Изобретение относится к области создания твердых ракетных топлив, эксплуатируемых в широком температурном диапазоне, которые могут применяться в различных ракетных системах в виде прочно скрепленных с корпусом ракетного двигателя зарядов. В настоящее время имеется ряд смесевых твердых ракетных топлив, созданных на основе полидивинилизопренового каучука, перхлората аммония (ПХА) и металлического горючего (алюминий дисперсный).
Компонентный состав этих топлив позволяет получить композиции с уровнем скорости горения от 6,0 до 45 мм/с при Р=100 кгс/см2 и t=20°C и возможность эксплуатации конструкций в диапазоне от минус 60 до 74°С. К недостаткам указанных топлив можно отнести длительный цикл полимеризации изделий (12-15 суток при температуре 80°С), невысокий уровень критических деформаций. Последнее устраняется в значительной степени изобретением по патенту RU 2170722 С1. Это топливо и принято в качестве прототипа для предлагаемого изобретения. Компонентный состав его и некоторые характеристики приведены в таблице. Композиция по патенту RU 2170722 С1 является наиболее близкой к заявляемому объекту по составу компонентов и ряду свойств.
Топливо имеет относительно малое время полимеризации при температуре 80°С (˜60-70 часов) и хорошие эластические свойства в широком температурном диапазоне (-60°-70°C). К недостаткам топлива-прототипа можно отнести узкий предел регулирования скорости горения (12-16 мм/с при 20°С и 100 кгс/см2). Изменение уровня скорости горения достигнуто изменением содержания железосодержащего катализатора скорости горения от 0 до 1,5 вес.%.
Однако для ряда изделий требуются топливные составы с более высоким уровнем скорости горения (до 25 мм/с при 20°С и давлении 100 кгс/см2) и улучшенными эластичными свойствами при положительных температурах. Кроме этого для обеспечения энергосберегающих технологий и производства зарядов желательно дальнейшее снижение времени полимеризации топлива до 15-30 часов.
Уровень скорости горения 25 мм/с может быть достигнут лишь при введении в состав топлива катализатора не менее 3,4 вес.%. Однако введение в состав топлива железосодержащего катализатора в количестве более 3 вес.%, который одновременно является пластификатором, приводит к изменению характеристик клеевого шва между топливным блоком и ЗКС корпуса в результате его миграции из топлива в ЗКС в процессе хранения, что может соответственно привести к изменению баллистических характеристик ракетного двигателя. Для предотвращения этого требуется принятие специальных мер, например, установки между топливным блоком и ЗКС экрана из алюминиевой фольги. Кроме этого, увеличение содержания катализатора приводит к снижению расчетного единичного импульса, что снижает эффективность ракетного двигателя, и увеличению рецептурной стоимости состава.
Технической задачей настоящего изобретения является создание на основе перхлората аммония, дисперсного алюминия и пластифицированного полидивинилизопренового каучука с концевыми эпоксидными группами, отверждаемого смесью полибутадиенового каучука с концевыми карбоксильными группами и ароматического амина (анилина) в присутствии катализаторов отверждения при содержании железосодержащего катализатора не более 2,5% топливной композиции с уровнем скорости горения до 25 мм/с при Р=100 кгс/см2 и t=20°C, времени полимеризации не более 30 часов при t=80°C, высокими эластическими характеристиками при положительных температурах и сохранением характеристик клеевого шва в процессе хранения без дополнительных мер по их обеспечению.
Задача решается за счет того, что твердое ракетное топливо, включающее перхлорат аммония, алюминий дисперсный, полидивинилизопреновый каучук с концевыми эпоксидными группами, полибутадиеновый каучук с концевыми карбоксильными группами, ароматический амин-анилин катализатор отверждения, железосодержащий катализатор скорости горения и пластификаторы, дополнительно содержит тонкодисперсный модифицированный хлорнокислый аммоний с сорбированным на его поверхности продуктом взаимодействия метилтрихлорсилана и воды, а в качестве полидивинилизопренового каучука с концевыми эпоксидными группами оно содержит полидивинилизопренуретановый каучук с концевыми эпоксидными группами при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Варианты топливных композиций, их основные свойства, а также состав и свойства топлива-прототипа (один из вариантов) приведены в таблице.
Из таблицы видно, что, используя в составе предлагаемого топлива тонкодисперсный модифицированный хлорно-кислый аммоний с сорбированным продуктом взаимодействия воды и метилтрихлорсилана соответствующего количества, позволяет получить при умеренном содержании катализатора-пластификатора скорости горения уровень скорости горения при 100 кгс/см2 и 20°С около 25 мм/с. При этом сокращается время полимеризации топливной массы до 15-30 часов, несколько увеличивается эластичность топлива при положительных температурах и сохраняются характеристики клеевого шва.
Дисперсность модифицированного хлорно-кислого аммония характеризуется удельной поверхностью, находящейся в пределах 7000-8500 см2/г, что соответствует среднемассовому размеру частиц 3,8-4,4 мкм. Толщина пленки сорбированного продукта на поверхности хлорно-кислого аммония определяется величиной молекул, образующихся при реакции воды и метилтрихлорсилана, и составляет 5,5-6,6 А0. Без модификации поверхности измельченных частиц в процессе измельчения хлорно-кислого аммония невозможно достигнуть упомянутой дисперсности частиц из-за их агрегирования (Ермилов П.И. «Диспергирование пигментов». М., Химия, 1971 г., стр.40-48).
Отсюда следует, что невозможно будет обеспечить требуемый уровень скорости горения при ограничении (<2,5 вес.%) содержания катализатора-пластификатора скорости горения.
Кроме этого, при взаимодействии сорбированного на поверхности частиц продукта с компонентами системы отверждения достигается дополнительный эффект ускорения отверждения. Этот эффект отсутствует при использовании хлорно-кислого аммония эквивалентной дисперсности с применением в качестве антислеживающей добавки, предотвращающей агрегирование, например, аэросила (Ермилов П.И. «Диспергирование пигментов». М., Химия, 1971 г.). Так время отверждения топлива, содержащего компоненты в том же соотношении, что и в формуле, но где вместо модифицированного вводился хлорно-кислый аммоний с аэросилом (0,15 вес.%), составило 62 часа вместо 15-27 часов.
Пример конкретного выполнения.
Состав готовят следующим образом. Полидивинилизопреновый каучук с концевыми эпоксидными группами (8,85%) смешивают с пластификаторами (олигомерным полидивинилизопреном, эфиром себациновой кислоты) - (4,32%), алюминием дисперсным - (18,9%). Параллельно готовится смесь отвердителей, включающая в себя полибутадиеновый каучук с концевыми карбоксильными группами - (0,7%), ароматический амин (анилин) - (0,11%) и железосодержащий катализатор скорости горения - (2%). Кроме этого, предварительно готовится рабочая смесь окислителя, включающая в себя 48,67% перхлората аммония разной дисперсности, модифицированного тонкодисперсного хлорно-кислого аммония с сорбированным на поверхности частиц продуктом взаимодействия воды и метилтрихлораллана - (16,25%), и катализатора отверждения - (0,12%).
Топливная масса готовится смешением всех компонентов в специальных смесителях при температуре 45-55°С и Рост. не более 15-20 мм рт.ст. и подается на операцию формования заряда твердого ракетного топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕРМОСТОЙКИЙ ГАЗОГЕНЕРИРУЮЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ ВЫСОКОПРОЧНЫХ СКВАЖИННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2002 |
|
RU2233975C2 |
ТВЕРДОЕ РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО | 2000 |
|
RU2170722C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2649573C1 |
РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО | 2021 |
|
RU2761188C1 |
ТЕРМОСТОЙКОЕ ГАЗОГЕНЕРИРУЮЩЕЕ ТВЕРДОЕ ТОПЛИВО | 2010 |
|
RU2451004C2 |
КЛЕЕВОЙ СОСТАВ | 2004 |
|
RU2259381C1 |
ЛЬДООБРАЗУЮЩЕЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2313936C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОЧНОСКРЕПЛЕННОГО С КОРПУСОМ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗАРЯДА СМЕСЕВОГО РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2374213C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ЛЕТУЧЕСТИ ИЗ ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ НА ОСНОВЕ КАРБОКСИЛАТНОГО КАУЧУКА ЖИДКИХ ФЕРРОЦЕНОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ВЫСОКОМОДУЛЬНАЯ ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА ОСНОВЕ КАРБОКСИЛАТНОГО КАУЧУКА И ЖИДКОГО ФЕРРОЦЕНСОДЕРЖАЩЕГО КАТАЛИТИЧЕСКИ АКТИВНОГО ПЛАСТИФИКАТОРА | 2003 |
|
RU2276162C2 |
СПОСОБ ГИДРОФОБИЗАЦИИ ПЕРХЛОРАТА АММОНИЯ | 2001 |
|
RU2211207C2 |
Изобретение относится к области создания твердых ракетных топлив, эксплуатируемых в широком температурном диапазоне и применяемых в двигателях с зарядами, прочно скрепленными с корпусом. Предложено твердое ракетное топливо, содержащее перхлорат аммония, алюминий дисперсный, полидивинилизопренуретановый каучук с концевыми эпоксидными группами, полибутадиеновый каучук с концевыми карбоксильными группами, ароматический амин - анилин, катализатор отверждения, железосодержащий катализатор скорости горения, пластификаторы и тонкодисперсный модифицированный хлорнокислый аммоний с сорбированным на его поверхности продуктом взаимодействия метилтрихлорсилана и воды. Изобретение направлено на создание твердого ракетного топлива с временем полимеризации не более 30 часов при t=80°С, с уровнем скорости горения до 25 мм/с при Р=100 кгс/см2 и t=20°C и с высокими эластическими характеристиками при положительных температурах. 1 табл.
Твердое ракетное топливо, включающее перхлорат аммония, алюминий дисперсный, полидивинилизопреновый каучук с концевыми эпоксидными группами, полибутадиеновый каучук с концевыми карбоксильными группами, ароматический амин - анилин, катализатор отверждения, железосодержащий катализатор скорости горения и пластификаторы, отличающееся тем, что топливо дополнительно содержит тонкодисперсный модифицированный хлорнокислый аммоний с сорбированным на его поверхности продуктом взаимодействия метилтрихлорсилана и воды, а в качестве полидивинилизопренового каучука с концевыми эпоксидными группами оно содержит полидивинилизопренуретановый каучук с концевыми эпоксидными группами при следующем соотношении компонентов, мас.%:
ТВЕРДОЕ РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО | 2000 |
|
RU2170722C1 |
US 3087844 A, 30.04.1963 | |||
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖИВАНИЯ СТРАТЕГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2427480C1 |
US 3779825 А, 18.12.1973. |
Авторы
Даты
2005-06-20—Публикация
2003-12-03—Подача