СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВНОГО КОЛЛЕКТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2005 года по МПК F28G11/00 

Описание патента на изобретение RU2255285C1

Изобретение относится к способам ремонта деталей газотурбинных двигателей, в частности к способам ремонта топливных коллекторов газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, судостроении, энергетическом машиностроении и других отраслях промышленности.

При эксплуатации двигателя внутренние стенки полости коллектора закоксовываются, что приводит к уменьшению проходного сечения, и, как следствие, - к закрытию дозирующих каналов форсунок, нарушению параметров температурного поля камеры сгорания, к ухудшению запуска двигателя и выходу из строя лопаток турбины, поэтому при ремонте коллекторов задача очистки коллектора от коксоотложений является одной из важных задач.

Известен способ очистки (ремонта) топливного коллектора газотурбинного двигателя от коксоотложений, включающий обработку поверхности озоном и последующую последовательную промывку нагретым кислородсодержащим растворителем и нагретым щелочным водным раствором, при этом перед началом промывки осуществляют дополнительную обработку поверхности нагретым водным раствором окислителя, а при промывке водным щелочным раствором добавляют ингибитор коррозии (см. патент РФ №2116381, Кл. C 23 G 5/00, опубл. 27.07.1998).

Недостатки данного способа следующие: недостаточно высокое качество очистки из-за невозможности полного удаления коксоотложений из труднодоступных мест топливного коллектора; способ трудоемок из-за дополнительной обработки поверхности и наличия моющего оборудования; недостаточно безопасен для окружающих, поскольку необходимо работать с растворителями; данный способ не позволяет сохранить целостность материала коллектора из-за коррозии, возникающей на поверхностях коллектора от промывки поверхностей.

Технический результат - оптимизация технологического процесса ремонта топливного коллектора газотурбинного двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе ремонта топливного коллектора газотурбинного двигателя, включающем очистку внутренней полости топливного коллектора от коксовых отложений, согласно изобретению, топливный коллектор устанавливают в печь, а очистку осуществляют путем нагрева печи до температуры возгорания коксовых отложений и подачи после нагрева печи до указанной температуры сжатого воздуха во внутреннюю полость топливного коллектора в течение 5-20 минут при давлении 2 кг/см2, после прекращения подачи сжатого воздуха топливный коллектор выдерживают в печи, затем топливный коллектор вынимают из печи и проводят контроль его внутренней полости.

Сжатый воздух подают при давлении 2 кг/см2 в течение 5-20 минут. Указанное сочетание давления и воздуха получено экспериментальным путем и зависит от времени эксплуатации топливного коллектора, режимов эксплуатации и используемых марок топлива. Только при сочетании давления 2 кг/см2 и времени 5-20 минут достигается полная (качественная) очистка внутренней поверхности топливного коллектора от коксовых отложений и обеспечивается оптимизация (наилучший вариант) технологического процесса ремонта топливного коллектора. При давлении больше 2 кг/см2 будут возникать дефекты на паяных соединениях топливного коллектора, что в дальнейшем приведет к невозможности повторного использования топливного коллектора в эксплуатации; при давлении меньше 2 кг/см2 воздух будет поступать в коллектор неравномерно, что приведет к некачественной очистке коллектора от коксовых отложений. Менее 5 минут воздух подавать нецелесообразно из-за невозможности удаления всех коксовых отложений за короткий промежуток времени, а более 20 минут подавать воздух не экономично.

Коллектор можно нагревать до температуры 600-800°С. Указанный диапазон соответствует оптимальной температуре возгорания коксовых отложений.

На чертеже схематично изображено устройство для реализации способа.

Устройство содержит печь 1 нагрева с расположенным в ней на подставке 2 топливным коллектором 3 с форсунками 4 без дозирующих деталей (или несколькими топливными коллекторами) и трубопроводом 5 подвода топлива, подсоединенным к шлангу 6 для подвода воздуха в коллектор 3.

Способ рассмотрен на примере ремонта топливного коллектора авиационного газотурбинного двигателя.

Способ осуществляется следующим образом.

Топливный коллектор 3 без дозирующих деталей форсунок 4 устанавливают в печи 1 на подставке 2, к трубопроводу 5 подвода топлива подсоединяют шланг 6 подвода сжатого воздуха, подсоединенный к технологической магистрали (на чертеже не показана). Печь 1 нагревают до температуры 700°С - температуры возгорания коксовых отложений - в течение 15 минут. Затем, не вынимая коллектор 3 из печи 1, осуществляют продувку внутренних полостей коллектора 3 воздухом при давлении 2 кг/см2 в течение 10 минут, поступающим из технологической магистрали.

Поступивший в полость коллектора 3 воздух обеспечивает процесс горения коксовых отложений, имеющихся на внутренних стенках коллектора 3, и удаляет продукты горения через топливные каналы форсунок 4. После прекращения подачи воздуха коллектор 3 выдерживают в остывающей печи 1 в течение 10 минут, что позволяет избежать термических напряжений, возникающих в деталях при резком перепаде температур и приводящих к образованию трещин в материале детали.

Затем коллектор вынимают из печи 1, и проводят контроль качества (степени) очистки коллектора путем проверки чистоты рабочей жидкости, проходящей через коллектор, а также путем контроля качества распыла топлива форсунками 4 коллектора 3 и проверки гидравлических параметров коллектора 3.

В случае неудовлетворительной очистки ремонт проводят повторно.

Осевшие в печи продукты горения удаляют из печи по мере необходимости.

Воздух во внутренние полости коллектора подают при комнатной температуре - 18-25°. Скорость подачи воздуха, давление и количество подаваемого воздуха выбирается экспериментальным путем.

В качестве источника сжатого воздуха вместо воздушной технологической магистрали может быть применен баллон или другая емкость со сжатым воздухом.

Похожие патенты RU2255285C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТОПЛИВНОГО КОЛЛЕКТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ КОКСОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И НАГАРА 2006
  • Поклад Валерий Александрович
  • Оспенникова Ольга Геннадиевна
  • Орлов Михаил Романович
  • Минаков Александр Иванович
RU2325606C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДЕТАЛЕЙ ТОПЛИВНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОТ НАГАРА И УГЛЕРОДНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ 2015
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Оспенникова Ольга Геннадиевна
  • Орлов Михаил Романович
  • Карачевцев Федор Николаевич
  • Григоренко Валентина Борисовна
  • Исходжанова Ирина Васильевна
  • Дворецков Роман Михайлович
RU2614441C1
ТОПЛИВНЫЙ КОЛЛЕКТОР С ФОРСУНКАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Шамбан Марк Александрович
  • Фетисов Максим Викторович
  • Широкова Елена Алексеевна
RU2362030C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ФОРСУНОК КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ КОКСООТЛОЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Быченков Е.Ю.
  • Шамбан М.А.
  • Файнгелерин Э.Т.
  • Лабзин В.Д.
  • Яновский Л.С.
  • Федоров Е.П.
  • Сапгир Г.Б.
RU2033546C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ КОЛЛЕКТОРА С ФОРСУНКАМИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПРОДУКТОВ КОКСОВАНИЯ ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Скибин В.А.
  • Яновский Л.С.
  • Иванов В.Ф.
  • Шамбан М.А.
RU2224126C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДВУХКОНТУРНЫХ ФОРСУНОК КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПРОДУКТОВ КОКСОВАНИЯ ТОПЛИВА И НАГАРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Пиралишвили Шота Александрович
  • Евдокимов Олег Анатольевич
  • Веретенников Сергей Владимирович
  • Емец Андрей Александрович
  • Элькес Александр Александрович
RU2650438C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2014
  • Вакушин Сергей Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мокрынский Игорь Валерьевич
  • Париевский Владимир Васильевич
RU2548234C1
Способ очистки поверхностей деталей машин и газовыхлопных трактов от нагара 2018
  • Пониматкин Владимир Павлович
  • Кириллов Николай Геннадьевич
  • Тимкин Владимир Викторович
RU2691350C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТОПЛИВНОГО КОЛЛЕКТОРА С ФОРСУНКАМИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПРОДУКТОВ КОКСОВАНИЯ ТОПЛИВА 2014
  • Ваганов Виктор Михайлович
  • Габитов Фаризан Ракибович
  • Гончаров Владимир Гаврилович
  • Гумеров Фарид Мухамедович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Тарасенко Владимир Георгиевич
  • Федоров Сергей Андреевич
RU2561367C1
СПОСОБ ПРОМЫВКИ ФОРСУНОК ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ДГ-90Л2.1 2017
  • Кучин Олег Андреевич
  • Калинин Иван Сергеевич
  • Екимов Игорь Анатольевич
RU2696525C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВНОГО КОЛЛЕКТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к способам ремонта деталей газотурбинных двигателей, в частности к способам ремонта топливных коллекторов газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, судостроении, энергетическом машиностроении и других отраслях промышленности. В способе ремонта топливного коллектора газотурбинного двигателя, включающем очистку внутренней полости топливного коллектора от коксовых отложений, согласно изобретению, топливный коллектор устанавливают в печь, а очистку осуществляют путем нагрева печи до температуры возгорания коксовых отложений и подачи после нагрева печи до указанной температуры сжатого воздуха во внутреннюю полость топливного коллектора в течение 5-20 минут при давлении 2 кг/см2, после прекращения подачи сжатого воздуха топливный коллектор выдерживают в печи, затем топливный коллектор вынимают из печи и проводят контроль его внутренней полости. Коллектор можно нагревать до температуры 600-800°С. Изобретение позволяет удалять коксовые отложения со стенок внутренней полости топливного коллектора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 255 285 C1

1. Способ ремонта топливного коллектора газотурбинного двигателя, включающий очистку внутренней полости топливного коллектора от коксовых отложений, отличающийся тем, что топливный коллектор устанавливают в печь, а очистку осуществляют путем нагрева печи до температуры возгорания коксовых отложений и подачи после нагрева печи до указанной температуры сжатого воздуха во внутреннюю полость топливного коллектора в течение 5-20 мин при давлении 2 кг/см2, после прекращения подачи сжатого воздуха топливный коллектор выдерживают в печи, затем топливный коллектор вынимают из печи и проводят контроль его внутренней полости.2. Способ ремонта по п.1, отличающийся тем, что коллектор нагревают до температуры 600-800°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2255285C1

СПОСОБ ОЧИСТКИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ОТ ТВЕРДЫХ УГЛЕРОДИСТЫХ И АСФАЛЬТЕНО-СМОЛИСТЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 1997
  • Иванов В.Ф.
  • Яновский Л.С.
RU2116381C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ГИЛЬЗ-ТРУБ В ГОРЯЧЕМ СОСТОЯНИИ 0
  • А. В. Сафь Нов, А. Г. Асри Нц, В. А. Логовиков, А. П. Шпырев, Л. И. Лапин П. И. Юдина Чел Бинский Трубопрокатный Завод
SU395144A1
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ТЕРМИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ОСАДКОВ С ПОВЕРХНОСТИ ВНУТРЕННИХ ЭЛЕМЕНТОВ АППАРАТОВ 2000
  • Иванов И.А.
  • Петров С.Н.
  • Михаленко С.В.
  • Бурганов Ф.С.
  • Матюхин Ю.Е.
  • Мирочник В.Л.
  • Бабкин В.А.
  • Лавров А.И.
  • Ловырев П.Б.
  • Макшанов В.С.
RU2182920C1

RU 2 255 285 C1

Авторы

Елисеев Ю.С.

Гольнев Б.В.

Клюев В.П.

Даты

2005-06-27Публикация

2003-12-05Подача