, установленный на концевом шпангоуте 14 воздухозаборника 1, а по задней плоскости - на стенку реверсивного устройства 15 через штырь 22, установленный в направляющей обойме 23, заделанной в балку 6, и входящим в сферическое кольцо 24 с возможностью его перемещения в продольном направлении, которое, в свою очередь, вставлено в кронштейн 25, установленный на стенке реверсивного устройства.

Возможность перемещения штыря 22 в сферическом кольце 24 кронштейна 25 позволяет компенсировать технологические погрешности, возникающие в процессе изготовления и монтажа боковых панелей 4 и 5 на двигателе 2, и не препятствует их возможному перемещению относительно конструкции двигателя 2 при его температурных расширениях.

Усилия, возникающие при закручивании боковых панелей 4 и 5 относительно продольной оси, которые действуют в процессе полета летательного аппарата, передаются в передней плоскости на стенку концевого шпангоута 14 воздухозаборника 1, а по задней плоскости - на стенку реверсивного устройства 15 с помощью регулируемых шарнирных подкосов 21, закрепленных одним концом к балкам 10 боковых панелей 4 и 5, сопряженными обшивками 13 через плавающее соединение 11 с пилоном 3, а другим концом - к стенке концевого шпангоута 14 воздухозаборника 1 и стенке реверсивного устройства 15 двигателя 2.

Такое крепление позволяет боковым панелям 4 и 5 не воспринимать усилия, возникающие при закручивании корпусов мотогондолы и двигателя 2 относительно друг друга на дистанции: плоскость концевого шпангоута 14 воздухозаборника 1 - стенка реверсивного устройства 15 двигателя 2 не препятствует взаимным температурным перемещениям конструкции мотогондолы и двигателя 2 и позволяет регулированием подкосов 20 и 21 обеспечить плавное сопряжение поверхностей боковых панелей 4 и 5, воздухозаборника 1 и реверсивного устройства 15 двигателя 2 с зазорами, необходимыми для выборки вышеперечисленных деформаций.

Использование изобретения позволит обеспечить увеличение ресурса узлов конструкции силовой установки и улучшить эксплуатационные возможности путем обеспечения унификации установок двигателей на пилонах.

Похожие патенты RU2254269C1

название год авторы номер документа
МОТОГОНДОЛА ВИНТОВАЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2022
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2785057C1
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки и способ его изготовления 2023
  • Вручтель Вильям Маркисович
  • Онуприенко Александр Витальевич
  • Байдеряков Сергей Васильевич
RU2819460C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1987
  • Доброскоков А.Л.
  • Козлов И.В.
  • Степанов Г.В.
RU1501456C
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
Комбинированная динамически-подобная аэродинамическая модель для разных видов аэродинамических испытаний 2023
  • Агуреев Павел Андреевич
  • Бондарев Александр Олегович
  • Булатов Альберт Игоревич
  • Вермель Владимир Дмитриевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Козырев Сергей Юрьевич
  • Назаров Александр Александрович
  • Рязанцев Алексей Васильевич
  • Трифонов Иван Владимирович
  • Усов Александр Викторович
  • Ходунов Сергей Владимирович
RU2808290C1
Крыло самолёта со съёмными нижними панелями, устройство для крепления нижних панелей и узел соединения подкоса с крылом 2016
  • Озерицкий Кирилл Владимирович
RU2647399C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
Способ подготовки и проведения испытаний на работоспособность входных и выходных устройств авиационного двигателя в аэродромных условиях и стенд для его осуществления 2019
  • Тихонов Владимир Николаевич
  • Балов Николай Иванович
  • Лавринович Николай Иванович
  • Щербак Наталья Анатольевна
  • Островзорова Юлия Генриховна
RU2718100C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СОДЕРЖАЩАЯ СМОНТИРОВАННЫЙ НА ДВУХ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ЛОЖЕМЕНТ, НЕСУЩИЙ КОРПУС ВЕНТИЛЯТОРА 2007
  • Рош Фредерик
  • Мартину Жан-Марк
RU2429168C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 254 269 C1

Реферат патента 2005 года СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к самолетостроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов. Силовая установка содержит двигатель, закрепленный на пилоне, смонтированную на нем мотогондолу, включающую в себя воздухозаборник, закрепленный на входном фланце двигателя, а также откидные капотные крышки с шарнирными узлами крепления. Силовая установка снабжена двумя боковыми панелями, каждая из которых смонтирована между пилоном и капотной крышкой. Передний конец каждой из боковых панелей закреплен на концевом шпангоуте воздухозаборника и включает в себя шарнирные узлы крепления, а задние узлы крепления боковых панелей выполнены в виде шарнирного регулируемого подкоса, закрепленного на боковой панели и двигателе, при этом шарнирные узлы для крепления капотных крышек установлены на каждой боковой панели. Технический результат заключается в увеличении ресурса узлов конструкции силовой установки и унификации установки двигателей на пилонах. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 254 269 C1

Силовая установка летательного аппарата, содержащая двигатель, закрепленный на пилоне, смонтированную на нем мотогондолу, включающую в себя воздухозаборник, закрепленный на входном фланце двигателя, и откидные капотные крышки с шарнирными узлами крепления, отличающаяся тем, что она снабжена двумя боковыми панелями, каждая из которых смонтирована между пилоном и капотной крышкой, передний конец каждой из боковых панелей закреплен на воздухозаборнике и включает в себя шарнирные узлы крепления, выполненные в виде сферического шарнира и регулируемого шарнирного подкоса, а задние узлы крепления боковых панелей выполнены в виде шарнирного регулируемого подкоса, закрепленного на боковой панели и двигателе, и плавающего соединения, содержащего штырь, смонтированный на боковой панели, сопряженный со сферическим подшипником, установленным на двигателе, при этом шарнирные узлы крепления капотных крышек установлены на каждой боковой панели.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2254269C1

RU 93043855 А, 20.08.1996
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1987
  • Доброскоков А.Л.
  • Козлов И.В.
  • Степанов Г.В.
RU1501456C
ГОНДОЛА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1987
  • Доброскоков А.Л.
  • Козлов И.В.
  • Степанов Г.В.
SU1436400A1
US 4044973, 30.08.1977.

RU 2 254 269 C1

Авторы

Шевчук И.С.

Гусаров В.А.

Яковлев В.П.

Солозобова О.В.

Корнеев И.В.

Даты

2005-06-20Публикация

2003-12-17Подача