УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2013 года по МПК B60K28/06 B60T7/14 

Описание патента на изобретение RU2478488C2

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к средствам безопасности.

Наиболее тяжелыми последствиями характеризуются дорожно-транспортные происшествия с лобовым столкновением автомобилей встречного направления, причем скорости в междугородном движении значительно выше, чем на городских дорогах, поэтому и последствия здесь более трагические.

Причиной дорожно-транспортных происшествий, связанных с выездом на встречную полосу на загородных трассах, чаще всего становится сон водителя во время управления автомобилем (например: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D1%81%D0%BD%D1%83%D0%BB+%D0%B7%D0%B0+%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC&lr=193). Убаюкивающее воздействие на водителя оказывает однообразный пейзаж, продолжительное монотонное движение в едином ритме, не требующее от него какой-либо активности.

Также возможны случаи потери сознания водителем во время управления автомобилем при обморочных состояниях, сердечно-сосудистых заболеваниях и т.п.

Известно устройство Stop Sleep (http://www.zr.ru/a/247537/), помогающее водителю не уснуть за рулем, но оно не предусматривает принудительной остановки неуправляемого транспортного средства в случае потери сознания водителем.

С целью повышения безопасности дорожного движения за счет предотвращения таких дорожно-транспортных происшествий, заявленным изобретением предусмотрено использование в автомобилях, преимущественно в автобусах и тяжелых транспортных средствах, осуществляющих междугородное сообщение (далее ТС), устройства контроля бдительности водителя.

Указанное устройство вступает в действие при условии отсутствия в течение определенного времени со стороны водителя активности, связанной с переключением передач, торможением или набором скорости, поворотами руля.

Устройство представляет собой установленный в приборной панели ТС передатчик, который периодически подает модулированный сигнал инфракрасного излучения, по принципу телевизионного пульта, на автономный приемник, надеваемый на запястье водителя, подобно наручным часам. Источником питания наручного приемника служит аккумулятор, аналогичный используемым в мобильных телефонах, с возможностью подзарядки от сети автомобиля.

В указанном наручном приемнике от полученного сигнала запускается звонок, работающий в виброрежиме, чтобы не беспокоить сменного водителя и пассажиров. Звонок выведет водителя из дремотного состояния и позволит ему своевременно принять меры к недопущению выезда на полосу встречного движения.

Для прекращения звонка нужно нажать кнопку, расположенную на панели управления ТС таким образом, чтобы водитель, тянущийся к ней, был вынужден изменить свое положение, что исключает автоматизм его действий. Нажатие кнопки размыкает контакт в передатчике, прекращая посыл сигнала.

В случае отсутствия в течение определенного времени реакции водителя на виброзвонок замыкаются контакты реле в цепи звукового сигнала и аварийной сигнализации ТС, привлекающих внимание водителей не только попутных, но и встречных автомобилей. Если и теперь водитель не реагирует, замыкается контакт в цепи катушки соленоида принудительного срабатывания тормозной системы.

Остановившееся на полосе движения ТС с включенными звуковым сигналом и аварийной сигнализацией привлечет внимание других участников движения, которые вызовут аварийные службы и окажут первую помощь.

Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому изобретению являются авторское свидетельство СССР №680010 от 15.08.1979, G08B 23/00, B60Q 9/00, B60T 7/14, авторское свидетельство СССР №246330 от 11.06.1969, B60T 7/14 и авторское свидетельство СССР №703385 от 15.12.1979, B60Q 9/00, G08B 23/00, B60T 7/14, в которых представлены устройства контроля функционального состояния водителя автомобиля.

Преимуществами заявляемого устройства являются компактность и отсутствие проводной связи между водителем и приборной панелью ТС.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение безопасности дорожного движения за счет:

- использования в ТС системы контроля бдительности водителя;

- периодической проверки функционального самочувствия водителя и выведения его из дремотного состояния;

- остановки неуправляемого ТС с помощью принудительного срабатывания тормозной системы;

- своевременного предупреждения других участников движения об аварийной ситуации на дороге.

Использование в ТС устройства контроля бдительности водителя заключается в периодической проверке его функционального самочувствия с целью выведения из дремотного состояния, остановки неуправляемого ТС с помощью принудительного срабатывания тормозной системы, своевременного предупреждения водителей других ТС об аварийной ситуации на дороге.

Новыми существенными признаками заявляемого изобретения являются:

- повышение безопасности дорожного движения;

- использование в ТС системы контроля бдительности водителя;

- периодическая проверка функционального самочувствия водителя и выведение его из дремотного состояния;

- остановка неуправляемого ТС с помощью принудительного срабатывания тормозной системы;

- своевременное предупреждение других участников движения об аварийной ситуации на дороге.

Указанные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, обладает новизной, для специалиста явным образом из уровня техники не следует.

Похожие патенты RU2478488C2

название год авторы номер документа
СИГНАЛ ЗАДНЕГО ХОДА АВТОМОБИЛЯ 2012
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2488496C2
ПЕДАЛЬНЫЙ УЗЕЛ АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2466037C2
ОБЪЕДИНЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА И ТОРМОЗА 2012
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2490144C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕДАЛЕЙ 2013
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2524282C2
ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЕМ И ЗАМЕДЛЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ 2014
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2576827C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕДАЛЕЙ 2012
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2499691C1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРИЦЕП 2011
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2473435C2
МНОГООБЪЕМНАЯ БЕЗОПАСНАЯ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА 2013
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2526791C2
АВТОМОБИЛЬНОЕ ПАРКОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2012
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2489282C2
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ГОЛОВЫ И ШЕИ 2014
  • Небольсин Владимир Алексеевич
RU2554330C1

Реферат патента 2013 года УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к средствам безопасности управления автомобильным транспортом. Передатчиком подается модулированный сигнал инфракрасного излучения на автономный приемник, надеваемый на запястье водителя. В указанном приемнике от полученного сигнала запускается виброзвонок, отключаемый кнопкой, расположенной на панели управления транспортного средства. В случае отсутствия реакции водителя на виброзвонок замыкаются контакты реле в цепи звукового сигнала и световой аварийной сигнализации автомобиля. Если же и после этого реакции водителя не последует, то неуправляемое транспортное средство останавливается с помощью принудительного срабатывания тормозной системы. Изобретение повышает безопасность дорожного движения.

Формула изобретения RU 2 478 488 C2

Устройство контроля функционального состояния водителя автомобиля, состоящее из передатчика, подающего модулированный сигнал инфракрасного излучения на автономный приемник, надеваемый на запястье водителя, отличающееся тем, что в указанном приемнике от полученного сигнала запускается виброзвонок, отключаемый кнопкой, расположенной на панели управления транспортного средства, в случае отсутствия реакции водителя на виброзвонок замыкаются контакты реле в цепи звукового сигнала и световой аварийной сигнализации автомобиля, если же и после этого реакции не последует, то неуправляемое транспортное средство останавливается с помощью принудительного срабатывания тормозной системы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2478488C2

KR 20060098727 A, 19.09.2006
JP 10258657 A, 29.09.1998
JP 11078591 A, 23.03.1999
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВРЕМЕННОЙ ШКАЛЫ 1995
  • Омаров О.А.
  • Эльдаров Ш.Ш.
RU2098769C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАСЫПАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Жубреев Сергей Васильевич
RU2370380C1

RU 2 478 488 C2

Авторы

Небольсин Владимир Алексеевич

Даты

2013-04-10Публикация

2011-05-12Подача