Изобретение относится к области оборудования автомобильной техники и предназначено для удовлетворения потребностей информационного контакта автомобилистов с другими участниками дорожного движения, т.е. преодоление «языкового барьера», обусловленного так называемым «заточением» водителя внутри автомобиля.
Устройство применяется в условиях проблемных ситуаций на дороге (пробки, обилие пешеходов и пр.) в случаях, когда водителю становится недостаточно имеющихся средств сигнального оборудования и он прибегает к подаче дополнительной информации, например с помощью жестов. Для удовлетворения таких потребностей устройство снабжено световой частью, являющейся, по сути, «повторителем» и «проявителем» наиболее распространенных знаков, водителя, скрытого за стеклами автомобиля, и при других обстоятельствах, препятствующих информационному контакту между участниками дорожного движения, а также системой разделения звуковых сигналов в зависимости от назначения.
Известно, что в области оборудования автомобильной техники широкое применение нашло устройство подачи звукового сигнала, включающее одноконтактную клавишу, располагающуюся в середине окружности рулевой колонки, элемент или группа элементов воспроизведения звука и связывающий, а также подающий эл. питание, провод, также известны сигналы дальним светом фар, предупреждения о торможении и поворотах (см. Ю.П.Чижов «Электрооборудование автомобиля. Курс лекций». М.: Машиностроение, 2002 г.). Наиболее близким аналогом изобретения является Предупредительно-оповестительная локальная информационная система для автотранспортных средств (RU 2173890 С2, G 08 G 1/01, 20.09.2001 г.) По сути, Автомобильное сигнальное устройство, включающее средство посыла информации, выполненное в виде переключателя на пульте управления и снабженное электронным блоком, звуковой элемент, представляющий собой аудиоаппаратуру транспортного средства, проводной орган связи, включенный между средством посыла информации и звуковым элементом, и электрическое питающее звено. Принято за прототип.
К причинам, препятствующим достижению указанного результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что:
1. «Сообщение, которое водитель ...считает необходимым передать ближайшим участникам дорожного движения, набирается им на пульте блока...», что требует временных затрат и переноса внимания на пульт.
2. ... «каждый звуковой сигнал, произносимый водителем, поступает в микрофон, усиливается, преобразуется в код и запоминается...»
Каждый человек - индивидуальность, будут ли его коды понятны другим участникам движения?
3. Для полноценного использования устройства принятого за прототип видится необходимость оснащения аналогичными системами всех остальных транспортных средств участников дорожного движения, постов ГИБДД, железнодорожных переездов, дорожных знаков и пр., что ближе к области фантастики и не реализуемо на сегодняшний день.
4. Известное устройство не подразумевает в своем назначении слова - символы, направленные на уступку приоритета, приветствия, благодарности, извинения и т.д.
5. Задачи, на решение которых направлено известное устройство, вполне регулируется действующими правилами дорожного движения, в остальных едва ли видна необходимость. Например, чтобы вызвать медицинскую или техническую помощь, можно использовать известный телефон, а о метеоусловиях узнать из радиопередач.
6. Известное устройство, принятое за прототип, в отличие от предлагаемого изобретения не направлено на применение его по отношению к пешеходам, являющимся также участниками дорожного движения.
Задачами, на решение которых направлено Автомобильное сигнально-знаковое устройство с разделителем информации по назначениям, являются:
а. Преодоление языкового барьера между участниками дорожного движения.
б. Предоставление новых возможностей водителям, прибегающим к предварительной уступки приоритета или для указания на право приоритета другими участниками дорожного движения в достижении быстрой разборки дорожной ситуации.
в. Снижение случаев дорожно-транспортных происшествий.
г. Повысить культуру дорожного движения.
Техническим результатом изобретения является доступность средства, в качестве своеобразного переводчика на более понятный язык по сравнению с языком жестов, (который к тому же бесполезен в темное время суток), предоставляющего водителям возможности самостоятельного урегулирования дорожных ситуаций, что значительно расширяет эффективность автомобильных технических средств сигнально-информационного характера.
Указанный технический результат достигается тем, что, учитывая общие признаки с известным устройством, изобретение не включает в свою конструкцию сложные дорогостоящие технические решения, доступно и применимо на любом существующем или создающемся автотранспортном средстве.
Актуальность внедрения в жизнь предлагаемого устройства доказывается средствами массовой информации. Так, в 16:30 07 июня 2004 года на радио «Шансон» (диапазон 103,0 FM в Москве) в рубрике «Автоновости» говорилось о проекте закона штата Нью-Джерси, связанном с озабоченностью властей об ухудшении взаимоотношений водителей, и предложении внедрения в жизнь включающейся таблички на каждом автомобиле со словами извинения («сори»). Именно такой понятный для всех звуковой символ, как один из вариантов работы устройства, может присутствовать и в предлагаемом изобретении. Также в 11:30 11 августа 2004 года на радио «Диско» в Москве говорилось о разработках концерна «Тайота», связанных с оснащением автомобилей устройством, близким по назначению с предлагаемым в данной заявке изобретением.
На чертежах представлено следующее.
На фиг.1 изображен общий вид сигнально-знакового устройства; на фиг.2 изображена группа одноконтактных клавиш как альтернатива джойстику, способная заменить собой аналоговую одноконтактную клавишу, встроенную в центр рулевой колонки (при условии, что этот центр будет оставаться неподвижным при повороте руля); на фиг.3 изображены варианты включения лампочек световой части изобретения; на фиг.4 изображен джойстик (вид сверху). Стрелки указывают возможное количество направлений рычажка джойстика, т.е. количество вариантов работы.
Сигнально-знаковое устройство включает в себя джойстик 1 с альтернативой на группу одноконтактных клавиш 2, снабженный памяткой звуковых символов «гоу-гоу» в двух направлениях, «хелло» и «такси», способный крепиться в удобном для доступа месте салона автомобиля при помощи, например присоски (не показано), снабженный рычажком джойстика 3, способным отклонятся в стороны для включения одного из вариантов работы устройства, запрограммированных в скрытый в корпусе джойстика 1, электронный блок, звуковые элементы 4, способные воспроизводить как музыку, так и речь с возможностью крепления, например болтового (не показано), в передней части подкапотного отделения; световое табло 5, которое по сути является салонным зеркалом заднего вида, внешняя сторона корпуса которого снабжена диодами 6 или лампочками другого типа преимущественно зеленого цвета, своим расположением создающие стрелки-указатели и одновременно флажки 7 с альтернативой на другие фигуры-знаки.
Корпус такого табло снабжен микросхемой, содержащей рабочие программы включения лампочек.
Все части устройства объединены проводной 8 или радиосвязью по схемам:
А) Джойстик - электронный блок - звуковые элементы;
Б) Джойстик - микросхема - световое табло.
Устройство работает следующим образом.
Посредством умственного анализа дорожной ситуации выбирается направление физического воздействия на рычажок 3 джойстика 1, после чего тот отклоняется в заданном направлении. По проводной связи 8 или радиосвязи подается команда звуковому элементу 4 через электронный блок и одновременно световому табло 5 через микросхему на обработку выбранного варианта, например, со звуковым символом «гоу-гоу» влево. При этом лампочки 6 светового табло 5 немедленно включаются в композиции «а» на время 0,4 секунды, которая без перерыва во времени сменяется композицией «б» на время 0,4 секунды. Функция повторяется после полного отключения лампочек на 0,2 секунды, а разница состоит в том, что теперь композиция «а» включается только на 0,2 секунды.
Звуковые элементы 4, так же, как световое табло 5, по поступлении команды джойстика 1 начинают действовать немедленно, а промежуток между началом звучания первого «гоу» и началом звучания второго «гоу» составляет 0,6-0,7 с.
Схематично работа устройства выглядит так:
1. Команда джойстика - композиция «А» - 0,4 секунды - начало воспроизведения звукового символа «гоу-гоу»
2. Композиция «Б» - 0,4 секунды
3. Полное отключение лампочек - 0,2 секунды
4. Композиция «А» - 0,2 секунды
1. Композиция «Б» - 0,4 секунды
2. Повтор пунктов - 3; 4; 5.
3. Готовность устройства к осуществлению следующего или повтору предыдущего варианта работы.
Вариант «гоу-гоу» вправо работает аналогично, только теперь стрелка указывает противоположное направление.
В других вариантах, например со звуковыми символами «хелло» и «такси», табло 5 может работать с альтернативой, например поочередной сменной композиций «в» и «г», что напоминает собой машущий флажок, задачей которого является привлечение внимания и идентификация автомобиля, подающего сигнал. Конструкция джойстика 1 такова, что он не требует удержания рычажка 3 в наклонном состоянии. В исходное положение рычажок 3 возвращается автоматически, однако заданная им программа отрабатывается до конца.
Рассмотренный вариант со звуковыми символами «гоу-гоу» помогает водителям в урегулировании дорожных ситуаций самостоятельно, т.е. без вмешательства регулировщиков ГИБДД.
Например:
- При повороте - указывать на преимущество в движении пешеходам, колеблющимся перейти улицу на зеленый сигнал светофора.
- Помогать выезжающим в часы «пик» на главную дорогу, т.е. уступать право приоритета ожидающим возможность выехать водителям, однако, создающим опасность ДТП.
- Вносить ясность в ситуациях во время пробок.
- Указывать на право завершить переход пешеходам, не успевшим перейти на зеленый сигнал светофора.
- Указывать на право приоритета начинающим водителям и пр.
Использование варианта «хелло» указывает на направленность сигнала во время не редко встречающихся приветствий на дороге, что не озадачивает и не пугает других участников дорожного движения.
Использование варианта «такси» также не отвлекает других от дороги, помогает потенциальным пассажирам обнаружить автомобиль, предлагающий услуги такси, а водителям привлечь внимание клиентов. В этом варианте возможно использование известного, только слегка изменившего форму, зеленого огонька «такси».
Поочередным включением звуковых символов можно составлять целые предложения, например «хелло, такси, гоу-гоу».
Возможности электроники и конструкции джойстика позволяют устройству справиться как минимум еще с четырьмя направлениями рычажка 3 джойстика 1 и довести количество символов до восьми, как показано стрелками на фиг.4 (джойстик 1, вид с верху). А также оборудовать устройство регулятором громкости, аксессуарами, позволяющими объединить звуковые элементы с автомагнитолой и пр.
Изобретение относится к сигнальному оборудованию автомобилей. Устройство включает в себя средство посыла информации, выполненное в виде переключателя на пульте управления, электронный блок, элементы воспроизведения звуковых и световых символов, электропитающее звено, проводной или беспроводный орган связи между средством посыла информации и элементами воспроизведения звуковых и световых символов. Переключатель пульта управления представляет собой многопозиционный джойстик. Электронный блок выполнен с возможностью создания или считывания ранее записанной речи для элемента воспроизведения звуковых символов, обеспечения рабочими программами элемента воспроизведения световых символов, а также подачи соответствующих команд к элементам воспроизведения звуковых и световых символов. Элемент воспроизведения световых символов выполнен, например, в виде табло и установлен в обозреваемом месте автомобиля. Изобретение позволяет преодолеть языковой барьер между участниками дорожного движения, снизить число дорожно-транспортных происшествий и повысить культуру дорожного движения. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНО-ОПОВЕСТИТЕЛЬНАЯ ЛОКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1999 |
|
RU2173890C2 |
US 4359714 А, 16.11.1982 | |||
RU 94036155 A1, 10.07.1996 | |||
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2124448C1 |
Авторы
Даты
2005-09-27—Публикация
2002-09-04—Подача